СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку "Форма слова.Окончание."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Форма слова.Окончание."»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ «КАРАСУКСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»





Конспект учебного занятия

По русскому языку

Берестовой Яны Юрьевны



















Класс: 3

Тема: Формы слова. Окончание.

Цель:

Задачи:

  1. Дидактические

-

  1. Развивающие

-

  1. Воспитывающие

-



Этапы

Образовательные задачи

Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации

МТО

Способы контроля

Планируемый результат

Предметные

Метапредметные

Личностные

1. Этап мотивации

Настроить детей на рабочий лад









Наглядный: демонстрация слайда


Словесный: беседа

Приветствие:

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал.

Так что время не теряем,

А работать начинаем

- Здравствуйте ребята, меня зовут Елизавета Андреевна.

- Ребята, прочитайте пословицу: «Знания собираются по капле»

- Как вы понимаете смысл пословицы? (ответы детей)

- Каждый день мы узнаем что-то новое, эти капель затем превращаются в целое море знаний. - А зачем нам нужны эти все знания? (Чтобы быть умными и внимательными)

- Сегодня нам и предстоит быть умными и внимательными, вы готовы к этому? (Да)








Анализируют пословицу




Формулируют ответы на вопросы








Ф






Ф








Карточка с пословицей








Контроль учителя





Контроль учителя






К: Адекватно использовать коммуникативные средства

П: Устанавливать причинно-следственные связи с изучаемом кругу явлений






Устойчивая положительная мотивация к деятельности

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуальных затруднений в пробном действии

Актуализировать необходимые знания для изучения новой темы


Выявить затруднения у учащихся


- Ребята, сейчас я вам предлагаю выполнить задание под названием «Третий лишний». Но для начала давайте вспомним, какие слова называют однокоренными?

(Однокоренными словами называются близкие по смыслу слова с одинаковым корнем)

- А что такое корень слова?

(Корень – это главная значимая слова, в котором заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов)

На слайде запись:

1. Холод, холмик, холодный.

2. Лист, лисица, лисёнок.

3. Моряк, море, морж.

4. Лось, лосось, лосёнок.

Выпишите из каждой строки однокоренные слова, выделяя корень.

Работаем по вариантам. Для 1 варианта – первые два предложения, 2

варианту – два оставшихся.

Выпишите из каждой строки однокоренные слова, выделяя корень.

Работаем по вариантам. Для 1 варианта – первые два предложения, 2

варианту – два оставшихся.

Выпишите из каждой строки однокоренные слова, выделяя корень.

Работаем по вариантам. Для 1 варианта – первые два предложения, 2

варианту – два оставшихся.

Выпишите из каждой строки однокоренные слова, выделяя корень.

Работаем по вариантам. Для 1 варианта – первые два предложения, 2

варианту – два оставшихся.

Выпишите из каждой строки однокоренные слова, выделяя корень.

Работаем по вариантам. Для 1 варианта – первые два предложения, 2

варианту – два оставшихся.

Выпишите из каждой строки однокоренные слова, выделяя корень.

Работаем по вариантам. Для 1 варианта – первые два предложения, 2

варианту – два оставшихся.

Выпишите из каждой строки однокоренные слова, выделяя корень.

Работаем по вариантам. Для 1 варианта – первые два предложения, 2

варианту – два оставшихся.

Выпишите из каждой строки однокоренные слова, выделяя корень.

Работаем по вариантам. Для 1 варианта – первые два предложения, 2

варианту – два оставшихся.

- Выпишите из каждой строки однокоренные слова, выделяя корень. Работаем по вариантам.

1 вариант – 1 и 2 строка.

2 вариант – 3 и 4 строка.

- Ребята, обменяйтесь тетрадками с соседом и проверьте по эталону правильность выполнения задания.

П роверка:

1 . Холод, холмик, холодный.

2 . Лист, лисица, лисёнок.

3. Моряк, море, морж.

4 . Лось, лосось, лосёнок.

Какие

слова оказались лишние?

- Какие слова оказались лишние?

Выпишите из каждой строки однокоренные слова, выделяя корень.

Работаем по вариантам. Для 1 варианта – первые два предложения, 2

варианту – два оставшихся.

Выпишите из каждой строки однокоренные слова, выделяя корень.

Работаем по вариантам. Для 1 варианта – первые два предложения, 2

варианту – два оставшихся.

Выпишите из каждой строки однокоренные слова, выделяя корень.

Работаем по вариантам. Для 1 варианта – первые два предложения, 2

варианту – два оставшихся.

- Молодцы!




Ф













Ф






И




















Презентация PowerPoint








Презентация PowerPoint

Контроль учителя


















Самоконтроль


Взаимоконтроль



Различать однокоренные слова









Различать однокоренные слова




Находить в словах корень






Различать однокоренные слова


К: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;






Р: принимать и сохранять учебную задачу


Р: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату













Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы




3. Этап выявления места и причины затруднения

Организовать деятельность учащихся по восстановлению последовательности действий на уроке








Выпишите из каждой строки однокоренные слова, выделяя корень.

Работаем по вариантам. Для 1 варианта – первые два предложения, 2

варианту – два оставшихся.

Выпишите из каждой строки однокоренные слова, выделяя корень.

Работаем по вариантам. Для 1 варианта – первые два предложения, 2

варианту – два оставшихся.

Выпишите из каждой строки однокоренные слова, выделяя корень.

Работаем по вариантам. Для 1 варианта – первые два предложения, 2

варианту – два оставшихся.

Выпишите из каждой строки однокоренные слова, выделяя корень.

Работаем по вариантам. Для 1 варианта – первые два предложения, 2

варианту – два оставшихся.

- Ребята, прочитайте слова на слайде:

берёза, на берёзе, берёзу, под берёзой.

- Это однокоренные слова? (Нет)

- А что это? (Это формы одного и того же слова - берёза)

- Спишите эти слова, выделите корень.

- Теперь выделите в этих словах оставшуюся часть и дайте ей название.

У кого нет ответа? Что вы не смогли сделать? У кого есть ответ? Обоснуйте его.

- Какое было задание? (Выделить оставшуюся часть слова и дать ей название)

- Почему вы не смогли сделать? (Мы не знаем, как называется оставшаяся часть слова и как её нужно выделять)

- Так, какую мы можем поставить перед собой цель? (Узнать, как называется новая часть слова, дать ей определение, узнать, как её выделять, научиться находить её в словах)

- Какая тема нашего урока?

(Новая часть слова)

- Молодцы!










Ф









И



Ф











Ф


Презентация PowerPoint






Презентация PowerPoint









Контроль учителя




Самоконтроль








Контроль учителя







Контроль учителя



Различать однокоренные слова и формы слова





Р: принимать и сохранять учебную задачу



Р:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем;



К: строить рассуждения в форме связи простых суждений





К: строить рассуждения в форме связи простых суждений






Учебно познавательный интерес к изучению нового материала










Учебно познавательный интерес к изучению нового материала


4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Сформировать у учащихся навык планировать свою деятельность



- А для того чтобы достичь цели на уроке, составим план.

План:

  1. Узнать, как называется новая часть слова и как она выделяется.

  2. Дать определение новой части слова.

  3. Сделать вывод.

  4. Соотнести с учебником.

  5. Научиться применять полученные знания

- Ребята, также у вас на столе лежат листы самооценки. В листах вы будете отмечать «+» если выполнили это задание и «-» если задание не выполнили.


Справился (ась) самостоятельно

Справился (ась) с подсказкой

Не справился

Определил(а) тему и цель урока




Составил(а) план урока




Узнал(а), что такое окончание




Выполнил(а) задание в группе




Выполнил(а) задание самостоятельно





- Оцените свою деятельность на листах самооценки.


















Ф













Ф



Карточки с планом














Листы самооценки


Контроль учителя

















Контроль учителя









Самоконтроль





Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

К: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;




способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,


Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи



Способность к оценке своей деятельности

5. Этап реализации построенного проекта


Организовать деятельность учащихся при изучении новой темы














- Ребята, какой первый пункт нашего плана?

(Узнать, как называется новая часть слова и как она выделяется)

- Ребята, начнем работать над решением задач. Откройте учебник на странице 79 и найдите упражнение 142 и прочитайте текст.

- Выделенные слова имеют одно лексическое значение или разные? (Одно лексическое значение)

Осина, осины, осине, осину.

-Что обозначает это слово? (Слово обозначает лиственное дерево)

-Что в нем изменялось?

(Меняется только окончание слова)

- Ребята, давайте спишем выделенные слова и обозначим изменяемую часть так: .

- Проверьте свои ответы с эталоном:

О сина, осины, осине, осину.

- Какой вывод сделаем?

(Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова)

- Ребята, какой пункт плана мы выполнили? (Узнать, как называется новая часть слова и как она выделяется)

- Какой следующий пункт плана?

(Дать определение новой части слова)

- Ребята, скажите, а вы знаете какова роль окончаний в речи? (Предположения детей)

- Проверим ваши предположения, выполним следующее упр. 145 на с.80.

-Что не так в этом тексте?

-Что нужно сделать во 2-5 предложениях, чтобы слова были связаны по смыслу?

(Чтобы в предложениях слова были связаны по смыслу, нужно в словах поменять окончание)

- Спишите, вставляя пропущенные буквы и изменяя слово дождь. Выделите окончания в этом слове.

-Ребята, обменяйтесь тетрадками и сравните ответы с эталоном.

Н ачался дождь. О дожде народ сложил разные приметы. Ворона каркает задолго до дождя. Журавли кричат к дождю. Перед дождём пчёлы сидят в улье.

- Поставьте отметку своему товарищу.

(Критерии оценивания на слайде)

- Ребята, так для чего нужны окончания?

(Окончания нужны для связи слов в словосочетании и предложении)

- Верно!

- Какой пункт плана мы выполнили?

(Дать определение новой части слова)

- Оцените свою деятельность на листах самооценки.

- Какой следующий пункт плана?

(Сделать вывод)

- Какой вывод вы можем сделать? Что такое окончание?

(Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова)

Для чего нужны окончания?

(Окончания нужны для связи слов в словосочетании и предложении)

- Проговорим хором, а теперь друг другу.

- Молодцы!

- Какой пункт плана мы выполнили? (Сделать вывод)

- Какой следующий пункт плана?

(Соотнести с учебником)

- Проверим ваши предположения, прочитав правило в учебнике.

- Расскажет правило…

- Скажите, а как найти в слове окончание? Попробуйте составить алгоритм.

-Давайте выполним следующее упражнение, а после откорректируем алгоритм. Прочитайте текст упр.147

-В чем сходство и различие каждой пары выделенных слов?

- Спишите, ставя второе слово во мн.ч., выделяя окончание.

-Проверим.

- Какой вывод сделаем?

- Проверим ваш алгоритм, прочитав правило.

- Закройте учебники и проговорите алгоритм друг другу в паре.

- Какой следующий пункт плана?

(Научиться применять полученные знания)






























Ф









Ф






И









Ф








Ф










Ф




И










П





Ф








И




Ф








Ф












И






И



Ф



П


Ф






Учебник «Русский язык.3 класс»








Презентация PowerPoint



















Учебник «Русский язык.3 класс»






Учебник «Русский язык.3 класс»









Презентация PowerPoint









Лист самооценки














Учебник «Русский язык.3 класс»





Учебник «Русский язык.3 класс»

Учебник «Русский язык.3 класс»






Контроль учителя












Самоконтроль






Контроль учителя







Контроль учителя



Контроль учителя







Самоконтроль


Взаимоконтроль






Взаимоконтроль







Контроль учителя



Самоконтроль


Контроль учителя











Контроль учителя






Самоконтроль



Контроль учителя

Самоконтроль




Взаимоконтроль








Определять лексическое значение слов по тексту





Различать изменяемые и неизменяемые слова



Находить в словах окончание







Роль окончаний в речи











Безошибочно списывать текст

Находить в словах окончание










Выражать собственное мнение











Выражать собственное мнение














Составлять алгоритм нахождения окончания в слове




Безошибочно списывать текст

Находить в словах окончание





П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

Принимать и сохранять учебную задачу

К: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;






Р: Принимать и сохранять учебную задачу



Р: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату










П:

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;





К: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач

П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников


Р: Принимать и сохранять учебную задачу

К: строить понятные для партнера высказывания









Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

























Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи















Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи















Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи


6. Этап первичного закрепления с проговарием

Способствовать закреплению полученных знаний у учащихся








- Ребята, как вы думаете, может быть такое, что в слове нет окончания.

- Давайте проверим ваши предположения.

- Прочитайте упр. 149. Спишите, выделяя окончания.

- Проверим.

- В каких словах вы не увидели окончания?

- Какой вывод сделаем?

- Верно, такие окончания называются нулевыми. И обозначаются знаком рамочки после слова. Обозначьте в своих тетрадях.

- Оцените свою деятельность по листу на листах самооценки.






Ф




И




Ф





И








Учебник «Русский язык.3 класс»








Лист самооценки

Контроль учителя


Самоконтроль





Контроль учителя



Самоконтроль






Безошибочно списывать текст


Находить в словах окончание





Р: Принимать и сохранять учебную задачу






К: строить рассуждения в форме связи простых суждений


Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Способность к самооценке свой деятельности

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Выяснить уровень усвоения материала


-Сейчас у вас будет небольшая самостоятельная работа по пройденной теме.

-Будет 2 варианта.

-Не бойтесь задавать вопросы, я всегда вам помогу.

1 Вариант

1. Вставьте пропущенные окончания и выделите их

Стоит у стен___, растёт около лес___, гулял перед дожд___, живёт за Москв___, написано на доск___.

2Измените форму слов на множественное число, выделите окончания:

диван - _________________

собака - _________________

чёрное - _________________

первая - _________________

лестница -_________________

2 Вариант

1. Вставьте пропущенные окончания и выделите их:

Лежит на стол___, играют около школ___, тучи перед гроз___, весна приходит за зим___, лежит на земл___.

2. Измените форму слов на множественное число, выделите окончания:

стакан - ______________

дедушка - ________________

большая - _______________

четвёртое - _______________

мечтал - ___________________

-Проверьте себя на слайде.

-У кого какие ошибки? В чем причина их возникновения?

- Оцените свою деятельность по листу на листах самооценки.


Ф







И




И










И






И








И



И






Карточки с заданием





Карточки с заданием





Карточки с заданием







Карточки с заданием




Карточки с заданием




Презентация PowerPoint

Лист самооценки


Контроль учителя




Самоконтроль




Самоконтроль






Самоконтроль






Самоконтроль






Самоконтроль




Самоконтроль










Применять изученные правила правописания

Различать формы слова

Находить в словах окончание





Применять изученные правила правописания

Различать формы слова


Находить в словах окончание








Р: Принимать и сохранять учебную задачу


П:

проявлять познавательную инициативу






Р: Принимать и сохранять учебную задачу

П:

проявлять познавательную инициативу




К: строить рассуждения в форме связи простых суждений





Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи









Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Способность к самооценке свой деятельности

8. Этап включения в систему знаний и повторения

Способствовать развитию понимания детьми причин успеха/неуспеха в учебной деятельности


- Какая была цель урока?

(Узнать, как называется новая часть слова, дать ей определение, узнать, как её выделять, научиться находить её в словах)

Давайте продолжим предложения:

Окончание – это ____ _______ часть __________,

которая образует _____________ слова и служит для _________ слов в __________ и ________________.

-Как обозначаем окончание?

- Достигли ли мы цель?

- А где в жизни нам могут пригодиться наши знания?

- Ребята, вспомните, какая пословица у нас была в начале урока?

«Знания собираются по капле».

- Ребята, мы с вами сегодня добавили капельку знаний в наше море знаний?

- Молодцы!



Ф






И






Ф





Ф









Карточка с заданием


Контроль учителя




Самоконтроль





Контроль учителя











Находить в словах окончание

Р: принимать и сохранять учебную задачу




К: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач


Ориентация на понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

9. Рефлексия

Организовать деятельность по самоанализу деятельности учащихся на уроке


Посмотрите на ваши листы самооценки и проанализируйте. (ученик анализирует свой лист, например, у меня получилось сформулировать тему и цель урока, а вот с заданием на карточке у меня возникли трудности…….)

Перед вами на экране капельки вашего нового знания, если вы на уроке во всём разобрались- возьмите каплю синего цвета.

Зелёную – если иногда вы испытывали трудности и сомнения .

Белую - если вы не очень разобрались в новой теме.

- А теперь опустите свою капельку нового знания в наше море знаний. (Ребята выходят к доске и переносят свои капельки на в море.)


И






И

Лист самооценки





Интерактивная доска

Самоконтроль





Контроль учителя



Самоконтроль


К: строить монологическое высказывание

Способность к оценке своей деятельности