СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка разработан по программе "Школа России". Тема урока:"Мягкий знак на конце существительных после шипящих".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку»

Русский язык. Конспект урока. 3 класс.



Урок русского языка разработан по программе "Школа России".

Тема урока: "Мягкий знак на конце существительных после шипящих".

Цели:

1. Образовательные.

  • Расширить знания учащихся о функциях мягкого знака: показатель мягкости согласных, разделительный знак, показатель женского рода существительных после шипящих.

  • Познакомить учащихся с новой орфограммой.

  • Формировать умение распознавать имена существительные с шипящим звуком на конце мужского и женского рода.

2. Развивающие.

  • Развивать орфографическую зоркость, память, речь, внимание, мышление, наблюдательность, познавательные интересы через различные формы деятельности и творческие возможности.

  • Обогащать словарный запас учащихся; умение пользоваться словарями разных типов.

  • Развивать умения: сравнения, анализа и на основе этого делать самостоятельно выводы.

3. Воспитательные.

  • Воспитывать любовь и уважение к русскому языку.

  • Прививать интерес к урокам русского языка.

Оборудование:

  • Наглядность: лесенка - чудесенка, картинки с изображением погоды, названия ступенек лесенки – чудесенки, табличка – памятка: «Шипящие согласные звуки», табличка – памятка: «Ь показатель женского род существительных после шипящих», название темы урока, дерево Знаний.

  • Пособие: шапочки философов-знатоков, кружочки, диск со слайдами, яблочки с нарисованными на них оценками, тетради и учебники, тетради для самоконтроля, перфокарты.



Ход урока



Этапы.


Действия учителя.

(типичные фразы диалога)

Действия учеников.

(предполагаемые)

Доска и оборудование.

Мотивация к учебной деятельности.

- Дорогие ребята, сегодня мы отправимся в необычное, познавательное путешествие по ступенькам «лесенки-чудесенки». (Показываю).

Есть на белом свете лесенка одна.

Лестницею Знаний названа она.

Ведь на ней свершаются чудеса всегда.

И сегодня всех она нас в гости позвала. - Ребята, сейчас вы не просто мальчики и девочки третьего класса, а сегодня вы все – открыватели. Ведь во время нашего путешествия мы должны совершить чудо - добыть и открыть новые знания. Запишите в рабочих тетрадях, когда и где произойдёт наше открытие. Проверьте: сравните написание на доске с написанием в тетради. - Ребята, а с каким настроением вы отправитесь в это путешествие? Подойдите к стенду, и выберите: какой погоде соответствует ваше настроение. - Ребята, я рада, что мы отправляемся в путь с хорошим, радостным настроением. А ведь это отличный залог нашего здоровья. - Как вы думаете, что мы будем делать на 1-ой ступеньке? Показываю на первую ступеньку, а затем открываю её название – «Чистописание







+ Дети записывают число, месяц и вид работы в своих тетрадях.





+ Дети выходят к доске и прикрепляют кружочки к определённой картинке.











+ Мы будем выполнять задание по чистописанию; закреплять каллиграфию букв.



* На доске рисунок «лесенки-чудесенки».

* На стенде висят картинки с изображением определённого состояния погоды:

- ясно;

- пасмурно;

- переменно и т.д.



* Кружочки.

Актуализация знаний.












- Совершенно, верно. Посмотрите на доску. (На доске и в тетрадях учащихся записан образец задания по чистописанию). Дайте характеристику звуку, который обозначен буквой Ж (же). - А какие ещё шипящие звуки вы знаете? Назовите их. – В чём их отличие? Открываю на доске табличку-памятку. - Напишите, продолжив эту закономерность. Показываю на образец. - Вы все правильно, старательно и прилежно выполнили это задание. Молодцы!

+ Согласный, звонкий, парный, шипящий, твёрдый.

+ (Ч); (Щ); (Ш).

+ Звуки (Ж), (Ш) – всегда твёрдые

Звуки (Ч), (Щ) – всегда мягкие.



+ Дети прописывают данную закономерность по чистописанию в своих тетрадях.



* На доске записан образец задания по чистописанию.



* На доске табличка-памятка:

Шипящие согласные:

Ж; ШЧ, Щ.

Повторение пройденного материала.

(О роли мягкого знака).






























































- Ребята, а что мы будем делать на 2-ой ступеньке? Показываю на вторую ступеньку, а затем открываю её название – «Орфографическая работа». - Правильно. Прочитайте слова. Открываю слайд № 2 Давайте, сравним эти слова: в чём сходство? - Почему? Докажите. - Посмотрите, внимательно, что общего у слов? - В чём отличие? - Какие? Назовите их. Открываю слайд № 3. - Придумайте и сами запишите ещё по два слова. - Проверяем.

- Какую работу выполняет мягкий знак в этих словах. (Открываю слайд № 4.) (Показываю на 2-ой столбик слов.) - Назовите орфограмму. (Открываю слайд № 5.) - Когда пишется мягкий разделительный знак? - Запишите два слова на это правило. - Проверяем.




+ Будем повторять пройденный материал; будет орфографическая работа.

+ Это имена существительные.

+ Отвечают на вопросы: кто? и что?; обозначают предмет.

+ Есть мягкий знак.

+ Разные орфограммы.

+ В 1-ом столбике – «Мягкий знак показатель мягкости согласных».

+ Дети придумывают и записывают свои слова в тетрадь. Те дети, которые испытывают затруднения при выполнении этого задания, используют тетрадь для самоконтроля.

+ 2-3 ученика зачитывают свои примеры.

+ Разделяет согласный звук и гласный.

+ «Разделительный мягкий знак».

+ В корне слова после согласного, перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я.

+ Дети придумывают и записывают свои слова в тетрадь. Те дети, которые испытывают затруднения при выполнении этого задания, используют тетрадь для самоконтроля.

+ 2-3 ученика зачитывают свои примеры.





* Слайд № 2.

















* Слайд № 3.

















* Слайд № 4.









* Слайд № 5.


Создание проблемной ситуации.




- Почему в этих словах написан мягкий знак? Что показывает Ь? (Открываю слайд № 6). - Не пугайтесь и не волнуйтесь. Сегодня мы на уроке узнаем о новой роли мягкого знака. А пока запишите эти слова в 3-ий столбик. Проверьте правильность написания. - Вы, наверное, догадались, что мы будем делать на 3-ей ступеньке? Что нам сейчас предстоит выяснить?

(Показываю на третью ступеньку, а затем открываю её название – «Работа над новым материалом».)

+ Мы не знаем; ещё это не проходили; это не знакомая нам орфограмма.

+ Дети записывают данные слова в свои тетради, проверяют.

+ Название темы урока; поставить цели, задачи; открыть, добыть новые знания.



* Слайд № 6.


Открытие нового знания.


- На какие согласные звуки заканчиваются эти слова?

- Определите позицию мягкого знака у данных имён существительных.

+ На шипящие.

+ Мягкий знак находится на конце существительных, после шипящих.

* Слайд № 6.


Формулирование проблемы (темы и цели урока).




- Определите тему урока.

( Открываю на доске написанную заранее тему урока).

- Какие цели поставим?

+ Ь на конце имён существительных после букв, обозначающих шипящие звуки.

+ Познакомиться с новой ролью Ь; сформулировать правило; учиться писать правильно слова с новой орфограммой; развивать внимание, память, речь.

Название темы урока

(Тема написана на доске).

Формулирование нового знания.






















































































































- Уважаемые открыватели, определите род и число этих существительных.

Сделайте вывод о том, на конце каких существительных после шипящих пишется мягкий знак?

(Открываю слайд № 7).

- Сравним наш вывод с правилом на стр.41 учебника.

Прочитайте.

- Что можно сказать?

- Закройте учебники и расскажите правило соседу по парте.

- Объясните, почему у этих существительных пишется Ь?

(Открываю слайд № 8).

- Приведите устно ещё примеры.

Какой вывод вы можете сделать о работе Ь? Что он показывает?

- Сравним наш вывод с правилом на стр.42 учебника. (Первая часть). Прочитайте.

- Что можно сказать?

Физкультминутка.

Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнём мы на привале…

Вправо, влево повернись!

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

Мы шагаем, мы шагаем.

Руки выше поднимаем,

Голову не опускаем,

Дышим ровно, глубоко.

Вот и всё, мои, друзья

Заниматься нам пора.

- Продолжаем совершать открытия. Прочитайте предложения. (Открываю слайд № 9).

- Сравните выделенные слова. (Показываю)

1). В чём сходство?

2). В чём отличие?

- Что обозначают слова?

- Что ещё заметили?

- А почему так? Подумайте. Определите род, число существительных.

Сделайте вывод: о написании существительных мужского рода с шипящими на конце? (Открываю слайд № 10).

- Сравним наш вывод с правилом на стр.41 учебника.

(Вторая часть). Прочитайте.

- Что можно сказать?

- Закройте учебники и расскажите всё правило соседу по парте.

- Приведите устно ещё примеры.

- Спишите первое предложение. Сделайте разбор предложения. Оцениваю ответ учащегося. Даю краткий комментарий поставленной оценке.

Вызываю к доске учащегося поработать за обратной стороной доски по индивидуальной карточке.

- Проверяем. Дайте анализ. Оцените работу вашего товарища.Оцениваю ответ учащегося. Даю краткий комментарий поставленной оценке.

- Спишите второе предложение. Проверьте.

- Подчеркните орфограммы в выделенных словах.

- Что мы будем делать на этой ступеньке?

Показываю на 4 ступеньку.

Открываю её название: «Применение нового знания».

+ Женский род, единственное число.

+ На конце существительных женского рода в единственном числе после букв, обозначающих шипящие звуки, пишется Ь.

+ Дети открывают учебники и читают правило.

+ Мы открыли новую орфограмму; всё правильно. Мы, молодцы!

+ Дети работают в «парах».

+ Это существительные женского рода, которые заканчиваются на шипящие согласные. Поэтому в этих словах пишется Ь.

+ Речь, печь, мелочь.

+ Ь показывает, что это имена существительные женского рода.

+ Дети открывают учебники и читают правило.

+ Наш вывод полностью совпал с правилом. Мы молодцы!

+ Дети читают предложения на слайде.

+ Это существительные с шипящим на конце; одинаковые по звучанию.

+ Разные по смыслу.

+ «туш» - музыкальное произведение; марш.

« тушь» - краска на водной основе.

+ В первом предложении слово «туш» написано без Ь, а во втором предложении в слове «тушь» есть Ь.

+ «туш» - мужской род;

«тушь» - женский род.

+ На конце существительных мужского рода в единственном числе после букв, обозначающих шипящие звуки Ь, не пишется.

+ Дети открывают учебники и читают правило.

+ Наш вывод полностью совпал с правилом. Мы молодцы!

+ Дети работают в «парах».

+ Луч, кирпич, лещ, камыш.

+ У доски на оценку работает один из учащихся класса.

В это время за обратной доской другой учащийся производит разбор существительного «туш», как части речи.

+ Дети анализируют выполнение этой работы. Оценивают работу.

+ Дети списывают второе предложение; проверяют его написание; подчёркивают орфограммы.

+ Мы будем учиться писать правильно слова с новой орфограммой.

* Слайд № 7.







* Учебник.













* Слайд № 8.



















* Учебник.











































* Слайд № 9.







* Слайд № 10.







* Учебник.













* Учебник.


Первичное применение нового знания.


- На странице 41 будем выполнять упражнение 453. Запишите. Прочитайте слова.

- В каком числе стоят данные имена существительные?

- Прочитайте задание. Что мы должны сделать?

- Что нужно помнить, чтобы правильно записать существительные с шипящими на конце?

Открываю на доске табличку-памятку.

- У доски с комментированием работает один из учащихся класса.

- Остальные 6 слов самостоятельно в рабочих тетрадях.

Оцениваю ответ учащегося. Даю краткий комментарий поставленной оценке.

- Обменяйтесь тетрадочками и проверьте работу у соседа по парте. У кого есть какие-либо замечания?

- Замечаний нет. Молодцы! Я рада за вас!

+ Дети записывают упражнение, указывают номер; про себя читают слова.

+ Во множественном.

+ Написать существительные в единственном числе; обозначить род.

+ На конце существительных женского рода после букв, обозначающих шипящие звуки, пишется Ь, а существительных мужского рода – Ь не пишется.

+ Ребёнок изменяют форму существительного, определяет род, объясняет написание слова.

* Учебник.

* На доске табличка-памятка:

В словах с основой на шипящий пиши:



- Ж на конце слов

- Ч мужского рода.



- ЖЬ

- ЧЬ на конце слов

- ШЬ женского рода.

- ЩЬ

Самостоятельная работа.




















- Продолжаем строить алгоритм нашей работы. Что ожидает нас на этой ступеньке? Показываю на 5 ступеньку.

Открываю её название: «Самостоятельная работа».

- Верно. Разделимся на три группы:

1-ая группа – выполняет упр. 454, стр. 42;

2-ая группа – выполняет упр. 455, стр. 42;

3-ая группа – выполняет упр. 456. стр. 43. - Пожалуйста, приступайте к работе.

Оцениваю работу 3 учащихся. Даю краткий комментарий поставленной оценке. - А я поработаю с Медведевым Андреем. Пожалуйста, Андрей иди к доске и выполни упр.450; стр.40.

Оцениваю ответ учащегося. Даю краткий комментарий поставленной оценке.

+ Проверка наших знаний; самостоятельная работа.



+ Дети самостоятельно работают, выполняя данное упражнение.







+ В это время на доске «слабый» учащийся работает под контролем учителя. Выполняет с объяснением упр.450. стр.40.












Домашнее задание.


- Что мы будем делать на этой ступеньке?

Показываю на 6 ступеньку.

Открываю её название: «Домашнее задание. Итог урока».

- Запишите в дневник домашнее задание: учить правила; упр. 457, стр.43

+ Будем разбирать

домашнее задание и записывать его; подводить итоги; будем обобщать.

+ Дети открывают дневники и записывают домашнее задание.



* Дневник.

Итог урока.


- Давайте, дорогие открыватели, подведём итог нашего открытия: что же мы узнали?

  1. На конце, каких существительных после шипящих пишется Ь? Приведите примеры.

  2. Что показывает мягкий знак на конце существительных после шипящих?

  3. На конце, существительных какого рода после шипящих Ь не пишется? Приведите примеры.

+ Дети отвечают на вопросы; приводят примеры.


Самооценка.


- Вот и подошло к концу наше путешествие по «Лесенке-чудесенке». Сегодня вы показали хорошие знания, доказали, что вы умелые открыватели.

- Посмотрите, какое «Чудо дерево» растёт на её вершине, да ещё и с плодами. Подойдите к этому дерево и сорвите необычный плод, оценив тем самым сами свою работу.

- Спасибо за работу. Вы все хорошо потрудились. Молодцы!


+ Дети подходят к «Чудо-дереву», срывают яблоко (на каждом яблоке цифра от 1 до 5); оценивают свою деятельность на уроке.

* «Чудо-дерево с яблоками.