СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по родному (русскому) языку по теме "Какой лес без чудес" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по родному (русскому) языку по теме "Какой лес без чудес" 3 класс»

Конспект урока по РЯ на родном русском языке №9 в 3-б кл. Приходченко К.А. Дата: 22.10.2021

Тема: Какой лес без чудес.

Цель: создать условия для обобщения и систематизации знаний о слове лес, его  древне- русского происхождения; учиться выбирать в тексте описание леса; уметь дополнять текст названием леса по описанию

Планируемые результаты: учиться определять знакомые и незнакомые слов; развивать памяти, мышления, внимания на уроке, устную речь; творческие способности, логическое мышление; расширить словарный запас ученика.

Ход урока

I.Организационный момент.

- Приветствие.

-Проверка готовности к уроку.

 

II. Актуализация знаний.

1.     Повторение значения слов называющих  ветер.

 III. Работа по теме урока.

1.Знакомство с темой урока и постановка цели.

Загадка:

Белки в нём живут и волки,

В нём растут дубы и ёлки

Высоченны – до небес!

Называют его …(лес)

Ребята, наш урок посвящѐн названиям лесов. Действительно, мы порой не замечаем той красоты, которая нас окружает

- Тема урока: Какой лес без чудес. (Записать на доске)

- Чему будем учиться на уроке?

Узнать, что такое…

Игра «Собери слово». (Приложение 4) (НА ДОСКЕ МАГНИТНЫЕ БУКВЫ: р о щ а ч а щ а т а й г а б о р Собрав правильно слова, вы сможете продолжить предложение:

Узнать, что такое чаща, роща, тайга, бор.
2. Работа по теме урока.

Упр. 1

- Послушайте отрывки из книги К.Г.Паустовского «Золотая роза». (Приложение 1)

- Работа со словом глухомань: значение в тексте и просмотр слайда.

- Какие слова автор называет лесными. Почему?

 

- Запишите однокоренные слова к слову лес: лесное слово, от лесников, лесные слова. (Лес, безлесном, лесное, лесников, чернолесье)


 Словарная работа ( Словарный лист)

КОРЬЁ – это кора, снятая с дерева.

ЖИВИЦА— бесцветная вязкая смолистая жидкость, выделяющаяся при ранении хвойных деревьев.

ЧЕРНОЛЕСЬЕ—лиственный, черный лес.  

ГАРИ -  лесная площадь, на которой лес повреждён или уничтожен пожаром.

КОРАБЕ́ЛЬНАЯ РО́ЩА — лес, состоящий из высоких мачтовых деревьев, используемых в судостроении.



 Учитель. Ребята, какие деревья вы знаете? (Клѐн, липа, берѐза, дуб, ясень и т.д.) А зверей, обитающих в лесах? (Лиса, волк, медведь, барсук, белка, лось и др.) Птиц, летающих рядом с вами? (Голуби, сороки, воробьи, трясогузки, вороны, галки, свиристели и др.) А кто мне объяснит, что такое лес? (Лес – это много деревьев, это все растения вместе растущие и животные, которые там живут…)

Учитель. Молодцы, ребята. Все правильно. Лес - это целый мир. Но я хочу вас испытать, вам загадки загадать о деревьях, которые растут в нашей местности. А вы назовите эти деревья и расскажите, что интересного о них узнали. (Учитель загадывает загадки, а учащиеся – зачитывают свои сообщения о деревьях)

1. Раскидистый, могучий, Поднялся к самой туче. (Дуб) Дуб достигает 40-50м высоты, 100-150см в диаметре. Живет 100-500 лет. Р Ф Задает вопросы о лесе, загадки. Отвечают на вопросы, отгадывают загадки

2. Гибкими ветвями Склонилась над водой - Любуется собой! (Ива) Ива - растет у воды, еѐ можно встретить везде: и на севере, и в жаркой пустыне. У ивы очень длинные, тонкие ветви. Они склоняются до самой воды.

3. У меня длинней иголки, чем у ѐлки. Очень прямо я расту в высоту. Если я не на опушке, Ветви только на макушке. (Сосна) В благоприятных условиях сосна живет до 400 лет, достигая 48 метров высоты и 1 метра толщины.

4. Какое дерево является символом России?(Береза) Береза дает человеку много лекарственных продуктов. Но не забудьте, что одна большая береза, поврежденная топором, может потерять за весну до 200 л сока.

5. Еѐ всегда в лесу найдешь - Пойдешь гулять и встретишь. Стоит колючая, как ѐж, Зимою в платье летнем. (Ель) Это дерево знакомо всем с детства. Вместе с ним под Новый год приходит сказка. В сумрачном еловом лесу верится, что именно здесь живут Баба-Яга, Леший и другие герои сказок. Ель растет 150-200 лет.

6. Почки - липучие, листья - пахучие, плоды - летучие. (Тополь) Тополь "чемпион" по поглощению углекислого газа, пыли, снижает летом температуру воздуха на 15-30% 7. С моего цветка берѐт Пчелка самый вкусный мѐд. (Липа) Одно взрослое дерево липы дает в среднем 70 кг меда, а гектар липняка - 1 т меда. Живет дерево 300-400 лет.

8. Что за дерево стоит - Ветра нет, а лист дрожит? (Осина) Цветет в апреле-мае до распускания листьев. Живет 80-100 лет. Учитель. Видите, ребята, какой у нас удивительный лес! Спасибо, за интересную информацию о растениях леса. Вы замечательно справились с заданиями.

Упр.2

Обратимся к упр 2. Скажем , какие суффиксы помогают образовать название леса

Березняк – няк

Осинник- ник

Ельник, сосняк..

- Заполним карточки и запишем в тетрадь. (приложение 5)

 У пр.4

- Познакомьтесь с описанием лесов.

- Рассмотрим на слайде: чаща, роща, тайга, бор.


- Познакомимся с рубрикой «Говори правильно!»

- Работу выполним в группах.

- Проверка (по слайдам): бор, тайга, роща, чаща.

- Из истории языка и  культуры: пуща.

 Из истории языка и культуры

НА ДОСКЕ ЗАПИСАТЬ СЛОВО ПУЩА (Учитель зачитывает, затем задаѐт вопросы):

- В каком уже языке было известно слово пуща? (в древнерусском)

- Слово пуща с каким словом связано? (со словом пустой)

- Как называется самый известный национальный заповедник в Белоруссии? (Беловежская Пуща). 

3.Работа с фразеологизмами. (приложение 3)

- Заблудился в трёх соснах.( не сумел разобраться в чём то простом, несложном; не смог найти выход в простой ситуации.

Кто в лес, кто по дрова.(о неслаженных и несогласованных действиях, обычно так говорят о пении, об игре на музыкальных инструментах)

 4.Подготовка к выполнению домашнего задания. (Приложение 2)

 - Прочитайте текст.

- Выберите начало текста.

- Подчеркните все глаголы.

 IV.  Итог  урока. Рефлексия.

- Повторить названия леса.

- С какими фразеологизмами познакомились на уроке.

 Домашнее задание.

 Звуко-буквенный разбор одного из слов: бор, мох, чаща. 

 


Приложение 1

 



Приложение 2



 





























 

 

Приложение 3

 

 

Заблудился в

трёх соснах.

Кто в лес,

кто по дрова.

 

 


























Приложение 4


 ч

а

щ

а

р

а

й

г

а

б

о

р

щ

 о

а




т



Приложение 5

Лес из берез –___________, лес из осин -________,

лес из дубов - ___________, лес, в котором растут ели -___________, лес, в котором растут сосны -___________.

Лес из берез –________, лес из осин -________,

лес из дубов - ___________, лес, в котором растут ели -___________, лес, в котором растут сосны -___________.

Лес из берез –___________, лес из осин -________,

лес из дубов - ___________, лес, в котором растут ели -___________, лес, в котором растут сосны -___________.

Лес из берез –________, лес из осин -________,

лес из дубов - ___________, лес, в котором растут ели -___________, лес, в котором растут сосны -___________.

Лес из берез –___________, лес из осин -________,

лес из дубов - ___________, лес, в котором растут ели -___________, лес, в котором растут сосны -___________.

Лес из берез –________, лес из осин -________,

лес из дубов - ___________, лес, в котором растут ели -___________, лес, в котором растут сосны -___________.

Лес из берез –___________, лес из осин -________,

лес из дубов - ___________, лес, в котором растут ели -___________, лес, в котором растут сосны -___________.

Лес из берез –________, лес из осин -________,

лес из дубов - ___________, лес, в котором растут ели -___________, лес, в котором растут сосны -___________.

Лес из берез –___________, лес из осин -________,

лес из дубов - ___________, лес, в котором растут ели -___________, лес, в котором растут сосны -___________.

Лес из берез –________, лес из осин -________,

лес из дубов - ___________, лес, в котором растут ели -___________, лес, в котором растут сосны -___________.