СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по предмету обучению грамоте на тему Согласные звуки [р], [р], буквы Р,р

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по предмету обучению грамоте на тему Согласные звуки [р], [р], буквы Р,р»

Конспект урока

Студент-практикант: Рышкова Анна Юрьевна

Учитель начальных классов: Трусова Марина Леонидовна

ОУ: МКОУ «Добро-Колодезская СОШ»

Дата: 13.10.2022

УМК: Школа России

Предмет: обучение грамоте

Класс: 1

Тема урока: «Согласные звуки [р], [р], буквы Р,р»

Тип урока: урок объяснения нового материала

Цели урока: познакомить с буквой «Р» и звуками, обозначающими данную букву, с ролью звука и буквы в русском языке, читать слова с изученными буквами, работать с текстом;

Обучающие:

  • продолжить работу по развитию артикуляционного аппарата и фонематического слуха;

Развивающие:

  • развивать воображение, память, мышление, обогащать словарный запас; расширять кругозор;

Воспитательные:

  • на материале урока воспитывать любознательность, интерес к чтению, культуру труда: уважительное отношение к товарищам, умение работать в парах.


Планируемые результаты:


1. Предметные результаты:

- формировать умение выделять звуки [р], [р’], характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, читать слоги и слова с изученными буквами; читать текст вслух; определять место новой буквы на ленте букв.

2. Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- развитие знаково-символических действий: моделирования; умение перерабатывать полученную информацию; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.

Регулятивные УУД:

-понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

-действовать по образцу и заданному правилу.

Коммуникативные УУД:

  • учить работать в паре, участвовать в диалоге, излагать свое мнение. Формировать умение слушать и слышать друг друга.

3. Личностные результаты:

  • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

  • проводить самооценку своих действий, поступков;

  • устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.


Образовательные технологии: ИКТ, межпредметные связи, личностно-ориенированное обучение, обучение в сотрудничестве, игровая.

Оборудование: учебник: «Азбука» В.Г. Горецкого, карточки с буквой «Р», счётные палочки, конверты со схемами.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Мотивация к деятельности.


Приветствует детей.

- Прежде, чем нам начать урок чтения, проверьте, все ли у вас готово на рабочем столе: учебник «Азбука», конверты со схемами, счётные палочки.

Дети приветствуют учителя, настраиваются на учебную деятельность.

Р: взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности.

II. Актуализация имеющихся знаний.

- Посмотрите на свой класс и найдите солнышко.

- Представьте, что к вам на ладошки опустилось это солнышко, какое оно?


- Верно, оно теплое, желтое, веселое, доброе…

- А давайте мы с ним немного поиграем.

- Скажите, а у вас хорошее настроение?

- Давайте поделимся своей улыбкой и хорошим настроением друг с другом и с солнышком.

- А теперь, давайте поднимем руки вверх и отпустим солнышко на свое место, пусть оно посмотрит, как мы будем работать на уроке.

-На какие две группы делятся все буквы?

-Назовите гласные, которые мы изучили. Почему мы их называем гласными?

-Назовите согласные, которые мы изучили. Почему мы их называем согласными?

-Какие бывают согласные звуки? (Твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.)

Дети настраиваются на учебную деятельность.

Дети отвечают на вопросы учителя.

П: воспроизведение необходимой информации, классификация объектов.


III. Выявление затруднений в деятельности и целеполагание.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой. Хотите узнать с какой?

Я буду загадывать вам загадки, а вы постараетесь их отгадать, и потом мы вместе узнаем, что за буква пришла сегодня на урок.

- Я буду загадывать загадки, а вы их отгадывать.

1) Все движутся вперёд, 2) В колыбельной подвесной

А он наоборот Летом житель спит лесной

Он может два часа подряд Осень пёстрая придёт –

Всё время пятится назад. На зубок он попадёт.

(рак) (орех)

(Показ изображения сначала рака, а затем ореха, показать орехи).

-Что объединяет эти слова?

Формулирование темы урока

- Ребята, кто может назвать тему нашего урока?

- Верно, сегодня мы будем знакомиться с буквой «р».

- Давайте попробуем поставить перед собой цели, чему мы должны научиться на уроке?

Постановка цели и задач урока учащимися

1)Познакомиться с новой буквой.

2) Узнать какие звуки обозначает эта буква.

3) Научиться читать слоги и слова с новой буквой.

Дети отвечаю на вопрос, определят тему и задачи урока.

Р: принятие заданной цели; взаимодействие со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

П: формулирование темы и целей деятельности; выстраивание последовательности шагов для достижения цели.


IV. Совместное открытие знаний.

Работа с алфавитом

- Давайте посмотрим на алфавит и постараемся найти эту букву.

Между какими буквами она находится в алфавите?

Конструирование буквы Р.

- Сложите эту букву из счетных палочек

Выделение первых звуков из слов рак и орехи

- Выделите первый звук в слове рак.

- Какой это звук – гласный или согласный?

- Почему он согласный?

-Верно, когда мы произносим звук [р], он встречает препятствие.

- Ребята, а где водятся раки? (В реке)

Выделение первого звука в слове – орехи

Вывод: эти 2 звука записываются одной буквой, которая называется согласной буквой ЭР.

Дети отвечают на вопросы, выполняют задания..

К: высказывание своей точки зрения и попытка ее обосновать, приводя аргументы; принятие правильной точки зрения, готовность изменить свою точку зрения.

П: восприятие информации, осознанное воспроизведение ее в процессе деятельности.

V. Первичное закрепление во внешней речи.

Работа в парах со схемами

Составление схем слов (рак, орех) у доски учитель и на партах дети в парах.

На что похожа буква Р?

Буква Р – на мачте парус,

Вдаль плывет небес касаясь.

Дети работают в парах.

П: анализ и синтез

Р: самоконтроль и взаимоконтроль.

П: выделение информации, смысловое чтение с анализом,

осознанное построение высказывания.

VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Чтение слогов и слов, написанных на доске.

- Ребята, скажите, а всегда ли одинаково произносится этот звук?

Звук [р] в слогах ра, ро, ру, ры – произносится твердо, а в слоге ри – мягко.

АР РА Ар - тур

ОР РО Ла - ра

ИР РИ Ки - ра

ЫР РЫ Ри - та

ЕР РЕ И - ра

УР РУ А - ри – на

- Скажите. какие слова вы запомнили?

- Кто хочет прочитать в парах громко?

- Давайте сделаем вывод: звук [р] – согласный, бывает твердым и мягким, а про какое еще свойство мы забыли?

- Нам нужно узнать звук [р] звонкий или глухой?

- Как это можно сделать?

- Слышим звук своего голоса?

Значит звук [р] – какой? Верно – звонкий (сонорный).

Чтение слогов и слов, написанных на доске.

- Ребята, скажите, а всегда ли одинаково произносится этот звук?

Звук [р] в слогах ра, ро, ру, ры – произносится твердо, а в слоге ри – мягко.

АР РА Ар - тур

ОР РО Ла - ра

ИР РИ Ки - ра

ЫР РЫ Ри - та

ЕР РЕ И - ра

УР РУ А - ри – на

- Скажите. какие слова вы запомнили?

- Кто хочет прочитать в парах громко?

- Давайте сделаем вывод: звук [р] – согласный, бывает твердым и мягким, а про какое еще свойство мы забыли?

- Нам нужно узнать звук [р] звонкий или глухой?

- Как это можно сделать?

- Слышим звук своего голоса?

Значит звук [р] – какой? Верно – звонкий (сонорный).

Дети отвечают на вопросы, делают задания и проверяют правильность.

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

VII. Включение в систему знаний и повторение.

Беседа по развитию речи по иллюстрации к сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (с.64-65)

- Что изображено на рисунке?

(Море, берег, волны, радуга, дерево, избушка, корыто, ведро)

- Кого вы видите на рисунке?

(Деда, старуху, золотую рыбку).

- Какое явление природы изображено на рисунке?

(Гроза: молния, дождь, тучи, радуга, волнение на море).

- Какие ещё явления природы вы знаете?

- Кто узнал эту сказку? Как она называется? Кто автор? (демонстрация портрета А.С. Пушкина)

- Послушайте отрывок и найдите слова с новой буквой (чтение учителем).

(Рыбу, старик, старуха, моря, ровно, пряла, пряжу).

А кто знает, чем закончилась сказка?

- Почему старуха осталась у разбитого корыта?

- Как вы поняли смысл "Остаться у разбитого корыта"?

(Старуха жадная, злая, Жадность – плохое чувство).

-Назовите слово с противоположным значением.

(Жадность – щедрость).

Дети отвечают на вопросы.

К: контроль, коррекция, оценка действий.

П: синтез как составление целого из частей.



VIII. Рефлексия.

- Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока.

- Что нового вы узнали?

- Чему научились?

-У каждого из вас на столе лежит буква «Р». Если вы считаете, что у вас на уроке все получилось, понравился урок, вы много узнали нового, цель, которую вы ставили перед собой, достигнута – закрасьте букву красным карандашом, если не получилось – синим.

(звучит детская песня).

- Давайте посмотрим, что получилось: поднимите свои буквы вверх, и я посмотрю, в какой цвет вы раскрасили букву. Мне сегодня было очень приятно с вами работать, все вы очень старались. Молодцы!

Дети оценивают свою работу на уроке.

Р: оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

IX. Домашнее задание.

Дает домашнее задания детям.

Дети записывают домашнее задание в дневник.