План-конспект урока по русскому языку № ___
для учащихся 3 класса
___. ___. 20_____ г.
Учитель: Павленко Т.А.
Тема: Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих
Цель: познакомить с новой ролью мягкого знака как показателя женского рода имён существительных.
Планируемые результаты
(предметные)
Владеют первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета; опознают и анализируют основные единицы языка, грамматические категории языка, употребляют языковые единицы адекватно ситуации речевого общения
Личностные результаты
Обладают целостным, социально ориентированным взглядом на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур; выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Познавательные: общеучебные – извлекают информацию из учебного текста; логические – анализируют, классифицируют слова, осуществляют сравнение.
Регулятивные: осуществляют контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Коммуникативные: управляют поведением партнера, осуществляют контроль, коррекцию и оценку его действий
Оборудование: учебник русского языка В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. Москва "Просвещение", 2022 год; карточки с заданиями , электронное приложение к учебнику.
Тип урока: открытие новых знаний.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
- Прочитайте имена существительные, назовите их род.
— Как определить род имени существительного?
III. Актуализация знаний
1. Индивидуальная работа . Работа по карточкам Приложение 1
1. Фронтальная работа
— Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Укажите род имён существительных.
Четыре брата
Под одной шапкой живут. (Стол —м.р.)
Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут! (Мяч — м.р.)
Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела
Дуб, дуб.
Поломала
Зуб, зуб. (Пила — ж. р.)
Висит, болтается,
Всяк за него хватается. (Полотенце — ср. р.)
Два братца пошли в воду купаться,
А третий на берегу валяется. (Ведро, коромысло — ср.)
Под Новый год пришёл он в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днём терял он вес
И, наконец, совсем исчез. (Календарь — м. р.)
2. Индивидуальная работа. Работа по карточкам(Приложение 1)
IV. Самоопределение к деятельности
- Послушайте стихотворение и подумайте, группа каких согласных звуков встречается чаще других (читаю, выделяя голосом шипящие звуки).
Тетрадь наклонно положу.
Ручку правильно держу.
За посадкой я слежу.
С чистотою я дружу,
На "отлично" напишу.
-Назовите их. ([ч'] [щ'] [ш] [ж]) .
- Охарактеризуйте эти звуки
(Учащиеся дают характеристику звуков и называют буквы, которыми они обозначаются.)
.(На доске записаны слова.)
Дочь, печь, конь, ученье.
— Чем похожи эти слова? (Есть мягкий знак.)
- Одинаковую ли работу он выполняет в этих словах?
- Это какая-то новая работа ь знака.
Вывод: ь знак в этом слове не указывает на мягкость, [ч'] и без него мягкий.
- Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 51 (с. 31).
- Прочитайте слова. На какие согласные звуки они заканчиваются? (На шипящие.)
- Найдите имена существительные мужского рода и запишите в первый столбик.
— Найдите имена существительные женского рода и запишите во второй столбик.
1группа(м.р.):нож,врач,ковш,товарищ.
2 группа (ж.р.): рожь, дочь, вещь, мышь.
— Сравните существительные с шипящим на конце женского и мужского рода. Что вы заметили? Сформулируйте правило, когда в именах существительных с шипящим на конце пишется мягкий знак. (Существительные мужского рода пишутся без мягкого знака, а женского рода — с мягким знаком.)
- Прочитайте сведения о языке на с. 31, 32.
— На конце существительных какого рода после букв, обозначающих шипящие звуки, пишется мягкий знак? (Женского.)
- На что указывает мягкий знак на конце существительных после букв, обозначающих шипящие звуки? (На то, что это имена существительные женского рода.)
- Что можно сказать о существительных мужского рода с шипящим на конце? (На конце существительных мужского рода после букв, обозначающих шипящие звуки, не пишется мягкий знак.)
— Приведите примеры.
— Закройте учебник и расскажите правило соседу по парте.
Упр. 52 (с. 31).
— Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
— Найдите выделенные слова. Объясните их написание.
— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)
Упр. 53 (с. 32).
(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова с орфограммами и объясняют их написание.)
Весёлая молодёжь (ж.р.), колючий еж (м.р.), скорая помощь (ж.р.), тёплый плащ (м.р.), хорошая речь (ж.р.), серая мышь (ж.р.), лесная глушь (ж.р.), ночная тишь (ж.р.), солнечный луч (м.р.), русская печь (ж.р.), чудесный пейзаж (м.р.), спелая рожь (ж.р.), второй этаж (м.р.), ловкий циркач (м.р.), морской пляж (м.р.).
— Какие орфограммы вы подчеркнули в словах?
VI. Физкультминутка
Имя существительное –
Очень удивительное:
Мягкий знак когда писать
Вы должны мне подсказать!
-Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если я назову существительное ж.р., в котором пишется мягкий знак- хлопайте в ладоши, м.р. без мягкого знака– топайте ногами.
Слова: ёж, морж, печь, мышь, кирпич, речь, борщ, ералаш, ландыш, ночь, дочь, багаж, ключ, вещь.
VII. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
Упр. 54 (с. 32).
(Работа в парах.)
— Назовите лишнее слово. Обоснуйте свой выбор. (Мышь — это существительное женского рода, а все остальные — мужского.)
Упр. 55 (с. 32).
— Прочитайте. Какие слова называются антонимами?
— Выполните задание.
— Прочитайте пары слов. Назовите орфограммы.
День – ночь, старт – финиш, смех – печаль, шум – тишь, правда – ложь, полдень – полночь.
VIII. Рефлексия
— Спишите, вставьте пропущенные буквы. Объясните написание слов с орфограммами.
1) Хорошая ре., лучше мёда.
2) Умный товари.. — половина дороги.
— Объясните смысл пословиц.
— На что указывает мягкий знак в слове речь? (Это существительное женского рода.)
— Приведите свои примеры слов с шипящими на конце. Объясните их написание.
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Когда на конце существительных после шипящих пишется мягкий знак, а когда не пишется?
Чтобы знать, как писать,
Надо род определять.
Если женский род, то надо
Мягкий знак употреблять.
И тогда мы пишем рожь,
Мышь, печь, сушь и молодёжь.
Если род мужской у слова -
Нету знака никакого!
И тогда пиши: калач,
Врач, малыш, гараж и грач.
Домашнее задание
Упр. 56 (с. 33).
Приложение 1
Карточка 1.
1.Распределите имена существительные в три группы:
Мальчик, вьюга, бабушка, слово, дедушка, яблоко, радость, поле, внук, платье, тётя, ветер, море, дядя, лисица.
Мужской род _____________________________________ ____________________________
Средний род _____________________________________ ____________________________
Женский род _________________________________________________________________
2. Допишите подходящие по смыслу имена существительные.
сладкое _______________ морской _______________ зелёная _______________
______________________________________________________________________________
Карточка 2.
1. Распределите имена существительные в три группы:
Деревня, здание, куст, дерево, мышка, солнце, телефон, молния, Лена, город, садовник, пчела, окно, Виктор, пальто.
Мужской род _____________________________________ ____________________________
Средний род _____________________________________ ____________________________
Женский род _________________________________________________________________
2. Допишите подходящие по смыслу имена существительные.
высокое _______________ ягодный _______________ интересная ________________
______________________________________________________________________________
Карточка 3.
1.Распределите имена существительные в три группы:
Стужа, небо, строитель, метель, Витя, стройка, облако, ветер, швея, время, добро, праздник, мышь, рабочий, расписание.
Мужской род _____________________________________ ____________________________
Средний род _____________________________________ ____________________________
Женский род _________________________________________________________________
2. Допишите подходящие по смыслу имена существительные.
глубокое _______________ отличный ________________ вкусная _________________