Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»
Конспект урока
по русскому языку
для 2 класса
на тему «Непроизносимые согласные в корне слова.»
Составитель: Фархутдинова Разиля Равилевна (учитель начальных классов, высшая квалификационная категория)
г. Набережные Челны.
2019г
Конспект урока русского языка во 2 классе УМК «Планета Знаний» по теме : Непроизносимые согласные в корне слова.
Цель: познакомить с наличием слов в русском языке с непроизносимыми согласными д, т, н, в на месте звукосочетаний [cн ], [зн ], [рц ]; учить подбирать проверочные слова; записывать словосочетания; совершенствовать умение определять, какие согласные не произносятся.
Планируемые результаты:
Личностные: выражают интерес к освоению новой учебной информации; ориентируются на понимание причин успеха в учёбе;
Метапреметные :
Регулятивные- получат возможность научиться осуществлять само-взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с с заданным эталоном
Познавательные; научатся владеть общим способом проверки орфограмм в корне слова.
Коммуникативные; научатся быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе, получать возможность научиться соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правил устного общения.
Предметные : научатся применять правила правописания.
Оборудование: проектор, компьютер, экран, алгоритм, карточки с заданиями.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая, самостоятельная.
1.Организационный момент
Сегодня снова на пути
Открытия нас ждут
А знанья, дружба, память, ум
К победе приведут.
- Ребята, сегодня на урок русского языка к нам пришли гости. Повернитесь к ним и поздоровайтесь.
- Итак, начнем наш урок.
2 Чистописание.
Откройте тетради. Запишите число, классная работа.
На доске написаны буквы. Б-п, з-с, в-ф, ж-ш, г-к, д-т. Прочитайте какие буквы мы сегодня будем прописывать? Что вы можете сказать об этих буквах ? (Эти буквы обозначают парные согласные звуки)
-Прописываем.
3.Актуализация знаний.
1. А сейчас выполним задание в парах. Раздаю карточки .
Моя соседка получила письмо от своей внучки . Она очень расстроилась , когда его прочитала. Там было много ошибок. Соседка говорит, что все дети пишут с ошибками. Давайте, докажем ей ,что мы с вами помним орфограммы русского языка . Исправим ошибки Кати.
Здравствуй, бабушка.
Мы жывем хорошо. Сегодня выпал пушистый снек. Мы с машей лепили снеговика. папа с Ваней сделали кармушку. Она висит на бирёзе. Мы кладем в нее хлеп и зерно. Прилетели синичьки. Они рады.
Внучка Катя.
Вместе с соседом исправьте ошибки. Сколько ошибок нашли?(8 ошибок) Проверка.
Здравствуй, бабушка.
Мы живем хорошо. Сегодня выпал пушистый снег. Мы с Машей лепили снеговика. Папа с Ваней сделали кормушку. Она висит на берёзе. Мы кладем в нее хлеб и зерно. Прилетели синички. Они рады.
Внучка Катя. Посмотрите на экран. Это синица. Они населяют леса . сады и парки. Очень бойкая и подвижная птица. Летом питаются насекомыми Они съедают за лето 35 тысяч насекомых. Зимой прилетают к нашим домам за помощью. А кто из вас помогает птицам зимой? Какие птицы прилетают к вашей кормушке?
_ Какая пара выполнила задание? Объясняем и проверяем. Давайте еще раз назовем орфограммы с которыми мы знакомы.
4.Постановка учебной проблемы.
Ребята посмотрите на доску. На доске слова с пропущенными орфограммами. Вставьте пропущенные буквы и распределите эти слова по группам.
Д…ма, радос…ный , моро…, сн…га, мес…ный, з…мля, чес…ный, гри.., берё…ка( Дети вставляют пропущенные буквы и распределяют по группам. 1 группа безударные гласные в корне слова, 2 группа парные согласные и остались слова радостный , местный, честный.) Как назовем третью группу слов ? (Неслышимые, молчаливые, скрытые).
5 Постановка цели и темы урока.
Я согласна с вами .Действительно мы сейчас увидели ,что есть орфограммы с которыми мы до сегодняшнего дня не встречались.
Какова цель нашего урока ? (Научиться правильно писать эти слова).
- Ребята сейчас открываем учебники стр. 118 и давайте прочтем, как правильно называются эти согласные. ( Читают. Непроизносимые согласные в корне слова.)
Как называется тема нашего урока ? (Учимся писать слова с непроизносимыми согласными)
6.Открытие нового знания.
Работа с учебником.
Работаем с упражнением 1на странице 118.
Сравните произношение и написание слов.
Гру[cн ]ый грустный [cн ] т
Звё[зн ]ый звёздный [зн ] д
Се[рц]е сердце [рц] д
Грустный не произносится –т-, но пишется. Звёздный не произносится –д-, но пишется. Сердце не произносится –д-, но пишется.
Обратите внимание , при сочетании каких согласных нужно быть внимательными. Посмотрите на третий столбик.(Дети произносят).
Давайте прочитаем о чем хочет предупредить нас помощник.(Прочитать).
Хорошо , мы слышим в слове звукосочетания [сн ] гру[cн ]ый, как нам проверить?(Подобрать проверочные слова).
Давайте подберём грусть, грустит.
Следующее слово подберём звё [зн ] ый – звёздочка, се[рц]е – сердечко, сердечный. Значит как проверяем непроизносимый согласный?
Вывод: нужно подобрать однокоренное проверочное слово, чтобы этот звук стал слышен.
Прочитаем правило на странице 118.
-Правильно ли мы сделали вывод?
Давайте составим алгоритм проверки слов с непроизносимыми согласными.
1.Произнесите слово.
2. Есть ли в нем сочетание согласных [cн ] , [зн ], [рц ]? Если есть, нужно проверять.
3.Подбери однокоренное проверочное слово, где согласный произносится чётко и ясно.
4. Напиши слово.
А сейчас ребята давайте вернемся к словам по группам. Здесь у нас остались вопросы.
Почему эти слова нельзя поместить в эти же группы? Какая это орфограмма?
Как можно назвать эту группу слов?
7 Физкультминутка (можно музыкальную)
Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.)
По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны.)
Во дворе у снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)
Побелел морковный нос. (Дети показывают нос.)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте.)
Вьюга злится,
Снег кружится, (Дети кружатся.)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром. (Плавные движения руками.)
8.Первичное закрепление.
Самостоятельная работа в парах. Даны слова с непроизносимыми согласными. Прочитай их и подчеркните проверочные слова.
1. Поздний , поздно, опоздать.
2.Счастливый, счастье, счастливо.
3.Звёздный, звёздность, звезда.
4.Местный, место, местность.
5.Известный, известно, известие.
Какая пара справилась с заданием?
Я возьму на проверку карточки у нескольких пар.
Пары у которых я взяла на проверку карточки выйдите к доске. Вам другое задание. Попробуйте поработать в группе.
На листочке записаны слова на разные орфограммы.
страничка
капустный
ленивый
известный
срочный
грустный
лесной
Вам нужно прочитать данные слова и найти среди них слова на непроизносимые согласные в корне слова. Лишние слова нужно вычеркнуть. На листочке должны остаться только слова на новую орфограмму ,с которой мы сегодня познакомились.
Можете начать работу.
Остальные проверим какие слова вы выбрали. Проверяют.(Самопроверка)
А сейчас переверните ваши карточки.
Напишим слова под диктовку.
Местный, звёздный , поздний , счастливый, известный . Проверьте свои работы по карточкам. У кого нет ошибок? Если есть ошибки это не страшно. У нас первый урок. Мы можем ошибаться.
Проверка. А сейчас оцените свою работу.(самооценка –лесенка).Если вы все поняли и выполнили задание правильно ставите точку на верхнюю ступеньку, если есть ошибка ставите на вторую ступеньку, если несколько ошибок на третью ступеньку. Дополнительное задание по карточкам.
Чудес..ный в праз..ник
Сер..це т вынос..ливый
Со..нце д поз..ний
Здра..ствуй л гиган..ский
Прекрас..ный крес..ник
Ярос..ный интерес..ный
Вставьте пропущенную букву. Соедини линией слово и букву. Проверка.
11Домашнее задание Упражнение 5 на странице 119.
12.Рефлексия.
Подведем итоги нашего урока.
Какое открытие сделали ? Как называется эта орфограмма?. Как будете проверять слова с непроизносимыми согласными в корне слова? Как вы узнаете слова с непроизносимыми согласными ?
А теперь оцените свою работу на уроке с помощью таблицы. Если проделали эту работу на уроке ставите +, если нет _.
Самооценка
Я могу объяснить, какие согласные звуки называются непроизносимыми. | |
Использовал правило, чтобы не ошибиться в написании слов. | |
В паре помогал подбирать проверочные слова. | |
Внимательно слушал учителя, одноклассников. | |
Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы. | |
Фамилия Имя | |
Сдайте листы самооценки. Спасибо за урок.