СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку в 9 классе "Сложноподчинённые предложения с придаточными времени"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

После общего знакомства с придаточными обстоятельственными,приступаем к изучению конкретных видов  придаточных. На этом уроке знакомимся с придаточными времени.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 9 классе "Сложноподчинённые предложения с придаточными времени"»

Урок русского языка в 9 кассе

Тема: «Сложноподчинённые предложения с придаточными времени»

Вид урока: урок изучения нового материала

Цель урока: дать теоретические сведения об особенностях сложноподчиненного предложения с придаточными времени.

Задачи урока:

- формировать умение распознавать придаточные времени, отличать их от других видов придаточных предложений;

- выяснить, какие союзы и союзные слова служат средством связи между частями;

- определять место придаточного времени в СПП;

- правильно ставить знаки препинания в СПП с придаточными времени.

1.Проверка домашнего задания (по цепочке)

2.Работа по карточкам. (приложение)

3. Объяснение новой темы

На предыдущем уроке мы познакомились с видами придаточных обстоятельственных, вы выполнили работу по карточкам, указав вид придаточных обстоятельственных.

Сегодня мы более подробно познакомимся с одним из обстоятельственных придаточных.

Запишем тему урока: «СПП с придаточными времени»

-анализ предложений

Родители переехали в Петербург (когда?), когда Илье исполнилось восемь лет.

В Петербург семья оставалась (как долго?), пока Илья учился.

С тех пор, как Илья закончил школу, он живет в Ростове. Живет – с каких пор?

Когда мы говорим о каком-то действии и явлении, нас интересует – когда все случилось? Как долго продолжалось? С каких пор началось? До каких пор длилось? Это и есть основные вопросы, на которые отвечают придаточные времени.

Придаточные времени указывают на время действия в главном предложении.

Вопросы мы ставим от всего главного предложения. Значит, придаточные времени присоединяются ко всему главному предложению.

-средства связи

Когда ты шутишь, я смеюсь.

Как только мы свернули на лесную тропинку, солнце осталось позади.

На другой день, чуть только заалел восток, все поднялись.

Придаточные времени соединяются с главным предложением при помощи союзов когда, как только, чуть только, пока, едва, как, как вдруг, с тех пор как, до тех пор как, в то время как, по мере того как, прежде чем.

-место придаточного

В сложноподчиненных предложениях придаточные времени могут занимать позицию перед главным предложением, после главного и в середине главного.

4.Закрепление. (работа у доски)

Записать предложение, задать вопрос к придаточному, выделить главное и придаточное.

Когда солнышко пригреет, красна ягодка созреет.

С тех пор как погиб отец, заботы о семье взял на себя его брат.

Было светло и тепло, пока горел костер.

Как только папа ушел, я живо оделся в студенческий сюртук и пришел.

Вот и теперь, когда я вошел в комнату, Карл Иванович взглянул на меня исподлобья и снова принялся за дело.

Они свернули в сторону и шли по скошенному лугу, пока не вышли на дорогу.

5. Подведение итогов урока. Домашнее задание.





Приложение


Учени____ 9_____ кл. _ ____________________________________________________ 1 вариант

Задание: вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, начертить схему,

определить вид придаточного

СПП

Схема

Вид придаточного

1

Мы п…шли в сторону леса куда ук…зал нам старик.




2

Комната наполнилась ар…матами цветов когда открыли окно.





3

Он ждал пригл…шения только затем чтобы высокомерно отк…заться от него.





4

Вскоре я увидел как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина.





5

Мы ра…пол…жилсь на отдых у того дерева что р…стёт у самой воды.




6

Оттого что обл…ка почти к…сались верхушек берёз на земле было тихо и светло.






Учени____ 9_____ кл. _ ____________________________________________________ 1 вариант

Задание: вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, начертить схему,

определить вид придаточного

СПП

Схема

Вид придаточного

1

Мы п…шли в сторону леса куда ук…зал нам старик.




2

Комната наполнилась ар…матами цветов когда открыли окно.





3

Он ждал пригл…шения только затем чтобы высокомерно отк…заться от него.





4

Вскоре я увидел как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина.





5

Мы ра…пол…жилсь на отдых у того дерева что р…стёт у самой воды.




6

Оттого что обл…ка почти к…сались верхушек берёз на земле было тихо и светло.






Учени____ 9_____ кл. _ ____________________________________________________ 1 вариант

Задание: вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, начертить схему,

определить вид придаточного

СПП

Схема

Вид придаточного

1

Мы п…шли в сторону леса куда ук…зал нам старик.




2

Комната наполнилась ар…матами цветов когда открыли окно.





3

Он ждал пригл…шения только затем чтобы высокомерно отк…заться от него.





4

Вскоре я увидел как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина.





5

Мы ра…пол…жилсь на отдых у того дерева что р…стёт у самой воды.




6

Оттого что обл…ка почти к…сались верхушек берёз на земле было тихо и светло.







Учени____ 9_____ кл. _ __________________________________________________ 2 вариант

Задание: вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, начертить схему,

определить вид придаточного

СПП

Схема

Вид придаточного

1

Он остановился там где г…рел костёр.




2

Мы пр…были на в..кзал как только рассвело.





3

Всякое дело надо любить чтобы хорошо его делать.





4

Я увидел на краю неба белое облачко которое пр…нял сперва за отдалённый холмик.





5

Даже сквозь стены слышно как гудит сильный ветер в проводах.




6

Оттого что свеча г…рела слабо, в комнате было почти темно.






Учени____ 9_____ кл. _ __________________________________________________ 2 вариант

Задание: вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, начертить схему,

определить вид придаточного

СПП

Схема

Вид придаточного

1

Он остановился там где г…рел костёр.




2

Мы пр…были на в..кзал как только рассвело.





3

Всякое дело надо любить чтобы хорошо его делать.





4

Я увидел на краю неба белое облачко которое пр…нял сперва за отдалённый холмик.





5

Даже сквозь стены слышно как гудит сильный ветер в проводах.




6

Оттого что свеча г…рела слабо, в комнате было почти темно.






Учени____ 9_____ кл. _ __________________________________________________ 2 вариант

Задание: вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, начертить схему,

определить вид придаточного

СПП

Схема

Вид придаточного

1

Он остановился там где г…рел костёр.




2

Мы пр…были на в..кзал как только рассвело.





3

Всякое дело надо любить чтобы хорошо его делать.





4

Я увидел на краю неба белое облачко которое пр…нял сперва за отдалённый холмик.





5

Даже сквозь стены слышно как гудит сильный ветер в проводах.




6

Оттого что свеча г…рела слабо, в комнате было почти темно.