Конспект урока для 6А класса по предмету история России
Тема урока: Культура Древней Руси.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок с элементами самостоятельной работы учащихся
Цель: познакомить учащихся с происхождением и особенностями древнерусской культуры; охарактеризовать уровень грамотности и образованности населения, уровень развития ремесла, техники, изобразительного искусства Древней Руси.
Ожидаемые результаты. На уроке учащиеся смогут:
а) в области знаний:
1. раскрыть особенности и происхождение древнерусской культуры;
2. объяснить понятия: миниатюра, патриотизм, самобытный, житие;
б) в области умений и навыков смогут проявить:
1. умение работать с текстом учебника: читать внимательно, искать необходимый смысл и отвечать на поставленный вопрос;
2. умение использовать новые термины и понятия;
в) в области качеств, отношений, ценностей проявить:
1. интерес к самостоятельному поиску информации на уроке по учебнику;
2. любознательность и уважение к культурно - историческому прошлому человечества.
Оборудование: проектор, компьютер, презентация “Культура Древней Руси”.
Учебная литература: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.:Просвещение, 2009.- 256 с.
Рабочая тетрадь по истории России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г.
Дополнительная литература: С. В. Агафонов Тематическое и поурочное планирование по истории России с древнейших времён до конца XVI века. Стр. 47
Основные понятия: культура, духовная культура, материальная культура, былины, житие, слово, скань, зернь, эмаль, кольчуга.
Выдающиеся личности: Нестор-летописец, Иларион.
План урока.
1. Оргмомент (2 мин)
2. Проверка домашнего задания ( 10 мин )
3. Изучение нового материала ( 20 мин )
а) Что такое «культура»?
б) Письменность и грамотность
в) Фольклор
г) Архитектура и изобразительное искусство.
д) Художественное ремесло
4. Закрепление изученного материала ( 6 мин)
5. Итоги урока. Рефлексия (6 мин)
6. Домашнее задание ( 1 мин)
Ход урока:
1. Оргмомент ( 2 мин) ( Приветствие)
2. Проверка домашнего задания (10 мин)
Задание № 1. Установите соответствие между названием племен и местностью, где они жили.
Название племени | Местность, где оно проживало |
1. Древляне | А)Болота |
2. Дреговичи | Б) Леса |
3. Ильменские словене | В) Поля |
4.Полочане | Г) Река Полота |
5. Поляне | Д) Берега озера Ильмень |
Ответ:
Задание № 2. Назовите божества в которых верили язычники:
1.Бог солнца у восточных славян – Ярило.
2.Бог Грома и Молнии – Перун.
3.Повелитель ветра – Стрибог.
4.Покровитель скотоводства – Велес.
5.Кто обитал в чаще темного леса? ( Леший)
6.Кто жил по представлениям славян в озере? ( Водяной)
Задание № 3. Соотнесите высказывание с именем князя, которому оно принадлежит.
Имя князя | Высказывание |
1. Олег | А) Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае – там, середина земли моей |
2. Игорь | Б) Это ( Киев) будет мать городам русским |
3. Святослав | В) Идите с данью домой, а я возвращусь |
Ответ:
Задание № 4. Назовите понятие по определению:
1.Название общины в Древней Руси – вервь.
2.Народное собрание на Руси – вече.
3.Что такое повседневная жизнь? – быт.
4.Натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов – дань.
5.Объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани – полюдье.
6.Места сбора дани, установленные княгиней Ольгой – погосты.
7.Размер дани – уроки.
8.Княжеские раздоры на Руси – усобицы.
3. Изучение нового материала (20 мин)
а) Рассказ учителя: Сегодня мы будем говорить о культуре Древнерусского государства. Познакомимся с великим наследием наших предков. Культура – это не только произведения искусства, но и идеи, представления, идеалы, бытовые привычки, духовная и религиозная жизнь, язык. Славяне за первые создали обширную, самобытную культуру, о которой мы и будем сегодня говорить. В культуре Древней Руси можно выделить несколько этапов:
1) Культура восточного славянства – традиции язычества;
2) Культура Киевской Руси – достижения восточных славян и христианской культуры Византии;
3) Культура древнерусского государства – патриотический мотив народных сил.
Давайте теперь запишем данные этапы и понятие «культура» в тетрадь .
Культура – это совокупность созданных обществом материальных и духовных ценностей.
Культура славян формировалась не изолированно, а на базе уже имеющихся культурных образцов. Культура славянских племен, культура Византии, культура иных соседних народов (Хазарский каганат, Волжская Булгария, угро-финские племена, варяги, венгры, поляки, печенеги и другие. Благодаря такому многообразию национальных компонентов, культура Руси стала богатой, многоликой, интересной. Давайте поподробнее познакомимся с каждым из ее жанров.
б) Рассказ учителя. Найденные берестяные грамоты опровергли существовавшее мнение о том, что дохристианская культура Руси была устная, а письменность была неизвестна. К моменту принятия христианства на Руси уже был собственный алфавит. Вместе с христианством на Руси появилась литература. Из Византии и Болгарии стали приезжать церковные деятели и переводчики. Открывались школы при монастырях и церквах, в которых учили грамоте, основам христианского вероучения, счету. Стали появляться переводы византийских церковных книг, жизнеописания христианских святых, исторические сочинения. Это обогатило и расширило мировоззрение русских людей.
Учитель уточняет: первые древнерусские книги были, как и в Европе, рукописными и очень дорогими. Книгами владели только богатые люди. Книги были украшены миниатюрами - небольшими, изящными картинками, которые иллюстрировали тексты.
Церковная служба проводилась по книгам. Духовенство и верующие должны были быть грамотными, чтобы читать молитвы. Во второй половине 9 века Кирилл и Мефодий создали глаголицу, которая была ими переработана с использованием греческого письма в кириллицу. Первые школы были открыты при церквах, а позднее при монастырях. Чаще всего обучение ограничивалось чтением, реже - письмом и счетом.
Писались летописи, проповеди, поучения в благочестии, Жития местных святых. Летопись «Повесть временных лет» была создана около 1113 года монахом Киево-Печерского монастыря Нестором, житие «Сказание о Борисе и Глебе». Поучающее обращение Илариона «Слово о Законе и Благодати», «Похвала князю Владимиру». Основными жанрами древнерусской литературы были летопись, житие, слово.
Давайте запишем в тетради определения.
Летопись - это исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий. Древнейшая известная нам русская летопись – «Повесть временных лет». Её составил монах Киево-Печерского монастыря Нестор в начале XII в. (1113 г.). Она описывает события от сотворения мира до конца XI в. Центральное место в ней занимает история Руси и её взаимоотношения с соседями.
Житие – биография человека причисленному к лику святых. Одно из первых житий было посвящено Борису и Глебу, а автором был Нестор.
Слово – торжественное, поучающее обращение. Киевский митрополит Иларион в 1049 г. написал «Слово о Законе и Благодати», восхваляющее деятельность князей Владимира и Ярослава мудрого. Владимир крестил Русь, построил первые церкви. Ярослав собирал книги, открывал школы и библиотеки, организовывал строительство церквей.
в) О богатстве и разнообразии фольклора Древней Руси свидетельствуют письменные источники. Значительное место занимала календарная обрядовая песня: заговоры, заклинания, обрядовые песни. Обрядовый фольклор включал в себя свадебные песни. Существовали такие формы фольклора, как пословицы, загадки, сказки, трудовые песни. Самые знаменитые произведения древнерусского фольклора - былины. Былины – героические песни, рассказывающие о подвигах воинов-богатырей.
Пословицы и поговорки в краткой, афористичной форме фиксируют многовековой опыт обыденной жизни народа
г) Учитель сообщает: Русь долгие годы была страной деревянной, именно в дереве русский человек выражал свое восприятие строительной красоты, чувство пропорции, слияние архитектурных сооружений с окружающей природой. Но дерево менее прочный материал, чем камень, поэтому памятники этого периода, выполненные в дереве до нас не дошли. Каменное строительство начинается в конце 10 века. Древнейшим каменным храмом считается Десятинная церковь в Киеве (989-996 гг.), посвящённую Успению Богородицы и заложенную князем Владимиром, сооруженную в 989-996гг. а в 1240 году разрушенную во время осады Киева монголами. Древнейшим из сохранившихся (1036 г.) до наших дней памятником Киевской Руси является Спасский собор в Чернигове.
Первые русские храмы построены строго в Византийской традиции, что особенно заметно в крупнейшем храме Руси – Соборе св. Софии в Киеве. Софийский собор являет собой образец крестово-купольного храма. Софийский собор заложен в 1037 году Ярославом Мудрым. Задуман как главный храм христиан и политический центр Киевской Руси. В храме совершались службы и светские церемонии, например, венчание князя на престол. В соборе была создана первая библиотека. Софийский собор служил также местом захоронения царей и митрополитов. Собор расположен на высоком берегу Днепра. Стены собора выложены из плиткообразного кирпича - плинфы, его ряды чередуются с толстыми слоями белой извести. Собор - могучее, величественное сооружение с открытыми галереями и завершающим его многоглавием. Все это поражает и вызывает восторг.
Софийский собор в Новгороде.
Собор возводился с 1045 по 1050 гг. в центре Детинца по повелению новгородского князя Владимира, сына Ярослава. План Новгородской Софии схож с планом Киевской, но Новгородская София проще: всего 5 глав, стены выложены из крупного камня с применением кирпича для арок, сводов и оконных проемов. Стены и своды покрыты фресковой росписью, мозаика отсутствует. Этот собор сохранился до наших дней без изменений. Софийский собор в Новгороде определил направление новгородской архитектуры - скупость украшений, строгость и величественность форм.
Из византийской традиции заимствована и традиция украшения внутреннего пространства храма мозаикой. Но уже с начала 12 в. в храмовом строительстве отчетливо прослеживаются самобытные традиции. Первый известный по имени русский архитектор – Петр создает в новом стиле монументальный Георгиевский Собор Юрьева монастыря. Храм поражал своим великолепием и роскошью внутреннего убранства. Двенадцать мощных крестообразных столбов расчленяли его огромное внутреннее пространство. Под самым главным куполом произносились проповеди, совершались торжественные церемонии.
Прихожане видели на стенах сверкающие золотом мозаики с сине-голубыми, сиреневыми, зелеными и пурпурными переливами. Всего насчитывалось до 130 оттенков. Над головами молящихся в главном куполе размещалось изображение Иисуса Христа Вседержителя, в простенках - изображения святых, в Центральной апсиде -Богоматерь с воздетыми к небу руками - «Оранта».
Свечи озаряли иконописные лики и воспламеняли мозаику. Камешки вдавливались в сырую штукатурку под разным углом друг к другу, а свет падал, проливаясь сквозь проемы окон на них. Все изображения искрились, переливались разными цветами.
Храм украшали еще и фресками. На фресках Святой Софии можно было увидеть разнообразные сюжеты. Особый интерес представляют изображения семьи Ярослава Мудрого. Групповой портрет венчает 12 фигур. Фрески показывают нам сцены из жизни населения той эпохи: кулачный бой, цирк, ряженые и скоморохи, сцены охоты. Фрески Софии Киевской - единственный памятник светской живописи.
Своеобразие этих фресок заключено в том, что наряду е изображением святых помещены портреты княжеской семьи; в башнях - фрески на светскую тему. По фрескам можно предположить, что киевские князья на досуге наслаждались музыкой, увлекались играми, охотой. С мозаикой и фреской гармонировал очень сложный коврово-орнаментальный пол из треугольных, квадратных, прямоугольных кусочков разноцветной смальты. Мастера нашли особые углы наклона каждой смальты, благодаря чему лучи света отражались неодинаково, и мозаика искрилась, поражая всех своим великолепием.
В православном храме всегда можно было увидеть иконы. Иконопись-это искусство изображения святых по строго определенным канонам. Иконы появляются во времена раннего христианства. Первые иконы пришла на Русь из Византии во времена Княгини Ольги и князя Владимира. Первым известным нам иконописцем был Алимпий, монах Киево-Печерского монастыря. Для почитания в храмах и домах писали иконы Христа, Богоматери и Святых.
Наибольшее распространение получили иконы, исполненные натуральной краской на основе яичного желтка на досках. Они часто украшались драгоценными камнями, мозаикой из цветного стекла. Вместе с христианством Русь приняла от Византии и новый строительный опыт и традиции. Церкви сооружались по образцу крестово-купольного храма греков. В 1165 г. На берегу р. Нерли встает церковь Покрова. Во Владимире были построены Успенский и Дмитриевский соборы. В Новгороде построена церковь Спаса-на-Нередице (1198 г.).
Давайте запишем понятия и даты постройки соборов в тетрадь:
Мозаика – изображение, выполненное из цветных камней;
Фреска – живопись водяными красками по сырой штукатурке;
Иконопись – произведение станковой живописи, имеющее культовое назначение.
Миниатюра – живописная картина малых размеров.
Зернь- узор, состоящий из множества мельчайших металлических шариков.
Скань – ажурный узор из тонкой золотой или серебряной проволоки, напаянный на металлическую поверхность.
Эмаль - прочное стеклообразное покрытие, наносимое на металлический предмет и закрепляемое обжигом.
Десятинная церковь в Киеве (989-996 гг.), Спасский собор в Чернигове (1036 г.), Софийский собор в Киеве ( 1037 г.), Софийский собор в Новгороде (1045 - 1050 гг.)
д) Из ремёсел особенное развитие получили оружейное и ювелирное дело.
Вопрос ребятам почему? (Ответы ребят).
Развитие оружейного дела связанно с тем, что жителям Древней Руси приходилось много воевать. Воины многих стран высоко ценили оружия и доспехи, изготовленные русскими мастерами-оружейниками – копья, мячи; защитные рубахи из металлических колец – кольчуги. Победоносные войны всегда сопряжены с захватом добычи, в том числе драгоценных металлов, камней, которые шли на изготовление украшений. Воины одаривали ими своих жён, дочерей, матерей. Изящные украшения, подлинные шедевры создавали древнерусские ювелиры мастера по тонкой обработке драгоценных металлов и камней. Они не только изготовляли различные ювелирные изделия, но и украшали оклады книг, делали золотую и серебряную посуду.
4. Закрепление изученного материала ( 6 мин)
Выполнение заданий
1) Соотнесите термин и его объяснение
Термин | Объяснение |
1. Былина | А) Запись происходивших событий , составленная по годам |
2. Летопись | Б) Торжественное и поучающее обращение |
3. Житие | В) Поэтическое сказание о прошлом , в котором прославлялись подвиги русских богатырей |
4. Слово | Г) Биография человека, причисленного церковью к лику святых |
Ответ:
2) Выберите правильный ответ.
Славянскую азбуку создали:
а) князь Ярослав Мудрый;
б) монах Киево-Печерского монастыря Нестор;
в) византийские монахи братья Кирилл и Мефодий.*
Как называлось литературное произведение, написанное киевским митрополитом Иларионом?
а) «Слово о Законе и Благодати»; *
б) «Повесть временных лет»;
в) «Александрия».
Что относится к жанру героического эпоса?
а) Летописи
б)Сказки
в ) Былины *
5.Итоги урока. Рефлексия ( 7 мин)
Древнерусская культура имела сложное происхождение, отличалась разнообразием и самобытностью. Учитель задает вопросы:
Какие новые термины вы сегодня узнали (ответы детей по очереди)? Назовите дату постройки Десятинной церкови в Киеве, Спасского собора в Чернигове, Софийскоо собора в Новгороде ? (989-996 гг.), (1036 г.), (1045 -1050).
6. Домашнее задание (1 мин)
- Прочитать §7, выучить записи в тетради.
- Подготовиться к проверочной работе.