I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1-2 мин.)
-Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Евгения Андреевна!
- Дети, прочитайте девиз нашего урока (на доске: «Век живи – век учись!»)
- Как вы понимаете его? ( На протяжении всей жизни надо учиться, совершенствоваться, познавать себя, делать открытия во всех сферах, быть интересным и образованным человеком)
II. Актуализация и пробное учебное действие (5-6 мин).
Отгадать загадку:
Это он, это ты, это вы, это я.
Это кофта чья? Моя.
Ну а шуба наша,
Уж никак не ваша.
Где-то некто вольно жил,
Делал нечто, не тужил,
С каждым он поговорит,
Всякого развеселит,
Никого и ничего
Не обидит ни за что.
Кто я, по вашему мнению?
Конечно же, я ...(местоимение).
- Что такое местоимение? (Местоимение – это часть речи. Местоимение указывает на предмет, но не называет его).
III. Локализация индивидуальных затруднений (2 мин).
Отправимся в страну Местоимений. Условие для учащихся:
- запомнить название самого первого города.
В тридевятом царстве в тридесятом государстве была большая страна- Страна Местоимений. И были в этой стране и большие и малые города: Личный, Возвратный, Притяжательный, Указательный, Вопросительный, Относительный, Отрицательный, Определительный и Неопределённый. Жили в этой сказочной стране великое множество местоимений, селились они по городам по своим интересам и характерам.
Так в городе Личный жили личные местоимения.
Гордые и независимые жители Я живут на улице Яколки.
Когда они женятся, то меняют свою фамилию на – МЫ.
На улице Тыколки живут воспитанные взрослые – ВЫ и их озорные детки – ТЫ.
На Дружной улице живут брат ОН, сестра ОНА и их фантастическое животное ОНО.
Их видят всегда вместе и зовут просто – ОНИ.
Вот такие жители живут в городе под названием…….?(Личный)
IV. Построение проекта коррекции выявленных затруднений(1—2 мин).
- Как вы думаете, о каких местоимениях на сегодняшнем уроке пойдет речь? (О личных местоимениях)
- Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. (Личные местоимения)
- Сформулируем цели нашего урока, в этом нам помогут опорные слова:
Узнать что такое …
Научиться распознавать …
Определит роль в речи
V. Реализация построенного проекта (10-15 мин).
Поработаем с таблицей на странице 93.

1. С помощью какого местоимения человек указывает на себя или несколько человек указывают на себя? (Я, мы)
2. С помощью какого местоимения, мы указываем на того или тех к кому обращаемся? (Ты, вы)
3. С помощью каких местоимений на того или тех о ком говорят? (Он, она, оно, они)
-Все эти местоимения называются личными. Как вы думаете, почему? ( Указывают на лицо, которое участвует в речи.)
Итак, местоимения имеют лица:
1 лицо – я, мы
2 лицо – ты, вы
3 лицо – он, она, оно, они
-Сравните местоимения первого столбика: я, ты, он, она, оно. Что можно сказать о них? На сколько предметов они указывают? (На один) Аналогично второй столбик.
-Что нового узнали?
Местоимения могут указывать на один предмет, лицо или несколько предметов, лиц, т.е бывают единственного и множественного числа.
Местоимение не называет предметы, а только указывает на них.
Местоимения изменяются по лицам и числам.
-Выполним упражнение 159.Откройте тетради, подпишите число, классная работа. Первые три предложения запишем в тетрадь.
-Прочитайте предложения, найдите личное местоимение, определите на кого (на что ) они указывают, спишете предложение, подчеркните местоимение, скажите устно лицо и число местоимений.

-Найдите загадку об одуванчике. Почему цветок получил такое название. Запишите в словарик слово «одуванчик» (потому что при малейшем дуновении ветра созревшие семена его разлетаются), выделяя орфограммы цветом.
-На столе у вас лежат тесты. Выполните тест.
1. Укажи местоимения 1-го лица.
а) я, мы
б) ты, вы
в) он, она, оно, они
2. Какие местоимения относятся ко 2-му лицу?
а) я, мы
б) ты, вы
в) он, она, оно, они
3. Выбери местоимения 3-го лица.
а) я
б) он
в)ты
г) она
д) мы
е) оно
ж) они
з) вы
4. Личные местоимения употребляются вместо...
а) имени существительного;
б) имени прилагательного.
5. Личные местоимения...
а) называют предметы;
б) указывают на предметы.
6. Подчеркните лишнее слово в каждого ряда:
а)Я, они, на, ты
б)Но, оно, она, они
в)Я, Яна, ты, вы
-Поменяйтесь со своим соседом работами, проверьте ответы по ключу (на доске).
КЛЮЧ: 1-а, 2- б, 3- б г е ж,4- а, 5 - б, 6- а на, б-но, в – Яна
- Ребята, давайте оценим нашу сегодняшнюю работу на уроке. В этом нам поможет радуга.
