СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку 4 класс на тему "Анализируем и строим предложения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку 4 класс на тему "Анализируем и строим предложения"»

РУССКИЙ ЯЗЫК 4 класс

УМК «Планета знаний»


ТЕМА: Обобщение по теме «Анали­зируем и строим предложения»


Цель: Актуализировать знания учащихся о синтаксическом анализе предложения.

Задачи: 1) повторение видов предложений по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное), эмоциональной окраске (интонации) (восклицательное, невосклицательное) и наличию второстепенных членов предложения (распространённое, нераспространённое);

2) развитие орфографической зоркости и умение расставлять знаки препинания в конце предложения;

3) воспитание бережное отношение к природе.

Оборудование: презентация, карточки с заданиями.


ХОД УРОКА

  1. СЛАЙД № 2: Организационный момент. (2 минуты)

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Каждый день, всегда, везде,

На уроке и в игре,

Смело, чётко говорим и тихонечко сидим.


  1. Словарно-орфографическая работа. (8 минут)


Учитель: А начнем урок с работы над словарными словами. Составьте из данных сочетаний букв словарные слова, которые начинаются с буквы “С”.

СЛАЙД № 3: ГИОСАП, КАООРС, РЕСВЕ, ОБСАКА, ТСОЦАЛИ, АРАСХ.


Дети: Сапоги, сорока, север, собака, столица, сахар.

Учитель: Запишите слова в тетрадь, поставьте ударение и обозначьте непроверяемую безударную гласную.

Учитель: Назовите безударные гласные в получившихся словах.

СЛАЙД № 4: Сапоги, сорока, север, собака, столица, сахар

  1. Сообщение темы и цели урока. (2 минуты)

Учитель: Ребята, на прошлом уроке мы тоже с вами вспоминали слово, которое начинается с буквы «с» и обозначает название раздела русского языка, который изучает строение словосочетаний и предложений.

СЛАЙД № 5: СИНТАКСИС


  1. Актуализация знаний. (5 минут)

У: Скажите, пожалуйста, что такое предложение?

Д: Предложение – это слово или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль.

У: Чем показывают законченность мысли?

Д: Знаками препинания на письме и паузой в устной речи.

У: Назовите главные члены предложения.

Д: Подлежащее и сказуемое.

У: Чем в предложении может быть выражено подлежащее?

Д: Существительным, местоимением.

У: Чем в предложении может быть выражено сказуемое?

Д: Сказуемое может выражаться глаголом (именем существительным).

У: Только ли главные члены предложения могут встречаться в предложении?

Д: Нет.

У: А какими ещё могут быть члены предложения?

Д: Второстепенными.

У: Для чего нужны второстепенные члены предложения?

Д: Второстепенные члены предложения поясняют главные.

  1. Изучение нового материала.

1. Анализ языкового материала. (4 минуты)

У: Прочитайте текст, записанный на слайде.

СЛАЙД № 6: Днем и ночью мчатся по дороге машины. Рядом с дорогой стоит школа. Ребята посадили вдоль дороги тополя. Деревья охраняют школу от шума и пыльных туч. Зимой тополя задерживают снег. А знойным летом деревья спасают от жары.

У: О чем текст?

Д: О тополе.

У: Какую пользу приносит это дерево?

Д: Тополь очищает воздух, задерживает снег, спасает от жары.

2. СЛАЙД № 7: Рассказ учителя о тополе: (3 минуты) Один тополь выделяет кислорода столько, сколько три липы, четыре сосны или семь елей.

Тополя не прихотливы, очень быстро растут. Если весной посадить в землю черенок высотой тридцать сантиметров, то уже к осени вырастет метровое дерево.

Тополиный лист очень гладкий и с него легко слетают или смываются дождем мелкие частицы пыли. Он свисает на длинном черенке, благодаря этому листья очень подвижны и хорошо улавливают пыль.

У: Ребята, скажите, пожалуйста, как зовут человека, который много лет назад занимался озеленением города.

Д: Зубов Василий Николаевич.

СЛАЙД № 8: Физкультминутка (5 минут)

У: Встаньте, вытяните правую ногу и в воздухе напишите слово

  • “УДАЧА”,

  • левой “ЩАВЕЛЬ”.

  • Правым локтем напишите слово “ВОРЧУН”,

  • левым “ЩУКА”,

  • правым “ЛЫЖИ”,

  • левым “ШИШКА”.

Какое правило орфографии вы вспомнили?


4. Синтаксический разбор предложений. (10 минут)

  • Вспомнить виды предложений (через дерево и листья)

  • по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное)

  • по интонации (восклицательное – предложение, которое произносится с сильным чувством; невосклицательное)

  • по наличию второстепенных членов (распространённое, нераспространённое).

У: СЛАЙД № 9: Выпишите из текста предложения, которые рассказывают о пользе тополя. Произведите синтаксический анализ выписанных предложений.

СЛАЙД № 10: План синтаксического разбора предложения. (первое предложение у доски)


Порядок синтаксического анализа простого предложения

  1. по цели высказывания (повест., вопрос., побуд.)

  2. по интонации (восклиц., невосклиц.)

  3. по наличию второстепенных членов предложения (распр., нераспр.)


СЛАЙД № 11:

Первое предложение у доски с объяснением.

сущ. гл. сущ. п. сущ. с. прил. сущ.

Деревья охраняют школу от шума и пыльных туч. (повест., невосклиц., распр.)

СЛАЙД № 12: проверка.

сущ. сущ. гл. сущ.

Зимой тополя задерживают снег. (повест., невосклиц., распр.)

с. прил. сущ. сущ. гл. п. сущ.

А знойным летом деревья спасают от жары (повест., невосклиц., распр.)


СЛАЙД № 13:

5. Работа в парах.

    • Составить предложение:

из набора слов (Выдался, осень, поздней, денёк, славный.)

по схеме (пр. прил. сущ. гл. прил. сущ.)

    • Обменяться тетрадями, провести проверку и синтаксический анализ предложения.


СЛАЙД № 14:

  1. Рефлексия.

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я…

- узнал

- повторил

- ещё затрудняюсь


СЛАЙД № 15:

  1. Домашнее задание.

Составить текст о пользе деревьев и провести синтаксический анализ одного из предложений.