Практикантка: Петрова Л.П.
Учитель: Кожеурова Е.В.
Методист: Киревнина В.А.
для учителя – презентация; для учащихся – тетрадь, учебник, карточки для индивидуальной работы.
Этап урока | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. (2 мин) | Здравствуйте ребята! Меня зовут Элина Вагаршаковна, сегодня урок математики проведу у вас я. Вот звонок нам дал сигнал: Он учиться нас позвал, А мы время не теряем И урок наш начинаем. - Проверим готовность к уроку. Ребята, откройте тетради, отступите от прошлой записи 4 клетки вниз на 5 пишем число, классная работа. | Создаёт условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность; Проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность; | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Формирование УУД: Регулятивные: волевая саморегуляция -Самостоятельно организовывать свое рабочее место; - планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией; - настраивать себя на продуктивную работу; |
Актуализация и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности Цель: Подготовка мышления учащихся и осознания ими потребности к выявлению причин и затруднений в собственной деятельности (5мин) | У стный счет. Игра «День-ночь» Ребята, я вам буду зачитывать задание, а вам необходимо внимательно послушать и записать решение. 1.Катя слепила 27 снежков, а Алёша – 34. На сколько больше снежков слепил Алёша, чем Катя? 2.В инструментальном ансамбле занимается 23 девочки, а мальчиков – 16. На сколько меньше мальчиков, чем девочек занимается в инструментальном ансамбле? Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Возьмите в руки карандаш. На слайде ответы. 34-27=7(с.) 2) 23-16=7 (м.) Исправьте ошибки, если они есть. Если ошибок допущено не было, то на полях поставьте знак «+», если были ошибки, то «?» -Какие это задачи? (на сравнение) -Как узнать, на сколько больше, на сколько меньше? (ответы детей) Чтобы узнать, на сколько одно число меньше или больше другого, нужно из большего вычесть меньшее. | Организует актуализацию умений выражать меры длины. Организует выполнение учащимися пробного учебного действия. Фиксирует затруднение. | Проговаривают ответы. Высказывают предположения. Фиксируют затруднение. | Познавательные УУД: - осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания) Регулятивные УУД: - планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой; - выполнять пробные учебные действия; - фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии |
Локализации индивидуальных затруднений Цель: осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий. (3 мин) | Давайте с вами решим еще одну интересную задачку. Также записываем только решение. К празднику купили 3 кг груш и 9 кг яблок. Во сколько раз яблок купили больше? -Давайте проверим. (К доске выходит несколько детей, которые по-разному решили данную задачу и записывают решения на доске) -Задание было одинаковое для всех? (да) -А все ли одинаково сделали? -Сколько разных решений? Почему у нас так получилось? (ответы детей) -В задаче другой вопрос. Какой? -А вы решали такие задачи? -Какой возникает вопрос? (Как решать такие задачи?) -Чему будем учиться? (Решать задачи с вопросом «Во сколько раз больше?») -Как вы думаете, как будут называться такие задачи? (предположения детей) -Какова же тема урока? Прочитайте. (Задачи на кратное сравнение) -Какова же цель нашего урока? (Научиться решать задачи на кратное сравнение) Задачи на кратное сравнение – это задачи, в которых нужно сравнить во сколько раз одно число больше или меньше другого числа. В математике «кратно», значит число делится без остатка на другое число | Актуализирует имеющиеся знания детей Организовывает обсуждение с учащимися возникшего затруднения (почему возникли затруднения, что мы ещё не знаем) Организует работу обучающихся по уточнению темы урока, постановке цели урока и путей её достижения | Актуализируют способы действия, выполняют пробное учебное действие, фиксируют затруднение Высказывают предположения о причинах затруднения Определяют границы знания и незнания Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении | Личностные:- развитие "Я-концепции" и самооценки личности, Коммуникативные: - построение понятных для партнёров высказываний, - использование речи для регуляции своих действий Познавательные: - постановка и формулирование проблемы; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели |
Реализация построенного проекта Цель: Осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе, формирование умения правильно применять соответствующие способы действий (12 мин) | Рассмотрим рисунок В первом ряду – 3 треугольника; Во втором – 9. В числе 9 по сколько укладывается число 3? (по 3 раза) Значит сколько треугольников в первом ряду по сравнению с количеством треугольников второго ряда? (В первом ряду треугольников меньше в 3 раза, а во втором – больше в 3 раза) Как вы узнали? Рассмотрим следующий рисунок на слайде (устно) В первом ряду сколько кругов, а во втором? В числе 8 сколько раз укладывается по 4? (2 раза) Значит сколько кругов в первом ряду по сравнению с кругами второго ряда? (В первом ряду кругов больше в 2 раза, во втором – меньше в 2 раза) Рассмотрим рисунок. Утят – 4. Цыплят – 8. Утят больше, чем цыплят. Цыплят меньше, чем утят. Сравним: в 8 по 4 содержится сколько раз? Значит, сколько цыплят по сравнению с утятами? (больше в 2 раза, чем утят, а утят в 2 раза меньше) Чтобы узнать количество раз, надо 8 разделить по 4. 8 : 4 = 2 (раза) Какой вывод можно сделать? Вывод: Чтобы узнать, во сколько раз одно число меньше другого, надо узнать, сколько раз это число содержится в другом. Используем правило при выполнении заданий. Во сколько раз число 30 больше, чем 5. Нужно число 30 разделить на 5. : 5 = в 6 раз Во сколько раз число 4 меньше 16. Нужно 16 разделить на 4. 16 : 4 = в 4 раза. Вернёмся к задаче. К празднику купили 3 кг груш и 9 кг яблок. Во сколько раз яблок купили больше? Зная правило, теперь мы сможем ответить на вопрос задачи? Что нужно сделать? (Нужно 9 кг разделить на 3 кг) Запишите : 9 : 3 = 3 (раза) Задача решается каким действием? (делением) Ответ: в 3 раза яблок купили больше. Откройте учебники на с. 41 и посмотрите на №1, прочитайте задачу. Давайте сначала нарисуем кружки и квадратики в тетрадь запишем решение. Что нужно узнать? Как будем решать? (нужно узнать, сколько раз по 2 содержится в 10) 10 : 2 = 5 (раз) Ответ: в 5 раз кружков больше, в 5 раз квадратов меньше. Почему вопросов в задаче два, а мы решали только одним действием? (предположения детей) | Организует ситуацию решения учебной задачи Ведет фронтальную работу с учащимися, проверяют правильность сделанных выводов Проводится работа с учебником | Фиксируют преодоление возникшего ранее Затруднения Устанавливают закономерности, делают выводы, формулируют правило и составляют алгоритм Проверяют правильность сделанных выводов. Работают, отвечают на вопросы учителя | Познавательные: - использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач, - поиск разнообразных способов решения задач, Установление причинно-следственных связей. знания и «незнания». Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - учёт правила в планировании и контроле способа решения, различение способа и результата действия |
Физкультминутка (3 мин) | Я привстану на носочки, Хорошенько потянусь. Раз – наклон, два – наклон, Словно буква “О” свернусь. И попрыгаю немножко, И руками покручу, Постою на правой ножке И головкой поверчу… Тихо сяду, улыбнусь И работою займусь! | Рассказ стихотворения и показ движения согласно тексту | Повторяют движения за учителем | Регулятивные УУД: формируют: умение соотносить свои действия с действиями учителя; Личностные УУД развивают умение применять в жизненных ситуациях и учебном процессе способы снятия напряжения |
| О предели порядок выполнения действий в каждом выражении и вычисли его значение -Давайте теперь посмотрим на №2. Прочитайте ее. -О ком говорится в задаче? (о ребятах) -Сколько девочек играли в мяч? -А сколько мальчиков? -На сколько сколько команд разделились? -Какой вопрос в задаче? Ребята, а какие слова возьмем для кратной записи? (один ученик выходит решает на доске, другие у себя в тетради) Мальчики – 7 р. Девочки – 5 р. Команда – 2 к. по ? р. Можем сразу ответить на вопрос? Что нужно сначала узнать? 7+5 = 12 (р.) – всего 12 : 2 = 6 (р.) Ответ: 6 ребят в каждой команде. | | | |
Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону Цель: Самопроверка и индивидуальная рефлексия достижения цели и создание ситуации успеха (5 мин) | С ейчас вы поработаете самостоятельно. На столах у вас лежат листочки, вы читаете саму задачу и пишете только ответ на этом листочке Давайте теперь проверим, правильно вы решили или нет. На слайде правильные ответы. У кого правильно решена задачка, ставьте плюсик. 24: 8 = 3 (раза), 2) 28 : 7= (4 раза) | Организовывает само / взаимопроверку учащимися своих решений по эталону | Выполняют предложенные задания | Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение; Регулятивные: - планирование своих действий в соответствии с задачей, - учёт правил в контроле способа решения, - осуществление итогового и пошагового контроля по результату. |
Этап включения в систему знаний и повторения Цель: Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса | Если останется время Давайте решим с вами уравнения. Посмотрите на №5. Как будем его решать? (в первом примере, во втором и в четвертном делить, а в третьем умножать) (Каждый ученик решает по одному уравнению у доски) | Организует работу с заданиями Осуществляет контроль и корректировку при выполнении заданий | Отвечают на вопросы учителя. Записывают ответы в тетради. Делают выводы | Регулятивные УД контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью Познавательные УД рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов действия Личностные УД личностное самоопределение на основе выработки ценностных ориентаций |
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Цель: Осознание метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной деятельности | - Ребята, наш урок подходит к концу, пора подводить итоги. Скажите, пожалуйста, чем мы занимались сегодня на уроке? - Оцените свою работу на уроке. Для этого вам необходимо закончить предложения: Я похвалил бы себя… Особенно мне понравилось… Сегодня мне удалось… Было интересно… Было трудно… У меня получилось… | Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности учащихся | Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала | Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: самооценка на основе критерия успешности Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |