СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку "Диалог"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Диалог"»


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Дата: 02.03

Предмет: русский язык

Тип урока:

Тема урока:

Диалог

Цель содержательная:

Формирование представления о диалогической речи и правилах ее оформления на письме.

Цель деятельностная:

Расширение понятийной баз по предметы за счёт включения в неё новых элементов

Задачи:

1)  раскрыть понятие «Диалог»; учить находить в тексте диалог, самостоятельно составлять и записывать диалог;

2) развивать устную и письменную речь, мышление, творческие способности учеников; 

3) воспитывать интерес к предмету.

Основное содержание темы, термины и понятия: диалог

Личностные результаты

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

-проявление доброжелательности, внимательности, помощь в ходе учебной деятельности

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

-выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

-контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;

-анализировать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;

Познавательные УУД

-понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;

-использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;

-воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;

Коммуникативные УУД

- участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

Предметные умения:

учащиеся научатся отличать диалог от других типов речи; выполнять творческие задания; сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир

Формы работы

Индивидуальная, фронтальная, работа в парах, работа в группах

Ресурсы

экран, компьютер, мультимедийный проектор; задания для групповой работы; наглядный материал




Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I.Этап мотивации(самоопределения) к учебной деятельности


Прозвенел звонок

Начинается урок.

-Тихонько сели, на меня все посмотрели

-Проверьте, всё ли у вас готово к уроку?

- Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?

  • -Желаю вам сохранить ваше хорошее настроение весь урок.

Приветствуют учителя


Проверяют готовность к уроку


Отвечают

II. Минутка чистописания

-Откройте тетради и запишите число.

-В начале нашего урока мы проведём минутку чистописания.

-Для чего она нужна?

Гг Гг ги Ге гл

Глаза страшатся, а руки делают.

-Что вы знаете о звуках этой буквы?

Работают в тетрадях

Письмо заглавной и строчной в соединении с другими буквами и буквосочетаниям письмо слогов, слов, предложений 

III. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.

-Прочитай.

-Подумай, чем отличаются эти записи?

Кошка спит на окне.

Пришла весна.

В портфеле лежат учебники.


Наступили холода.

Пушистый снег покрыл землю.

Ребята весело катаются с горки.

- Можно ли назвать эти записи текстом?

- Почему?

- Посчитайте количество предложений в тексте.

- Какова главная мысль?

Читают текст.

-Первый-это не текст. Предложения не связаны между собой.

-А второй-это текст.Слова связаны между собой по смыслу. Его можно озаглавить.


-Три.


-Пришла зима.


IV.Этап выявления места и причины затруднения


-Для того чтобы узнать тему урока, выполните задание.

-Прочитай. Что необычного в этом тексте?

Я медведя поймал!

-Так веди сюда!

-Не идет.

-Так сам иди!

-Да он меня не пускает!

Посмотрите на буквы, найдите закономерность и прочитайте тему урока:

а Д р И к А ы Л и О л Г

-Соберите слово из заглавных букв.

- Что такое диалог?

- Подумайте, что мы сегодня мы узнаем на нашем уроке?

-Сформулируйте тему урока.

Физминутка для глаз.





Формулируют тему





Отвечают на вопросы


Слушают учителя


V. Этап построения проекта выхода из затруднения


-Сформулируйте цель урока.

-Что мы должны узнать сегодня?

-Где могут пригодиться наши знания?

Формулируют цели урока


VI. Этап реализации построенного проекта


Работа с учебником, с.14.

-Откройте учебники. Прочитайте самостоятельно определение, что такое «Диалог»

Упражнение 7.

-Отрывок из стихотворения Чуковского. Я вам его прочитаю, а вы слушайте внимательно и следите за мной пальчиком:

- Кто говорит?

- Носорог!

- Что такое?

- Беда! Беда! Бегите скорее сюда!

- В чём дело?

- Спасите!

- Кого?

- Бегемота! Наш бегемот провалился в болото.

- Ребята, как называется эта сказка?

- Постарайтесь выразительно прочитать этот отрывок (выбирает ребёнка, который прочитает отрывок).

- Какие знаки вы видите в конце предложений?

- Подумайте, почему в конце предложений поставлены эти знаки?

- Догадайтесь, кто действующие лица?

Работа в парах:

-Давайте определим предложения, которые принадлежат автору, а какие принадлежат Носорогу.

- Кто задает вопросы?

- Давайте прочитаем его слова.

- Кто отвечает на вопросы?

- Прочитайте слова Носорога.

- Скажите, как называют разговор двух или нескольких лиц?

- А теперь прочитаем диалог по ролям. (Выбирает двух учеников) которые будут читать по ролям). Один будет автором, а другой Носорогом.

Физминутка



Читают текст, отвечают на вопросы




Работают с учебником









Отвечают на вопросы








Работают в парах




Записывают


Вспоминают правила посадки

VII. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи


- Запишите два первых предложения.

- Какие правила оформления диалоговой речи вы использовали?

- Выполним упражнение 8 на странице один пять (15).

- Прочитайте стихотворение-потешку по строчке?

- Почему это стихотворение называют потешкой? Что в нём необычного?

- Найдите в стихотворении ту часть, которую можно назвать диалогом.

- Прочитайте два первых предложения.

- Посчитайте количество участников диалога.

- Как зовут участников диалога?

- Прочитайте мне первые слова Тимошки.

- А теперь прочитайте первые слова Фомы.

- Подчеркните слова Фомы простым каран-дашом.

- Как записаны слова каждого участника диалога?

Физминутка

Вышли уточки на луг

Вышли уточки на луг
Кря, кря, кря.
Полетел зеленый жук
Ж - ж - ж.
Гуси шеи выгибали
Клювом перья расправляли.
Зашумел в пруду камыш
Ш - ш - ш
И опять настала ти…

Работают с учебником



-Фома и Тимошка едут на курице и на кошке.



Ищут часть, которую можно назвать диалогом.

Читает один ученик:

- Куда, Фома, едешь?

- Еду сено косить.



- Два.



- Фома и Тимошка.

- «Куда, Фома, едешь?»

- «Еду сено косить.»



Подчёркивают слова Фомы.



- С новой строки, перед ними ставится тире.




VIII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Работа в парах:

- Прочитайте со своим соседом по парте диалог по ролям.

- А теперь два ученика прочитают вслух диалог(выбирает двух детей).Ты будешь Тимошкой, а ты Фомой.

- Запишите в тетради два выделенных предложения, соблюдая правила оформления диалоговой речи.

- Переверните страницу, на страницу один шесть (16). Выполним упражнение 4. Оно расположено внизу страницы.

- Нам нужно составить по рисунку диалог из двух предложений:

- Кого видите на картинке?

- Что делает мальчик?

- Что делает девочка?

- Как вы думаете, что мальчик говорит сестре?

- Произнесите его слова.

- А что ответит ему сестра?

- А теперь вам нужно в паре по этому рисунку составить свой диалог из двух предложений и записать его в тетрадь.

- Какие правила вы будете соблюдать, при составлении диалога?

- Верно. Приступайте.

- Прочитайте, что у вас получилось.

- Скажите, а часто ли мы используем диалог в устной речи?

- Откройте рабочую тетрадь на странице 9. Выполним упражнение 2. Давайте составим устный диалог по картинке:

- Что изображено на рисунке?

- Что делает мальчик?

- А что делает бабушка?

- Как вы думаете, что говорит мальчик бабушке?

- А что ему на это ответит бабушка?

- Кто повторит диалог, который у нас получился?

- Всегда ли в разных ситуациях вам приходилось уважительно и заботливо относиться к старшим по возрасту?

Тренируются читать диалог по ролям.

Читают диалог по ролям.

Списывают два выделенных предложения.

Переворачивают страницу учебника.

- Мальчика и девочку. Она сидит в кресле.

- Бежит к сестре с книжкой или тетрадкой.

- Сидит в кресле и смотрит на него.

- Он просит её почитать книжку.

- «Сестра, прочитай мне книжку, пожалуйста.»

- «Ну давай, братец, прочитаю.»

- В диалоге участвуют только два лица, слова каждого участника диалога пишутся с новой строки после тире.

Составляют диалог в парах.

Выбранный ученик читает свой диалог.




IX. Этап включения в систему знаний и повторения


- Что такое диалог?

- Как пишется диалог в тетради?

- Зачем используются вопросительные и восклицательные знаки в конце предложений?

- В каких случаях в жизни мы пользуемся диалогом?

Подводят итоги урока


X. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Закончите предложения:

На доске:

Сегодня я узнал, что речь бывает …

Теперь я знаю, что русский язык – это …

Мне было интересно выполнять задание …

Оцените свою работу на уроке в листах успешности. Объясните, почему такую оценку вы себе поставили.

Анализируют свою работу