СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по природоведению 5 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по теме : Сезонные изменения в природе. Осень.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока по природоведению 5 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по теме : Сезонные изменения в природе. Осень.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по природоведению 5 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по теме : Сезонные изменения в природе. Осень.»

Тема: Сезонные изменения в природе. Осень.

Цель: обучающийся, имеющий понятие об осени, об изменениях в природе, в мире животных.

Задачи:        

учебно-коррекционная:  познакомить с осенними изменениями в природе, в жизни растений, животных; систематизировать знания учащихся о временах года, месяцах.

коррекционно-развивающая: развивать умение вступать в контакт, общение глазами, мимикой. Развивать память, логическое мышление.

коррекционно-воспитательная: Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру,

бережное отношение к природе, культуру двигательных упражнений.

Тип урока: изучение нового

Оборудование: альбом с иллюстрациями, карточки, Презентация «Осень»

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению, формирование элементарных эстетических потребностей, ценностей и чувств путем наблюдения за природой родного края;            

контролировать и оценивать свои действия; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию;

делать простейшие обобщения,  выполнять задания; работать с информацией


 

ХОД УРОКА

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Приёмы, УУД

1. Организационный момент

Активация учащихся.

- Здравствуйте,  ребята! Я очень рада вас видеть. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Проверьте,  все ли вы приготовили к уроку.

-     Вспомните самое радостное событие в своей   жизни.

-    Какие ощущения оно у вас вызывает?

-    Хочется ли вам поделиться этой радостью с   окружающими?

Мне хочется, чтобы вы с таким же настроением поделились знаниями, полученными на предыдущих уроках, и с теми, которые получите сегодня, с таким же желанием , как вы сообщаете о радостных событиях в вашей жизни.

Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку, выполняют задание.

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим.
Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Актуализация знаний.

Выявить уровень знаний и систематизировать их.

-На прошлом уроке вы узнали о смене времён года и причинах этого. (слайд 2)

-Сколько дней длится год?

-Сколько в году месяцев?

-Сколько на Земле времён года?

Назовите времена года.

-Сейчас мы увидим, как вы знаете времена года и месяцы года.

Практическая работа.

-У каждого на парте карточки с названиями месяцев. Соберите их по временам года. Начали! (слайд 3)

-Расскажите о погоде сегодня: (слайд 4)

ясно, облачно, пасмурно;
осадки, без осадков;

ветрено, безветренная погода;

температура воздуха.


Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Личностные: осознание своих возможностей.
Регулятивные: умение регулировать свои действия.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Рассмотрите картинки на экране.

-Чем похожи эти картинки и чем отличаются?(Одно место, разные времена года)

-Почему произошли эти изменения?

- Как вы считаете, что мы должны узнать на уроке, и какие задачи нам предстоит решить? Давайте сформулируем их.

(какие изменения происходят в природе, систематитировать знания об осени)

-кто назовет тему урока?


Тема урока: Сезонные изменения в природе. Осень.


Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания.
Составляют план достижения цели и определяют алгоритм действий.

Регулятивные: целеполагание; планирование.
Познавательные: общеучебные – логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные:инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

4.Первичное усвоение новых знаний.

Организовать осмысленное восприятие новой информации

-Осень – едва ли не самое красивое время года. А.С. Пушкин, наш великий русский поэт, так писал об осени:


«Унылая пора, очей очарованье

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье

В багрец и золото одетые леса».


-«Пышное природы увяданье» - как вы понимаете эти слова поэта?

-«Багрец и золото» - что означают эти слова?

-А что мы называем природой?  Перечислите все то, что относится к природе.

-Все то, что вы перечислили, можно разделить на две группы. Назовите их. (живая и неживая природа)

-Что относится к неживой природе?

-Какие изменения происходят осенью в неживой природе. (Дни становятся короче, ночи холоднее, солнце не так высоко как летом)

-Отгадайте, что это за природные явления.


Он холодный, проливной,

По пятам бежит за мной.

Убегаю-только хуже,

Потому что всюду- лужи!

По пятам бежит за мной.

Убегаю — только хуже,

Потому что всюду — лужи!

(дождь)


Молоко над речкой плыло,

Ничего невидно было.

Растворилось молоко-видно стало далеко.

(туман)


На деревья, на кусты

С неба падают цветы.

Белые, пушистые,

Только не душистые.

(снег)


Ранним утром во дворе

лед улегся на траве.

И весь луг стал светло-синим.

Серебром сверкает…(иней)


-Что такое Дождь, туман, снег и иней? (Осадки)

- к какому времени года относятся все эти осадки? (осень)

-Повторим! Какие изменения происходят осенью в неживой природе? (Дни становятся короче, ночи холоднее, солнце не так высоко как летом, есть осадки в виде дождя, тумана, инея)


- Что можно отнести к живой природе?


 -Для того чтобы узнать какие происходят изменения в живой природе отправимся в виртуальный осенний лес на экскурсию. Во время экскурсии вы должны внимательно проследить за всеми изменениями, которые произошли в природе.

(Виртуальная экскурсия)

- Как влияют осенние изменения на растения? (растения вянут, зелень становится тусклой, на плодовых деревьях созревают плоды, листья меняют окраску и опадают)

Участвуют в беседе; формулируют выводы, делают записи в тетради.

Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания.
Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Предметные: давать определения новым понятиям темы.

5. Первичная проверка понимания.

Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме.

Послушаем разговоры деревьев.


 - Красивее моей одежды не придумаешь, тут и красное, и желтое, и розовое, и оранжевое.

 - А я считаю, что такой пестрый наряд для солидного дерева неприличен, - сказало другое дерево, - самый скромный и самый красивый цвет – зеленый. Я этому цвету никогда не изменю.

 - Какие деревья могли вести этот разговор?

(Лиственное и хвойное).

 - Какие изменения произошли у лиственных деревьев осенью? (пожелтели листья начался листопад)

- Что такое листопад? Кто наблюдал это явление? Опишите свои ощущения, чувства.

- Кто догадается, почему хвойные деревья не сбрасывают
листву, а остаются зелеными круглый год?

(Иголки испаряют влаги гораздо меньше, чем широкие листья лиственных деревьев. Вот почему хвойным деревьям почти не гро­зит опасность засохнуть, когда корни будут доставлять из охлаж­денной почвы мало воды.)


- Послушаем птичий разговор и подумаем, кто из них прав?

Иволга и Кукушка (Н. Сладков)

 - Слушай, Иволга, о какой это зиме местные пичужки щебечут?

 - Будто бы зима бывает, белый снег землю закроет, морозы затрещат?

 - Э - э, Кукушка, болтовня пустая.

Сколько на свете живу – никакой зимы и снега не видела. На родину прилечу – лето, в Африку вернусь – лето.

На всей земле – лето!


 - Объясните, почему так считают птицы? (Они перелетные, зиму проводят в теплых краях, на родину возвращаются весной).

 - Что их гонит: голод или холод? (Голод).  

-Каких птиц вы знаете, которые улетают на юг? А какие остаются? Чем они питаются?


- Как готовятся к зиме звери?

(Одни делают запасы на зиму, вторые жиреют и засыпают, другие не готовятся никак, им достаточно корма зимой, происходит линька).

Выбирают самостоятельно варианты работы

Регулятивные: устанавливать последовательность действий по выполнению задания.
Коммуникативные: 

слушать и слышать собеседника.
Познавательные: находить ответы на вопросы, используя справочную литературу, жизненный опыт, практический метод исследования.


6. Первичное закрепление.

Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний.

-Решили мы с вами поставленные перед собой задачи?

-Какие изменения происходят в неживой природе осенью?

-как назвать одним словом дождь, снег, туман, иней?

-как готовятся к зиме птицы?



Осуществляют учебные действия по намеченному плану
Обсуждают в группах, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.
Объясняют, анализируют, формулируют.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Коммуникативные: 

организовывать учебное взаимодействие в группе.

7.Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция.

Определить типичные ошибки и пробелы в знаниях и умениях, путем их устранения и совершенствования.

-Проверьте себя!!! Дополните предложения.


Вот и кончилось__________ лето. Солнышко уже не успевает согреть землю за ___________день. Ночью становится всё ___________. Листья на деревьях ____________. Вот они уже и падают, устилая землю цветным ковром. Это _____________. Зеленеют лишь_____________, но и они скоро заснут до весны. Полетели на юг___________. Звери готовятся к зиме. Медведь впадает в __________. Скоро станет совсем холодно, и выпадет первый _________.


Сравните свои записи с записями на экране.

Предъявляют результаты самостоятельной работы в группах, осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, самостоятельно адекватно воспринимают предложения учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные: самоопределение.
Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

8.Рефлексия деятельности

1) Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности.
2) Подвести итог проделанной работы на уроке.

Комментарии учителя о работе обучающегося на уроке.

Объявление оценки за урок.

Оцените свою деятельность на уроке, используя начало :    

-  «Я узнал…»

-  «Мне понравилось…»

- «Мне было трудно…»

- «Я хочу узнать…»


Закройте глаза и послушайте шуршание листьев. Как красиво они звучат. Скажите себе «Я молодец, я думал, я старался, я делал открытия».


Домашнее задание.

На прогулке понаблюдайте за природой в осеннее время, уже используя знания полученные на уроке. Возможно они помогут вам приблизится к пониманию живого языка природы и вы воскликните «Мир прекрасен!»

Благодарю за урок. Вы – молодцы!




Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.
Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные: осознавать успешность своей деятельности.