СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку для 2 класса на тему «Непроизносимые согласные в корне слова.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку для 2 класса на тему «Непроизносимые согласные в корне слова.»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»













Конспект урока

по русскому языку

для 2 класса

на тему «Непроизносимые согласные в корне слова.»







Составитель: Фархутдинова Разиля Равилевна (учитель начальных классов, высшая квалификационная категория)























г. Набережные Челны.

2019г


Конспект урока русского языка во 2 классе УМК «Планета Знаний» по теме : Непроизносимые согласные в корне слова.

Цель: познакомить с наличием слов в русском языке с непроизносимыми согласными д, т, н, в на месте звукосочетаний [cн ], [зн ], [рц ]; учить подбирать проверочные слова; записывать словосочетания; совершенствовать умение определять, какие согласные не произносятся.

Планируемые результаты:

Личностные: выражают интерес к освоению новой учебной информации; ориентируются на понимание причин успеха в учёбе;

Метапреметные :

Регулятивные- получат возможность научиться осуществлять само-взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с с заданным эталоном

Познавательные; научатся владеть общим способом проверки орфограмм в корне слова.

Коммуникативные; научатся быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе, получать возможность научиться соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правил устного общения.

Предметные : научатся применять правила правописания.

Оборудование: проектор, компьютер, экран, алгоритм, карточки с заданиями.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая, самостоятельная.

1.Организационный момент

Сегодня снова на пути

Открытия нас ждут

А знанья, дружба, память, ум

К победе приведут.

- Ребята, сегодня на урок русского языка к нам пришли гости. Повернитесь к ним и поздоровайтесь.

- Итак, начнем наш урок.

2 Чистописание.

Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

На доске написаны буквы. Б-п, з-с, в-ф, ж-ш, г-к, д-т. Прочитайте какие буквы мы сегодня будем прописывать? Что вы можете сказать об этих буквах ? (Эти буквы обозначают парные согласные звуки)

-Прописываем.

3.Актуализация знаний.

1. А сейчас выполним задание в парах. Раздаю карточки .

Моя соседка получила письмо от своей внучки . Она очень расстроилась , когда его прочитала. Там было много ошибок. Соседка говорит, что все дети пишут с ошибками. Давайте, докажем ей ,что мы с вами помним орфограммы русского языка . Исправим ошибки Кати.

Здравствуй, бабушка.

Мы жывем хорошо. Сегодня выпал пушистый снек. Мы с машей лепили снеговика. папа с Ваней сделали кармушку. Она висит на бирёзе. Мы кладем в нее хлеп и зерно. Прилетели синичьки. Они рады.

Внучка Катя.

Вместе с соседом исправьте ошибки. Сколько ошибок нашли?(8 ошибок) Проверка.

Здравствуй, бабушка.

Мы живем хорошо. Сегодня выпал пушистый снег. Мы с Машей лепили снеговика. Папа с Ваней сделали кормушку. Она висит на берёзе. Мы кладем в нее хлеб и зерно. Прилетели синички. Они рады.

Внучка Катя. Посмотрите на экран. Это синица. Они населяют леса . сады и парки. Очень бойкая и подвижная птица. Летом питаются насекомыми Они съедают за лето 35 тысяч насекомых. Зимой прилетают к нашим домам за помощью. А кто из вас помогает птицам зимой? Какие птицы прилетают к вашей кормушке?

_ Какая пара выполнила задание? Объясняем и проверяем. Давайте еще раз назовем орфограммы с которыми мы знакомы.

4.Постановка учебной проблемы.

Ребята посмотрите на доску. На доске слова с пропущенными орфограммами. Вставьте пропущенные буквы и распределите эти слова по группам.

Д…ма, радос…ный , моро…, сн…га, мес…ный, з…мля, чес…ный, гри.., берё…ка( Дети вставляют пропущенные буквы и распределяют по группам. 1 группа безударные гласные в корне слова, 2 группа парные согласные и остались слова радостный , местный, честный.) Как назовем третью группу слов ? (Неслышимые, молчаливые, скрытые).

5 Постановка цели и темы урока.

Я согласна с вами .Действительно мы сейчас увидели ,что есть орфограммы с которыми мы до сегодняшнего дня не встречались.

Какова цель нашего урока ? (Научиться правильно писать эти слова).

- Ребята сейчас открываем учебники стр. 118 и давайте прочтем, как правильно называются эти согласные. ( Читают. Непроизносимые согласные в корне слова.)

Как называется тема нашего урока ? (Учимся писать слова с непроизносимыми согласными)

6.Открытие нового знания.

Работа с учебником.

Работаем с упражнением 1на странице 118.

Сравните произношение и написание слов.

Гру[cн ]ый грустный [cн ] т

Звё[зн ]ый звёздный [зн ] д

Се[рц]е сердце [рц] д

Грустный не произносится –т-, но пишется. Звёздный не произносится –д-, но пишется. Сердце не произносится –д-, но пишется.

Обратите внимание , при сочетании каких согласных нужно быть внимательными. Посмотрите на третий столбик.(Дети произносят).

Давайте прочитаем о чем хочет предупредить нас помощник.(Прочитать).

Хорошо , мы слышим в слове звукосочетания [сн ] гру[cн ]ый, как нам проверить?(Подобрать проверочные слова).

Давайте подберём грусть, грустит.

Следующее слово подберём звё [зн ] ый – звёздочка, се[рц]е – сердечко, сердечный. Значит как проверяем непроизносимый согласный?

Вывод: нужно подобрать однокоренное проверочное слово, чтобы этот звук стал слышен.

Прочитаем правило на странице 118.

-Правильно ли мы сделали вывод?

Давайте составим алгоритм проверки слов с непроизносимыми согласными.

1.Произнесите слово.

2. Есть ли в нем сочетание согласных [cн ] , [зн ], [рц ]? Если есть, нужно проверять.

3.Подбери однокоренное проверочное слово, где согласный произносится чётко и ясно.

4. Напиши слово.

А сейчас ребята давайте вернемся к словам по группам. Здесь у нас остались вопросы.

Почему эти слова нельзя поместить в эти же группы? Какая это орфограмма?

Как можно назвать эту группу слов?

7 Физкультминутка (можно музыкальную)

Солнце землю греет слабо,                (Руки вверх и вниз.)
По ночам трещит мороз,                    (Руки на пояс, наклоны в стороны.)
Во дворе у снежной Бабы                    (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)
Побелел морковный нос.                     (Дети показывают нос.)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда,                         (Прыжки на месте.)
Вьюга злится,
Снег кружится,                                    (Дети кружатся.)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром.                      (Плавные движения руками.)

8.Первичное закрепление.

Самостоятельная работа в парах. Даны слова с непроизносимыми согласными. Прочитай их и подчеркните проверочные слова.

1. Поздний , поздно, опоздать.

2.Счастливый, счастье, счастливо.

3.Звёздный, звёздность, звезда.

4.Местный, место, местность.

5.Известный, известно, известие.

Какая пара справилась с заданием?

Я возьму на проверку карточки у нескольких пар.

Пары у которых я взяла на проверку карточки выйдите к доске. Вам другое задание. Попробуйте поработать в группе.

На листочке записаны слова на разные орфограммы.

страничка

капустный

ленивый

известный

срочный

грустный

лесной

Вам нужно прочитать данные слова и найти среди них слова на непроизносимые согласные в корне слова. Лишние слова нужно вычеркнуть. На листочке должны остаться только слова на новую орфограмму ,с которой мы сегодня познакомились.

Можете начать работу.

Остальные проверим какие слова вы выбрали. Проверяют.(Самопроверка)

А сейчас переверните ваши карточки.

Напишим слова под диктовку.

Местный, звёздный , поздний , счастливый, известный . Проверьте свои работы по карточкам. У кого нет ошибок? Если есть ошибки это не страшно. У нас первый урок. Мы можем ошибаться.

Проверка. А сейчас оцените свою работу.(самооценка –лесенка).Если вы все поняли и выполнили задание правильно ставите точку на верхнюю ступеньку, если есть ошибка ставите на вторую ступеньку, если несколько ошибок на третью ступеньку. Дополнительное задание по карточкам.

Чудес..ный в праз..ник

Сер..це т вынос..ливый

Со..нце д поз..ний

Здра..ствуй л гиган..ский

Прекрас..ный крес..ник

Ярос..ный интерес..ный

Вставьте пропущенную букву. Соедини линией слово и букву. Проверка.

11Домашнее задание Упражнение 5 на странице 119.

12.Рефлексия.

Подведем итоги нашего урока.

Какое открытие сделали ? Как называется эта орфограмма?. Как будете проверять слова с непроизносимыми согласными в корне слова? Как вы узнаете слова с непроизносимыми согласными ?

А теперь оцените свою работу на уроке с помощью таблицы. Если проделали эту работу на уроке ставите +, если нет _.








Самооценка

Я могу объяснить, какие согласные звуки называются непроизносимыми.


Использовал правило, чтобы не ошибиться в написании слов.


В паре помогал подбирать проверочные слова.


Внимательно слушал учителя, одноклассников.


Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы.


Фамилия Имя



Сдайте листы самооценки. Спасибо за урок.