Смотрим часть видео до Санкт-Петербурга https://youtu.be/Rr6viUfiXks Вопросы по ролику: Какой принцессой по происхождению была Екатерина Великая? Во сколько лет она прибыла в Россию? На какие качества Екатерины обратила внимание императрица Елизавета Петровна? Какие качества ей помогли стать самой образованной женщиной? В каком году Екатерина II сделалась императрицей? Сколько лет она царствовала? На слайде портрет императрицы. Посмотрите, на странице 105 видим портрет Екатерины II. Попробуйте описать мне Екатерину Великую. Опишите её внешний вид. Попробуйте определить черты ее характера. -Какими качествами обладала императрица? -Какой дар был у Екатерины II? А ещё, ребята, так как страна нуждалась в образованных людях, по приказу императрицы в городах появились народные училища и воспитательный дом. -как вы думаете, какой целью открывались народные училища? -а с какой целью открывались воспитательные дома? Работа с картой. -Ребята, откройте свои карты на страничке 92-93. Покажите мне границы Российской империи в конце 18 века. Как мы определим? -Кто хочет показать мне у доски эти границы? - Ребята, выскажите свои предположения, почему Екатерину, как и Петра, называли Великой. Физминутка Поднимает руки класс— Это «раз», (Потягивания под счет учителя) Повернулась голова — Это «два». (Движения головой) Руки вниз, вперед смотри - Это «три». (Приседания) Руки в стороны по шире Развернули на «четыре». (Повороты туловища) С силой их к плечам прижать — Это «пять». (Движения руками) Всем ребятам тихо сесть — Это «шесть». (Ходьба на месте) -А теперь, чтобы узнать больше об императрице Екатерине II, мы с вами поработаем в группах. Каждый ряд – это группа На страницах 106 – 110 даны три темы: 1 гр. – Путешествие в Петербург 2 гр. – Дворяне и крепостные крестьяне 3 гр. – Знаменитые военачальники -Ребята, но для начала мы должны вспомнить правила работы в группе Сейчас вы самостоятельно прочитаете свой текст, а затем каждая группа выйдет к доске и ответит на свои вопросы. Вопросы у каждого лежат на парт. А после ваших выступлений я задам общие вопросы всем вам, чтобы узнать, как вы слушали друг друга Вопросы 1 группе: Какой город был самым многолюдным городом в России? (Петербург) Где и кому вознесся памятник Медный всадник? (на одной из главных площадей столицы – Сенатской – вознесся Медный Всадник – памятник Петру Великому) Где был возведен Зимний дворец? Когда и почему перед дворцом собирались толпы народа? -Теперь ждем представителей 2 группы Вопросы 2 группе: Кто был поддержкой и опорой российских государей? (дворяне). Кто такие дворяне? Кого называли крепостными крестьянами? От кого зависел крепостной? ( от своего господина) Что мог сделать господин со своим крепостным? (продать его, проиграть в карты, а то и обменять на породистую собаку) Кто поднял крестьян на восстание? (казак Емельян Пугачёв). Посмотрите на слайд. Тут изображен портрет Е.Пугачева. Опишите его внешний вид. Как вы думаете, какие у него были черты характера? Чем закончилось восстание? (войска разгромили восставших) Найдите на карте район восстания. (задание ко всем) Вопросы 3 группе: Какое событие произошло в 1783 году? ( в состав России вошел полуостров Крым, был основан город Севастополь, который стал базой российского Черноморского флота) Кем был А.В. Суворов ? Какая книга стала солдатской памяткой на долгие годы и кто ее автор? ( Книга А.В. Суворова «Наука побеждать» ) Кто такой Ф.Ф. Ушаков? (Ушаков – флотоводец) С кем сражался русский флот под командованием Ушакова? Расскажите о самом знаменитом сражении Суворова Закрепление. Вопросы для всех. Назовите самый многолюдный город в России (Петербург) Как называется памятник, который был вознесён Петру Первому на Сенатской площади? ( Медный всадник) Когда и почему перед Зимним дворцом собирались толпы народа? Дворян из числа любимцев Екатерина жаловала…? (поместьями с 1000 крепостных крестьян? Кто поднял крестьян на восстание? (Емельян Пугачев) В каком году в состав России вошел полуостров Крым, был основан город Севастополь, который стал базой российского Черноморского флота (в 1783 году) Назовите знаменитого полководца и флотоводца (Суворов и Ушаков) Что их обоих отличало? (мужество, решительность и бесстрашие) Какую книгу написал Суворов?(«Наука побеждать») Какая крепость была взята Суворовым? (Измаил) Где находилась эта крепость? (на Дунае) Как звали коменданта этой крепости? (Мехмет – паша) - Умнички! Вы все молодцы, слушали друг друга внимательно и ответили правильно на мои вопросы. - | - немецкой - в 14 лет -на острый живой ум и красоту принцессы - целеустремлённость, любознательность и тд - в 1762 - 34 года Слушают учителя и описывают портрет императрицы. -Екатерина была умна, имела сильный характер, волю, отличалась редким трудолюбием. - У Екатерины был редкий дар выбирать себе помощников и советчиков. -Народные училища открывались с целью образования людей, так как страна нуждалась в образованных людях. - Воспитательный дом был открыт с целью приюта для сирот и детей бедняков. Работают с картой -Высказывают почему Екатерину называли Великой. Читают текст и рассказывают всему классу о том, что узнали. А затем отвечают на вопросы учителя. Ответы детей - Дворяне – это люди, которые принадлежали к господствующему слою населения. Крепостные крестьяне – это крестьяне, «прикрепленные» к своим владельцам, то есть господин имел право распоряжаться судьбой такого крестьянина. |