2. | Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | Учитель : - Я рада приветствовать вас на уроке русского родного языка. Вместе со мной вас приветствуют мои помощники. (Девочки с караваем в руках) 1. Каравай земли и неба На твоем столе Ничего сильнее хлеба Нету на Земле. С караваем соль подносим, Поклонясь отведать просим. Дорогой наш гость и друг, Принимай хлеб – соль из рук! 2.В каждом маленьком кусочке Хлебные поля, А на каждом колосочке Держится земля. (передает каравай) 3.В малом зернышке пшеницы Летом и зимой Сила солнышка храниться И земли родной. (ставлю каравай на стол) Учитель: - Ребята, кто услышал, как девочки назвалиэтот хлеб? - Как вы думаете, почему они встречают гостей именно так? - Хотели бы вы, чтобы вас так встречали? - Ребята, давайте вспомним,без чего не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. - А как вы думаете, почему? - Какие виды хлебобулочных изделий вы знаете? - Конечно, вы уже многое слышали о хлебе, но можете ли быть уверены, что знаете всё? - Вы догадались, о чём пойдёт речь на уроке? - Верно, на уроке речь пойдет о чуде земли, чуде труда человека – хлебе. Тема нашего урока звучит так «Ржаной хлебушко- калачу дедушка» . - Запишите в тетрадь число, и тему нашего урока. | Девочки передают каравай друг другу. (передает каравай) (передает каравай) (передает каравай учителю) Каравай, хлеб. - В старину было принято встречать гостей хлебом-солью. - Да - Без хлеба. - Я думаю, потому что хлеб самый важный продукт на нашем столе. - Батон, буханка, булка, белый хлеб, черный хлеб… (ответы детей) Дети предлагают тему урока о хлебе, о том, как его растить, как его беречь. Дети записывают в тетрадь число и тему урока. | Девочки в русских сарафанах с караваем в руках. |
5 | Реализация построенного проекта. Самостоятельная работа с самопроверкой. | - Давайте узнаем, откуда появился хлеб. Я попросила Василису найти информацию в сети Интернет. И вот что она нашла. - Подведем итог. Как у людей появился хлеб? Что этому поспособствовало? - Как вы думаете, мы ответили на пункт плана? - Молодцы. - Какие неизвестные слова нам здесь встретились? Лощина — низко расположенная долина, низменность. - Можно ли нам где-то найти определение к слову «хлеб»? - Давайте подумаем, а что же такое хлеб? -Я предлагаю вам посмотреть в словаре и Интернете значение слова «хлеб». - ХЛЕБ - Пищевой продукт,выпекаемый измуки (пшеничной, ржаной) - Сравним определения из этих двух источников информации. Одинаковые ли они? - И сегодня в каждой семье, на самом почетном месте лежит хлеб: хрустящий, с аппетитной корочкой. - Давайте подберём к слову хлеб признаки, которые рассказывают, какой бывает хлебушек. - У вас в книге спрятаны карточки с определениями (признаками) хлеба. Давайте найдем их и прикрепим на доску в виде колоска. Задание: «Назови, какой бывает хлеб?» (выходим к доске и крепим на доску подходящие слова) Закрепляем полученные знания. - Ребята, какая орфограмма встретилась в слове хлеб? - Давайте подберем проверочное слово. Запишем в тетрадь. -Можно ли отметить пункт нашего плана? Закрепляем полученные знания. Физкультминутка для глаз (слайд 2) - Ребята, а кто знает пословицы или поговорки о хлебе? - «Нет лучшего в мире цветка, чем пышный колос, нет лучшего сада, чем пышное поле, нет лучшего аромата, чем запах свежеиспеченного хлеба» гласит народная мудрость.(слайд 3) - В народных пословицах, поговорках отразилось, бережное и уважительное отношение к хлебу. -Выполним упр. 2 на стр15 учебника - А вот еще несколько пословиц, давайте попробуем их продолжить.(слайды 4-6) Если хлеба ни куска,…. так и в тереме тоска. Ржаной хлебушко…. — калачу дедушка. Сколько ни думай,….. а лучше хлеба-соли не придумаешь.. Хлеб — батюшко,…. вода — матушка. Хлеб — всему….голова. Хлеб вскормит,….. вода вспоит. Закрепляем полученные знания. - Посмотрите на иллюстрации на доске и подумайте как называютсяэти хлебные изделия. (На доске иллюстрации с изображением калачей, бублика, ватрушки, сушки ) - А знаете ли вы историю происхождения этих названий? - Давайте найдем в учебнике эту информацию. - Откройте учебник на стр.16. -Давайте прочитаем о каждом из них. Работа в парах. - Ребята, а вы знаете, что это не все хлебные изделия которые существуют? Есть и другие - Давайте попробуем сами определить что они означают и как выглядят. - Соотнесите слово и его значение. Кулич – хлеб, который выпекается на Пасху. Рогалик - маленькая булочка, имеющая форму рога. Произошло от древне-русского слова «рог» Плетёнка - продолговатый витой белый хлеб, от глагола «плести». Каравай - большой круглый хлеб, который выпекали к праздникам и важным событиям. Маленькая тонкая и очень сухая баранка (сушка) - Давайте проверим что у вас получилось.(проверяем на слайде 7-8) Закрепляем полученные знания. Физкультминутка Вырос в поле колосок, (Дети сидят на корточках) Он не низок, не высок. (Постепенно поднимаются) Налетел ветерок, (Поднимают руки вверх, качают) Закачался колосок. Мы в поле придем, (Ходьба на месте) Колоски соберем, (Наклон) Муки натолчем, (Кулаком одной руки стучат по ладони другой) Каравай испечем, (Сжимают кисти рук) Гостей приглашаем, Караваем угощаем. (Вытягивают руки вперед, ладони вверх) 5. Беседа о блокадном хлебе. - Как вы думаете всегда ли хлеб носил такую ценность? Был ли он важен для людей? В этом году мы будем отмечать 75 лет со дня победы в Великой Отечественной Войне. У войны свой хлеб. Не богатый, отмеренный хлебной карточкой. Хлеб суровый, но еще больше необходимый, чем в мирное время. Никогда не забудет Ленинград кусочек 125 – блокадных граммов – драгоценный, помещавшийся на ладони кусочек, в котором была жизнь, сила и тепло. (ВИДЕО.Слайд 10-11) Не смотря на большие трудности, страна обеспечивала армию и тружеников тыла хлебом, часто случалось что доставить хлеб в нужное место было просто невозможно. И тогда солдаты, на места своих дислокаций выпекали хлеб сами в печах, сделанных из подручных материалов. Продовольствия не хватало всюду, и хлеб готовили из того, что находили: мерзлые овощи, отруби, трухлявые пни, сено, солому, древесную кору и др. Почему же так сложно было с мукой? Потому что немецкие войска напали 22 июня 1941 года, когда все хлебные поля набирали силу. Именно по хлебу был нанесен первый удар. Горели поля пшеницы и ржи. Так же немцы ходили по дворам и отбирали все запасы муки и зерна у жителей. Хлеб пекли по жестким рецептам блокады – пищевая целлюлоза 10% хлопковый жмых – 10% обойная пыль – 2% вытряски из мучных мешков – 2% Кукурузная мука – 3% ржаная мука – 73% . Ленинградский паек и сейчас храниться в музее истории Ленинграда. Вот по таким карточкам получали хлеб люди в ВОВ (слайд 12) Блокадная карточка с суровой надписью «при утере не возобновляется». Она была дороже денег, картин живописцев, шедевров искусства. Хлеб не имел вкуса и аромата ржаного хлеба, на вкус он был горький и травянистый. В городе Зеленогорске Ленинградской области установлен памятник «Хлебу», в память о том тяжелом времени, о самом необходимом продукте военного времени. На гранитном постаменте, лежат бронзовые хлебобулочные изделия. Основа композиции – это черный хлеб, 125 суточных граммов которого сохранил жизнь тысячам голодных блокадников.(слайд 13-14) - Нам стоит задуматься о важности хлеба, о том как небольшое количество хлеба может спасти жизнь человеку, поэтому нужно уважительно относиться к хлебу. Закрепление изученного. - Что узнали нового? | Ученица читает легенду. Легенда о появлении хлеба у человека. - «Это было очень давно, из жизни первобытных людей. Однажды мужчины вернулись с охоты ни с чем. А запасы продуктов закончились. Что будет с племенем? На рассвете женщина отправилась на поиски пищи. Поблизости всё было собрано, и она спустилась в лощину. И вдруг около ручья она увидела незнакомое растение. Что это? Женщина нагнулась, и из колоска на ладонь упали золотистые зёрна. Они были сладкие на вкус. Вот она пища! Спасение племени. Так, много лет назад человек открыл хлебные растения. Мучнистые зёрна приносили приятное ощущение сытости. Сегодня, растения, зёрна которых годятся в пищу, называют одним словом – ХЛЕБ» Ответы детей. (Дети отмечают пункт в плане открытий) - Слово лощина. -да.(называют источники информации) - Мучное изделие.. - Продукт из муки… - Можно найти в толковом словаре или в сети интернет. (Один ребенок работает со словарем, другой ищет определение в Википедии). Ответы детей. Ответы детей. Дети выходят к доске, крепят подходящие определения на колосок. - Парная согласная на конце слова. Хлеб – хлебушек, хлебцы, хлеба, хлебница… -да. (Дети отмечают пункт плана, с которым познакомились) - Хлеб всему голова… (дети по цепочке читают пословицы из упражнения 2 и объясняют их значение) Дети предполагают продолжение пословиц. Дети отмечают пункт плана. - Ватрушка, баранка, сушка… - Нет. Дети ищут информацию в учебнике. (у детей на парте конверты с названиями хлебных изделий, их значение и изображение) (Отмечаем в плане, что мы узнали V.) Выполняют физкультминутки. Девочки-помощницы Показывают, дети повторяют. - Да Дети отмечают пункт плана. Ответы детей. | На каждом пункте плана происходит первичное закрепление. Лощина ru.wikipedia.org Хлеб ru.wikipedia.org› Ссылка на физкультминутку https://youtu.be/aX3YIeN211Y Картинки https://yandex.ru/images/search?pos=5&img_url=https%3A%2F%2Fi.ytimg.com%2Fvi%2FVlmIL7Bi_-Y%2Fmaxresdefault.jpg&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8+%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%B9&rpt=simage&lr=10689&source=wiz Ссылка на видео https://youtu.be/pEj1PpmUky4 |