СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема : Публицистический стиль речи. Особенности публичной речи.

Цели

  • дать представление о публицистическом стиле, жанрах, сфере употребления, особенностях публичной речи;
  • формировать умение «узнавать» тексты публицистического стиля, строить предложения и связные тексты в данном стиле, выделять авторскую проблему текста; умение учитывать позиции других людей, правильно выражать свои мысли и чувства;
  • развивать навыки коммуникативного взаимодействия при устном ответе,  интерес к русскому литературному языку;
  • воспитывать нравственные качества обучающихся, необходимые для социального и культурного развития

Тип урока:  Творческая мастерская

Оборудование: презентация, медиапроектор, песня Шаинского «Улыбка»,                

иллюстрации для ассоциативного коллажа, листы бумаги, цветные карандаши, рабочая тетрадь в виде журнала.

Методы, приёмы, формы работы:  работа в группах, асоциативний куст, индивидуальная работа,  игра « Лото», работа з таблицей, словарная работа , «Диалог идей и мнений»,  « Пять предложений  главном»,«Копилка идей», «Я – журналист»

Лозунг творческой мастерской: « В нашем творческом районе все на всё способны» ( Слайд  №2)

                                           Ход урока

1. Предъявление индуктора

Ребята, я вам предлагаю  на один урок стать жителями Публицистического района, Журналисткой улицы (Слайд № 3).  В ходе работы мы  с вами создадим свой собственный журнал, в котором рассказывалось бы  только о том, что вас интересует, что вас беспокоит, освещались  только те проблемы, которые близки лично вам.  Сейчас я предлагаю вам  определиться с выбором  и объединиться  в редакторские группы  ( На столах стоят карточки  с

 

названиями  предлагаемых журналов: « Я И МОЯ ШКОЛА», «ТВОРИ ДОБРО», «ДИАЛОГ ИДЕЙ И МНЕНИЙ», «КАК ЖИТЬ ИНТЕРЕСНО». (Слайд 4) Сегодня мы должны попробовать заполнить первые страницы наших журналов своими мыслями, идеями, предложениями. Другими словами - создать общий журналистский продукт.

Для того, чтобы создать комфортный климат для работы в ваших  творческих группах, предлагаю нам вместе зарядить друг друга положительной энергией.  Для этого, воспользовавшись цветными карандашами, давайте  нарисуем на листах  бумаги  свои улыбки и обменяемся ими друг с другом ( звучит мелодия «Поделись улыбкою своей») (Слайд № 5)

2. Создание творческого продукта

 Учитель. Ребята, с каким стилем речи у вас ассоциируются слова и выражения: газета, журнал, новости, помоги другу, берегите Землю, люби  жизнь?  Я думаю, вы уже догадались, какова тема нашей творческой мастерской. Давайте проверим, насколько вы правы. Обратите внимание на доску и запишите тему урока.( Учитель оглашает также цели этого урока). ( Слайд № 6,7)

Итак, мы начинаем работу наших редакторских групп. Все вы теперь  юные журналисты и к концу урока должны постараться и написать первую заметку в свой журнал на ту тему, которая вас волнует больше всего. Перед началом работы предлагаю вам выбрать главного редактора своего журнала, который будет координировать работу всего вашего творческого отдела.

Игра «Лото»

 Внимание! Перед вами лежат карточки с названиями стилей речи и словами, которые относятся к  ним. Ваша задача определить особенности данных стилей и дать ответ на поставленный вопрос. Четыре журнала – четыре стиля речи и набор карточек с  особенностями  всех стилей, из которых вы должны выбрать необходимые.

Редактор контролирует правильность выполнения задания и назначает  ведущего журналиста своего издания, который будет презентовать ответ.

Подсказка:

 Чтобы определить стиль, нужно ответить на 3 вопроса:

Предполагаемый результат:

Стиль

Сфера употребления

Особенности

Жанр

Разговорный

Бытовые отношения, общение

Непринуждённость,

непосредственность

Дружеская беседа,

Записки, письма, смс - сообщения

Художественный

Художественная литература

Образность,

эмоциональность

Рассказы,

повести, романы, стихотворения

Официально – деловой

Документы, законы, дипломатия

Официальность, точность, стандартность

Заявления, приказы,

распоряжения

Научный

Наука и техника

Отвлечённость, точность, логичность, отсутствие эмоций

Научные статьи, учебники, рефераты

???

 

 

 

Учитель. Ребята, давайте сверим ваши ответы  с таблицей на экране  ((Слайд №8) Вы молодцы! Редакторские группы каждого издания проявили смекалку и сообразительность.

«Письмо в редакцию»

Учитель.  В редакции каждого журнала пришли письма.(Слайд № 9 )Ваше задание заключается в том, чтобы внимательно ознакомиться  с их содержанием и определить, к какому стилю речи они относятся. Записать свои ответы в ваши журналы. У каждой группы свой стиль. Представитель каждого редакторского отдела презентует свой  ответ с определением особенностей всех предоставленных стилей.

Журнал «Я И  МОЯ ШКОЛА»

                      Сказка «Курочка Ряба» в научном стиле

Существовали на планете Земля два человека, относящиеся к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, отряду приматов, семейству гоминид, роду Человек (Homo), виду Человек разумный (Homo sapiens) – дед и баба. И была у них куриная самка отряда птиц по имени Ряба. По каким-то странным стечениям обстоятельств снесла Ряба яйцо из драгоценного металла желтого цвета, ковкого, инертного на воздухе, твердого и прочного, находящегося в I группе периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева, атомный номер которого 79, а атомная масса 196,9665.

И вот Homo sapiens дед попытался разбить яйцо, но не смог этого сделать, так как золото – твердый и прочный металл. Homo sapiens баба также попыталась разбить яйцо, но и в этот раз яйцо не претерпело значительного физического изменения.

Представитель семейства млекопитающих отряда грызунов мышь, жившая на территории деда и бабы незаконно - без прописки, давно разыскиваемая полицией нравов деда и бабы, бежала по зоне питания Homo sapiens - по столу.  По необъяснимой случайности на столе оказалось яйцо. Мышь, в свою очередь, убегающая от представителей власти, смахнула своим обособленным подвижным задним отделом тела золотой запас деда и бабы. Яйцо упало и разбилось.

Вследствие этого  дед и баба стали издавать звуки, называемые рыданиями. Но курица привела Homo sapiens в адекватное состояние данным ею обещанием.     

Наука поражена появлением на свет говорящей курицы, несущей золотые и простые яйца вперемежку.

Журнал «ТВОРИ ДОБРО»

              «Курочка Ряба» в официально-деловом стиле

Заявление ответчика мыши на иск против нее Деда и Бабы

Я, мышь, поселилась на жилплощади Деда и Бабы без их разрешения.  У вышеназванных граждан на законных основаниях проживала курочка Ряба. В качестве оплаты  Ряба несла яйца, которые поступали в полное пользование Деда и Бабы.

12. 09. 2006 г. снесла Ряба золотое яйцо. В результате совещания Дед и Баба огласили своим решением разбить яйцо. Но  в силу обстоятельств осуществить свое решение им не удалось. Я, гражданка мышь, своим долгом посчитала посодействовать людям, сдававшим мне квартиру бесплатно, и разбила яйцо, махнув хвостом. Это обидело  Деда и Бабу, доказательством чего стал их совместный плач. Курица Ряба дала обязательство снести простое яйцо, тем самым, успокоив Деда и Бабу.

Прошу суд принять во внимание  мои благие намерения и чистосердечное признание.

          30.09.17    Мышь

Журнал «ДИАЛОГ ИДЕЙ И МНЕНИЙ»                                                       

                       «Курочка Ряба» в разговорном стиле

Жили-были дед да баба, и была у них кура Ряба по кликухе Хаммер. И несла она яйца круглый год. Однажды снесла Ряба золотое яйцо, которое так шары слепило, прям как цепь у нового русского. Стала курица блатная-преблатная. Дед с бабкой мозгами зашевелили, идею затусили: решили они яйцо разбить, вдруг внутри золота алмаз? И вот били-били, пыжились, парились – не могут разбить яйца! Только они  погрустнели, мышка по столу бежит, крутизна аж прет. Мышь огромной оказалась, и хвостом так размахалась. Уронила яйцо на пол, разревелись дед и баба. Кура сразу обомлела, перестала петь и села, новое яйцо снесла  - не златое, а простое. Были рады дед и баба, танцевали до утра. И теперь у них свой бизнес: стали кур разводить, да яйца продавать.  

Журнал «КАК ЖИТЬ ИНТЕРЕСНО»

                         «Курочка Ряба» в художественном стиле

Жили-были на белом свете бабушка и дедушка. Жили в маленькой, но очень живописной деревушке у голубой реки. Беззаботные и счастливые, они просыпались каждый день с улыбкой на лице. И была у них в хозяйстве милая наседка – курочка Ряба. Добрая и мечтательная, всегда хотела летать. И вот в один прекрасный день снесла курочка золотое яичко невероятной красоты, блестящее, как солнце. Думу думали старики и решили разбить творенье. Дед бил, бил - не разбил, бабка била, била - не разбила. Погрустнели дед и баба, заскучали. Но отважная мышка-норушка бежала по столу, хвостиком махнула и разбила яичко. Сначала расплакались дед и бабка, но потом поняли, что ничего страшного не произошло. Да и курочка Ряба пообещала снести еще множество яиц. И зажили они, как раньше, - счастливо и беззаботно.

Учитель:  Скажите, пожалуйста, письма какого стиля речи не было? (Публицистического стиля). Предлагаю вам прослушать рассказ о курочке Рябе в публицистическом стиле и  определить особенности данного стиля, которые вам нужно будет вписать в оставшуюся свободную колонку лото. 

              «Курочка Ряба» в публицистическом стиле

Рубрика «С места происшествия»

В городе N огромная беда! Всем нам известна крупнейшая фирма по производству золотых яиц  Фаберже. Боюсь, что фирма вообще закроется. Вчера вечером супруги Фаберже изготавливали очередное произведение искусства. Но, когда они на секунду отвернулись, безжалостная расчетливая огромная мышь разбила яйцо! У курочки Рябы сильнейший стресс! По прогнозам ветеринаров, курочка больше никогда не будет нести золотые яйца! Куда смотрят власти? Толпы мышей штурмуют наш прекрасный город. До каких пор это будет продолжаться? В этой ситуации есть только один положительный момент: курочка Ряба стала нести простые яйца, и супруги Фаберже не разорятся.

Учитель. Давайте выслушаем ответ представителя каждой редакторской группы и проверим ваши записи.

Предполагаемый ответ ( Слайд № 10)

Стиль

Сфера употребления

Особенности

Жанр

Публицистический

Газеты, журналы, телевидение, интернет

Актуальность темы,

общедоступность,

своевременность,

обращение к широкой аудитории, обсуждение насущных общественных вопросов, эмоциональность,

чёткость и логичность

Статьи в газеты и журналы, репортажи

 

Языковые особенности: широкое использование общественно – политической лексики, побудительные предложения, устойчивые обороты и выражения, неологизмы, сленги, совмещение художественного и разговорного стилей. Чтобы воздействовать на воображение и чувства человека, используются эпитеты, метафоры, просторечные слова, фразеологизмы.

( Слайд №11)

Домашняя заготовка (Слайд №12 )

Учитель. Ораторское искусство начало свое развитие в Древней Греции, секреты которого используют и в настоящее время. Умельцев красиво говорить уже в то время было довольно много. В список выдающихся деятелей входят такие величайшие ораторы, как Перикл, Цицерон, Лисий, Демосфен, Аристотель и прочие. В особенности следует выделить Лисия и Демосфена, так как именно на этих великих ораторов равнялись в дальнейшем все последующие поколения.

Выступления команд о выдающихся ораторах и особенностях публичной речи (опережающее обучение)

Предполагаемый результат (Слайд №12)

                         Особенности  публичной речи

Публичная речь – это основа ораторского искусства. Для того чтобы выступление было ярким и запоминающимся, нужно следовать некоторым правилам воздействия устной речи на слушателя:

1) выступающий должен сам всесторонне овладеть темой, четко представлять свои задачи и суть вопроса;

2) он должен быть убежден в своей правоте и постараться убедить в ней слушателя. Очень важно, чтобы лектор не сомневался в своих ответах;      

3) нужно продемонстрировать личную заинтересованность в процессе, в теме, в раскрытии таковой и внимание к аудитории;

4)  психологическое  воздействие  на публику.

5) необходим план вашего выступления: в виде тезисов, записей или конспекта, чтобы речь звучала интересно и логично. Но зритель не должен ощущать этого. Нельзя стоять все выступление, уткнувшись в записи. В идеале план должен быть у  в голове;

6) правильное поведение во время выступления. Сюда входит как внешний вид оратора, так и его культура речи и тактичность поведения с возможными оппонентами.

7) хорошее знание языка и умение пользоваться этим знанием.

8)между слушателями и оратором должен появиться психологический контакт.

Учитель. Ребята, давайте сверим ваши ответы с таблицей на экране.  Словарная работа

Учитель.  Уважаемые юные журналисты, заполните, пожалуйста, раздел вашего журнала, подберите синонимы к словам, которые относятся к ораторскому искусству, запишите их. Предоставьте ваш ответ на всеобщее внимание.

Учитель. Ораторское искусство начало свое развитие в Древней Греции, секреты которого используют и в настоящее время. Умельцев красиво говорить уже в то время было довольно много. В список выдающихся деятелей входят такие величайшие ораторы, как Перикл, Цицерон, Лисий, Демосфен, Аристотель и прочие. В особенности следует выделить Лисия и Демосфена, так как именно на этих великих ораторов равнялись в дальнейшем все последующие поколения.

Журналист редакции журнала «  Я И МОЯ ШКОЛА»

(Слайд №14)

Лисий

Лисий был прекрасным судебным оратором древних времен, речи которого всегда отличались оригинальностью, выразительностью и неповторимостью. Он хорошо продумывал и внимательно отрабатывал каждую деталь своего текста. Часто в выступлениях этого оратора присутствовала ирония, что вызывало огромную симпатию у аудитории. При этом речь всегда была краткой, не содержала ничего лишнего. Речь Лисия считается эталоном для ораторов всего мира. Многие ораторы, выступавшие в судебных заседаниях, брали с него пример, заимствуя его манеру красноречия.

Журналист редакции журнала « ТВОРИ ДОБРО»

Демосфен

Еще одним великим оратором, на которого равнялись многие общественные деятели, был Демосфен. Этого человека считают гениальным, ведь для того, чтобы стать оратором, ему пришлось многое изменить в себе. С рождения Демосфен обладал слабым голосом и коротким дыханием. Благодаря долгим и суровым тренировкам, в которых применялись различные методики, он смог добиться блестящих результатов и стал одним из лучших ораторов всех времен. Его дикции, красивой и понятной речи можно было только позавидовать. Выступления этого известного оратора были яркими, выражения краткими и лаконичным.

Журналист редакции журнала «ДИАЛОГ ИДЕЙ И МНЕНИЙ»

Аристотель – еще один греческий оратор. Однако стал известным благодаря не дару красноречия, а философским учениям. Аристотель был учеником Исократа. В академии ритора известный философ обучался ораторскому искусству, поскольку имел большой интерес к риторике. Со временем Аристотель издал несколько книг, на написание которых его подвигло обучение в академии. Наиболее известной из них является работа под названием «Риторика». Философ изучал искусство красноречия не для того, чтобы применять его на практике во время публичных выступлений. Цель изучения ораторского искусства для Аристотеля заключалась в том, чтобы рассмотреть такие категории как «слог», «звук», «начало речи», «глагол» и другие. Кроме того, он изучал социальное взаимодействие «ритор – аудитория».

Журналист редакции  журнала « КАК ЖИТЬ ИНТЕРЕСНО»

(Слайд №15)

Уинстон Черчилль

Данный политический деятель всегда предварительно готовился к каждому своему выступлению, продумывая даже мимику и жестикуляцию. Он отрабатывал текст так, чтобы он был идеальным. Этот человек отличался харизмой, часто использовал в своей речи юмор.Он так был воодушевлен своими идеями, что мог заражать ими весь народ. При составлении текста он активно пользовался такими художественными приемами, как метафора и сравнение. В процессе общения Черчилль старался быть спокойным и вести себя естественно. С рождения он имел такой дефект речи, как шепелявость, однако, со временем он сумел от него избавиться.

Анатолий Федорович Кони

 (Слайд №16)

Анатолий Федорович занимался юридической и общественной деятельностью в конце 19 — в начале 20 века. Он призывал всех соблюдать нравственность в судебном процессе. Речь Кони всегда была живой и динамичной, никогда не звучала монотонно.Он считал, что ораторы, выступающие в судебных заседаниях, должны быть справедливыми, вставать на защиту истины. В своих выступлениях Кони не отличался сухостью, а давал волю эмоциями. Но он умел совмещать факты с чувствами так, чтобы текст оказывал положительное для него воздействие на умы судей. Защитная речь этого оратора не оставляла ни капли сомнения, что приговор будет вынесен в его пользу. Анатолий Федорович Кони обладал высокими индивидуальными и общественно значимыми моральными качествами, следовал правилам чести, произносил речь всегда ясно, не употребляя терминологии, неизвестной окружающим и в совершенстве владел красноречием.

Владимир Владимирович Путин

Владимир Владимирович — пожалуй, самый известный российский политический оратор современности. Он говорит легко, используя в своей речи немного юмора. Выступления его всегда хорошо продуманы, не содержат ничего лишнего. Жестикуляция рук плавная, которая нисколько не отвлекает внимание людей, лишний раз подчеркивает уверенность.Этот политический деятель отличается сдержанностью и спокойствием во время общения с народом или коллегами, не позволяя себе сказать резкое или грубое слово. На вопросы людей он всегда отвечает четко, так как хорошо разбирается во многих сферах жизнедеятельности.

3.Социализация. На экране появляются четыре иллюстрации, отображающие тему каждого журнала (школа, добро, идея, интерес)(Слайд№17) Учитель.  Дорогие ребята, вспомните, пожалуйста, интересные истории из своей жизни, связанные с названием вашего журнала, и расскажите о них друг другу в группе. Выберите самую интересную, чтобы рассказать её всем. (Презентация историй)

Ассоциативный куст

( Слайд № 18)

Какие другие слова всплывают в вашей памяти, когда вы слышите слова (у каждой группы свое)  ШКОЛА, ДОБРО, ИДЕЯ, ИНТЕРЕС? Они могут быть связаны с ним по содержанию, цвету, звучанию. Запишите их в свои рабочие журналы.

Возможные варианты:

Школазнания, учитель, перемена, столовая, уроки, класс, друзья, общение…

Добро улыбка, тепло, милосердие, помощь, мир, забота, сердечность, взаимопомощь…

Идея – изобретение, мысль, мозг, эврика, фантазия, озарение, мечта…

Интересхобби, занятие, дело, увлечённость, талант ,развлечение…

4. Промежуточная рефлексия

Диалог идей

(Слайд №19)

Учитель. Распространите слова-ассоциации определениями или другими словами, чтобы получились словосочетания и запишите результат своей работы в свой журнал.

Предполагаемый результат

Школа любимый урок, крепкие знания, насыщенная перемена, бежать в столовую, интересное общение, помощь друзей…

Добро твори добро, тепло сердец, бесплатная помощь, мир во всём мире, забота о ближнем, сердечность отношений, взаимопомощь и поддержка

Идея – интересное изобретение, нужная мысль, неуёмная фантазия, внезапное озарение, прекрасная мечта…

Интерес – моё хобби, увлекательное занятие, дело всей жизни,  неиссякаемый талант, развлечение друзей…

По окончанию работы каждая группа представляет свой продукт.

5. Новая информация и её обработка

«Копилка идей»

Учитель. Напишите, пожалуйста, определение   слов  вашей темы  ШКОЛА, ДОБРО, ИДЕЯ, ИНТЕРЕС.  Запишите  ваше мнение в журнал и пополните свои копилки слов.

 Школа - это друзья ;

 Школа -  это увлекательное путешествие;

 Школа - это насыщенная перемена;

 Школа – это мир знаний и идей.

 Добро – это  тепло сердец моих друзей ;

 Добро -  это забота о ближнем ;

 Добро – это помощь и поддержка.

 Идея  - это нужная мысль.

 Идея - это неуёмная фантазия моих друзей.

 Идея  - это прекрасная мечта, которая  должна осуществиться.

 Интерес - это  моё хобби;

 Интерес – это дело всей  жизни;

 Интерес – это неиссякаемый талант .

6. Корректировка и создание нового текста.

«Пять предложений о главном» ( Слайд № 20)

Учитель. Используя содержание своей словесной копилки, напишите небольшой текст (пять предложений) о предмете вашей темы. Выразите своё отношение к ней .Когда работа закончена, происходит обмен мнениями в группе (чтение друг другу своих текстов вполголоса). Затем один из представителей  редакторской группы читает свою работу

7. Социализация.

Прочитайте текст, составьте 2 – 3 вопроса к нему.  Определите тип речи и микротемы, составьте план. Представьте свои ответы

                                                Школа

Школа – это начало начал. Она, как никто и ничто другое, превращает человека в личность. Именно там мы начинаем раскрываться, делать первую достойную заявку о себе миру.

Школа – это первый шаг к самостоятельной жизни. Ведь многое происходит впервые: и первый урок, и первая победа, и первое серьезное поражение, и первая любовь.

В школу мы приходим робкими, застенчивыми и неумелыми. С рук в руки передают нас родители первой учительнице. А сколько было переживаний, но нам повезло с первой учительницей – доброй, мудрой. Она стала нам второй мамой. Учительница научила нас не только читать и писать, а и дружить, понять, что родина начинается «с картинки в твоем букваре».

Ведь школа – это не только общеобразовательный центр, это школа жизни. Мы учимся здесь важному: быть честными, отзывчивыми, целеустремленными, уметь жить в коллективе. В школе мы строим свое «Я» по кирпичику, тяжело, медленно, осторожно. Помогают нам в этом наши учителя. Мне очень повезло – они не только учителя, но и друзья. Друзья, которые дадут мудрый совет, подставят плечо и укажут правильный путь заблудившемуся. Их внимание к нам, терпение вызывает восхищение, а душу переполняют слова благодарности. Школьные учителя учат нас преодолевать себя, свою лень, неорганизованность, не останавливаться на достигнутом и идти вперед. (из сочинения обучающегося)

                                                Добро

Добро. Что именно означает это понятие? Важны ли добрые поступки для человека? Что означают эти слова «твори добро другим во благо»? Я считаю, что добро должно быть неотъемлемой частью жизни каждого из нас. Ведь доброта согревает душу человека, делает его жизнь светлее и чище. Каждый человек в своей жизни должен совершать добрые поступки: помогать пожилым людям, детям или просто тем, кто нуждается в нашей помощи. В прошлом году наш класс решил помочь одинокой пожилой женщине , тем самым совершить добрый поступок. Мы, собравшись после уроков, отправились к ней домой, для того, чтобы помочь выполнить какую-нибудь работу по дому и во дворе. Был месяц апрель. А как известно, именно в апреле, вся земля освободившись от снега, нуждается в уборке и очистке. Мы, по мере своих возможностей, убрались на ее участке: собрали мусор и очистили огород от прошлогодних сорняков и мусора. Я думаю, что наш поступок, хотя он не был таким масштабным, все же можно назвать добрым поступком – благотворительностью. Ведь нам совсем не тяжело было помочь нуждающейся в этой помощи женщине. А для нее наш поступок оказался значительным, ведь в силу возраста, она не смогла бы совершить эту работу сама. Добро – это неотъемлемая часть жизни каждого человека. Творите добро! Ведь оно очищает душу одного человека и радует другого. Добро – вот, что делает нашу жизнь счастливее. ( Из сочинения учащегося)

                               Диалог идей и мнений

                                 Выскажи  своё мнение

                               Учитесь говорить и писать

Учиться говорить и писать нужно все время. Язык – самое выразительное, чем человек обладает. За своим языком надо следить постоянно. Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.

Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит... А ведь бывает и так, что человек не говорит, а “плюется словами”. Для каждого понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Такой человек хочет показать, что ему все нипочем, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих. А на самом деле он трус и робок, неуверен в себе.

И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно.

Если вам приходится часто публично выступать - на собраниях, заседаниях, просто в обществе своих знакомых, то, прежде всего, следите, чтобы ваши выступления не были длинными. Это важно, чтобы вас поняли.

Второе правило. Чтобы выступление было интересным, все, что вы говорите, должно быть интересным и для вас. Постарайтесь, чтобы в вашем выступлении была одна, главная мысль, которой должны быть подчинены все остальные.

Но как научиться писать? Чтобы научиться писать, надо писать, писать письма, дневники. Одним словом: “Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде”.

                                                                                                    Д. Лихачёв

                                  Как жить интересно

                                  Практические советы

Наличие цели и ее достижение. Наличие цели заставляет нас делать множество шагов к ее достижению. Мы мечтаем, осуществляем свои желания, ищем новые пути и способы добиться своего. И пока мы к стремимся к цели, наша жизнь полна событиями и впечатлениями. Поставьте перед собой цель, но не ту, которая сама рано или поздно случится (повышение на работе, получение диплома), а ту, к которой надо стремиться и прилагать усилия: создать собственный бизнес, открыть свою выставку, сделать сайт, основать клуб. Чем цель грандиознее, тем лучше, тем интереснее будет ее достижение.

Наличие хобби, увлечений. Увлеченному человеку не бывает скучно, хобби занимает свободное время и дарит массу положительных эмоций. Хобби могут быть и активные, и достаточно спокойные, но в любом случае, они вносят разнообразие в нашу жизнь и дарят удовольствие. Выбирайте хобби на свой вкус и увлекайтесь: спорт, музыка, рукоделие, экстрим, танцы, йога, путешествия, чтение, коллекционирование, творчество, рисование, фотография.

Жизненная активность. Активному и деятельному человеку жить всегда интересно. Он много всего желает и делает, а на горизонте всегда виднеются новые проекты и нереализованные мечты. Не сидите без дела, не тратьте время на телевизор, а занимайтесь полезными и интересными делами.

Развитие и самосовершенствование. Постоянное обучение и работа над собой захватывает и не дает остановиться на месте. Образование, приобретение новых умений и навыков делает жизнь динамичнее и интереснее. Запишитесь на курсы, изучайте дома новые программы и учебники. Делайте упор на то, что Вам пригодится в будущем.

Развлечения. Никогда не забывайте об отдыхе и развлечениях. Проводите свободное время активно и весело, тогда даже непродолжительный отдых даст новые силы и энергию. Позволяйте себе расслабиться после напряженного дня. И помните: лучший отдых — смена деятельности.

 Отношения. Без наших любимых, родных и друзей нам жилось бы одиноко и тоскливо. Никогда не забываете про общение! Налаживайте новые отношения, вспомните старых друзей, встречайтесь, болтайте по телефону.(Заметка в журнале)

9. Домашнее задание .

( Слайд № 21)

Давайте вернёмся к первому заданию – написанию статьи. Используя ваши наработки, составьте небольшую статью на тему своего журнала. Удачи вам, ребята! И помните, что  девиз нашей творческой мастерской: «В нашем творческом районе все на всё способны!»

Рефлексия  проводится на следующем уроке, на неё отводится 5-7 минут; работы читаются в групп

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку»

Тема : Публицистический стиль речи. Особенности публичной речи.

Цели

  • дать представление о публицистическом стиле, жанрах, сфере употребления, особенностях публичной речи;

  • формировать умение «узнавать» тексты публицистического стиля, строить предложения и связные тексты в данном стиле, выделять авторскую проблему текста; умение учитывать позиции других людей, правильно выражать свои мысли и чувства;

  • развивать навыки коммуникативного взаимодействия при устном ответе, интерес к русскому литературному языку;

  • воспитывать нравственные качества обучающихся, необходимые для социального и культурного развития

Тип урока: Творческая мастерская

Оборудование: презентация, медиапроектор, песня Шаинского «Улыбка»,

иллюстрации для ассоциативного коллажа, листы бумаги, цветные карандаши, рабочая тетрадь в виде журнала.

Методы, приёмы, формы работы: работа в группах, асоциативний куст, индивидуальная работа, игра « Лото», работа з таблицей, словарная работа , «Диалог идей и мнений», « Пять предложений главном»,«Копилка идей», «Я – журналист»

Лозунг творческой мастерской: « В нашем творческом районе все на всё способны» ( Слайд №2)

Ход урока

1. Предъявление индуктора

Ребята, я вам предлагаю на один урок стать жителями Публицистического района, Журналисткой улицы (Слайд № 3). В ходе работы мы с вами создадим свой собственный журнал, в котором рассказывалось бы только о том, что вас интересует, что вас беспокоит, освещались только те проблемы, которые близки лично вам. Сейчас я предлагаю вам определиться с выбором и объединиться в редакторские группы ( На столах стоят карточки с

названиями предлагаемых журналов: « Я И МОЯ ШКОЛА», «ТВОРИ ДОБРО», «ДИАЛОГ ИДЕЙ И МНЕНИЙ», «КАК ЖИТЬ ИНТЕРЕСНО». (Слайд 4) Сегодня мы должны попробовать заполнить первые страницы наших журналов своими мыслями, идеями, предложениями. Другими словами - создать общий журналистский продукт.

Для того, чтобы создать комфортный климат для работы в ваших творческих группах, предлагаю нам вместе зарядить друг друга положительной энергией. Для этого, воспользовавшись цветными карандашами, давайте нарисуем на листах бумаги свои улыбки и обменяемся ими друг с другом ( звучит мелодия «Поделись улыбкою своей») (Слайд № 5)

2. Создание творческого продукта

Учитель. Ребята, с каким стилем речи у вас ассоциируются слова и выражения: газета, журнал, новости, помоги другу, берегите Землю, люби жизнь? Я думаю, вы уже догадались, какова тема нашей творческой мастерской. Давайте проверим, насколько вы правы. Обратите внимание на доску и запишите тему урока.( Учитель оглашает также цели этого урока). ( Слайд № 6,7)

Итак, мы начинаем работу наших редакторских групп. Все вы теперь юные журналисты и к концу урока должны постараться и написать первую заметку в свой журнал на ту тему, которая вас волнует больше всего. Перед началом работы предлагаю вам выбрать главного редактора своего журнала, который будет координировать работу всего вашего творческого отдела.

Игра «Лото»

Внимание! Перед вами лежат карточки с названиями стилей речи и словами, которые относятся к ним. Ваша задача определить особенности данных стилей и дать ответ на поставленный вопрос. Четыре журнала – четыре стиля речи и набор карточек с особенностями всех стилей, из которых вы должны выбрать необходимые.

Редактор контролирует правильность выполнения задания и назначает ведущего журналиста своего издания, который будет презентовать ответ.

Подсказка:

 Чтобы определить стиль, нужно ответить на 3 вопроса:

Предполагаемый результат:

Стиль

Сфера употребления

Особенности

Жанр

Разговорный

Бытовые отношения, общение

Непринуждённость,

непосредственность

Дружеская беседа,

Записки, письма, смс - сообщения

Художественный

Художественная литература

Образность,

эмоциональность

Рассказы,

повести, романы, стихотворения

Официально – деловой

Документы, законы, дипломатия

Официальность, точность, стандартность

Заявления, приказы,

распоряжения

Научный

Наука и техника

Отвлечённость, точность, логичность, отсутствие эмоций

Научные статьи, учебники, рефераты

???




Учитель. Ребята, давайте сверим ваши ответы с таблицей на экране ((Слайд №8) Вы молодцы! Редакторские группы каждого издания проявили смекалку и сообразительность.

«Письмо в редакцию»

Учитель. В редакции каждого журнала пришли письма.(Слайд № 9 )Ваше задание заключается в том, чтобы внимательно ознакомиться с их содержанием и определить, к какому стилю речи они относятся. Записать свои ответы в ваши журналы. У каждой группы свой стиль. Представитель каждого редакторского отдела презентует свой ответ с определением особенностей всех предоставленных стилей.

Журнал «Я И МОЯ ШКОЛА»

Сказка «Курочка Ряба» в научном стиле

Существовали на планете Земля два человека, относящиеся к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, отряду приматов, семейству гоминид, роду Человек (Homo), виду Человек разумный (Homo sapiens) – дед и баба. И была у них куриная самка отряда птиц по имени Ряба. По каким-то странным стечениям обстоятельств снесла Ряба яйцо из драгоценного металла желтого цвета, ковкого, инертного на воздухе, твердого и прочного, находящегося в I группе периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева, атомный номер которого 79, а атомная масса 196,9665.

И вот Homo sapiens дед попытался разбить яйцо, но не смог этого сделать, так как золото – твердый и прочный металл. Homo sapiens баба также попыталась разбить яйцо, но и в этот раз яйцо не претерпело значительного физического изменения.

Представитель семейства млекопитающих отряда грызунов мышь, жившая на территории деда и бабы незаконно - без прописки, давно разыскиваемая полицией нравов деда и бабы, бежала по зоне питания Homo sapiens - по столу. По необъяснимой случайности на столе оказалось яйцо. Мышь, в свою очередь, убегающая от представителей власти, смахнула своим обособленным подвижным задним отделом тела золотой запас деда и бабы. Яйцо упало и разбилось.

Вследствие этого дед и баба стали издавать звуки, называемые рыданиями. Но курица привела Homo sapiens в адекватное состояние данным ею обещанием.

Наука поражена появлением на свет говорящей курицы, несущей золотые и простые яйца вперемежку.

Журнал «ТВОРИ ДОБРО»

«Курочка Ряба» в официально-деловом стиле

Заявление ответчика мыши на иск против нее Деда и Бабы

Я, мышь, поселилась на жилплощади Деда и Бабы без их разрешения. У вышеназванных граждан на законных основаниях проживала курочка Ряба. В качестве оплаты Ряба несла яйца, которые поступали в полное пользование Деда и Бабы.

12. 09. 2006 г. снесла Ряба золотое яйцо. В результате совещания Дед и Баба огласили своим решением разбить яйцо. Но в силу обстоятельств осуществить свое решение им не удалось. Я, гражданка мышь, своим долгом посчитала посодействовать людям, сдававшим мне квартиру бесплатно, и разбила яйцо, махнув хвостом. Это обидело Деда и Бабу, доказательством чего стал их совместный плач. Курица Ряба дала обязательство снести простое яйцо, тем самым, успокоив Деда и Бабу.

Прошу суд принять во внимание мои благие намерения и чистосердечное признание.

30.09.17 Мышь

Журнал «ДИАЛОГ ИДЕЙ И МНЕНИЙ»

«Курочка Ряба» в разговорном стиле

Жили-были дед да баба, и была у них кура Ряба по кликухе Хаммер. И несла она яйца круглый год. Однажды снесла Ряба золотое яйцо, которое так шары слепило, прям как цепь у нового русского. Стала курица блатная-преблатная. Дед с бабкой мозгами зашевелили, идею затусили: решили они яйцо разбить, вдруг внутри золота алмаз? И вот били-били, пыжились, парились – не могут разбить яйца! Только они погрустнели, мышка по столу бежит, крутизна аж прет. Мышь огромной оказалась, и хвостом так размахалась. Уронила яйцо на пол, разревелись дед и баба. Кура сразу обомлела, перестала петь и села, новое яйцо снесла - не златое, а простое. Были рады дед и баба, танцевали до утра. И теперь у них свой бизнес: стали кур разводить, да яйца продавать.

Журнал «КАК ЖИТЬ ИНТЕРЕСНО»

«Курочка Ряба» в художественном стиле

Жили-были на белом свете бабушка и дедушка. Жили в маленькой, но очень живописной деревушке у голубой реки. Беззаботные и счастливые, они просыпались каждый день с улыбкой на лице. И была у них в хозяйстве милая наседка – курочка Ряба. Добрая и мечтательная, всегда хотела летать. И вот в один прекрасный день снесла курочка золотое яичко невероятной красоты, блестящее, как солнце. Думу думали старики и решили разбить творенье. Дед бил, бил - не разбил, бабка била, била - не разбила. Погрустнели дед и баба, заскучали. Но отважная мышка-норушка бежала по столу, хвостиком махнула и разбила яичко. Сначала расплакались дед и бабка, но потом поняли, что ничего страшного не произошло. Да и курочка Ряба пообещала снести еще множество яиц. И зажили они, как раньше, - счастливо и беззаботно.

Учитель: Скажите, пожалуйста, письма какого стиля речи не было? (Публицистического стиля). Предлагаю вам прослушать рассказ о курочке Рябе в публицистическом стиле и определить особенности данного стиля, которые вам нужно будет вписать в оставшуюся свободную колонку лото.

«Курочка Ряба» в публицистическом стиле

Рубрика «С места происшествия»

В городе N огромная беда! Всем нам известна крупнейшая фирма по производству золотых яиц Фаберже. Боюсь, что фирма вообще закроется. Вчера вечером супруги Фаберже изготавливали очередное произведение искусства. Но, когда они на секунду отвернулись, безжалостная расчетливая огромная мышь разбила яйцо! У курочки Рябы сильнейший стресс! По прогнозам ветеринаров, курочка больше никогда не будет нести золотые яйца! Куда смотрят власти? Толпы мышей штурмуют наш прекрасный город. До каких пор это будет продолжаться? В этой ситуации есть только один положительный момент: курочка Ряба стала нести простые яйца, и супруги Фаберже не разорятся.

Учитель. Давайте выслушаем ответ представителя каждой редакторской группы и проверим ваши записи.

Предполагаемый ответ ( Слайд № 10)

Стиль

Сфера употребления

Особенности

Жанр

Публицистический

Газеты, журналы, телевидение, интернет

Актуальность темы,

общедоступность,

своевременность,

обращение к широкой аудитории, обсуждение насущных общественных вопросов, эмоциональность,

чёткость и логичность

Статьи в газеты и журналы, репортажи


Языковые особенности: широкое использование общественно – политической лексики, побудительные предложения, устойчивые обороты и выражения, неологизмы, сленги, совмещение художественного и разговорного стилей. Чтобы воздействовать на воображение и чувства человека, используются эпитеты, метафоры, просторечные слова, фразеологизмы.

( Слайд №11)

Домашняя заготовка (Слайд №12 )

Учитель. Ораторское искусство начало свое развитие в Древней Греции, секреты которого используют и в настоящее время. Умельцев красиво говорить уже в то время было довольно много. В список выдающихся деятелей входят такие величайшие ораторы, как Перикл, Цицерон, Лисий, Демосфен, Аристотель и прочие. В особенности следует выделить Лисия и Демосфена, так как именно на этих великих ораторов равнялись в дальнейшем все последующие поколения.

Выступления команд о выдающихся ораторах и особенностях публичной речи (опережающее обучение)

Предполагаемый результат (Слайд №12)

Особенности публичной речи

Публичная речь – это основа ораторского искусства. Для того чтобы выступление было ярким и запоминающимся, нужно следовать некоторым правилам воздействия устной речи на слушателя:

1) выступающий должен сам всесторонне овладеть темой, четко представлять свои задачи и суть вопроса;

2) он должен быть убежден в своей правоте и постараться убедить в ней слушателя. Очень важно, чтобы лектор не сомневался в своих ответах;

3) нужно продемонстрировать личную заинтересованность в процессе, в теме, в раскрытии таковой и внимание к аудитории;

4)  психологическое воздействие на публику.

5) необходим план вашего выступления: в виде тезисов, записей или конспекта, чтобы речь звучала интересно и логично. Но зритель не должен ощущать этого. Нельзя стоять все выступление, уткнувшись в записи. В идеале план должен быть у в голове;

6) правильное поведение во время выступления. Сюда входит как внешний вид оратора, так и его культура речи и тактичность поведения с возможными оппонентами.

7) хорошее знание языка и умение пользоваться этим знанием.

8)между слушателями и оратором должен появиться психологический контакт.

Учитель. Ребята, давайте сверим ваши ответы с таблицей на экране. Словарная работа

Учитель. Уважаемые юные журналисты, заполните, пожалуйста, раздел вашего журнала, подберите синонимы к словам, которые относятся к ораторскому искусству, запишите их. Предоставьте ваш ответ на всеобщее внимание.

Учитель. Ораторское искусство начало свое развитие в Древней Греции, секреты которого используют и в настоящее время. Умельцев красиво говорить уже в то время было довольно много. В список выдающихся деятелей входят такие величайшие ораторы, как Перикл, Цицерон, Лисий, Демосфен, Аристотель и прочие. В особенности следует выделить Лисия и Демосфена, так как именно на этих великих ораторов равнялись в дальнейшем все последующие поколения.

Журналист редакции журнала « Я И МОЯ ШКОЛА»

(Слайд №14)

Лисий

Лисий был прекрасным судебным оратором древних времен, речи которого всегда отличались оригинальностью, выразительностью и неповторимостью. Он хорошо продумывал и внимательно отрабатывал каждую деталь своего текста. Часто в выступлениях этого оратора присутствовала ирония, что вызывало огромную симпатию у аудитории. При этом речь всегда была краткой, не содержала ничего лишнего. Речь Лисия считается эталоном для ораторов всего мира. Многие ораторы, выступавшие в судебных заседаниях, брали с него пример, заимствуя его манеру красноречия.

Журналист редакции журнала « ТВОРИ ДОБРО»

Демосфен

Еще одним великим оратором, на которого равнялись многие общественные деятели, был Демосфен. Этого человека считают гениальным, ведь для того, чтобы стать оратором, ему пришлось многое изменить в себе. С рождения Демосфен обладал слабым голосом и коротким дыханием. Благодаря долгим и суровым тренировкам, в которых применялись различные методики, он смог добиться блестящих результатов и стал одним из лучших ораторов всех времен. Его дикции, красивой и понятной речи можно было только позавидовать. Выступления этого известного оратора были яркими, выражения краткими и лаконичным.

Журналист редакции журнала «ДИАЛОГ ИДЕЙ И МНЕНИЙ»

Аристотель – еще один греческий оратор. Однако стал известным благодаря не дару красноречия, а философским учениям. Аристотель был учеником Исократа. В академии ритора известный философ обучался ораторскому искусству, поскольку имел большой интерес к риторике. Со временем Аристотель издал несколько книг, на написание которых его подвигло обучение в академии. Наиболее известной из них является работа под названием «Риторика». Философ изучал искусство красноречия не для того, чтобы применять его на практике во время публичных выступлений. Цель изучения ораторского искусства для Аристотеля заключалась в том, чтобы рассмотреть такие категории как «слог», «звук», «начало речи», «глагол» и другие. Кроме того, он изучал социальное взаимодействие «ритор – аудитория».

Журналист редакции журнала « КАК ЖИТЬ ИНТЕРЕСНО»

(Слайд №15)

Уинстон Черчилль

Данный политический деятель всегда предварительно готовился к каждому своему выступлению, продумывая даже мимику и жестикуляцию. Он отрабатывал текст так, чтобы он был идеальным. Этот человек отличался харизмой, часто использовал в своей речи юмор.Он так был воодушевлен своими идеями, что мог заражать ими весь народ. При составлении текста он активно пользовался такими художественными приемами, как метафора и сравнение. В процессе общения Черчилль старался быть спокойным и вести себя естественно. С рождения он имел такой дефект речи, как шепелявость, однако, со временем он сумел от него избавиться.

Анатолий Федорович Кони

(Слайд №16)

Анатолий Федорович занимался юридической и общественной деятельностью в конце 19 — в начале 20 века. Он призывал всех соблюдать нравственность в судебном процессе. Речь Кони всегда была живой и динамичной, никогда не звучала монотонно.Он считал, что ораторы, выступающие в судебных заседаниях, должны быть справедливыми, вставать на защиту истины. В своих выступлениях Кони не отличался сухостью, а давал волю эмоциями. Но он умел совмещать факты с чувствами так, чтобы текст оказывал положительное для него воздействие на умы судей. Защитная речь этого оратора не оставляла ни капли сомнения, что приговор будет вынесен в его пользу. Анатолий Федорович Кони обладал высокими индивидуальными и общественно значимыми моральными качествами, следовал правилам чести, произносил речь всегда ясно, не употребляя терминологии, неизвестной окружающим и в совершенстве владел красноречием.

Владимир Владимирович Путин

Владимир Владимирович — пожалуй, самый известный российский политический оратор современности. Он говорит легко, используя в своей речи немного юмора. Выступления его всегда хорошо продуманы, не содержат ничего лишнего. Жестикуляция рук плавная, которая нисколько не отвлекает внимание людей, лишний раз подчеркивает уверенность.Этот политический деятель отличается сдержанностью и спокойствием во время общения с народом или коллегами, не позволяя себе сказать резкое или грубое слово. На вопросы людей он всегда отвечает четко, так как хорошо разбирается во многих сферах жизнедеятельности.

3.Социализация.
На экране появляются четыре иллюстрации, отображающие тему каждого журнала (школа, добро, идея, интерес)(Слайд№17)
Учитель. Дорогие ребята, вспомните, пожалуйста, интересные истории из своей жизни, связанные с названием вашего журнала, и расскажите о них друг другу в группе. Выберите самую интересную, чтобы рассказать её всем. (Презентация историй)

Ассоциативный куст

( Слайд № 18)

Какие другие слова всплывают в вашей памяти, когда вы слышите слова (у каждой группы свое) ШКОЛА, ДОБРО, ИДЕЯ, ИНТЕРЕС? Они могут быть связаны с ним по содержанию, цвету, звучанию. Запишите их в свои рабочие журналы.

Возможные варианты:

Школазнания, учитель, перемена, столовая, уроки, класс, друзья, общение…

Добро улыбка, тепло, милосердие, помощь, мир, забота, сердечность, взаимопомощь…

Идея – изобретение, мысль, мозг, эврика, фантазия, озарение, мечта…

Интересхобби, занятие, дело, увлечённость, талант ,развлечение…

4. Промежуточная рефлексия

Диалог идей

(Слайд №19)

Учитель. Распространите слова-ассоциации определениями или другими словами, чтобы получились словосочетания и запишите результат своей работы в свой журнал.

Предполагаемый результат

Школа любимый урок, крепкие знания, насыщенная перемена, бежать в столовую, интересное общение, помощь друзей…

Добро твори добро, тепло сердец, бесплатная помощь, мир во всём мире, забота о ближнем, сердечность отношений, взаимопомощь и поддержка

Идея – интересное изобретение, нужная мысль, неуёмная фантазия, внезапное озарение, прекрасная мечта…

Интерес – моё хобби, увлекательное занятие, дело всей жизни, неиссякаемый талант, развлечение друзей…

По окончанию работы каждая группа представляет свой продукт.

5. Новая информация и её обработка

«Копилка идей»

Учитель. Напишите, пожалуйста, определение слов вашей темы ШКОЛА, ДОБРО, ИДЕЯ, ИНТЕРЕС. Запишите ваше мнение в журнал и пополните свои копилки слов.

Школа - это друзья ;

Школа - это увлекательное путешествие;

Школа - это насыщенная перемена;

Школа – это мир знаний и идей.

Добро – это тепло сердец моих друзей ;

Добро - это забота о ближнем ;

Добро – это помощь и поддержка.

Идея - это нужная мысль.

Идея - это неуёмная фантазия моих друзей.

Идея - это прекрасная мечта, которая должна осуществиться.

Интерес - это моё хобби;

Интерес – это дело всей жизни;

Интерес – это неиссякаемый талант .

6. Корректировка и создание нового текста.

«Пять предложений о главном» ( Слайд № 20)

Учитель. Используя содержание своей словесной копилки, напишите небольшой текст (пять предложений) о предмете вашей темы. Выразите своё отношение к ней .Когда работа закончена, происходит обмен мнениями в группе (чтение друг другу своих текстов вполголоса). Затем один из представителей редакторской группы читает свою работу

7. Социализация.

Прочитайте текст, составьте 2 – 3 вопроса к нему. Определите тип речи и микротемы, составьте план. Представьте свои ответы

Школа

Школа – это начало начал. Она, как никто и ничто другое, превращает человека в личность. Именно там мы начинаем раскрываться, делать первую достойную заявку о себе миру.

Школа – это первый шаг к самостоятельной жизни. Ведь многое происходит впервые: и первый урок, и первая победа, и первое серьезное поражение, и первая любовь.

В школу мы приходим робкими, застенчивыми и неумелыми. С рук в руки передают нас родители первой учительнице. А сколько было переживаний, но нам повезло с первой учительницей – доброй, мудрой. Она стала нам второй мамой. Учительница научила нас не только читать и писать, а и дружить, понять, что родина начинается «с картинки в твоем букваре».

Ведь школа – это не только общеобразовательный центр, это школа жизни. Мы учимся здесь важному: быть честными, отзывчивыми, целеустремленными, уметь жить в коллективе. В школе мы строим свое «Я» по кирпичику, тяжело, медленно, осторожно. Помогают нам в этом наши учителя. Мне очень повезло – они не только учителя, но и друзья. Друзья, которые дадут мудрый совет, подставят плечо и укажут правильный путь заблудившемуся. Их внимание к нам, терпение вызывает восхищение, а душу переполняют слова благодарности. Школьные учителя учат нас преодолевать себя, свою лень, неорганизованность, не останавливаться на достигнутом и идти вперед. (из сочинения обучающегося)

Добро

Добро. Что именно означает это понятие? Важны ли добрые поступки для человека? Что означают эти слова «твори добро другим во благо»?
Я считаю, что добро должно быть неотъемлемой частью жизни каждого из нас. Ведь доброта согревает душу человека, делает его жизнь светлее и чище. Каждый человек в своей жизни должен совершать добрые поступки: помогать пожилым людям, детям или просто тем, кто нуждается в нашей помощи.
В прошлом году наш класс решил помочь одинокой пожилой женщине , тем самым совершить добрый поступок. Мы, собравшись после уроков, отправились к ней домой, для того, чтобы помочь выполнить какую-нибудь работу по дому и во дворе. Был месяц апрель. А как известно, именно в апреле, вся земля освободившись от снега, нуждается в уборке и очистке. Мы, по мере своих возможностей, убрались на ее участке: собрали мусор и очистили огород от прошлогодних сорняков и мусора. Я думаю, что наш поступок, хотя он не был таким масштабным, все же можно назвать добрым поступком – благотворительностью. Ведь нам совсем не тяжело было помочь нуждающейся в этой помощи женщине. А для нее наш поступок оказался значительным, ведь в силу возраста, она не смогла бы совершить эту работу сама.
Добро – это неотъемлемая часть жизни каждого человека. Творите добро! Ведь оно очищает душу одного человека и радует другого. Добро – вот, что делает нашу жизнь счастливее. ( Из сочинения учащегося)

Диалог идей и мнений

Выскажи своё мнение

Учитесь говорить и писать

Учиться говорить и писать нужно все время. Язык – самое выразительное, чем человек обладает. За своим языком надо следить постоянно. Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.

Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит... А ведь бывает и так, что человек не говорит, а “плюется словами”. Для каждого понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Такой человек хочет показать, что ему все нипочем, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих. А на самом деле он трус и робок, неуверен в себе.

И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно.

Если вам приходится часто публично выступать - на собраниях, заседаниях, просто в обществе своих знакомых, то, прежде всего, следите, чтобы ваши выступления не были длинными. Это важно, чтобы вас поняли.

Второе правило. Чтобы выступление было интересным, все, что вы говорите, должно быть интересным и для вас. Постарайтесь, чтобы в вашем выступлении была одна, главная мысль, которой должны быть подчинены все остальные.

Но как научиться писать? Чтобы научиться писать, надо писать, писать письма, дневники. Одним словом: “Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде”.

Д. Лихачёв

Как жить интересно

Практические советы

Наличие цели и ее достижение. Наличие цели заставляет нас делать множество шагов к ее достижению. Мы мечтаем, осуществляем свои желания, ищем новые пути и способы добиться своего. И пока мы к стремимся к цели, наша жизнь полна событиями и впечатлениями. Поставьте перед собой цель, но не ту, которая сама рано или поздно случится (повышение на работе, получение диплома), а ту, к которой надо стремиться и прилагать усилия: создать собственный бизнес, открыть свою выставку, сделать сайт, основать клуб. Чем цель грандиознее, тем лучше, тем интереснее будет ее достижение.

Наличие хобби, увлечений. Увлеченному человеку не бывает скучно, хобби занимает свободное время и дарит массу положительных эмоций. Хобби могут быть и активные, и достаточно спокойные, но в любом случае, они вносят разнообразие в нашу жизнь и дарят удовольствие. Выбирайте хобби на свой вкус и увлекайтесь: спорт, музыка, рукоделие, экстрим, танцы, йога, путешествия, чтение, коллекционирование, творчество, рисование, фотография.

Жизненная активность. Активному и деятельному человеку жить всегда интересно. Он много всего желает и делает, а на горизонте всегда виднеются новые проекты и нереализованные мечты. Не сидите без дела, не тратьте время на телевизор, а занимайтесь полезными и интересными делами.

Развитие и самосовершенствование. Постоянное обучение и работа над собой захватывает и не дает остановиться на месте. Образование, приобретение новых умений и навыков делает жизнь динамичнее и интереснее. Запишитесь на курсы, изучайте дома новые программы и учебники. Делайте упор на то, что Вам пригодится в будущем.

Развлечения. Никогда не забывайте об отдыхе и развлечениях. Проводите свободное время активно и весело, тогда даже непродолжительный отдых даст новые силы и энергию. Позволяйте себе расслабиться после напряженного дня. И помните: лучший отдых — смена деятельности.

Отношения. Без наших любимых, родных и друзей нам жилось бы одиноко и тоскливо. Никогда не забываете про общение! Налаживайте новые отношения, вспомните старых друзей, встречайтесь, болтайте по телефону.(Заметка в журнале)

9. Домашнее задание .

( Слайд № 21)

Давайте вернёмся к первому заданию – написанию статьи. Используя ваши наработки, составьте небольшую статью на тему своего журнала. Удачи вам, ребята! И помните, что девиз нашей творческой мастерской: «В нашем творческом районе все на всё способны!»

Рефлексия проводится на следующем уроке, на неё отводится 5-7 минут; работы читаются в группах, выбираются наиболее удачные, которые предъявляются всему классу.




Список литературы

1. Мухина И.А. Что такое педагогическая мастерская / И.А.Мухина, Т.Я.Ерёмина. Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта: Книга для учителя. – СПб.: СПбГУПМ, 2002.
2. Музиянова Л.А. Творческие мастерские // РЯШ. – 2003. – №6.
3.Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства. Педагогические мастерские: интеграция отечественного и заруб ежного опыта. Выпуск 1 Санкт-Петербург, 1995.

4.Сычугова Л.П. «…И звезда с звездою говорит»: уроки – творческие мастерские // РЯШ.– 2005. – №6.

























ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

КОММУНАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I – III СТУПЕНЕЙ № 5 ГОРОДА ЕНАКИЕВО»











Работа


участника городского этапа


Республиканского конкурса методических разработок


«Методический шедевр»


Номинация


«Открытое мероприятие для детей»


учителя русского языка и литературы


Комаревской Марины Викторовны


Урок – творческая мастерская


Русский язык


7 класс









2017 год














Комаревская Марина Викторовна

учитель русского языка и литературы



Коммунальное учреждение

«ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I – III СТУПЕНЕЙ № 5 ГОРОДА ЕНАКИЕВО»




Номинация

«Открытое мероприятие для детей»

Урок – творческая мастерская

Русский язык

7 класс










































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс