СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по развитию речи 9 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект для урока по развитию речи на тему: изложение по тексту В. Карасевой "Хлебные крошки".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по развитию речи 9 класс.»

Тема урока: Изложение по тексту В. Карасевой «Хлебные крошки».

Цели урока: развивать умение определять тему и главную мысль текста; развивать умение составлять план текста; развивать умение самостоятельно готовиться к написанию изложения с опорой на памятку.

Планируемые результаты:

  • Предметные: определять тему и основную мысль текста, составлять план рассказа и использовать его при составление текста.

  • Личностные: научатся осознавать свои возможности в учении; смогут адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием.

Тип урока: урок обучающего контроля

Оборудование: распечатка текста «Богульник»

Этап урока

Метод и приемы

Хро-нометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Мотивационный

Словес.: слово учителя

≈ 3

- Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

На меня все посмотрели

И за парты тихо сели.

-Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать удачи в нашем путешествии за новыми знаниями.

Приветствовать учителя.

Проверять готовность к уроку.

Р: принимают и сохраняют уч. задачу

П: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

2.

Постановка учебной задачи и ее решение

Словес.: ответы на вопросы

≈ 7

- Сегодня у нас урок развития речи, а предметом обсуждения будет рассказ В. Карасевой «Хлебные крошки».


- Мы продолжаем учиться писать изложение и составлять план по тексту, определяя тему и главную мысль текста.                                                                                                           - Какова цель нашего урока? (научиться писать изложения, опираясь на текст)                                                                                            Открываем тетради и записываем число и тему изложения.                                                

Определить тему и цель урока.

Слушать  учителя.

Выполнять инструкцию.

Р. планирование — определение последовательности промежуточных целей с учѐтом конечного результата;

характера.

П:  извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

3.

Решение частных задач

Словес.: слово учителя, ответы на вопросы.

Нагл.: просмотр

.

Словесн.: ответы на вопрос

Словес.: слово учителя, ответы на вопросы.

Словесн.: составление плана.

Словесн.: определение темы текста.

Практ.: составление рассказа.

Практ.: запись рассказа в тетрадь.

≈ 25

- Давайте подробнее познакомимся с данным текстом. Прочитайте текст и скажите, какие значения слов, словосочетаний, предложений вам не понятны?(коптилка, карточки, хлопковый жмых, ленинградцы, изможденные, бурки, паек)                                                   -  Определите тему текста (хлебные крошки, маленькие ленинградцы.)                                                                                                               -  Понаблюдайте, как в тексте раскрывается тема: с чего автор начинает, что сообщает о предмете речи, чем завершает? (автор начинает с того что, описывает какая обстановка была в магазине)                         -Определите основную мысль текста (в данном тексте говорится о голодных ленинградских детях)

-Понаблюдайте как она выражается ( эта мысль выражается в описании этих детей и их поведении.).                                                       -Определите сколько частей в тексте.(3 части)

Составление плана изложения.
- Составим план изложения.
- О чём мы будем писать во вступлении? ( о том какая атмосфера была в магазине)

- О чём будем писать в основной части? (внешний вид детей, их поведение, как они подбирали хлебные крошки) 
- Как закончим изложение? (поведение продавщицы и как стояли ребята)

В ходе работы на доске появляется план.

  1. Блокадный магазин

  2. Хлебные крошки

  3. Ленинградские ребята

- В записи текста вам помогут слова для справок, данные на доске.                  

Слова для справок: коптилка, карточки, хлопеовый жмых, изможденные лица, бурки, ленинградцы.

- Еще раз прочитайте внимательно текст.                         - Составим предложение(я), которые могли бы войти в 1-ую часть. ( В магазине было холодно и очень темно. Продавщица отпускала хлеб. Люди подходили с одной стороны прилавка, протягивали карточки и получали кусочек хлеба. Он был маленький, но тяжелый, потому что в нем было много хлопкового жмыха)

- Используя слова для справок, составим предложения для основной части. 
- С какого предложения можно начать основную часть?  (С другой стороны прилавка столпились дети. У них были худые, изможденные лица. Шубки на них весели, как на палочках. На головах были шапки, закутанные платками и шарфами. Ноги – в бурках и валенках. И только на руках не было варежек: руки были заняты делом. Озябшие пальчики поддевали крошку хлеба и бережно несли ее в рот)

- Как закончим изложение? ( Ребята соблюдали очередь. Продавщица не бранилась на детей, не покрикивала. Она молча отпускала людям их блокадный хлеб. А ленинградские ребята тихо стояли и терпеливо ждали своей крошки.)

- Обратите внимание на структуру и оформление предложений, постановку знаков препинания, на употребление слов и словосочетаний.                            – Найдите слова с изученными орфограммами, подумайте, как объяснить их написание

- Проговорите по слогам трудные для вас слова, зрительно запоминая их написание.

- Как оформляется каждая часть изложения? ( каждая часть пишется с красной строки)
- При написании обратите внимание на слова, записанные на доске, на слова для справок. Если нужна помощь, поднимите руку.                     - Ещё раз внимательно прочитайте текст, мысленно его перескажите, закройте книгу  и начинайте писать изложение. После записи изложения не забудьте проверить свою работу.
Запись текста.

Слушать  учителя.

Выполнять инструкцию.

Определить тему текста.

Определить основную мысль текста.

Определять тип рассказа.

Составлять план.

Озаглавить части текста. 

Выявлять особенности текста .

Составлять собственный текст.

Слушать учителя.

Проговаривать трудные слова.

Записывать в тетрадь.

Слушать учителя.

П:  извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

Р: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценивание качества и уровня усвоения;

Р::волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

П:- получение, поиск и фиксация информации;

-понимание и преобразование информации;

-понимания и применения знаний

4.

Итог урока. Рефлексия

(предметная).

С.- ответы на вопрос

≈10

- Что вам помогло понять замысел художника и рассказать об этом? 
- Какие знания и умения вам были необходимы для работы? 

Обобщать изученное.

Оценивать себя

Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий;