Тема урока: «Имя существительное. Обобщение».
Цели урока:
повторить имеющиеся знания об имени существительном.
Задачи:
Образовательные:
закреплять умения определять склонение и падеж имен существительных;
развивать умение выполнять морфологический разбор.
Развивающие:
развивать логическое мышление, внимание, воображение, восприятие;
развивать устную речь,
расширять словарный запас учащихся;
развивать орфографическую зоркость.
Воспитательные:
воспитывать интерес к предмету;
воспитывать взаимоуважение;
воспитывать интерес к окружающему миру.
Здоровьесберегающие:
развивать и поддерживать зрительные функции глаза;
создавать положительный психологический климат на уроке;
поддерживать высокую работоспособность.
Оборудование:
карточки с целями (ВСПОМНИТЬ, ОТРАБАТЫВАТЬ, СТАВИТЬ, ВЫПОЛНЯТЬ), индивидуальные карточки с заданиями, картинка для зрительной гимнастики, интерактивная доска, компьютер, электронная презентация.
Ход урока
I. Мотивация к совершению учебной деятельности
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Прозвенел звонок. Мы снова
на уроке русского языка.
Буква к букве — будет слово,
Слово к слову — речь готова,
И напевна, и стройна,
Музыкой звучит она,
Если грамотна она!
Быть грамотными учимся мы
на уроках русского языка!
Психологический настрой на урок с учетом модальностей учащихся.
- Закройте глаза и нарисуйте ту отметку, которую вы хотите получить сегодня на уроке. (Рисуют в воздухе с закрытыми глазами отметку.)
- Возьмите дневник, нашепчите туда отметку. (Шепчут отметку в дневник.)
– Мы совершили магический ритуал, и, надеюсь, ваши желания исполнятся! Садитесь!
II. Сообщение темы и целей урока
- Наш урок сегодня пройдет под девизом: «Каждое слово – особый микромир, изучать тайны которого не только поучительно, но и увлекательно».
- Я вижу, что вы пришли на урок с хорошим настроением и желанием продолжить путешествие по большой и славной стране Русского Языка.. Так пусть на нашем пути не встретятся нам преграды. Итак, в путь…
- Расскажу я вам сегодня лингвистическую сказку:
В Морфологическом государстве, в городе Орфография, на горе Культура речи, жила-была самостоятельная часть речи. Она обозначала предмет и отвечала на вопросы кто? что? И было у неё три рода: мужской, женский и средний. И три склонения: первое, второе и третье, было оно собственным или нарицательным, одушевлённым или неодушевлённым и изменялось по падежам и числам. А в предложении чаще всего являлось подлежащим, дополнением и обстоятельством. А звали её… Существительное.
- Кто догадался, какова тема нашего урока сегодня?
- Ребята, раз наш урок начался с магии, мы должны проверить, может мы с вами волшебники?
- Перед новым годом волшебство проявляется во всем. Даже цели урока волшебным образом растворились на стенах нашего класса. Посмотрите вокруг внимательно и среди этих слов найдите глаголы.
Цели (глаголы развешаны по классу в разных местах, предложения записаны на доске с пропусками глаголов):
- … (Вспомнить), что такое имя существительное?
- … (Отрабатывать) умение определять падежи, склонения.
- … (Ставить) слова в нужный падеж.
- … (Выполнять) морфологический разбор имени существительного.
При ответе учащиеся доказывают, что найденное слово является глаголом.
- Далее на уроке мы будем выполнять различные задания, проверим домашнее задание, которое вы готовили к сегодняшнему уроку, а в конце урока вас ждёт экспресс-опрос.
III. Работа в тетради
МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ
- Открыли тетрадочки, сели все ровненько, спинки прямые, ножки на полу, тетрадки наискосок!
- Записываем число, классная работа.
Приём на внимание.
- Записать слоги ка и ар столько раз, сколько услышите хлопков. (4 раза, чередуя открытые и закрытые слоги).
IV. Актуализация опорных знаний
ИГРА «БОЛЬШАЯ СТИРКА»
- Давайте вспомним, какая часть речи называется именем существительным, и приведём примеры? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы КТО? ЧТО? и обозначает предмет. Например: книга – это слово отвечает на вопрос ЧТО? обозначает предмет - книгу).
- Только ли предмет может обозначать имя существительное? (Нет. Имя существительное может обозначать не только предмет, но и явления природы (дождь, ветер), события (праздник), животный и растительный мир (медведь, роза).
- Почему у имени существительного два вопроса? (Одушевленные существительные отвечают на вопрос КТО? Неодушевленные существительные отвечают на вопрос ЧТО?)
- А сейчас давайте вспомним, почему иногда имя существительное называют собственным? (Собственное имя даётся какому-нибудь предмету, чтобы отличить его от других таких же предметов. К собственным существительным относятся фамилии, имена, отчества людей, географические названия, клички животных, названия газет, журналов и др. названия. Остальные имена существительные нарицательные.)
- Приведите примеры собственных и нарицательных существительных.
- Как пишутся собственные и нарицательные существительные? (Имена собственные пишутся с большой буквы. Имена нарицательные пишутся с маленькой буквы).
- Что вы знаете о роде имён существительных? (Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода).
- Как изменяются имена существительные?
- Посмотрите на экран и скажите, что вы знаете об этом грамматическом признаке имён существительных? (Имена существительные имеют два числа: единственное и множественное. Единственное число обозначает один предмет, множественное число обозначает два или несколько предметов. Например: журнал – журналы).
- Как может изменяться имя существительное? (Имя существительное может изменяться по вопросам, по падежам. Падежей в русском языке – шесть. Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Изменить существительное по падежам значит просклонять или изменить окончание по вопросу).
- Что мы ещё не сказали о существительном? (Имена существительные бывают трёх склонений. К 1 склонению относятся существительные м.р. и ж.р. с окончаниями – а, -я. Например: дорога, земля, дедушка. Ко 2 склонению относятся существительные м.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончаниями – о, -е. Например: порт, горизонт, поле. К 3 склонению относятся существительные ж.р. с нулевым окончанием, оканчивающиеся на ь).
- Вот какое богатое имя существительное. Сколько грамматических признаков имеет эта часть речи.
- Для чего, по-вашему мнению, надо изучать имена существительные? (Чтобы правильно употреблять имена существительные в устной и письменной речи).
- Правильно. Молодцы.
V. Зрительная гимнастика «Собери цветы в вазу»
VI. Работа по теме урока
-Каждый из вас получит маршрутный лист, который будет указывать, по каким станциям нам предстоит пройти. Каждый будет выставлять себе баллы в эти листы. Отправляемся в путь!
Маршрутный лист |
№ п/п | Остановка | Количество баллов |
1 | «Опознавательная» | |
2 | «Теоретическая» | |
3 | «Морфологическая» | |
4 | «Синтаксическая» | |
5 | «Проверочная» | |
1 остановка «Опознавательная»
-Попробуем свои силы в первом испытании.
- Проведём словарную работу. Я вам буду читать описание слова, вы должны записать это слово.
1) Тот, кто руководит школой (директор);
2) Специалист, знающий законы земледелия (агроном);
3) Синоним к словам странствие, турне (путешествие);
4) Плод яблони (яблоко);
5) Сооружение в виде ступеней для подъема и спуска (лестница);
6) Крупное морское судно (корабль);
7) Обозначение, название места жительства (адрес);
8) Дорога, обсаженная по обеим сторонам деревьями (аллея);
9) Сооружение для хранения зерна (элеватор);
10) Самая низкая школьная отметка (eдиница);
11) Сизо-чёрная ягода, похожая на малину (eжевика);
12) Поездка (экскурсия);
13) Движущаяся лестница в метро (эскалатор);
14) Машина с большим ковшом (экскаватор).
2 остановка «Теоретическая»
- Что называют склонением имён существительных?
- К 1-му склонению относятся имена существительные…
- Ко 2-му склонению относятся имена существительные…
- К 3-му склонению относятся имена существительные…
- Используя сигнальные карточки, определите склонение записанных существительных.
- У какого существительного не смогли определить склонение? (Пальто)
- Почему? (Не склоняется)
- Приведите примеры не склоняемых имён существительных.
3 остановка «Морфологическая»
На листе, разделённом на 2 колонки «Кто? Что?» распределите слова.
Мама, девочка, папа, мальчик, дом, книга, тарелка, сумка
- Вперед покорять трудности, которые нам будут встречаться на пути.
- Какие это имена существительные? (Доказываем, задаем вопросы. Проверяем).
- В первый столбик – неодушевленные имена существительные, они отвечают на вопрос что? Во второй столбик – одушевленные имена существительные.
4 остановка «Синтаксическая»
- Сколько падежей в русском языке?
- Назовите их по порядку с падежными вопросами.
- Как различать И.п. и В.п. неодушевлённых имён существительных? (Имя существительное в форме И.п. - главный член предложения, а в форме В.п. - второстепенный член предложения.)
- Составьте из слов предложение и запишите его.
Укрыл, пушистый, периной, снег, поляну
- Выделите грамматическую основу предложения. Определите у имён существительных в предложении падеж.
VII. Первичное закрепление изученного
Цель этапа: выявить проблемы первичного осмысления, провести коррекцию.
- Сейчас каждый из вас будет выполнять задание по карточке. Задания трёх уровней.
3 уровень «жёлтые»:
Придумать и записать существительные на тему «Осень» (кто больше) и определить склонение имён существительных.
2 уровень «синие»:
Используя словари, выписать 10 существительных с трудными орфограммами и определить лексическое значение у 2-3 слов.
1 уровень «красные»:
Составить небольшой текст на тему «Осень в лесу», определить падежи существительных.
Учитель контролирует работу. Проводит коррекцию.
VIII. Итог урока
-Мы приближаемся к концу маршрута и должны для себя определить, что мы узнали о существительном
Графический диктант.
- А теперь подведём итог нашей работы и напишем небольшой графический диктант. Работать будем на обратной стороне карточек. Я буду говорить утверждения, если вы с ним согласны – ставите 0, если же это утверждение не соответствует истине, ставите -.
1.Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопрос кто? или что? и обозначает действие предмета.
2.Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые.
3.Имена собственные всегда пишутся с заглавной буквы.
4.Имена существительные изменяются по родам.
5. Имена существительные изменяются по числам и падежам.
6.Изменение имён существительных по падежам называется склонением.
7.В русском языке шесть падежей.
8. Начальная форма существительного это существительное в ед.числе И.п
9. В предложении существительное может быть сказуемым.
10. При склонении имён существительных изменяется только окончание.
- Взаимопроверка. Поменяйтесь листочками. Возьмите в руки карандаши и сверьте работу своего соседа по парте с правильными ответами на доске. Если нет ни одной ошибки, поставьте карандашом отметку пять. Если же есть ошибки, значит, вашему товарищу ещё нужно поработать по данной теме.
IX. Домашнее задание
- Обдумайте домашнее задание, выберите задание сами. Домашнее задание трёх уровней.
1 уровень:
Составить кроссворд по теме «Имя существительное» или проиллюстрировать синтаксическую роль имени существительного примерами из художественных произведений.
2 уровень:
Составить текст по данному началу: «Только что упали последние капли дождя…» Определить падежи существительных. Составить сложный план к сочинению на лингвистическую тему «Что я знаю об имени существительном».
3 уровень:
Сочинить синквейн по данной теме.
X. Этап рефлексии
Цель этапа: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса.
- Какой была тема урока?
- Чему мы научились на уроке?
- Кого и за что мы можем поблагодарить сегодня?
- Кому поставим сегодня отметки?