2. | Постановка учебной задачи и ее решение Словес.: ответы на вопросы | ≈ 7 | - Сегодня у нас урок развития речи, а предметом обсуждения будет рассказ В. Карасевой «Хлебные крошки». - Мы продолжаем учиться писать изложение и составлять план по тексту, определяя тему и главную мысль текста. - Какова цель нашего урока? (научиться писать изложения, опираясь на текст) Открываем тетради и записываем число и тему изложения. | Определить тему и цель урока. Слушать учителя. Выполнять инструкцию. | Р. планирование — определение последовательности промежуточных целей с учѐтом конечного результата; характера. П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации. Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; |
3. | Решение частных задач Словес.: слово учителя, ответы на вопросы. Нагл.: просмотр . Словесн.: ответы на вопрос Словес.: слово учителя, ответы на вопросы. Словесн.: составление плана. Словесн.: определение темы текста. Практ.: составление рассказа. Практ.: запись рассказа в тетрадь. | ≈ 25 | - Давайте подробнее познакомимся с данным текстом. Прочитайте текст и скажите, какие значения слов, словосочетаний, предложений вам не понятны?(коптилка, карточки, хлопковый жмых, ленинградцы, изможденные, бурки, паек) - Определите тему текста (хлебные крошки, маленькие ленинградцы.) - Понаблюдайте, как в тексте раскрывается тема: с чего автор начинает, что сообщает о предмете речи, чем завершает? (автор начинает с того что, описывает какая обстановка была в магазине) -Определите основную мысль текста (в данном тексте говорится о голодных ленинградских детях) -Понаблюдайте как она выражается ( эта мысль выражается в описании этих детей и их поведении.). -Определите сколько частей в тексте.(3 части) Составление плана изложения. - Составим план изложения. - О чём мы будем писать во вступлении? ( о том какая атмосфера была в магазине) - О чём будем писать в основной части? (внешний вид детей, их поведение, как они подбирали хлебные крошки) - Как закончим изложение? (поведение продавщицы и как стояли ребята) В ходе работы на доске появляется план. Блокадный магазин Хлебные крошки Ленинградские ребята - В записи текста вам помогут слова для справок, данные на доске. Слова для справок: коптилка, карточки, хлопеовый жмых, изможденные лица, бурки, ленинградцы. - Еще раз прочитайте внимательно текст. - Составим предложение(я), которые могли бы войти в 1-ую часть. ( В магазине было холодно и очень темно. Продавщица отпускала хлеб. Люди подходили с одной стороны прилавка, протягивали карточки и получали кусочек хлеба. Он был маленький, но тяжелый, потому что в нем было много хлопкового жмыха) - Используя слова для справок, составим предложения для основной части. - С какого предложения можно начать основную часть? (С другой стороны прилавка столпились дети. У них были худые, изможденные лица. Шубки на них весели, как на палочках. На головах были шапки, закутанные платками и шарфами. Ноги – в бурках и валенках. И только на руках не было варежек: руки были заняты делом. Озябшие пальчики поддевали крошку хлеба и бережно несли ее в рот) - Как закончим изложение? ( Ребята соблюдали очередь. Продавщица не бранилась на детей, не покрикивала. Она молча отпускала людям их блокадный хлеб. А ленинградские ребята тихо стояли и терпеливо ждали своей крошки.) - Обратите внимание на структуру и оформление предложений, постановку знаков препинания, на употребление слов и словосочетаний. – Найдите слова с изученными орфограммами, подумайте, как объяснить их написание - Проговорите по слогам трудные для вас слова, зрительно запоминая их написание. - Как оформляется каждая часть изложения? ( каждая часть пишется с красной строки) - При написании обратите внимание на слова, записанные на доске, на слова для справок. Если нужна помощь, поднимите руку. - Ещё раз внимательно прочитайте текст, мысленно его перескажите, закройте книгу и начинайте писать изложение. После записи изложения не забудьте проверить свою работу. Запись текста. | Слушать учителя. Выполнять инструкцию. Определить тему текста. Определить основную мысль текста. Определять тип рассказа. Составлять план. Озаглавить части текста. Выявлять особенности текста . Составлять собственный текст. Слушать учителя. Проговаривать трудные слова. Записывать в тетрадь. Слушать учителя. | П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации. Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя. Р: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценивание качества и уровня усвоения; Р::волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. П:- получение, поиск и фиксация информации; -понимание и преобразование информации; -понимания и применения знаний |