1. Этап мотивации | Настроить детей на рабочий лад | Наглядный: демонстрация слайда Словесный: беседа | Приветствие: Вот звонок нам дал сигнал Поработать час настал. Так что время не теряем, А работать начинаем - Здравствуйте ребята, меня зовут Елизавета Андреевна. - Ребята, прочитайте пословицу: «Знания собираются по капле» - Как вы понимаете смысл пословицы? (ответы детей) - Каждый день мы узнаем что-то новое, эти капель затем превращаются в целое море знаний. - А зачем нам нужны эти все знания? (Чтобы быть умными и внимательными) - Сегодня нам и предстоит быть умными и внимательными, вы готовы к этому? (Да) | Анализируют пословицу Формулируют ответы на вопросы | Ф Ф | Карточка с пословицей | Контроль учителя Контроль учителя | | К: Адекватно использовать коммуникативные средства П: Устанавливать причинно-следственные связи с изучаемом кругу явлений | Устойчивая положительная мотивация к деятельности |
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуальных затруднений в пробном действии | Актуализировать необходимые знания для изучения новой темы Выявить затруднения у учащихся | | - Ребята, сейчас я вам предлагаю выполнить задание под названием «Третий лишний». Но для начала давайте вспомним, какие слова называют однокоренными? (Однокоренными словами называются близкие по смыслу слова с одинаковым корнем) - А что такое корень слова? (Корень – это главная значимая слова, в котором заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов) На слайде запись: 1. Холод, холмик, холодный. 2. Лист, лисица, лисёнок. 3. Моряк, море, морж. 4. Лось, лосось, лосёнок. Выпишите из каждой строки однокоренные слова, выделяя корень. Работаем по вариантам. Для 1 варианта – первые два предложения, 2 варианту – два оставшихся. Выпишите из каждой строки однокоренные слова, выделяя корень. Работаем по вариантам. Для 1 варианта – первые два предложения, 2 варианту – два оставшихся. Выпишите из каждой строки однокоренные слова, выделяя корень. Работаем по вариантам. Для 1 варианта – первые два предложения, 2 варианту – два оставшихся. Выпишите из каждой строки однокоренные слова, выделяя корень. Работаем по вариантам. Для 1 варианта – первые два предложения, 2 варианту – два оставшихся. Выпишите из каждой строки однокоренные слова, выделяя корень. Работаем по вариантам. Для 1 варианта – первые два предложения, 2 варианту – два оставшихся. Выпишите из каждой строки однокоренные слова, выделяя корень. Работаем по вариантам. Для 1 варианта – первые два предложения, 2 варианту – два оставшихся. Выпишите из каждой строки однокоренные слова, выделяя корень. Работаем по вариантам. Для 1 варианта – первые два предложения, 2 варианту – два оставшихся. Выпишите из каждой строки однокоренные слова, выделяя корень. Работаем по вариантам. Для 1 варианта – первые два предложения, 2 варианту – два оставшихся. - Выпишите из каждой строки однокоренные слова, выделяя корень. Работаем по вариантам. 1 вариант – 1 и 2 строка. 2 вариант – 3 и 4 строка. - Ребята, обменяйтесь тетрадками с соседом и проверьте по эталону правильность выполнения задания. П роверка: 1 . Холод, холмик, холодный. 2 . Лист, лисица, лисёнок. 3. Моряк, море, морж. 4 . Лось, лосось, лосёнок. Какие слова оказались лишние? - Какие слова оказались лишние? Выпишите из каждой строки однокоренные слова, выделяя корень. Работаем по вариантам. Для 1 варианта – первые два предложения, 2 варианту – два оставшихся. Выпишите из каждой строки однокоренные слова, выделяя корень. Работаем по вариантам. Для 1 варианта – первые два предложения, 2 варианту – два оставшихся. Выпишите из каждой строки однокоренные слова, выделяя корень. Работаем по вариантам. Для 1 варианта – первые два предложения, 2 варианту – два оставшихся. - Молодцы! | | Ф Ф И | Презентация PowerPoint Презентация PowerPoint | Контроль учителя Самоконтроль Взаимоконтроль | Различать однокоренные слова Различать однокоренные слова Находить в словах корень Различать однокоренные слова | К: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач; Р: принимать и сохранять учебную задачу Р: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату | Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы |
3. Этап выявления места и причины затруднения | Организовать деятельность учащихся по восстановлению последовательности действий на уроке | | Выпишите из каждой строки однокоренные слова, выделяя корень. Работаем по вариантам. Для 1 варианта – первые два предложения, 2 варианту – два оставшихся. Выпишите из каждой строки однокоренные слова, выделяя корень. Работаем по вариантам. Для 1 варианта – первые два предложения, 2 варианту – два оставшихся. Выпишите из каждой строки однокоренные слова, выделяя корень. Работаем по вариантам. Для 1 варианта – первые два предложения, 2 варианту – два оставшихся. Выпишите из каждой строки однокоренные слова, выделяя корень. Работаем по вариантам. Для 1 варианта – первые два предложения, 2 варианту – два оставшихся. - Ребята, прочитайте слова на слайде: берёза, на берёзе, берёзу, под берёзой. - Это однокоренные слова? (Нет) - А что это? (Это формы одного и того же слова - берёза) - Спишите эти слова, выделите корень. - Теперь выделите в этих словах оставшуюся часть и дайте ей название. У кого нет ответа? Что вы не смогли сделать? У кого есть ответ? Обоснуйте его. - Какое было задание? (Выделить оставшуюся часть слова и дать ей название) - Почему вы не смогли сделать? (Мы не знаем, как называется оставшаяся часть слова и как её нужно выделять) - Так, какую мы можем поставить перед собой цель? (Узнать, как называется новая часть слова, дать ей определение, узнать, как её выделять, научиться находить её в словах) - Какая тема нашего урока? (Новая часть слова) - Молодцы! | | Ф И Ф Ф | Презентация PowerPoint Презентация PowerPoint | Контроль учителя Самоконтроль Контроль учителя Контроль учителя | Различать однокоренные слова и формы слова | Р: принимать и сохранять учебную задачу Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем; К: строить рассуждения в форме связи простых суждений К: строить рассуждения в форме связи простых суждений | Учебно познавательный интерес к изучению нового материала Учебно познавательный интерес к изучению нового материала |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения | Сформировать у учащихся навык планировать свою деятельность | | - А для того чтобы достичь цели на уроке, составим план. План: Узнать, как называется новая часть слова и как она выделяется. Дать определение новой части слова. Сделать вывод. Соотнести с учебником. Научиться применять полученные знания - Ребята, также у вас на столе лежат листы самооценки. В листах вы будете отмечать «+» если выполнили это задание и «-» если задание не выполнили. | Справился (ась) самостоятельно | Справился (ась) с подсказкой | Не справился | Определил(а) тему и цель урока | | | | Составил(а) план урока | | | | Узнал(а), что такое окончание | | | | Выполнил(а) задание в группе | | | | Выполнил(а) задание самостоятельно | | | | - Оцените свою деятельность на листах самооценки. | | Ф Ф | Карточки с планом Листы самооценки | Контроль учителя Контроль учителя Самоконтроль | | Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации К: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; | способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи Способность к оценке своей деятельности |
5. Этап реализации построенного проекта | Организовать деятельность учащихся при изучении новой темы | | - Ребята, какой первый пункт нашего плана? (Узнать, как называется новая часть слова и как она выделяется) - Ребята, начнем работать над решением задач. Откройте учебник на странице 79 и найдите упражнение 142 и прочитайте текст. - Выделенные слова имеют одно лексическое значение или разные? (Одно лексическое значение) Осина, осины, осине, осину. -Что обозначает это слово? (Слово обозначает лиственное дерево) -Что в нем изменялось? (Меняется только окончание слова) - Ребята, давайте спишем выделенные слова и обозначим изменяемую часть так: . - Проверьте свои ответы с эталоном: О сина, осины, осине, осину. - Какой вывод сделаем? (Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова) - Ребята, какой пункт плана мы выполнили? (Узнать, как называется новая часть слова и как она выделяется) - Какой следующий пункт плана? (Дать определение новой части слова) - Ребята, скажите, а вы знаете какова роль окончаний в речи? (Предположения детей) - Проверим ваши предположения, выполним следующее упр. 145 на с.80. -Что не так в этом тексте? -Что нужно сделать во 2-5 предложениях, чтобы слова были связаны по смыслу? (Чтобы в предложениях слова были связаны по смыслу, нужно в словах поменять окончание) - Спишите, вставляя пропущенные буквы и изменяя слово дождь. Выделите окончания в этом слове. -Ребята, обменяйтесь тетрадками и сравните ответы с эталоном. Н ачался дождь. О дожде народ сложил разные приметы. Ворона каркает задолго до дождя. Журавли кричат к дождю. Перед дождём пчёлы сидят в улье. - Поставьте отметку своему товарищу. (Критерии оценивания на слайде) - Ребята, так для чего нужны окончания? (Окончания нужны для связи слов в словосочетании и предложении) - Верно! - Какой пункт плана мы выполнили? (Дать определение новой части слова) - Оцените свою деятельность на листах самооценки. - Какой следующий пункт плана? (Сделать вывод) - Какой вывод вы можем сделать? Что такое окончание? (Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова) Для чего нужны окончания? (Окончания нужны для связи слов в словосочетании и предложении) - Проговорим хором, а теперь друг другу. - Молодцы! - Какой пункт плана мы выполнили? (Сделать вывод) - Какой следующий пункт плана? (Соотнести с учебником) - Проверим ваши предположения, прочитав правило в учебнике. - Расскажет правило… - Скажите, а как найти в слове окончание? Попробуйте составить алгоритм. -Давайте выполним следующее упражнение, а после откорректируем алгоритм. Прочитайте текст упр.147 -В чем сходство и различие каждой пары выделенных слов? - Спишите, ставя второе слово во мн.ч., выделяя окончание. -Проверим. - Какой вывод сделаем? - Проверим ваш алгоритм, прочитав правило. - Закройте учебники и проговорите алгоритм друг другу в паре. - Какой следующий пункт плана? (Научиться применять полученные знания) | | Ф Ф И Ф Ф Ф И П Ф И Ф Ф И И Ф П Ф | Учебник «Русский язык.3 класс» Презентация PowerPoint Учебник «Русский язык.3 класс» Учебник «Русский язык.3 класс» Презентация PowerPoint Лист самооценки Учебник «Русский язык.3 класс» Учебник «Русский язык.3 класс» Учебник «Русский язык.3 класс» | Контроль учителя Самоконтроль Контроль учителя Контроль учителя Контроль учителя Самоконтроль Взаимоконтроль Взаимоконтроль Контроль учителя Самоконтроль Контроль учителя Контроль учителя Самоконтроль Контроль учителя Самоконтроль Взаимоконтроль | Определять лексическое значение слов по тексту Различать изменяемые и неизменяемые слова Находить в словах окончание Роль окончаний в речи Безошибочно списывать текст Находить в словах окончание Выражать собственное мнение Выражать собственное мнение Составлять алгоритм нахождения окончания в слове Безошибочно списывать текст Находить в словах окончание | П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; Принимать и сохранять учебную задачу К: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач; Р: Принимать и сохранять учебную задачу Р: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату П: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; К: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников Р: Принимать и сохранять учебную задачу К: строить понятные для партнера высказывания | Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи |
6. Этап первичного закрепления с проговарием | Способствовать закреплению полученных знаний у учащихся | | - Ребята, как вы думаете, может быть такое, что в слове нет окончания. - Давайте проверим ваши предположения. - Прочитайте упр. 149. Спишите, выделяя окончания. - Проверим. - В каких словах вы не увидели окончания? - Какой вывод сделаем? - Верно, такие окончания называются нулевыми. И обозначаются знаком рамочки после слова. Обозначьте в своих тетрадях. - Оцените свою деятельность по листу на листах самооценки. | | Ф И Ф И | Учебник «Русский язык.3 класс» Лист самооценки | Контроль учителя Самоконтроль Контроль учителя Самоконтроль | Безошибочно списывать текст Находить в словах окончание | Р: Принимать и сохранять учебную задачу К: строить рассуждения в форме связи простых суждений | Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи Способность к самооценке свой деятельности |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Выяснить уровень усвоения материала | | -Сейчас у вас будет небольшая самостоятельная работа по пройденной теме. -Будет 2 варианта. -Не бойтесь задавать вопросы, я всегда вам помогу. 1 Вариант 1. Вставьте пропущенные окончания и выделите их Стоит у стен___, растёт около лес___, гулял перед дожд___, живёт за Москв___, написано на доск___. 2. Измените форму слов на множественное число, выделите окончания: диван - _________________ собака - _________________ чёрное - _________________ первая - _________________ лестница -_________________ 2 Вариант 1. Вставьте пропущенные окончания и выделите их: Лежит на стол___, играют около школ___, тучи перед гроз___, весна приходит за зим___, лежит на земл___. 2. Измените форму слов на множественное число, выделите окончания: стакан - ______________ дедушка - ________________ большая - _______________ четвёртое - _______________ мечтал - ___________________ -Проверьте себя на слайде. -У кого какие ошибки? В чем причина их возникновения? - Оцените свою деятельность по листу на листах самооценки. | | Ф И И И И И И | Карточки с заданием Карточки с заданием Карточки с заданием Карточки с заданием Карточки с заданием Презентация PowerPoint Лист самооценки | Контроль учителя Самоконтроль Самоконтроль Самоконтроль Самоконтроль Самоконтроль Самоконтроль | Применять изученные правила правописания Различать формы слова Находить в словах окончание Применять изученные правила правописания Различать формы слова Находить в словах окончание | Р: Принимать и сохранять учебную задачу П: проявлять познавательную инициативу Р: Принимать и сохранять учебную задачу П: проявлять познавательную инициативу К: строить рассуждения в форме связи простых суждений | Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи Способность к самооценке свой деятельности |
8. Этап включения в систему знаний и повторения | Способствовать развитию понимания детьми причин успеха/неуспеха в учебной деятельности | | - Какая была цель урока? (Узнать, как называется новая часть слова, дать ей определение, узнать, как её выделять, научиться находить её в словах) Давайте продолжим предложения: Окончание – это ____ _______ часть __________, которая образует _____________ слова и служит для _________ слов в __________ и ________________. -Как обозначаем окончание? - Достигли ли мы цель? - А где в жизни нам могут пригодиться наши знания? - Ребята, вспомните, какая пословица у нас была в начале урока? «Знания собираются по капле». - Ребята, мы с вами сегодня добавили капельку знаний в наше море знаний? - Молодцы! | | Ф И Ф Ф | Карточка с заданием | Контроль учителя Самоконтроль Контроль учителя | Находить в словах окончание | Р: принимать и сохранять учебную задачу К: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач | Ориентация на понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности |