Тема урока:« Значение сельскохозяйственного труда в жизни человека»
Задачи:
Образовательные: закрепить с детьми названия сельскохозяйственных профессий
Развивающие: формировать нравственные качества личности ребенка: самостоятельность, уважение к труду, патриотизм;
Воспитательные: воспитывать любовь к природе воспитывать уважение к людям труда
Ход урока.
Орг.момент.
Сообщение темы и цели урока.
-На уроке мы будем говорить о нашем крае , о её природе, растениях.
-В нашем хозяйстве выращивают: пшеницу, ячмень ,сахарную свеклу, подсолнечник, кукурузу, помидоры, тыкву, овёс, горох.
Все эти культуры относятся к одной большой отрасли растениеводство.
Давным-давно люди научились не просто охотиться на животных, а специально разводить их. Называется такое занятие сельским хозяйством. Работникам сельского хозяйства нужно много знать о растениях и животных, уметь правильно их выращивать и ухаживать за ними. Но главное ребята то, что больше всего на свете нужно любить землю. Без этого не добиться хороших результатов.
В наши дни работникам сельского хозяйства труд облегчает техника, в которой они должен хорошо разбираться. Ведь чтобы вспахать землю для посева зерна, чтобы скосить сено на корм коровам, овцам и лошадям, нужно уметь обращаться со специальной техникой: тракторами, сенокосилками, комбайнами, поливочными машинами. Поэтому без специальных профессий в сельском хозяйстве не обойтись. Сегодня мы познакомимся с разными профессиями на селе.
-Недавно на селе появилась новая профессия – фермер.
- Кто же такой фермер?
- Правильно, это человек, который владеет землей или арендует её, и занимается на ней сельским хозяйством. Фермер-это человек, который ведет хозяйство, снабжает людей овощами и фруктами, мясом и молоком. У фермера есть еще много земли. Эту землю пашет тракторист.
Тракторист-это рабочий управляющий трактором.
Одна из главных профессий на селе - агроном.
Агроном-специалист сельского хозяйства, который знает все о растениях, как и когда, высаживать, поливать, удобрять. Агроном создаёт условия для жизни растений, регулирует водный, светотепловой и питательный режимы. Агроном должен быть наблюдательным, замечать и учитывать в своей работе происходящие в природе изменения.
Механизатор – это рабочий сельского хозяйства, знающий и использующий в процессе производства продукции не только тракторы, комбайны, но и множество орудий и механизмов. Земля живёт своими законами. Она – как живое существо – может болеть, мучиться от жажды и иметь свой характер. Труд земледельца и состоит в том, чтобы распознать этот характер, раскрыть все тайны земли. И тут ему потребуются терпение, знания, опыт и талант. Нелёгок и необычен труд земледельца, интересна и своеобразна его жизнь. Работу крестьянина не разложишь поровну на каждый день, её не измеришь ни светом дня, ни усталостью. Но как красива земля, к которой человек приложил и ум свой и сердце, как прекрасен в труде он сам!
Физкультминутка
3.Отгадай загадку
У извилистой дорожки
Растёт солнышко на ножке.
Как дозреет солнышко,
Будет горстка зёрнышек. (Подсолнечник)
Колосочки на просторе,
Будто золотое море.
Черный хлеб из них хорош,
Ведь колосья эти — . (рожь)
-Ребята, где растут эти растения?
-Эти растения растут в поле.
Поэтому эта отрасль называется полеводство.
Они растут в саду у нас.
Ходить не надо далеко,
Чтоб сделать джем, повидло,
Сорвав их с дерева легко.
(ФРУКТЫ)
Синий мундир,
Жёлтая подкладка,
В середине сладко (Слива)
Была зеленой, маленькой,
Потом я стала аленькой.
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая.
(Вишня)
Как назвать эту отрасль растениеводства?
Эта отрасль называется плодоводство.
Давай подумаем, как назвать следующую отраслью
Всех цветов она царица.
Страшен ей приход мороза.
А зовут царицу. (роза)
Желтую надел он маску
И на бал зовет нас в сказку.
Головой склоняясь вниз,
Всех приветствует. (нарцисс)
Ребята! Вы догадались о какой отрасли загадки.
Конечно это цветоводство.
Эту отрасль знает каждый ребёнок.
Как на нашей грядке
Выросли загадки -
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
(Помидоры)
Наши поросятки
Выросли на грядке,
К солнышку бочком,
Хвостики крючком.
Эти поросятки
Играют с нами в прятки.
(Огурцы)
Ребята, какая эта отрасль?
Эта отрасль овощеводство.
-Угадайте растение и назовите отрасль растениеводства, которая занимается его выращиванием.
В поле росла,
Под жерновом была,
Из печки на стол
Караваем пришла.
( Пшеница- полеводство )
Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я – …
( Капуста -овощеводство )
Летом – в огороде, свежие, зеленые,
А зимою – в бочке, крепкие, соленые.
( огурцы-овощеводство )
Круглое, румяное, я расту на ветке;
Любят меня взрослые и маленькие детки.
( яблоко-плодоводство )
Все знакомы с нами:
Яркие, как пламя,
Мы однофамильцы
С мелкими гвоздями.
Полюбуйтесь дикими
Алыми ….( Гвоздиками - цветоводство )
Выросли звоночки в ряд,
Жалко только — не звенят.
Это. (колокольчики-цветоводство)
Физкультминутка
4.Д/и «Закончи предложение»:
Хлеб пекут из (муки).
Пшеница растёт на….
Яйца несут…
Сметану делают из…
Сахар делают из…
5.-Какая вторая по значимости отрасль в сельском хозяйстве? (ответы детей). Конечно это животноводство. А если вдруг животные заболеют, кто будет их лечить?
Основная направленность профессии ветеринара — лечение животных, борьба с заболеваниями животных, граничащими с человеческими недугами. Также непосредственно ветеринар осуществляет санитарный контроль мяса, молока и других животных продуктов.
- А чтобы узнать о какой профессии мы дальше будем говорить, вам придется отгадать загадку.
Много ей работать нужно
И работать с огоньком,
Чтоб была у нас на ужин
Каша с маслом, с молоком. (Доярка.)
Слово доярка пришло к нам из древней Индии. Означает оно «нянечка», «кормилица». Хорошее и верное это слово. Не догадайся женщина еще в незапамятные времена доить коз и коров, буйволиц и овец - не стояли бы на нашем столе масло, сыр, творог. Не стояла бы на столе и кружка с молоком.
…спит колхозное село. Раннее утро. Тишина. Но вот засветилось разом несколько окошек. Скрипнули двери. Зазвенели на улице голоса. Это доярки спешат на дойку. Они встают первыми на селе. Много забот у доярок. Надо почистить и напоить коров, три раза в день подоить, а перед дойкой чисто помыть каждой буренке вымя. Нужна большая сноровка, наблюдательность, ведь у каждой буренки свой нрав, свой аппетит. Тысячелетиями доили коров вручную, присев на корточки или на колени. В конце работы руки немели, будто перетащили сотни килограммов груза. Теперь на помощь доярке пришли механизмы: автопоилки, автокормушки и даже электрические доильные машины.
-Кроме этих профессий есть и другие разные сельскохозяйственные профессии, такие как: свинарка, пастух, зоотехник и другие
Итог урока.
--Что нового вы узнали о работе на селе? Какие профессии показались вам интересными или необычными? Хотели бы вы в будущем познакомиться с сельским трудом поближе?
Какие вы сегодня молодцы потрудились на славу. Ребята, а как вы считаете, нужен ли труд фермера? Почему? Важен ли труд агронома? Нужен труд тракториста на селе? Почему?
Вот так, дети, и живут люди в деревне: кто-то ухаживает за животными. Кто-то работает на земле. Потом нужно убирать урожай и те продукты, которые получают от животных: мясо, яйца, молоко. Отвезти на молочные, консервные заводы, в город, чтобы мы с вами могли эти продукты купить в магазине. Работают в деревне люди, которые труда не боятся.