Этапы. | Действия учителя. (типичные фразы диалога) | Действия учеников. (предполагаемые) | Доска и оборудование. |
Мотивация к учебной деятельности. | - Дорогие ребята, сегодня мы отправимся в необычное, познавательное путешествие по ступенькам «лесенки-чудесенки». (Показываю). Есть на белом свете лесенка одна. Лестницею Знаний названа она. Ведь на ней свершаются чудеса всегда. И сегодня всех она нас в гости позвала. - Ребята, сейчас вы не просто мальчики и девочки третьего класса, а сегодня вы все – открыватели. Ведь во время нашего путешествия мы должны совершить чудо - добыть и открыть новые знания. Запишите в рабочих тетрадях, когда и где произойдёт наше открытие. Проверьте: сравните написание на доске с написанием в тетради. - Ребята, а с каким настроением вы отправитесь в это путешествие? Подойдите к стенду, и выберите: какой погоде соответствует ваше настроение. - Ребята, я рада, что мы отправляемся в путь с хорошим, радостным настроением. А ведь это отличный залог нашего здоровья. - Как вы думаете, что мы будем делать на 1-ой ступеньке? Показываю на первую ступеньку, а затем открываю её название – «Чистописание.» |
+ Дети записывают число, месяц и вид работы в своих тетрадях.
+ Дети выходят к доске и прикрепляют кружочки к определённой картинке.
+ Мы будем выполнять задание по чистописанию; закреплять каллиграфию букв. |
* На доске рисунок «лесенки-чудесенки». * На стенде висят картинки с изображением определённого состояния погоды: - ясно; - пасмурно; - переменно и т.д.
* Кружочки. |
Актуализация знаний.
| - Совершенно, верно. Посмотрите на доску. (На доске и в тетрадях учащихся записан образец задания по чистописанию). - Дайте характеристику звуку, который обозначен буквой Ж (же). - А какие ещё шипящие звуки вы знаете? Назовите их. – В чём их отличие? Открываю на доске табличку-памятку. - Напишите, продолжив эту закономерность. Показываю на образец. - Вы все правильно, старательно и прилежно выполнили это задание. Молодцы! | + Согласный, звонкий, парный, шипящий, твёрдый. + (Ч); (Щ); (Ш). + Звуки (Ж), (Ш) – всегда твёрдые Звуки (Ч), (Щ) – всегда мягкие.
+ Дети прописывают данную закономерность по чистописанию в своих тетрадях. |
* На доске записан образец задания по чистописанию.
* На доске табличка-памятка: Шипящие согласные: Ж; Ш; Ч, Щ. |
Повторение пройденного материала. (О роли мягкого знака).
| - Ребята, а что мы будем делать на 2-ой ступеньке? Показываю на вторую ступеньку, а затем открываю её название – «Орфографическая работа». - Правильно. Прочитайте слова. Открываю слайд № 2 - Давайте, сравним эти слова: в чём сходство? - Почему? Докажите. - Посмотрите, внимательно, что общего у слов? - В чём отличие? - Какие? Назовите их. Открываю слайд № 3. - Придумайте и сами запишите ещё по два слова. - Проверяем. - Какую работу выполняет мягкий знак в этих словах. (Открываю слайд № 4.) (Показываю на 2-ой столбик слов.) - Назовите орфограмму. (Открываю слайд № 5.) - Когда пишется мягкий разделительный знак? - Запишите два слова на это правило. - Проверяем.
| + Будем повторять пройденный материал; будет орфографическая работа. + Это имена существительные. + Отвечают на вопросы: кто? и что?; обозначают предмет. + Есть мягкий знак. + Разные орфограммы. + В 1-ом столбике – «Мягкий знак показатель мягкости согласных». + Дети придумывают и записывают свои слова в тетрадь. Те дети, которые испытывают затруднения при выполнении этого задания, используют тетрадь для самоконтроля. + 2-3 ученика зачитывают свои примеры. + Разделяет согласный звук и гласный. + «Разделительный мягкий знак». + В корне слова после согласного, перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я. + Дети придумывают и записывают свои слова в тетрадь. Те дети, которые испытывают затруднения при выполнении этого задания, используют тетрадь для самоконтроля. + 2-3 ученика зачитывают свои примеры. |
* Слайд № 2.
* Слайд № 3.
* Слайд № 4.
* Слайд № 5. |
Создание проблемной ситуации.
| - Почему в этих словах написан мягкий знак? Что показывает Ь? (Открываю слайд № 6). - Не пугайтесь и не волнуйтесь. Сегодня мы на уроке узнаем о новой роли мягкого знака. А пока запишите эти слова в 3-ий столбик. Проверьте правильность написания. - Вы, наверное, догадались, что мы будем делать на 3-ей ступеньке? Что нам сейчас предстоит выяснить? (Показываю на третью ступеньку, а затем открываю её название – «Работа над новым материалом».) | + Мы не знаем; ещё это не проходили; это не знакомая нам орфограмма. + Дети записывают данные слова в свои тетради, проверяют. + Название темы урока; поставить цели, задачи; открыть, добыть новые знания. |
* Слайд № 6. |
Открытие нового знания. | - На какие согласные звуки заканчиваются эти слова? - Определите позицию мягкого знака у данных имён существительных. | + На шипящие. + Мягкий знак находится на конце существительных, после шипящих. | * Слайд № 6. |
Формулирование проблемы (темы и цели урока).
| - Определите тему урока. ( Открываю на доске написанную заранее тему урока). - Какие цели поставим? | + Ь на конце имён существительных после букв, обозначающих шипящие звуки. + Познакомиться с новой ролью Ь; сформулировать правило; учиться писать правильно слова с новой орфограммой; развивать внимание, память, речь. | * Название темы урока (Тема написана на доске). |
Формулирование нового знания.
| - Уважаемые открыватели, определите род и число этих существительных. - Сделайте вывод о том, на конце каких существительных после шипящих пишется мягкий знак? (Открываю слайд № 7). - Сравним наш вывод с правилом на стр.41 учебника. Прочитайте. - Что можно сказать? - Закройте учебники и расскажите правило соседу по парте. - Объясните, почему у этих существительных пишется Ь? (Открываю слайд № 8). - Приведите устно ещё примеры. - Какой вывод вы можете сделать о работе Ь? Что он показывает? - Сравним наш вывод с правилом на стр.42 учебника. (Первая часть). Прочитайте. - Что можно сказать? Физкультминутка. Мы сейчас все дружно встанем, Отдохнём мы на привале… Вправо, влево повернись! Руки вверх и руки вбок, И на месте прыг да скок! Мы шагаем, мы шагаем. Руки выше поднимаем, Голову не опускаем, Дышим ровно, глубоко. Вот и всё, мои, друзья Заниматься нам пора. - Продолжаем совершать открытия. Прочитайте предложения. (Открываю слайд № 9). - Сравните выделенные слова. (Показываю) 1). В чём сходство? 2). В чём отличие? - Что обозначают слова? - Что ещё заметили? - А почему так? Подумайте. Определите род, число существительных. - Сделайте вывод: о написании существительных мужского рода с шипящими на конце? (Открываю слайд № 10). - Сравним наш вывод с правилом на стр.41 учебника. (Вторая часть). Прочитайте. - Что можно сказать? - Закройте учебники и расскажите всё правило соседу по парте. - Приведите устно ещё примеры. - Спишите первое предложение. Сделайте разбор предложения. Оцениваю ответ учащегося. Даю краткий комментарий поставленной оценке. Вызываю к доске учащегося поработать за обратной стороной доски по индивидуальной карточке. - Проверяем. Дайте анализ. Оцените работу вашего товарища.Оцениваю ответ учащегося. Даю краткий комментарий поставленной оценке. - Спишите второе предложение. Проверьте. - Подчеркните орфограммы в выделенных словах. - Что мы будем делать на этой ступеньке? Показываю на 4 ступеньку. Открываю её название: «Применение нового знания». | + Женский род, единственное число. + На конце существительных женского рода в единственном числе после букв, обозначающих шипящие звуки, пишется Ь. + Дети открывают учебники и читают правило. + Мы открыли новую орфограмму; всё правильно. Мы, молодцы! + Дети работают в «парах». + Это существительные женского рода, которые заканчиваются на шипящие согласные. Поэтому в этих словах пишется Ь. + Речь, печь, мелочь. + Ь показывает, что это имена существительные женского рода. + Дети открывают учебники и читают правило. + Наш вывод полностью совпал с правилом. Мы молодцы! + Дети читают предложения на слайде. + Это существительные с шипящим на конце; одинаковые по звучанию. + Разные по смыслу. + «туш» - музыкальное произведение; марш. « тушь» - краска на водной основе. + В первом предложении слово «туш» написано без Ь, а во втором предложении в слове «тушь» есть Ь. + «туш» - мужской род; «тушь» - женский род. + На конце существительных мужского рода в единственном числе после букв, обозначающих шипящие звуки Ь, не пишется. + Дети открывают учебники и читают правило. + Наш вывод полностью совпал с правилом. Мы молодцы! + Дети работают в «парах». + Луч, кирпич, лещ, камыш. + У доски на оценку работает один из учащихся класса. В это время за обратной доской другой учащийся производит разбор существительного «туш», как части речи. + Дети анализируют выполнение этой работы. Оценивают работу. + Дети списывают второе предложение; проверяют его написание; подчёркивают орфограммы. + Мы будем учиться писать правильно слова с новой орфограммой. | * Слайд № 7.
* Учебник.
* Слайд № 8.
* Учебник.
* Слайд № 9.
* Слайд № 10.
* Учебник.
* Учебник. |
Первичное применение нового знания. | - На странице 41 будем выполнять упражнение 453. Запишите. Прочитайте слова. - В каком числе стоят данные имена существительные? - Прочитайте задание. Что мы должны сделать? - Что нужно помнить, чтобы правильно записать существительные с шипящими на конце? Открываю на доске табличку-памятку. - У доски с комментированием работает один из учащихся класса. - Остальные 6 слов самостоятельно в рабочих тетрадях. Оцениваю ответ учащегося. Даю краткий комментарий поставленной оценке. - Обменяйтесь тетрадочками и проверьте работу у соседа по парте. У кого есть какие-либо замечания? - Замечаний нет. Молодцы! Я рада за вас! | + Дети записывают упражнение, указывают номер; про себя читают слова. + Во множественном. + Написать существительные в единственном числе; обозначить род. + На конце существительных женского рода после букв, обозначающих шипящие звуки, пишется Ь, а существительных мужского рода – Ь не пишется. + Ребёнок изменяют форму существительного, определяет род, объясняет написание слова. | * Учебник. * На доске табличка-памятка: В словах с основой на шипящий пиши:
- Ж на конце слов - Ч мужского рода. -Ш -Щ 
- ЖЬ - ЧЬ на конце слов - ШЬ женского рода. - ЩЬ |
Самостоятельная работа.
| - Продолжаем строить алгоритм нашей работы. Что ожидает нас на этой ступеньке? Показываю на 5 ступеньку. Открываю её название: «Самостоятельная работа». - Верно. Разделимся на три группы: 1-ая группа – выполняет упр. 454, стр. 42; 2-ая группа – выполняет упр. 455, стр. 42; 3-ая группа – выполняет упр. 456. стр. 43. - Пожалуйста, приступайте к работе. Оцениваю работу 3 учащихся. Даю краткий комментарий поставленной оценке. - А я поработаю с Медведевым Андреем. Пожалуйста, Андрей иди к доске и выполни упр.450; стр.40. Оцениваю ответ учащегося. Даю краткий комментарий поставленной оценке. | + Проверка наших знаний; самостоятельная работа.
+ Дети самостоятельно работают, выполняя данное упражнение.
+ В это время на доске «слабый» учащийся работает под контролем учителя. Выполняет с объяснением упр.450. стр.40. |
|
Домашнее задание. | - Что мы будем делать на этой ступеньке? Показываю на 6 ступеньку. Открываю её название: «Домашнее задание. Итог урока». - Запишите в дневник домашнее задание: учить правила; упр. 457, стр.43 | + Будем разбирать домашнее задание и записывать его; подводить итоги; будем обобщать. + Дети открывают дневники и записывают домашнее задание. |
* Дневник. |
Итог урока. | - Давайте, дорогие открыватели, подведём итог нашего открытия: что же мы узнали? На конце, каких существительных после шипящих пишется Ь? Приведите примеры. Что показывает мягкий знак на конце существительных после шипящих? На конце, существительных какого рода после шипящих Ь не пишется? Приведите примеры. | + Дети отвечают на вопросы; приводят примеры. | |
Самооценка. | - Вот и подошло к концу наше путешествие по «Лесенке-чудесенке». Сегодня вы показали хорошие знания, доказали, что вы умелые открыватели. - Посмотрите, какое «Чудо дерево» растёт на её вершине, да ещё и с плодами. Подойдите к этому дерево и сорвите необычный плод, оценив тем самым сами свою работу. - Спасибо за работу. Вы все хорошо потрудились. Молодцы! | + Дети подходят к «Чудо-дереву», срывают яблоко (на каждом яблоке цифра от 1 до 5); оценивают свою деятельность на уроке. | * «Чудо-дерево с яблоками. |