Конспект урока по русскому языку
для 1 класса 1-я четверть
Повторение и обобщение пройденного. Развитие устной речи
Урок 1
I. Проверка домашнего задания.
Ответы на вопросы:
С помощью какого основного средства люди общаются друг с другом в жизни? Из чего складывается язык? (Звуки, буквы, слова, предложения, разные правила). Язык и речь – это одно и тоже? Какие виды речи вы знаете? Из чего состоит наша речь? Какой главный признак предложения? На что делятся предложения? А слова? Как можно записать предложения и слова без букв? Что можно увидеть на схеме предложения, на схеме слова?
II. Работа по иллюстрациям к сказке «Репка», с. 9.
Учитель предлагает детям отгадать загадку:
Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит в грядке колобок.
Врос он в землю крепко.
Что же это? … (репка)
- Именно с репкой связанна одна история. Рассмотрите цветные картинки на с. 9. К какой русской народной сказке они сделаны? Кто из вас знает эту сказку? Давайте вспомним ее содержание.
Дети по цепочке пересказываю сказку (можно организовать чтение сказки по способу А. Кушнира, для этого у всех учеников должен быть текст сказки).
Учитель предлагает произнести название сказки хором и определить, сколько в этом слове слогов, просит нарисовать схему этого слова на доске.
По ходу составления схемы дети должны объяснить, почему слово начинается «с уголка» (это название сказки), сколько в нем слогов (два), какой из них ударный (первый), как надо обозначить ударение в слове (черточкой сверху).
Вопросно-ответная беседа.
- Еще раз рассмотрите иллюстрацию к сказке. Каким изобразил художник деда? Легко ли ему было посадить репку? Что для этого необходимо было сделать? Увенчались ли старания деда успехом? Почему репка выросла такой большой? Как дед ухаживал за репкой? Смог ли дед в одиночку собрать урожай? Почему? Что пришлось сделать, чтобы урожай не пропал? Кто и как помогал деду?
Под третьим рисунком дана схема предложения. Подумайте и скажите, что это должно быть за предложение? Сколько в нем будет слов? Составьте предложение (Кликнула Жучка кошку. Позвала внучка Жучку и пр.).
Теперь «расшифруйте» последнюю схему. Сколько слов должно быть в предложении? (Два). Обратите внимание, что на конце предложения стоит восклицательный знак. Он подсказывает, что предложение должно произноситься так, чтобы в нем слышалась радость, ведь все герои сказки достигли желанного результата. Составьте и правильно произнесите такое предложение (Вытянули репку!).
Можно ли, познакомившись со сказкой «Репка», утверждать, что даже самый маленький член семьи может оказать помощь в общем деле? Расскажите, в каких домашних делах вы участвуете? Как вы помогаете своим родителям, бабушкам и дедушкам?
- На следующем уроке мы будем инсценировать эту сказку, т. е. разыгрывать, как на сцене. Но для этого надо подготовиться. У нас будет несколько составов исполнителей. Значит, надо каждому быть готовым к исполнению той или иной роли, которая ему достанется. Для этого еще раз рассмотрите рисунки к сказке: как изображен каждый персонаж, в какой позе, с каким выражением «лица». Подумайте, какие слова будет произносить каждый герой сказки, с какой интонацией, какими жестами будут сопровождаться слова.
Домашнее задание.
Подготовиться к пересказу сказки «Репка» и к участию в ее инсценировке.
Развитие речи и воображения у детей. Повторение изученного
Урок 2
1. Инсценировка сказки.
Предварительно учитель задает следующие вопросы:
- Сколько персонажей участвует в сказке? (Шесть). Кто из них произносит какие-либо слова? (Дед говорит в самом начале сказки: «Расти, расти, репка, сладка! Расти, расти, репка, крепка!»
Кто-нибудь из других действующих лиц что-то говорит? (Нет, никто).
Посмотрите еще раз на картинки, подумайте, кто и какие слова мог говорить.
Дети будут предлагать свои варианты, каждый из них должен быть обсужден и отобран наиболее удачный, соответствующий моменту (Дед: «Вот и выросла репка. Ой, какая она большая! А сладкая! Попробую-ка я ее вытянуть!» Бабка: «Что-то долго деда нет. Пойду посмотрю, в чем дело. Ой! Какая славная репка! На всю зиму нам хватит. Давай, дед, я тебе помогу!» и т. д.).
Инсценирование можно провести в одном из двух вариантов. Первый – в форме пантомимы, когда исполнители ролей молча будут изображать действия героев. Для большей доступности и понятности действия для окружающих пантомима может сопровождаться рассказом «от автора», слова которого может произносить сам учитель или ученик, умеющий читать.
Второй вариант – подобие спектакля, который разыграют несколько составов исполнителей.
В обоих вариантах желательно, хотя бы устным рисованием, воссоздать сцену, разместить на ней «поле», «огород», «избу деда». Возможно вместо муляжа репы, рисунка овоща поместить лист бумаги со схемой слова «репа».
Если класс окажется сильным, то каждому исполнителю можно прикрепить карточки со схемой его «названия»:
Обсуждая последнюю схему, ученики узнают, как надо на схеме обозначить имена людей, клички животных – «уголком».
Домашнее задание.
Вспомнить стихотворение, которое знают наизусть. Первую строчку записать в виде линейной схемы, так, чтобы был ясен слоговой состав каждого слова и отмечен ударный слог.