бережное отношение к природе, культуру двигательных упражнений.
Этапы урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Приёмы, УУД |
1. Организационный момент | Активация учащихся. | - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Проверьте, все ли вы приготовили к уроку. - Вспомните самое радостное событие в своей жизни. - Какие ощущения оно у вас вызывает? - Хочется ли вам поделиться этой радостью с окружающими? Мне хочется, чтобы вы с таким же настроением поделились знаниями, полученными на предыдущих уроках, и с теми, которые получите сегодня, с таким же желанием , как вы сообщаете о радостных событиях в вашей жизни. | Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку, выполняют задание. | Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2.Актуализация знаний. | Выявить уровень знаний и систематизировать их. | -На прошлом уроке вы узнали о смене времён года и причинах этого. (слайд 2) -Сколько дней длится год? -Сколько в году месяцев? -Сколько на Земле времён года? Назовите времена года. -Сейчас мы увидим, как вы знаете времена года и месяцы года. Практическая работа. -У каждого на парте карточки с названиями месяцев. Соберите их по временам года. Начали! (слайд 3) -Расскажите о погоде сегодня: (слайд 4) ясно, облачно, пасмурно; осадки, без осадков; ветрено, безветренная погода; температура воздуха. | Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. | Личностные: осознание своих возможностей. Регулятивные: умение регулировать свои действия. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков. |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Рассмотрите картинки на экране. -Чем похожи эти картинки и чем отличаются?(Одно место, разные времена года) -Почему произошли эти изменения? - Как вы считаете, что мы должны узнать на уроке, и какие задачи нам предстоит решить? Давайте сформулируем их. (какие изменения происходят в природе, систематитировать знания об осени) -кто назовет тему урока? Тема урока: Сезонные изменения в природе. Осень. | Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания. Составляют план достижения цели и определяют алгоритм действий. | Регулятивные: целеполагание; планирование. Познавательные: общеучебные – логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные:инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
4.Первичное усвоение новых знаний. | Организовать осмысленное восприятие новой информации | -Осень – едва ли не самое красивое время года. А.С. Пушкин, наш великий русский поэт, так писал об осени: «Унылая пора, очей очарованье Приятна мне твоя прощальная краса. Люблю я пышное природы увяданье В багрец и золото одетые леса». -«Пышное природы увяданье» - как вы понимаете эти слова поэта? -«Багрец и золото» - что означают эти слова? -А что мы называем природой? Перечислите все то, что относится к природе. -Все то, что вы перечислили, можно разделить на две группы. Назовите их. (живая и неживая природа) -Что относится к неживой природе? -Какие изменения происходят осенью в неживой природе. (Дни становятся короче, ночи холоднее, солнце не так высоко как летом) -Отгадайте, что это за природные явления. Он холодный, проливной, По пятам бежит за мной. Убегаю-только хуже, Потому что всюду- лужи! По пятам бежит за мной. Убегаю — только хуже, Потому что всюду — лужи! (дождь) Молоко над речкой плыло, Ничего невидно было. Растворилось молоко-видно стало далеко. (туман) На деревья, на кусты С неба падают цветы. Белые, пушистые, Только не душистые. (снег) Ранним утром во дворе лед улегся на траве. И весь луг стал светло-синим. Серебром сверкает…(иней) -Что такое Дождь, туман, снег и иней? (Осадки) - к какому времени года относятся все эти осадки? (осень) -Повторим! Какие изменения происходят осенью в неживой природе? (Дни становятся короче, ночи холоднее, солнце не так высоко как летом, есть осадки в виде дождя, тумана, инея) - Что можно отнести к живой природе? -Для того чтобы узнать какие происходят изменения в живой природе отправимся в виртуальный осенний лес на экскурсию. Во время экскурсии вы должны внимательно проследить за всеми изменениями, которые произошли в природе. (Виртуальная экскурсия) - Как влияют осенние изменения на растения? (растения вянут, зелень становится тусклой, на плодовых деревьях созревают плоды, листья меняют окраску и опадают) | Участвуют в беседе; формулируют выводы, делают записи в тетради. | Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания. Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Предметные: давать определения новым понятиям темы. |
5. Первичная проверка понимания. | Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме. | Послушаем разговоры деревьев. - Красивее моей одежды не придумаешь, тут и красное, и желтое, и розовое, и оранжевое. - А я считаю, что такой пестрый наряд для солидного дерева неприличен, - сказало другое дерево, - самый скромный и самый красивый цвет – зеленый. Я этому цвету никогда не изменю. - Какие деревья могли вести этот разговор? (Лиственное и хвойное). - Какие изменения произошли у лиственных деревьев осенью? (пожелтели листья начался листопад) - Что такое листопад? Кто наблюдал это явление? Опишите свои ощущения, чувства. - Кто догадается, почему хвойные деревья не сбрасывают листву, а остаются зелеными круглый год? (Иголки испаряют влаги гораздо меньше, чем широкие листья лиственных деревьев. Вот почему хвойным деревьям почти не грозит опасность засохнуть, когда корни будут доставлять из охлажденной почвы мало воды.) - Послушаем птичий разговор и подумаем, кто из них прав? Иволга и Кукушка (Н. Сладков) - Слушай, Иволга, о какой это зиме местные пичужки щебечут? - Будто бы зима бывает, белый снег землю закроет, морозы затрещат? - Э - э, Кукушка, болтовня пустая. Сколько на свете живу – никакой зимы и снега не видела. На родину прилечу – лето, в Африку вернусь – лето. На всей земле – лето! - Объясните, почему так считают птицы? (Они перелетные, зиму проводят в теплых краях, на родину возвращаются весной). - Что их гонит: голод или холод? (Голод). -Каких птиц вы знаете, которые улетают на юг? А какие остаются? Чем они питаются? - Как готовятся к зиме звери? (Одни делают запасы на зиму, вторые жиреют и засыпают, другие не готовятся никак, им достаточно корма зимой, происходит линька). | Выбирают самостоятельно варианты работы | Регулятивные: устанавливать последовательность действий по выполнению задания. Коммуникативные: слушать и слышать собеседника. Познавательные: находить ответы на вопросы, используя справочную литературу, жизненный опыт, практический метод исследования. |
6. Первичное закрепление. | Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний. | -Решили мы с вами поставленные перед собой задачи? -Какие изменения происходят в неживой природе осенью? -как назвать одним словом дождь, снег, туман, иней? -как готовятся к зиме птицы? | Осуществляют учебные действия по намеченному плану Обсуждают в группах, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других. Объясняют, анализируют, формулируют. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе. |
7.Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция. | Определить типичные ошибки и пробелы в знаниях и умениях, путем их устранения и совершенствования. | -Проверьте себя!!! Дополните предложения. Вот и кончилось__________ лето. Солнышко уже не успевает согреть землю за ___________день. Ночью становится всё ___________. Листья на деревьях ____________. Вот они уже и падают, устилая землю цветным ковром. Это _____________. Зеленеют лишь_____________, но и они скоро заснут до весны. Полетели на юг___________. Звери готовятся к зиме. Медведь впадает в __________. Скоро станет совсем холодно, и выпадет первый _________. Сравните свои записи с записями на экране. | Предъявляют результаты самостоятельной работы в группах, осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, самостоятельно адекватно воспринимают предложения учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение. Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
8.Рефлексия деятельности | 1) Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности. 2) Подвести итог проделанной работы на уроке. | Комментарии учителя о работе обучающегося на уроке. Объявление оценки за урок. Оцените свою деятельность на уроке, используя начало : - «Я узнал…» - «Мне понравилось…» - «Мне было трудно…» - «Я хочу узнать…» Закройте глаза и послушайте шуршание листьев. Как красиво они звучат. Скажите себе «Я молодец, я думал, я старался, я делал открытия». Домашнее задание. На прогулке понаблюдайте за природой в осеннее время, уже используя знания полученные на уроке. Возможно они помогут вам приблизится к пониманию живого языка природы и вы воскликните «Мир прекрасен!» Благодарю за урок. Вы – молодцы! | Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его. Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: осознавать успешность своей деятельности. |