СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по родному русскому языку "Хлеб"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по родному русскому языку "Хлеб"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №8 городского округа Кинешма

Ивановская область, город Кинешма, улица Воеводы Боборыкина, дом 18а



Конспект урока«Русского родного языка»


Во _2б_ классе на тему: «Ржаной хлебушко – калачу дедушка »


Педагог: Моторина Ирина Геннадьевна_

Автор учебника: Русский родной язык 2 класс, авторыО.М.Александрова, Л.А.Вербицкая

Класс: 2б

Тип урока: изучение нового материала.

Цель:расширить знания учащихся об истории русского языка, о происхождении слов, включить в активный словарь обучающихся новые слова.

Задачи:

Образовательные:


  • Показать значимость и ценность хлеба в наше время и в давние времена.

  • Расширить знания обучающихся об истории хлеба

  • Учить ценить и уважать хлеб и труд людей, вырастивших хлеб.

  • Активизировать познавательную деятельность через проблемную ситуацию, развитие творческого совместного труда .

  • Формировать положительно-эмоциональный настрой, умение работать в коллективе.


Развивающие:

  • развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление умение сравнивать, группировать, делать выводы;

  • развивать фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, память;

  • развивать умение ориентироваться в информационном пространстве;

  • развивать коммуникативные качества учащихся, связную устную речь через умение правильно формировать свои мысли в процессе работы на уроке по теме урока.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию;

  • воспитывать в детях чувство гордости за свою Родину, любовь к традициям, культуре своего народа;

  • воспитывать чувство патриотизма


УУД, формируемые на уроке:


Предметные:

• Познакомятся со словами, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие хлебные изделия, с историей происхождения этих слов, какие из них сохранились до нашего времени.

Метапредметные:

Регулятивные:

• формулируют и удерживают учебную задачу, применяют установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные:

• находят ответы на вопросы и извлекают необходимую информацию в тексте и иллюстрации; устанавливают причинно-следственные связи, осуществляют анализ, сравнение, классификацию; самостоятельно находят способы решения проблемы.

Коммуникативные:

• составляют небольшие устные монологические высказывания, «удерживают» логику повествования, приводят убедительные доказательства, слушают и понимают речь других, учатся договариваться при совместной работе в паре.


Оборудование и технические средства обучения: учебник «Русский родной язык» автор О.М.Александрова, Л.А.Вербицкая, мультимедийное оборудование, презентация «Ржаной хлебушко – калачу дедушка», видеоролики.


Наглядные пособия:, иллюстрации с изображением хлебобулочных изделий, «Каравай» на рушнике, разные виды хлеба:баранки, сушки, бублики, ватрушка, белый хлеб, ржаные изделия.



Ключевые слова: хлеб, хлебобулочные изделия: сушка, ватрушка, калачи, каравай, Блокадный хлеб.


Рабочие материалы для обучающихся: учебник«Русский родной язык 2 класс», автор О.М.Александрова, Л.А.Вербицкая, тетрадь, карточки с планом, конвертики с заданием для работы в парах, толковый словарь русского языка С.И.Ожегова.




№п/п

Этапы урока

Содержание этапа,

деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

(комментарий, ссылки на используемый видео и фото материал, др.).

1.

Самоопределение к деятельности

Учитель:

-В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.



Выработка учебной мотивации

2.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Учитель :

- Я рада приветствовать вас на уроке русского родного языка. Вместе со мной вас приветствуют мои помощники.

(Девочки с караваем в руках)

1. Каравай земли и неба

На твоем столе

Ничего сильнее хлеба

Нету на Земле.

С караваем соль подносим,

Поклонясь отведать просим.
Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб – соль из рук!


2.В каждом маленьком кусочке

Хлебные поля,

А на каждом колосочке

Держится земля. (передает каравай)


3.В малом зернышке пшеницы

Летом и зимой

Сила солнышка храниться

И земли родной.

(ставлю каравай на стол)


Учитель:

- Ребята, кто услышал, как девочки назвалиэтот хлеб?

- Как вы думаете, почему они встречают гостей именно так?

- Хотели бы вы, чтобы вас так встречали?



- Ребята, давайте вспомним,без чего не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол.



- А как вы думаете, почему?



- Какие виды хлебобулочных изделий вы знаете?



- Конечно, вы уже многое слышали о хлебе, но можете ли быть уверены, что знаете всё?



- Вы догадались, о чём пойдёт речь на уроке?

- Верно, на уроке речь пойдет о чуде земли, чуде труда человека – хлебе.  Тема нашего урока звучит так «Ржаной хлебушко- калачу дедушка» .

- Запишите в тетрадь число, и тему нашего урока.








Девочки передают каравай друг другу.








(передает каравай)






(передает каравай)




(передает каравай учителю)



Каравай, хлеб.


- В старину было принято встречать гостей хлебом-солью.

- Да



- Без хлеба.




- Я думаю, потому что хлеб самый важный продукт на нашем столе.


- Батон, буханка, булка, белый хлеб, черный хлеб…



(ответы детей)





Дети предлагают тему урока о хлебе, о том, как его растить, как его беречь. 





Дети записывают в тетрадь число и тему урока.








Девочки в русских сарафанах с караваем в руках.
























3

Выявление места и причины затруднения.

- Что бы вы хотели узнать нового по этой теме?





- На все ли вопросы мы можем дать ответ?


- Как появился хлеб?

- Как делают хлеб?

-Что обозначает слово хлеб?

- Какой бывает хлеб?

- Почему он так важен в жизни людей?...



- Нет. Мы многое не знаем.



4

Построение проекта выхода из затруднения.

- Я тоже подумала, что именно эти вопросы вам и будут интересны.

Давайте вместе составим план открытия.

- С чего мы должны начать?

    1. Как появился хлеб в жизни людей? (легенда появления хлеба)

    2. Что обозначает слово «хлеб»?Какой он бывает?

    3. Как в народных пословицах и поговорках отражается бережное отношение к хлебу? (работа с пословицами и поговорками)

    4. Какие виды хлебобулочных изделий существуют?

    5. Какова роль хлеба во времена Великой Отечественной Войны? (Блокадный хлеб)

- Молодцы.

- У вас на партах тоже есть план, и вы в нем будете отмечать что мы узнали. А в конце урока оценим себя. (слайд 2)






Дети предполагают пункты плана открытия.









Пункты плана появляются на доске.




















Составление плана и последовательности деятельности.

5

Реализация построенного проекта. Самостоятельная работа с самопроверкой.

- Давайте узнаем, откуда появился хлеб. Я попросила Василису найти информацию в сети Интернет. И вот что она нашла.


























- Подведем итог. Как у людей появился хлеб? Что этому поспособствовало?

- Как вы думаете, мы ответили на пункт плана?


- Молодцы.

- Какие неизвестные слова нам здесь встретились?

Лощина — низко расположенная долина, низменность.


- Можно ли нам где-то найти определение к слову «хлеб»?



- Давайте подумаем, а что же такое хлеб?


-Я предлагаю вам посмотреть в словаре и Интернете значение слова «хлеб».


- ХЛЕБ - Пищевой продукт,выпекаемый измуки (пшеничной, ржаной)

- Сравним определения из этих двух источников информации. Одинаковые ли они?



- И сегодня в каждой семье, на самом почетном месте лежит хлеб: хрустящий, с аппетитной корочкой.

- Давайте подберём к слову хлеб признаки, которые рассказывают, какой бывает хлебушек.

- У вас в книге спрятаны карточки с определениями (признаками) хлеба. Давайте найдем их и прикрепим на доску в виде колоска.

Задание:

«Назови, какой бывает хлеб?»


(выходим к доске и крепим на доску подходящие слова)


Закрепляем полученные знания.

- Ребята, какая орфограмма встретилась в слове хлеб?

- Давайте подберем проверочное слово.

Запишем в тетрадь.

-Можно ли отметить пункт нашего плана?

Закрепляем полученные знания.





Физкультминутка для глаз (слайд 2)

- Ребята, а кто знает пословицы или поговорки о хлебе?

- «Нет лучшего в мире цветка, чем пышный колос, нет лучшего сада, чем пышное поле, нет лучшего аромата, чем запах свежеиспеченного хлеба» гласит народная мудрость.(слайд 3)

- В народных пословицах, поговорках отразилось, бережное и уважительное отношение к хлебу.

-Выполним упр. 2 на стр15 учебника

- А вот еще несколько пословиц, давайте попробуем их продолжить.(слайды 4-6)

Если хлеба ни куска,…. так и в тереме тоска.

Ржаной хлебушко…. — калачу дедушка.

Сколько ни думай,….. а лучше хлеба-соли не придумаешь..

Хлеб — батюшко,…. вода — матушка.

Хлеб — всему….голова.

Хлеб вскормит,….. вода вспоит.

Закрепляем полученные знания.



- Посмотрите на иллюстрации на доске и подумайте как называютсяэти хлебные изделия. (На доске иллюстрации с изображением калачей, бублика, ватрушки, сушки )

- А знаете ли вы историю происхождения этих названий?

- Давайте найдем в учебнике эту информацию.

- Откройте учебник на стр.16.

-Давайте прочитаем о каждом из них.

Работа в парах.

- Ребята, а вы знаете, что это не все хлебные изделия которые существуют? Есть и другие

- Давайте попробуем сами определить что они означают и как выглядят.

- Соотнесите слово и его значение.

Кулич – хлеб, который выпекается на Пасху.

Рогалик - маленькая булочка, имеющая форму рога. Произошло от древне-русского слова «рог»

Плетёнка - продолговатый витой белый хлеб, от глагола «плести».

Каравай - большой круглый хлеб, который выпекали к праздникам и важным событиям.

Маленькая тонкая и очень сухая баранка (сушка)

- Давайте проверим что у вас получилось.(проверяем на слайде 7-8)

Закрепляем полученные знания.

Физкультминутка

Вырос в поле колосок, (Дети сидят на корточках)
Он не низок, не высок. (Постепенно поднимаются)
Налетел ветерок, (Поднимают руки вверх, качают)
Закачался колосок.
Мы в поле придем, (Ходьба на месте)
Колоски соберем, (Наклон)
Муки натолчем, (Кулаком одной руки стучат по ладони другой)
Каравай испечем, (Сжимают кисти рук)
Гостей приглашаем,
Караваем угощаем. (Вытягивают руки вперед, ладони вверх)

5. Беседа о блокадном хлебе.

- Как вы думаете всегда ли хлеб носил такую ценность? Был ли он важен для людей?

В этом году мы будем отмечать 75 лет со дня победы в Великой Отечественной Войне. У войны свой хлеб. Не богатый, отмеренный хлебной карточкой. Хлеб суровый, но еще больше необходимый, чем в мирное время. Никогда не забудет Ленинград кусочек 125 – блокадных граммов – драгоценный, помещавшийся на ладони кусочек, в котором была жизнь, сила и тепло. (ВИДЕО.Слайд 10-11)

Не смотря на большие трудности, страна обеспечивала армию и тружеников тыла хлебом, часто случалось что доставить хлеб в нужное место было просто невозможно. И тогда солдаты, на места своих дислокаций выпекали хлеб сами в печах, сделанных из подручных материалов. Продовольствия не хватало всюду, и хлеб готовили из того, что находили: мерзлые овощи, отруби, трухлявые пни, сено, солому, древесную кору и др.

Почему же так сложно было с мукой? Потому что немецкие войска напали 22 июня 1941 года, когда все хлебные поля набирали силу. Именно по хлебу был нанесен первый удар. Горели поля пшеницы и ржи. Так же немцы ходили по дворам и отбирали все запасы муки и зерна у жителей.

Хлеб пекли по жестким рецептам блокады – пищевая целлюлоза 10% хлопковый жмых – 10% обойная пыль – 2% вытряски из мучных мешков – 2% Кукурузная мука – 3% ржаная мука – 73% .

Ленинградский паек и сейчас храниться в музее истории Ленинграда. Вот по таким карточкам получали хлеб люди в ВОВ (слайд 12)

Блокадная карточка с суровой надписью «при утере не возобновляется». Она была дороже денег, картин живописцев, шедевров искусства. Хлеб не имел вкуса и аромата ржаного хлеба, на вкус он был горький и травянистый.

В городе Зеленогорске Ленинградской области установлен памятник «Хлебу», в память о том тяжелом времени, о самом необходимом продукте военного времени.

На гранитном постаменте, лежат бронзовые хлебобулочные изделия. Основа композиции – это черный хлеб, 125 суточных граммов которого сохранил жизнь тысячам голодных блокадников.(слайд 13-14)

- Нам стоит задуматься о важности хлеба, о том как небольшое количество хлеба может спасти жизнь человеку, поэтому нужно уважительно относиться к хлебу.

Закрепление изученного.

- Что узнали нового?





Ученица читает легенду.

Легенда о появлении хлеба у человека.

- «Это было очень давно, из жизни первобытных людей. Однажды мужчины вернулись с охоты ни с чем. А запасы продуктов закончились. Что будет с племенем?

На рассвете женщина отправилась на поиски пищи. Поблизости всё было собрано, и она спустилась в лощину. И вдруг около ручья она увидела незнакомое растение. Что это? Женщина нагнулась, и из колоска на ладонь упали золотистые зёрна. Они были сладкие на вкус. Вот она пища! Спасение племени.

Так, много лет назад человек открыл хлебные растения. Мучнистые зёрна приносили приятное ощущение сытости.

Сегодня, растения, зёрна которых годятся в пищу, называют одним словом – ХЛЕБ»

Ответы детей.


(Дети отмечают пункт в плане открытий)



- Слово лощина.




-да.(называют источники информации)



- Мучное изделие..

- Продукт из муки…


- Можно найти в толковом словаре или в сети интернет.

(Один ребенок работает со словарем, другой ищет определение в Википедии).


Ответы детей.
















Ответы детей.

Дети выходят к доске, крепят подходящие определения на колосок.




- Парная согласная на конце слова.



Хлеб – хлебушек, хлебцы, хлеба, хлебница…


-да.


(Дети отмечают пункт плана, с которым познакомились)




- Хлеб всему голова…










(дети по цепочке читают пословицы из упражнения 2 и объясняют их значение)


Дети предполагают продолжение пословиц.









Дети отмечают пункт плана.





- Ватрушка, баранка, сушка…



- Нет.



Дети ищут информацию в учебнике.

















(у детей на парте конверты с названиями хлебных изделий, их значение и изображение)













(Отмечаем в плане, что мы узнали V.)



Выполняют физкультминутки. Девочки-помощницы

Показывают, дети повторяют.



















- Да





























































































Дети отмечают пункт плана.



Ответы детей.



На каждом пункте плана происходит первичное закрепление.
































Лощина

ru.wikipedia.org













Хлеб

ru.wikipedia.org›




































Ссылка на физкультминутку

https://youtu.be/aX3YIeN211Y



























Картинки

https://yandex.ru/images/search?pos=5&img_url=https%3A%2F%2Fi.ytimg.com%2Fvi%2FVlmIL7Bi_-Y%2Fmaxresdefault.jpg&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8+%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%B9&rpt=simage&lr=10689&source=wiz

























































Ссылка на видео

https://youtu.be/pEj1PpmUky4









































6. Включение в систему знаний и повторение.

- Давайте вспомним, что нового вы узнали на этом уроке?

- Что особенно запомнили?

На доске находится ромашка вопросов.

- Как появился хлеб в жизни людей?

- Мы говорим, что хлеб- это символ жизни…

- Почему во времена ВОВ хлеббыл так важен для людей?

- Как бы жили люди если бы не было хлеба?

- Из чего готовили Блокадный хлеб?

- Почему пословица гласит «Хлеб – всему голова»?









Дети выходят к доске, читают вопрос на лепестке ромашки и стараются ответить.

Ромашка Блума.(6 типов вопросов)


7. Рефлексия учебной деятельности.

- Наш урок подходит к концу.

- Как вы думаете, достигли ли мы всех целей на уроке?

- Все ли пункты нашего плана отмечены?

Домашнее задание будет необычное.

- У русского народа во все времена было самое почтительное отношение к хлебу.

- Составьте и запишите в тетрадь «Правила бережного обращения с хлебом».



- Сейчас я предлагаю вам оценить свою работу. Оцените себяна листочках. Как вы работали на уроке, как отвечал на вопросы.

У вас на парте лежат колоски: зеленый и желтый. Сейчас вам нужно прикрепить колоски «Засеем хлебное поле»:

Желтый: понял тему урока, был активным на уроке запомнилновый материал, могу объяснить другим.

Зеленый:понял тему урока, был не слишком активным на уроке, остались вопросы.



- Спасибо вам за урок. А сейчас, ребята, я хочу угостить вас караваем.

(Включаю видеоклип «Хлеб» слайд 15)




- Да.


-Да.











Дети оценивают себя на листочках, выставляют себе отметки.


Дети приклеивают колоски на доску.






























Ссылка на видео

https://youtu.be/iEWMtmdSjMA



4