Конспект урока по эскимосскому языку
Тема занятия: «Имя качественит – имя качественное»
Тип урока: изучение новых знаний
Форма урока: урок – соревнование
Класс: 2,3
Цель: создать условия для понимания и различения имён прилагательных по значению.
Задачи: Развивать умение рассуждать, творческие способности и память, внимание, познавательный интерес, сопоставлять, делать выводы, воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: презентация, дидактический материал.
І. Организационный момент.
Қуякамси, таґнуҳаґни! Натытақсин? (Пиниҳтуңа. (Итагнаҳтуңа.)
Натыта матын слъя? (матын пиҳтуқ – сегодня пурга, матын қаник – сегодня снегопад).
ІІ. Фонетическая разминка.
На доске слова и буквосочетания: вувалъя, паник, акақ, аґнақ, нака, Ққ, Ўў, ҳ, á, ӈ
(Учащиеся называют соответствующие буквы и слова)
ІІІ. Постановка целей.
Ребята, сегодня у нас будет необычный урок. На занятии вы будете между собой соревноваться. За правильные ответы выбудете получать фишки. Выигрывает тот, кто заработает больше фишек.
IV. Минутка чистописания
-Игакытыки тетрадыт (откройте тетради)
(дети записывают число, классную работу)
-Схапаҳтигу доскамун (посмотрите на доску). На какие части речи можно разделить данные слова? (прилагательные и существительные).
На доске слова: амсякылґи – маленький, ускалґи – высокий, лисималґи – умелый, ныӈляґналґи – веселый, пивагналґи – милый, наӈлъыхталґи – добрый, пинилґи – хороший, пинипихтуқ – прекрасный, аӈылґи – большой, аґнаґаҳақ – девочка, на – мама.
-Можно ли к именам существительным добавить данные прилагательные? (Ответы учеников)
-Молодцы, данные прилагательные можно отнести к этим существительным.
-Ребята, как вы думаете, эти прилагательные указывают на качество человека? (ответы детей).
-Посмотрите на имена прилагательные. Что можно заметить? (У них одинаковый суффикс лґи)
-Ребята, имена прилагательные, которые указывают на качество предмета, называются качественными прилагательными.
-Давайте мы с вами поставим цель к нашему уроку (на слайде).
V. Актуализация знаний
Сҳапаҳтигу игақувинґат столамун (посмотрите на листочек, лежащий на столе).
-атиҳтыху правила. (ученики читают правило, учитель переводит на русский язык).
Физминутка:
Аймрухта! Ныкиви! (Дети встают со своих мест) и выполняют физминутку:
Кайӈа кайӈа, Нанук, нанук Куйник, куйник Кафсик .кафсик Сикик сикик Ныньюк ныньюк Сикик сикик Указик! | Медведь бурый – 2 раза Медведь белый – 2 раза Олень – 2 Росомаха – 2 раза Евражка – 2 раза Бабущка – 2 раза Евражка – 2 раза Заяц! |
ІV. Работа по теме урока.
Амын! Молодцы ребята!
-Ребята, за окном у нас весна, а значит мы скоро будем праздновать какой день? (8 марта). Сейчас мы с вами прочтем стихотворение на родном языке.
-Работа со стихотворением. (стих распечатанный на листе).
-Атиҳтыху стихотворение.
1. О ком говорится в стихотворении (о маме)
2. Какое названье дал автор кораблю? (мама)
Вам даю задание – найти в стихотворении имя качественное, выписать его, записать перевод в тетрадь и выделить суффикс. Кто первый справится – получает фишку.
V. Продолжение по теме урока.
-Я предлагаю вам выполнить задания на листе, который лежит у вас на столе.
Я вам предлагаю вам открыть картинные словари на стр. 70. Ваша задача – подставить соответствующий суффикс. У вас получится слово, который обозначает цвет. Вы раскрашиваете прямоугольники соответствующего цвета. Кто выполнит быстрее – получит фишку.
Вы заметили, что в словах встречается суффикс –лӈу-. Данный суффикс используется редко в эскимосском языке и используют его только при обозначении цвета: красный, жёлтый, зеленый. Чтобы запомнить, что именно в этих словах суффикс, представьте светофор.
Следующее задание:
Придумаете 2 словосочетания с суффиксом – лґи и 2 словосочетания с суффиксом –лӈу-, касающегося международного женского дня.
VI. Подведение итогов урока.
-Тауа урогми.
Чем мы с вами сегодня занимались?
Что вам больше всего понравилось?
Слайд
VII. Домашнее задание
- Ребята, дома вам предстоит выучить наизусть стихотворение, которое вы прочитали на уроке.
Сҳаҳлъықамси!
Имя качественит – имя качественное
Имя качествени иляӈӣт причастият суффиксылгыт –лґи ынкам –лӈу кылгутиӄут признагитныӈ предметыт.
Лъӈита алыҳқулъыҳпут улимақат ипапигулюку ынкам қилиґнаґлюку.
Имена качественные и некоторые причастия с суффиксамм -лґи и -лӈу обозначают признаки предметов.
Они делают нашу речь точной и выразительной.
Имя качественит – имя качественное
Имя качествени иляӈӣт причастият суффиксылгыт –лґи ынкам –лӈу кылгутиӄут признагитныӈ предметыт.
Лъӈита алыҳқулъыҳпут улимақат ипапигулюку ынкам қилиґнаґлюку.
Имена качественные и некоторые причастия с суффиксамм -лґи и -лӈу обозначают признаки предметов.
Они делают нашу речь точной и выразительной.
-лӈу- налини -лґи
Қаты……
Кависяґни…
Тагны….
Қигуґмы….
Қави…
8 марта
Наӈит вувалъя қамахлъюта рамкыт.
***
Наӈиҳай, ылъпык пиниқыпихтақамкын
Рыпалъ пуйгаҳтақуӈа!
Хўаӈа аӈылґимун аӈьяҳпагмун
Какитылъықақа атық «На».
8 марта
Международный женский день.
***
Мама, так тебя люблю
Что не знаю прямо!
Я большому кораблю
Дам названье «Мама».