Тема: Публицистический стиль.
Цель урока: дать представление о публицистическом стиле, его особенностях, жанрах, сфере употребления.
Ход урока:
1. Орг. Момент (приветствие и настрой на работу)
- Добрый день! Надеюсь, настроение у вас у всех хорошее и вы готовы к работе. Поэтому в начале урока в качестве разминки поговорим о признаках и особенностях текста.
2. Актуализация знаний. (фронтальный опрос)
Давайте с вами вспомним, что такое текст? (Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически, основные средства связи грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений; порядок слов в предложениях; интонация и др.)
Что такое тема? (Тема — это то, о чем или о ком в тексте говорится)
Что такое основная мысль (идея) текста? (реализация авторского замысла, передающая его отношение к тому, о чем он сообщает, его оценку изображаемого. Иными словами, то,что хотел сказать автор).
Что может быть отражено в заглавии текста? (И тема текста, и его основная мысль)
Назовите, какие типы речи вы знаете? (Повествование, описание, рассуждение.)
Чем различаются типы речи? (информацией, которая отражается в тексте, лексическими, синтаксическими и стилистическими особенностями)
Какие стили речи вы знаете? (Разговорный, книжные: научный, художественный, официально-деловой, публицистический)
3. Объяснение нового материала. (фронтальный опрос)
Итак, мы продолжаем с вами говорить о стилях речи. Сегодня мы познакомимся еще с одним стилем – публицистическим. Как вы считаете, каковы цели нашего урока? (узнать об особенностях публицистического стиля и сфере его употребления, научиться отличать его от других стилей речи)
Открываем тетради, записываем число, классная работа и тему урока: «Публицистический стиль и его особенности».
На стр. 27 учебника прочитаем материал о публицистическом стиле. (дети читают про себя, затем отвечают на вопросы учителя)
Какова главная задача публицистического стиля? (повлиять, воздействовать на мысли и чувства людей, на их поведение и поступки)
Где используется публицистический стиль? (В газетных и журнальных статьях, в устных выступлениях по радио, телевидению. На собраниях, митингах)
Таким образом, для чего используется публицистический стиль, ребята? (для обращения к массе людей, к народу).
Итак, давайте с вами пронаблюдаем на конкретном тексте, отрывке из книги Д.С. Лихачева «Земля родная», за стилевыми и языковыми чертами публицистического стиля. (текст выдается каждому ученику на карточке) – анализ текста.
Учитесь говорить и писать
Учиться говорить и писать нужно все время. Язык – самое выразительное, чем человек обладает. За своим языком надо следить постоянно. Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.
Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит... А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюется словами». Для каждого понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Такой человек хочет показать, что ему все нипочем, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих. А на самом деле он трус и робок, неуверен в себе.
И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно.
Если вам приходится часто публично выступать - на собраниях, заседаниях, просто в обществе своих знакомых, то, прежде всего, следите, чтобы ваши выступления не были длинными. Это важно, чтобы вас поняли.
Второе правило. Чтобы выступление было интересным, все, что вы говорите, должно быть интересным и для вас. Постарайтесь, чтобы в вашем выступлении была одна, главная мысль, которой должны быть подчинены все остальные.
Но как научиться писать? Чтобы научиться писать, надо писать, писать письма, дневники. Одним словом: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде».
Какова тема данного текста? ( язык народа и его значение в жизни человека)
слушателя. Сообщение информации).
Посмотрим, каковы же отличительные черты публицистического стиля.
Чтобы оказать воздействие на читателя или слушателя, каким должен быть текст
публицистического стиля? Присущи ли языку публицистов эмоциональность, страстность?
Призывность – отличительная черта публицистического стиля.
Актуальна ли проблема, поднятая Д.С. Лихачевым? (Да. Сейчас многие считают эти умения никому не нужными, а под интеллигентностью понимают только наличие высшего образования.)
Актуальность (злободневность) – еще одна отличительная черта
Задача публицистики – сформировать определенное отношением многих людей к значимым проблемам: общественным, политическим, экономическим, философским, бытовым, моральным.
Автор публицистического текста хочет быть понятым своими читателями, хочет вызвать интерес у слушателя. Поэтому характерная черта текстов изучаемого стиля – доступность (ясность).
На доске составляется схема «Отличительные черты публицистического стиля» (один из учеников с места диктует учителю, который записывает схему на доске, остальные в тетрадях)
Посмотрим теперь, какие синтаксические средства языка, позволяющие усилить воздействие на читателей и слушателей, характерны для публицистической речи?
Найдите в тексте:
побудительные (по цели высказывания) и восклицательные (по эмоциональной окраске) предложения (Учиться говорить и писать нужно все время; Думает!)
риторические вопросы (Но как научиться писать?);
повторы (язык-язык, писать-писать и т.п)
однородные члены;
параллелизм (сходное построение предложений текста).
Таким же образом составляется схема «синтаксические средства».
Определим, какие лексические средства использует автор.
- Каким образом завершается текст? (завершается «крылатым» выражением)
- С какой целью автор использует его? (для придания эмоциональности тексту и доступности, т.к. «крылатое» выражение - это общеизвестное выражение)
Какие еще фразеологизмы есть в этом тексте? ( «плеваться словами»)
Итак, какие лексические средства часто используются в публицистическом стиле? (дети отвечают, учитель дополняет) и одновременно составляется схема «лексические средства».
фразеологизмы, литературные цитаты, афоризмы, пословицы и поговорки.
контекстуальные антонимы (говорить – «плеваться словами»; обычные слова – жаргонные выражения, сильнее всех – трус и робок и др.);
слова книжной и разговорной речи (обладает, моральный облик, жаргонные выражения, публично выступать – книжная лексика; нипочем, плюется словами – разговорная лексика).
Итак, мы рассмотрели стилевые и языковые черты публицистического стиля. Надо отметить, что не в каждом тексте можно найти полный набор этих признаков.
4. Закрепление материала.(самостоятельная работа)
Упр. 61. Из учебника.
Прочитайте. Назовите отличительные черты публицистического стиля в этом тексте. Из первого абзаца выпишите слова с пропусками и скобками. Спишите второй абзац. (задание выполняется самостоятельно в тетрадях, затем учитель выборочно спрашивает учеников, все остальные проверяют)- анализ текста + задание на развитие орфографической зоркости.
Я долго стоял на берегу родной реки, невольно вспом..ная давние, навсегда отжитые врем..на. Трогательно связана моя жизнь с этой маленькой реч(?)кой, текущей в зелёных кудрявых берегах. Здесь прошло моё детство, перед глазами впервые ра..крывался живой радос(?)ный мир. Здесь услышал я русскую ладную реч(?), слушал чудес(?)ные народные песни. И здесь же почу(?)ствовал, полюбил материнское тепло родной земли, родившей меня и вскормившей.
Пройдут врем..на, думаю я теперь, и пок..ления людей спросят у нас о пережитых и пережива..мых нами величествен..ых и трагических днях. Надо помнить живших на русской земле дедов и отцов наших, создавших могучий язык, на котором мы пиш..м и говорим!
Какова тема данного текста? (память о предках, создавших могучий русский язык)
Отличительные черты:
доступность (текст ясен и понятен широкому кругу читателей); актуальность( проблема памяти о предках, об их вкладе в русскую культуру была актуальна всегда и остается и по сей день);
эмоциональность( автор передает свои мысли и чувства , с ностальгией и теплой грустью вспоминает свое детство)
призывность (автор призывает к тому, что «нужно помнить дедов и отцов наших, создавших могучий русский язык»)
Характерные языковые средства:
наличие побудительных предложений (Надо помнить живших на русской земле дедов и отцов наших, создавших могучий язык, на котором мы пишем и говорим!)
однородных членов (давние, навсегда отжитые; услышал- слушал; почувствовал- полюбил; родившей и вскормившей)
параллелизм (Здесь прошло моё детство, перед глазами впервые раскрывался живой радостный мир. Здесь услышал я русскую ладную речь, слушал чудесные народные песни. И здесь же почувствовал, полюбил материнское тепло родной земли, родившей меня и вскормившей.)
(вспоминая, времена, речкой, раскрывался, радостный, речь, чудесные, почувствовал, поколения, переживаемых, величественных, пишем) – орфографический комментарий.
5. Подведение итогов урока
Итак, ребята давайте подведем с вами итоги нашего урока.
- что нового вы сегодня узнали на уроке? (что такое публицистический стиль речи и его особенности)
- что же такое публицистический стиль речи? Давайте сформулируем определение этому понятию. ( публицистический стиль – это стиль речи, который служит для воздействия на мысли, чувства и поведение людей через СМИ, а также в различных очерках, памфлетах, фельетонах)
- Давайте назовем еще раз отличительные черты публицистического стиля ( актуальность(злободневность), призывность, доступность)
- чему научились? (отличать публицистический стиль речи от других, находить его лексические, синтаксические и стилистические особенности)
- все ли было понятно на уроке?
- есть ли какие-либо вопросы?
- как оцениваете свои ответы на уроке?
6. Домашнее задание.
Ваше домашнее задание, ребята, будет творческим: составить небольшой текст (6-7 предложений) в публицистическом стиле на тему «Берегите природу», используя средства, о которых мы говорили на сегодняшнем нашем уроке.