СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по предмету история России

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка конспекта урока по истории России 6 класс. Тема  - Культура Древней Руси

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по предмету история России»

Конспект урока для 6А класса по предмету история России

Тема урока: Культура Древней Руси.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок с элементами самостоятельной работы учащихся

Цель: познакомить учащихся с происхождением и особенностями древнерусской культуры; охарактеризовать уровень грамотности и образованности населения, уровень развития ремесла, техники, изобразительного искусства Древней Руси.

Ожидаемые результаты. На уроке учащиеся смогут:

а) в области знаний:

1. раскрыть особенности и происхождение древнерусской культуры;

2. объяснить понятия: миниатюра, патриотизм, самобытный, житие;

б) в области умений и навыков смогут проявить:

1. умение работать с текстом учебника: читать внимательно, искать необходимый смысл и отвечать на поставленный вопрос;

2. умение использовать новые термины и понятия;

в) в области качеств, отношений, ценностей проявить:

1. интерес к самостоятельному поиску информации на уроке по учебнику;

2. любознательность и уважение к культурно - историческому прошлому человечества.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация “Культура Древней Руси”.

Учебная литература: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.:Просвещение, 2009.- 256 с.

Рабочая тетрадь по истории России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г.

Дополнительная литература: С. В. Агафонов Тематическое и поурочное планирование по истории России с древнейших времён до конца XVI века. Стр. 47

Основные понятия: культура, духовная культура, материальная культура, былины, житие, слово, скань, зернь, эмаль, кольчуга.

Выдающиеся личности: Нестор-летописец, Иларион.

План урока.

1. Оргмомент (2 мин)

2. Проверка домашнего задания ( 10 мин )

3. Изучение нового материала ( 20 мин )

а) Что такое «культура»?

б) Письменность и грамотность

в) Фольклор

г) Архитектура и изобразительное искусство.

д) Художественное ремесло

4. Закрепление изученного материала ( 6 мин)

5. Итоги урока. Рефлексия (6 мин)

6. Домашнее задание ( 1 мин)

Ход урока:

1. Оргмомент ( 2 мин) ( Приветствие)

2. Проверка домашнего задания (10 мин)

Задание № 1. Установите соответствие между названием племен и местностью, где они жили.

Название племени

Местность, где оно проживало

1. Древляне

А)Болота

2. Дреговичи

Б) Леса

3. Ильменские словене

В) Поля

4.Полочане

Г) Река Полота

5. Поляне

Д) Берега озера Ильмень

Ответ:

1

2

3

4

5

В

а

д

Г

б

Задание № 2. Назовите божества в которых верили язычники:

1.Бог солнца у восточных славян – Ярило.

2.Бог Грома и Молнии – Перун.

3.Повелитель ветра – Стрибог.

4.Покровитель скотоводства – Велес.

5.Кто обитал в чаще темного леса? ( Леший)

6.Кто жил по представлениям славян в озере? ( Водяной)

Задание № 3. Соотнесите высказывание с именем князя, которому оно принадлежит.

Имя князя

Высказывание

1. Олег

А) Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае – там, середина земли моей

2. Игорь

Б) Это ( Киев) будет мать городам русским

3. Святослав

В) Идите с данью домой, а я возвращусь

Ответ:

1

2

3

Б

в

А

Задание № 4. Назовите понятие по определению:

1.Название общины в Древней Руси – вервь.

2.Народное собрание на Руси – вече.

3.Что такое повседневная жизнь? – быт.

4.Натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов – дань.

5.Объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани – полюдье.

6.Места сбора дани, установленные княгиней Ольгой – погосты.

7.Размер дани – уроки.

8.Княжеские раздоры на Руси – усобицы.

3. Изучение нового материала (20 мин)

а) Рассказ учителя: Сегодня мы будем говорить о культуре Древнерусского государства. Познакомимся с великим наследием наших предков. Культура – это не только произведения искусства, но и идеи, представления, идеалы, бытовые привычки, духовная и религиозная жизнь, язык. Славяне за первые создали обширную, самобытную культуру, о которой мы и будем сегодня говорить. В культуре Древней Руси можно выделить несколько этапов:

1) Культура восточного славянства – традиции язычества;

2) Культура Киевской Руси – достижения восточных славян и христианской культуры Византии;

3) Культура древнерусского государства – патриотический мотив народных сил.

Давайте теперь запишем данные этапы и понятие «культура» в тетрадь .

Культура – это совокупность созданных обществом материальных и духовных ценностей.

Культура славян формировалась не изолированно, а на базе уже имеющихся культурных образцов. Культура славянских племен, культура Византии, культура иных соседних народов (Хазарский каганат, Волжская Булгария, угро-финские племена, варяги, венгры, поляки, печенеги и другие. Благодаря такому многообразию национальных компонентов, культура Руси стала богатой, многоликой, интересной. Давайте поподробнее познакомимся с каждым из ее жанров.

б) Рассказ учителя. Найденные берестяные грамоты опровергли существовавшее мнение о том, что дохристианская культура Руси была устная, а письменность была неизвестна. К моменту принятия христианства на Руси уже был собственный алфавит. Вместе с христианством на Руси появилась литература. Из Византии и Болгарии стали приезжать церковные деятели и переводчики. Открывались школы при монастырях и церквах, в которых учили грамоте, основам христианского вероучения, счету. Стали появляться переводы византийских церковных книг, жизнеописания христианских святых, исторические сочинения. Это обогатило и расширило мировоззрение русских людей.

Учитель уточняет: первые древнерусские книги были, как и в Европе, рукописными и очень дорогими. Книгами владели только богатые люди. Книги были украшены миниатюрами - небольшими, изящными картинками, которые иллюстрировали тексты.

Церковная служба проводилась по книгам. Духовенство и верующие должны были быть грамотными, чтобы читать молитвы. Во второй половине 9 века Кирилл и Мефодий создали глаголицу, которая была ими переработана с использованием греческого письма в кириллицу. Первые школы были открыты при церквах, а позднее при монастырях. Чаще всего обучение ограничивалось чтением, реже - письмом и счетом.

Писались летописи, проповеди, поучения в благочестии, Жития местных святых. Летопись «Повесть временных лет» была создана около 1113 года монахом Киево-Печерского монастыря Нестором, житие «Сказание о Борисе и Глебе». Поучающее обращение Илариона «Слово о Законе и Благодати», «Похвала князю Владимиру». Основными жанрами древнерусской литературы были летопись, житие, слово.

Давайте запишем в тетради определения.

Летопись - это исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий. Древнейшая известная нам русская летопись – «Повесть временных лет». Её составил монах Киево-Печерского монастыря Нестор в начале XII в. (1113 г.). Она описывает события от сотворения мира до конца XI в. Центральное место в ней занимает история Руси и её взаимоотношения с соседями.

Житие – биография человека причисленному к лику святых. Одно из первых житий было посвящено Борису и Глебу, а автором был Нестор.

Слово – торжественное, поучающее обращение. Киевский митрополит Иларион в 1049 г. написал «Слово о Законе и Благодати», восхваляющее деятельность князей Владимира и Ярослава мудрого. Владимир крестил Русь, построил первые церкви. Ярослав собирал книги, открывал школы и библиотеки, организовывал строительство церквей.

в) О богатстве и разнообразии фольклора Древней Руси свидетельствуют письменные источники. Значительное место занимала календарная обрядовая песня: заговоры, заклинания, обрядовые песни. Обрядовый фольклор включал в себя свадебные песни. Существовали такие формы фольклора, как пословицы, загадки, сказки, трудовые песни. Самые знаменитые произведения древнерусского фольклора - былины. Былины – героические песни, рассказывающие о подвигах воинов-богатырей.

Пословицы и поговорки в краткой, афористичной форме фиксируют многовековой опыт обыденной жизни народа

г) Учитель сообщает: Русь долгие годы была страной деревянной, именно в дереве русский человек выражал свое восприятие строительной красоты, чувство пропорции, слияние архитектурных сооружений с окружающей природой. Но дерево менее прочный материал, чем камень, поэтому памятники этого периода, выполненные в дереве до нас не дошли. Каменное строительство начинается в конце 10 века. Древнейшим каменным храмом считается Десятинная церковь в Киеве (989-996 гг.), посвящённую Успению Богородицы и заложенную князем Владимиром, сооруженную в 989-996гг. а в 1240 году разрушенную во время осады Киева монголами. Древнейшим из сохранившихся (1036 г.) до наших дней памятником Киевской Руси является Спасский собор в Чернигове.

Первые русские храмы построены строго в Византийской традиции, что особенно заметно в крупнейшем храме Руси – Соборе св. Софии в Киеве. Софийский собор являет собой образец крестово-купольного храма. Софийский собор заложен в 1037 году Ярославом Мудрым. Задуман как главный храм христиан и политический центр Киевской Руси. В храме совершались службы и светские церемонии, например, венчание князя на престол. В соборе была создана первая библиотека. Софийский собор служил также местом захоронения царей и митрополитов. Собор расположен на высоком берегу Днепра. Стены собора выложены из плиткообразного кирпича - плинфы, его ряды чередуются с толстыми слоями белой извести. Собор - могучее, величественное сооружение с открытыми галереями и завершающим его многоглавием. Все это поражает и вызывает восторг.

Софийский собор в Новгороде.

Собор возводился с 1045 по 1050 гг. в центре Детинца по по­велению новгородского князя Владимира, сына Ярослава. План Новгородской Софии схож с планом Киевской, но Новгородская София проще: всего 5 глав, стены выложены из крупного камня с применением кирпича для арок, сводов и оконных проемов. Стены и своды покрыты фресковой росписью, мозаика отсутствует. Этот собор сохранился до наших дней без изменений. Софийский собор в Новгороде определил направление новгородской архитектуры - скупость украшений, строгость и величественность форм.

Из византийской традиции заимствована и традиция украшения внутреннего пространства храма мозаикой. Но уже с начала 12 в. в храмовом строительстве отчетливо прослеживаются самобытные традиции. Первый известный по имени русский архитектор – Петр создает в новом стиле монументальный Георгиевский Собор Юрьева монастыря. Храм поражал своим великолепием и роскошью внутреннего убранства. Двенадцать мощных крестообразных столбов расчленяли его огромное внутреннее пространство. Под самым главным куполом произносились проповеди, совершались торжественные церемонии.

Прихожане видели на стенах сверкающие золотом мозаики с сине-голубыми, сиреневыми, зелеными и пурпурными переливами. Всего насчитывалось до 130 оттенков. Над головами молящихся в главном куполе размещалось изображение Иисуса Христа Вседержителя, в простенках - изображения святых, в Центральной апсиде -Богоматерь с воздетыми к небу руками - «Оранта».

Свечи озаряли иконописные лики и воспламеняли мозаику. Камешки вдавливались в сырую штукатурку под разным углом друг к другу, а свет падал, проливаясь сквозь проемы окон на них. Все изображения искрились, переливались разными цветами.

Храм украшали еще и фресками. На фресках Святой Софии можно было увидеть разнообразные сюжеты. Особый интерес представляют изображения семьи Ярослава Мудрого. Групповой портрет венчает 12 фигур. Фрески показывают нам сцены из жизни населения той эпохи: кулачный бой, цирк, ряженые и скоморохи, сцены охоты. Фрески Софии Киевской - единственный памятник светской живописи.

Своеобразие этих фресок заключено в том, что наряду е изображением святых помещены портреты княжеской семьи; в башнях - фрески на светскую тему. По фрескам можно предположить, что киевские князья на досуге наслаждались музыкой, увлекались играми, охотой. С мозаикой и фреской гармонировал очень сложный коврово-орнаментальный пол из треугольных, квадратных, прямоугольных кусочков разноцветной смальты. Мастера нашли особые углы наклона каждой смальты, благодаря чему лучи света отражались неодинаково, и мозаика искрилась, поражая всех своим великолепием.

В православном храме всегда можно было увидеть иконы. Иконопись-это искусство изображения святых по строго определенным канонам. Иконы появляются во времена раннего христианства. Первые иконы пришла на Русь из Византии во времена Княгини Ольги и князя Владимира. Первым известным нам иконописцем был Алимпий, монах Киево-Печерского монастыря. Для почитания в храмах и домах писали иконы Христа, Богоматери и Святых.

Наибольшее распространение получили иконы, исполненные натуральной краской на основе яичного желтка на досках. Они часто украшались драгоценными камнями, мозаикой из цветного стекла. Вместе с христианством Русь приняла от Византии и новый строительный опыт и традиции. Церкви сооружались по образцу крестово-купольного храма греков. В 1165 г. На берегу р. Нерли встает церковь Покрова. Во Владимире были построены Успенский и Дмитриевский соборы. В Новгороде построена церковь Спаса-на-Нередице (1198 г.).

Давайте запишем понятия и даты постройки соборов в тетрадь:

Мозаика – изображение, выполненное из цветных камней;

Фреска – живопись водяными красками по сырой штукатурке;

Иконопись – произведение станковой живописи, имеющее культовое назначение.

Миниатюра – живописная картина малых размеров.

Зернь- узор, состоящий из множества мельчайших металлических шариков.

Скань – ажурный узор из тонкой золотой или серебряной проволоки, напаянный на металлическую поверхность.

Эмаль - прочное стеклообразное покрытие, наносимое на металлический предмет и закрепляемое обжигом.

Десятинная церковь в Киеве (989-996 гг.), Спасский собор в Чернигове (1036 г.), Софийский собор в Киеве ( 1037 г.), Софийский собор в Новгороде (1045 - 1050 гг.)

д) Из ремёсел особенное развитие получили оружейное и ювелирное дело.

Вопрос ребятам почему? (Ответы ребят).

Развитие оружейного дела связанно с тем, что жителям Древней Руси приходилось много воевать. Воины многих стран высоко ценили оружия и доспехи, изготовленные русскими мастерами-оружейниками – копья, мячи; защитные рубахи из металлических колец – кольчуги. Победоносные войны всегда сопряжены с захватом добычи, в том числе драгоценных металлов, камней, которые шли на изготовление украшений. Воины одаривали ими своих жён, дочерей, матерей. Изящные украшения, подлинные шедевры создавали древнерусские ювелиры мастера по тонкой обработке драгоценных металлов и камней. Они не только изготовляли различные ювелирные изделия, но и украшали оклады книг, делали золотую и серебряную посуду.

4. Закрепление изученного материала ( 6 мин)

Выполнение заданий

1) Соотнесите термин и его объяснение

Термин

Объяснение

1. Былина

А) Запись происходивших событий , составленная по годам

2. Летопись

Б) Торжественное и поучающее обращение

3. Житие

В) Поэтическое сказание о прошлом , в котором прославлялись подвиги русских богатырей

4. Слово

Г) Биография человека, причисленного церковью к лику святых

Ответ:

1

2

3

4

В

А

Г

Б

2) Выберите правильный ответ.

Славянскую азбуку создали:

а) князь Ярослав Мудрый;

б) монах Киево-Печерского монастыря Нестор;

в) византийские монахи братья Кирилл и Мефодий.*

Как называлось литературное произведение, написанное киевским митрополитом Иларионом?

а) «Слово о Законе и Благодати»; *

б) «Повесть временных лет»;

в) «Александрия».

Что относится к жанру героического эпоса?

а) Летописи

б)Сказки

в ) Былины *

5.Итоги урока. Рефлексия ( 7 мин)

Древнерусская культура имела сложное происхождение, отличалась разнообразием и самобытностью. Учитель задает вопросы:

Какие новые термины вы сегодня узнали (ответы детей по очереди)? Назовите дату постройки Десятинной церкови в Киеве, Спасского собора в Чернигове, Софийскоо собора в Новгороде ? (989-996 гг.), (1036 г.), (1045 -1050).

6. Домашнее задание (1 мин)

- Прочитать §7, выучить записи в тетради.

- Подготовиться к проверочной работе.