Конспект урока по РЯ на родном русском языке №9 в 3-б кл. Приходченко К.А. Дата: 22.10.2021
Тема: Какой лес без чудес.
Цель: создать условия для обобщения и систематизации знаний о слове лес, его древне- русского происхождения; учиться выбирать в тексте описание леса; уметь дополнять текст названием леса по описанию
Планируемые результаты: учиться определять знакомые и незнакомые слов; развивать памяти, мышления, внимания на уроке, устную речь; творческие способности, логическое мышление; расширить словарный запас ученика.
Ход урока
I.Организационный момент.
- Приветствие.
-Проверка готовности к уроку.
II. Актуализация знаний.
1. Повторение значения слов называющих ветер.
III. Работа по теме урока.
1.Знакомство с темой урока и постановка цели.
Загадка:
Белки в нём живут и волки,
В нём растут дубы и ёлки
Высоченны – до небес!
Называют его …(лес)
Ребята, наш урок посвящѐн названиям лесов. Действительно, мы порой не замечаем той красоты, которая нас окружает
- Тема урока: Какой лес без чудес. (Записать на доске)
- Чему будем учиться на уроке?
Узнать, что такое…
Игра «Собери слово». (Приложение 4) (НА ДОСКЕ МАГНИТНЫЕ БУКВЫ: р о щ а ч а щ а т а й г а б о р Собрав правильно слова, вы сможете продолжить предложение:
Узнать, что такое чаща, роща, тайга, бор.
2. Работа по теме урока.
Упр. 1
- Послушайте отрывки из книги К.Г.Паустовского «Золотая роза». (Приложение 1)
- Работа со словом глухомань: значение в тексте и просмотр слайда.
- Какие слова автор называет лесными. Почему?
- Запишите однокоренные слова к слову лес: лесное слово, от лесников, лесные слова. (Лес, безлесном, лесное, лесников, чернолесье)
Словарная работа ( Словарный лист)
КОРЬЁ – это кора, снятая с дерева.
ЖИВИЦА— бесцветная вязкая смолистая жидкость, выделяющаяся при ранении хвойных деревьев.
ЧЕРНОЛЕСЬЕ—лиственный, черный лес.
ГАРИ - лесная площадь, на которой лес повреждён или уничтожен пожаром.
КОРАБЕ́ЛЬНАЯ РО́ЩА — лес, состоящий из высоких мачтовых деревьев, используемых в судостроении.
Учитель. Ребята, какие деревья вы знаете? (Клѐн, липа, берѐза, дуб, ясень и т.д.) А зверей, обитающих в лесах? (Лиса, волк, медведь, барсук, белка, лось и др.) Птиц, летающих рядом с вами? (Голуби, сороки, воробьи, трясогузки, вороны, галки, свиристели и др.) А кто мне объяснит, что такое лес? (Лес – это много деревьев, это все растения вместе растущие и животные, которые там живут…)
Учитель. Молодцы, ребята. Все правильно. Лес - это целый мир. Но я хочу вас испытать, вам загадки загадать о деревьях, которые растут в нашей местности. А вы назовите эти деревья и расскажите, что интересного о них узнали. (Учитель загадывает загадки, а учащиеся – зачитывают свои сообщения о деревьях)
1. Раскидистый, могучий, Поднялся к самой туче. (Дуб) Дуб достигает 40-50м высоты, 100-150см в диаметре. Живет 100-500 лет. Р Ф Задает вопросы о лесе, загадки. Отвечают на вопросы, отгадывают загадки
2. Гибкими ветвями Склонилась над водой - Любуется собой! (Ива) Ива - растет у воды, еѐ можно встретить везде: и на севере, и в жаркой пустыне. У ивы очень длинные, тонкие ветви. Они склоняются до самой воды.
3. У меня длинней иголки, чем у ѐлки. Очень прямо я расту в высоту. Если я не на опушке, Ветви только на макушке. (Сосна) В благоприятных условиях сосна живет до 400 лет, достигая 48 метров высоты и 1 метра толщины.
4. Какое дерево является символом России?(Береза) Береза дает человеку много лекарственных продуктов. Но не забудьте, что одна большая береза, поврежденная топором, может потерять за весну до 200 л сока.
5. Еѐ всегда в лесу найдешь - Пойдешь гулять и встретишь. Стоит колючая, как ѐж, Зимою в платье летнем. (Ель) Это дерево знакомо всем с детства. Вместе с ним под Новый год приходит сказка. В сумрачном еловом лесу верится, что именно здесь живут Баба-Яга, Леший и другие герои сказок. Ель растет 150-200 лет.
6. Почки - липучие, листья - пахучие, плоды - летучие. (Тополь) Тополь "чемпион" по поглощению углекислого газа, пыли, снижает летом температуру воздуха на 15-30% 7. С моего цветка берѐт Пчелка самый вкусный мѐд. (Липа) Одно взрослое дерево липы дает в среднем 70 кг меда, а гектар липняка - 1 т меда. Живет дерево 300-400 лет.
8. Что за дерево стоит - Ветра нет, а лист дрожит? (Осина) Цветет в апреле-мае до распускания листьев. Живет 80-100 лет. Учитель. Видите, ребята, какой у нас удивительный лес! Спасибо, за интересную информацию о растениях леса. Вы замечательно справились с заданиями.
Упр.2
Обратимся к упр 2. Скажем , какие суффиксы помогают образовать название леса
Березняк – няк
Осинник- ник
Ельник, сосняк..
- Заполним карточки и запишем в тетрадь. (приложение 5)
У
пр.4
- Познакомьтесь с описанием лесов.
- Рассмотрим на слайде: чаща, роща, тайга, бор.
- Познакомимся с рубрикой «Говори правильно!»
- Работу выполним в группах.
- Проверка (по слайдам): бор, тайга, роща, чаща.
- Из истории языка и культуры: пуща.
Из истории языка и культуры
НА ДОСКЕ ЗАПИСАТЬ СЛОВО ПУЩА (Учитель зачитывает, затем задаѐт вопросы):
- В каком уже языке было известно слово пуща? (в древнерусском)
- Слово пуща с каким словом связано? (со словом пустой)
- Как называется самый известный национальный заповедник в Белоруссии? (Беловежская Пуща).
3.Работа с фразеологизмами. (приложение 3)
- Заблудился в трёх соснах.( не сумел разобраться в чём то простом, несложном; не смог найти выход в простой ситуации.
Кто в лес, кто по дрова.(о неслаженных и несогласованных действиях, обычно так говорят о пении, об игре на музыкальных инструментах)
4.Подготовка к выполнению домашнего задания. (Приложение 2)
- Прочитайте текст.
- Выберите начало текста.
- Подчеркните все глаголы.
IV. Итог урока. Рефлексия.
- Повторить названия леса.
- С какими фразеологизмами познакомились на уроке.
Домашнее задание.
Звуко-буквенный разбор одного из слов: бор, мох, чаща.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Заблудился в |
трёх соснах. |
Кто в лес, |
кто по дрова. |
Приложение 4
ч | а | щ | а | р |
а | й | г | а | б |
о | р | щ | о | а |
| | | т | |
Приложение 5
Лес из берез –___________, лес из осин -________, лес из дубов - ___________, лес, в котором растут ели -___________, лес, в котором растут сосны -___________. | Лес из берез –________, лес из осин -________, лес из дубов - ___________, лес, в котором растут ели -___________, лес, в котором растут сосны -___________. |
Лес из берез –___________, лес из осин -________, лес из дубов - ___________, лес, в котором растут ели -___________, лес, в котором растут сосны -___________. | Лес из берез –________, лес из осин -________, лес из дубов - ___________, лес, в котором растут ели -___________, лес, в котором растут сосны -___________. |
Лес из берез –___________, лес из осин -________, лес из дубов - ___________, лес, в котором растут ели -___________, лес, в котором растут сосны -___________. | Лес из берез –________, лес из осин -________, лес из дубов - ___________, лес, в котором растут ели -___________, лес, в котором растут сосны -___________. |
Лес из берез –___________, лес из осин -________, лес из дубов - ___________, лес, в котором растут ели -___________, лес, в котором растут сосны -___________. | Лес из берез –________, лес из осин -________, лес из дубов - ___________, лес, в котором растут ели -___________, лес, в котором растут сосны -___________. |
Лес из берез –___________, лес из осин -________, лес из дубов - ___________, лес, в котором растут ели -___________, лес, в котором растут сосны -___________. | Лес из берез –________, лес из осин -________, лес из дубов - ___________, лес, в котором растут ели -___________, лес, в котором растут сосны -___________. |
| |
| |
| |
| |