Урок русского языка в 9 кассе
Тема: «Сложноподчинённые предложения с придаточными времени»
Вид урока: урок изучения нового материала
Цель урока: дать теоретические сведения об особенностях сложноподчиненного предложения с придаточными времени.
Задачи урока:
- формировать умение распознавать придаточные времени, отличать их от других видов придаточных предложений;
- выяснить, какие союзы и союзные слова служат средством связи между частями;
- определять место придаточного времени в СПП;
- правильно ставить знаки препинания в СПП с придаточными времени.
1.Проверка домашнего задания (по цепочке)
2.Работа по карточкам. (приложение)
3. Объяснение новой темы
На предыдущем уроке мы познакомились с видами придаточных обстоятельственных, вы выполнили работу по карточкам, указав вид придаточных обстоятельственных.
Сегодня мы более подробно познакомимся с одним из обстоятельственных придаточных.
Запишем тему урока: «СПП с придаточными времени»
-анализ предложений
Родители переехали в Петербург (когда?), когда Илье исполнилось восемь лет.
В Петербург семья оставалась (как долго?), пока Илья учился.
С тех пор, как Илья закончил школу, он живет в Ростове. Живет – с каких пор?
Когда мы говорим о каком-то действии и явлении, нас интересует – когда все случилось? Как долго продолжалось? С каких пор началось? До каких пор длилось? Это и есть основные вопросы, на которые отвечают придаточные времени.
Придаточные времени указывают на время действия в главном предложении.
Вопросы мы ставим от всего главного предложения. Значит, придаточные времени присоединяются ко всему главному предложению.
-средства связи
Когда ты шутишь, я смеюсь.
Как только мы свернули на лесную тропинку, солнце осталось позади.
На другой день, чуть только заалел восток, все поднялись.
Придаточные времени соединяются с главным предложением при помощи союзов когда, как только, чуть только, пока, едва, как, как вдруг, с тех пор как, до тех пор как, в то время как, по мере того как, прежде чем.
-место придаточного
В сложноподчиненных предложениях придаточные времени могут занимать позицию перед главным предложением, после главного и в середине главного.
4.Закрепление. (работа у доски)
Записать предложение, задать вопрос к придаточному, выделить главное и придаточное.
Когда солнышко пригреет, красна ягодка созреет.
С тех пор как погиб отец, заботы о семье взял на себя его брат.
Было светло и тепло, пока горел костер.
Как только папа ушел, я живо оделся в студенческий сюртук и пришел.
Вот и теперь, когда я вошел в комнату, Карл Иванович взглянул на меня исподлобья и снова принялся за дело.
Они свернули в сторону и шли по скошенному лугу, пока не вышли на дорогу.
5. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Приложение
Учени____ 9_____ кл. _ ____________________________________________________ 1 вариант
Задание: вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, начертить схему,
определить вид придаточного
№ | СПП | Схема | Вид придаточного |
1 | Мы п…шли в сторону леса куда ук…зал нам старик. | | |
2 | Комната наполнилась ар…матами цветов когда открыли окно. | | |
3 | Он ждал пригл…шения только затем чтобы высокомерно отк…заться от него. | | |
4 | Вскоре я увидел как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. | | |
5 | Мы ра…пол…жилсь на отдых у того дерева что р…стёт у самой воды. | | |
6 | Оттого что обл…ка почти к…сались верхушек берёз на земле было тихо и светло. | | |
Учени____ 9_____ кл. _ ____________________________________________________ 1 вариант
Задание: вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, начертить схему,
определить вид придаточного
№ | СПП | Схема | Вид придаточного |
1 | Мы п…шли в сторону леса куда ук…зал нам старик. | | |
2 | Комната наполнилась ар…матами цветов когда открыли окно. | | |
3 | Он ждал пригл…шения только затем чтобы высокомерно отк…заться от него. | | |
4 | Вскоре я увидел как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. | | |
5 | Мы ра…пол…жилсь на отдых у того дерева что р…стёт у самой воды. | | |
6 | Оттого что обл…ка почти к…сались верхушек берёз на земле было тихо и светло. | | |
Учени____ 9_____ кл. _ ____________________________________________________ 1 вариант
Задание: вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, начертить схему,
определить вид придаточного
№ | СПП | Схема | Вид придаточного |
1 | Мы п…шли в сторону леса куда ук…зал нам старик. | | |
2 | Комната наполнилась ар…матами цветов когда открыли окно. | | |
3 | Он ждал пригл…шения только затем чтобы высокомерно отк…заться от него. | | |
4 | Вскоре я увидел как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. | | |
5 | Мы ра…пол…жилсь на отдых у того дерева что р…стёт у самой воды. | | |
6 | Оттого что обл…ка почти к…сались верхушек берёз на земле было тихо и светло. | | |
Учени____ 9_____ кл. _ __________________________________________________ 2 вариант
Задание: вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, начертить схему,
определить вид придаточного
№ | СПП | Схема | Вид придаточного |
1 | Он остановился там где г…рел костёр. | | |
2 | Мы пр…были на в..кзал как только рассвело. | | |
3 | Всякое дело надо любить чтобы хорошо его делать. | | |
4 | Я увидел на краю неба белое облачко которое пр…нял сперва за отдалённый холмик. | | |
5 | Даже сквозь стены слышно как гудит сильный ветер в проводах. | | |
6 | Оттого что свеча г…рела слабо, в комнате было почти темно. | | |
Учени____ 9_____ кл. _ __________________________________________________ 2 вариант
Задание: вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, начертить схему,
определить вид придаточного
№ | СПП | Схема | Вид придаточного |
1 | Он остановился там где г…рел костёр. | | |
2 | Мы пр…были на в..кзал как только рассвело. | | |
3 | Всякое дело надо любить чтобы хорошо его делать. | | |
4 | Я увидел на краю неба белое облачко которое пр…нял сперва за отдалённый холмик. | | |
5 | Даже сквозь стены слышно как гудит сильный ветер в проводах. | | |
6 | Оттого что свеча г…рела слабо, в комнате было почти темно. | | |
Учени____ 9_____ кл. _ __________________________________________________ 2 вариант
Задание: вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, начертить схему,
определить вид придаточного
№ | СПП | Схема | Вид придаточного |
1 | Он остановился там где г…рел костёр. | | |
2 | Мы пр…были на в..кзал как только рассвело. | | |
3 | Всякое дело надо любить чтобы хорошо его делать. | | |
4 | Я увидел на краю неба белое облачко которое пр…нял сперва за отдалённый холмик. | | |
5 | Даже сквозь стены слышно как гудит сильный ветер в проводах. | | |
6 | Оттого что свеча г…рела слабо, в комнате было почти темно. | | |