1. Предметные результаты:
- формировать умение выделять звуки [р], [р’], характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, читать слоги и слова с изученными буквами; читать текст вслух; определять место новой буквы на ленте букв.
2. Метапредметные результаты:
- развитие знаково-символических действий: моделирования; умение перерабатывать полученную информацию; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.
-понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;
-действовать по образцу и заданному правилу.
3. Личностные результаты:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I. Мотивация к деятельности. | Приветствует детей. - Прежде, чем нам начать урок чтения, проверьте, все ли у вас готово на рабочем столе: учебник «Азбука», конверты со схемами, счётные палочки. | Дети приветствуют учителя, настраиваются на учебную деятельность. | Р: взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности. |
II. Актуализация имеющихся знаний. | - Посмотрите на свой класс и найдите солнышко. - Представьте, что к вам на ладошки опустилось это солнышко, какое оно? - Верно, оно теплое, желтое, веселое, доброе… - А давайте мы с ним немного поиграем. - Скажите, а у вас хорошее настроение? - Давайте поделимся своей улыбкой и хорошим настроением друг с другом и с солнышком. - А теперь, давайте поднимем руки вверх и отпустим солнышко на свое место, пусть оно посмотрит, как мы будем работать на уроке. -На какие две группы делятся все буквы? -Назовите гласные, которые мы изучили. Почему мы их называем гласными? -Назовите согласные, которые мы изучили. Почему мы их называем согласными? -Какие бывают согласные звуки? (Твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.) | Дети настраиваются на учебную деятельность. Дети отвечают на вопросы учителя. | П: воспроизведение необходимой информации, классификация объектов. |
III. Выявление затруднений в деятельности и целеполагание. | - Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой. Хотите узнать с какой? Я буду загадывать вам загадки, а вы постараетесь их отгадать, и потом мы вместе узнаем, что за буква пришла сегодня на урок. - Я буду загадывать загадки, а вы их отгадывать. 1) Все движутся вперёд, 2) В колыбельной подвесной А он наоборот Летом житель спит лесной Он может два часа подряд Осень пёстрая придёт – Всё время пятится назад. На зубок он попадёт. (рак) (орех) (Показ изображения сначала рака, а затем ореха, показать орехи). -Что объединяет эти слова? Формулирование темы урока - Ребята, кто может назвать тему нашего урока? - Верно, сегодня мы будем знакомиться с буквой «р». - Давайте попробуем поставить перед собой цели, чему мы должны научиться на уроке? Постановка цели и задач урока учащимися 1)Познакомиться с новой буквой. 2) Узнать какие звуки обозначает эта буква. 3) Научиться читать слоги и слова с новой буквой. | Дети отвечаю на вопрос, определят тему и задачи урока. | Р: принятие заданной цели; взаимодействие со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. П: формулирование темы и целей деятельности; выстраивание последовательности шагов для достижения цели. |
IV. Совместное открытие знаний. | Работа с алфавитом - Давайте посмотрим на алфавит и постараемся найти эту букву. Между какими буквами она находится в алфавите? Конструирование буквы Р. - Сложите эту букву из счетных палочек Выделение первых звуков из слов рак и орехи - Выделите первый звук в слове рак. - Какой это звук – гласный или согласный? - Почему он согласный? -Верно, когда мы произносим звук [р], он встречает препятствие. - Ребята, а где водятся раки? (В реке) Выделение первого звука в слове – орехи Вывод: эти 2 звука записываются одной буквой, которая называется согласной буквой ЭР. | Дети отвечают на вопросы, выполняют задания.. | К: высказывание своей точки зрения и попытка ее обосновать, приводя аргументы; принятие правильной точки зрения, готовность изменить свою точку зрения. П: восприятие информации, осознанное воспроизведение ее в процессе деятельности. |
V. Первичное закрепление во внешней речи. | Работа в парах со схемами Составление схем слов (рак, орех) у доски учитель и на партах дети в парах. На что похожа буква Р? Буква Р – на мачте парус, Вдаль плывет небес касаясь. | Дети работают в парах. | П: анализ и синтез Р: самоконтроль и взаимоконтроль. П: выделение информации, смысловое чтение с анализом, осознанное построение высказывания. |
VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | Чтение слогов и слов, написанных на доске. - Ребята, скажите, а всегда ли одинаково произносится этот звук? Звук [р] в слогах ра, ро, ру, ры – произносится твердо, а в слоге ри – мягко. АР РА Ар - тур ОР РО Ла - ра ИР РИ Ки - ра ЫР РЫ Ри - та ЕР РЕ И - ра УР РУ А - ри – на - Скажите. какие слова вы запомнили? - Кто хочет прочитать в парах громко? - Давайте сделаем вывод: звук [р] – согласный, бывает твердым и мягким, а про какое еще свойство мы забыли? - Нам нужно узнать звук [р] звонкий или глухой? - Как это можно сделать? - Слышим звук своего голоса? Значит звук [р] – какой? Верно – звонкий (сонорный). Чтение слогов и слов, написанных на доске. - Ребята, скажите, а всегда ли одинаково произносится этот звук? Звук [р] в слогах ра, ро, ру, ры – произносится твердо, а в слоге ри – мягко. АР РА Ар - тур ОР РО Ла - ра ИР РИ Ки - ра ЫР РЫ Ри - та ЕР РЕ И - ра УР РУ А - ри – на - Скажите. какие слова вы запомнили? - Кто хочет прочитать в парах громко? - Давайте сделаем вывод: звук [р] – согласный, бывает твердым и мягким, а про какое еще свойство мы забыли? - Нам нужно узнать звук [р] звонкий или глухой? - Как это можно сделать? - Слышим звук своего голоса? Значит звук [р] – какой? Верно – звонкий (сонорный). | Дети отвечают на вопросы, делают задания и проверяют правильность. | П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
VII. Включение в систему знаний и повторение. | Беседа по развитию речи по иллюстрации к сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (с.64-65) - Что изображено на рисунке? (Море, берег, волны, радуга, дерево, избушка, корыто, ведро) - Кого вы видите на рисунке? (Деда, старуху, золотую рыбку). - Какое явление природы изображено на рисунке? (Гроза: молния, дождь, тучи, радуга, волнение на море). - Какие ещё явления природы вы знаете? - Кто узнал эту сказку? Как она называется? Кто автор? (демонстрация портрета А.С. Пушкина) - Послушайте отрывок и найдите слова с новой буквой (чтение учителем). (Рыбу, старик, старуха, моря, ровно, пряла, пряжу). А кто знает, чем закончилась сказка? - Почему старуха осталась у разбитого корыта? - Как вы поняли смысл "Остаться у разбитого корыта"? (Старуха жадная, злая, Жадность – плохое чувство). -Назовите слово с противоположным значением. (Жадность – щедрость). | Дети отвечают на вопросы. | К: контроль, коррекция, оценка действий. П: синтез как составление целого из частей. |
VIII. Рефлексия. | - Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока. - Что нового вы узнали? - Чему научились? -У каждого из вас на столе лежит буква «Р». Если вы считаете, что у вас на уроке все получилось, понравился урок, вы много узнали нового, цель, которую вы ставили перед собой, достигнута – закрасьте букву красным карандашом, если не получилось – синим. (звучит детская песня). - Давайте посмотрим, что получилось: поднимите свои буквы вверх, и я посмотрю, в какой цвет вы раскрасили букву. Мне сегодня было очень приятно с вами работать, все вы очень старались. Молодцы! | Дети оценивают свою работу на уроке. | Р: оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |
IX. Домашнее задание. | Дает домашнее задания детям. | Дети записывают домашнее задание в дневник. | |