МОУ СОШ №92 г. Могоча
«Начальная школа XXI века»
Конспект урока русского языка
во 2 классе
Тема: «Корень как часть слова»
подготовила
учитель начальных классов: Расторгуева С.В.
Конспект урока русского языка во 2 классе
Тема: Корень как часть слова
«Начальная школа XXI века»
Цель: создание условий на уроке для организации деятельности учащихся по усвоению корня как части слова.
Задачи:
Предметные – способствовать формированию понятия «корень»; содействовать формированию умения подбирать однокоренные родственные слова; группировать (классифицировать) однокоренные слова по отличительным признакам, находить общую часть в группах слов; познакомить с новым словарным словом и активизировать его в устной и письменной речи учащихся; содействовать воспитанию внимательного отношения к слову.
Метапредметные – способствовать формированию универсальных учебных действий:
а) регулятивных – принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
б) познавательных – строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
в) коммуникативных – воспринимать другое мнение и позицию.
Личностные УУД – способствовать внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе.
Методы обучения:
· Словесные (беседа, фронтальный опрос);
· Наглядные (демонстрационный материал, карточки для индивидуальной работы);
· Практические (упражнения);
· Поисковые (частично-поисковые);
· Аналитический;
· Самостоятельной работы учеников.
Форма работы: групповая, парная, индивидуальная
Средства обучения: Учебник, карточки для парной работы, карточки для игры, домики, проектор, интерактивная доска.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Проверка готовности к уроку.
Прозвенел звонок для нас,
Все вошли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
- Ребята, сегодня на уроке мы продолжим изучать тайны родного языка.
II. Актуализация опорных знаний.
- Какое слово состоит из 7 и буквы Я? (семья)
- Каково значение слова?
Возле школьного крыльца
Посадили деревца.
Петя – клен,
Ольху – Олег,
Роман Иванович - орех,
А бабушка Нина – березу и калину.
- Назовите членов семьи.
-А о какой семейке ещё идёт речь?
-Без чего не может существовать семья людей? (без родственников)
- А семья деревьев?......
- Узнаем, если прочтём слово, написанное через одну букву:
А К Л О Ц Р В Е С Н Я Ь – КОРЕНЬ
- Получается, что без корня деревце жить не сможет.
Так и в русском языке у слова есть часть слова, которая называется корень. Без него слово не сможет существовать.
На доске появляется карточка:
КОРЕНЬ
- Как вы думаете, как будут называться слова, имеющие одинаковый корень? (Однокоренные или родственные)
Родственные слова
III. Каллиграфическая минутка
1.Повторение правил посадки и подготовки руки к письму.
Чтобы буквы ложились на строку красиво мы сделаем пальчиковую гимнастику.
Упражнение «Скалочка»
1. Покатать ручку между ладонями.
2. Покатать ручку между большим и указательным пальцами.
-Запишите число и классную работу.
2. Определение темы минутки чистописания:
- Мы сегодня будем писать букву, которая спряталась в слове корень. Эта буква обозначает парный глухой твердый согласный звук.
(Во время интерактивного показа написания буквы)
Если ручкой я пишу,
Не верчусь и не спешу,
Буква к букве по линейке
Аккуратно вывожу.
IV. Формулирование темы урока и постановка целей деятельности урока.
-Какова тема нашего урока? (Корень слова, корень - часть слова).
КОРЕНЬ
КАК ЧАСТЬ СЛОВА
- Откройте учебники на странице 74 ( сформулируем цели урока.)
1. Работа с учебником.
- Прочитайте слова под картинками на странице 81. Одинаковое ли значение у этих слов? (Нет, домик – это маленький дом, а домище – очень большой)
- Что их объединяет?
-Можно ли сказать, что дом, домик и домище – это формы одного и того же слова? Объясните, почему.
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
2. - Что же такое корень? (Корень – подземная часть…и.т.д…)
Сколько значений у слова корень? Какой вывод можно сделать?
- Слово «корень» - слово многозначное. Оно хранит тайну русского языка. Хотите раскрыть тайну?!
- Послушайте сказку.
Давным давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись новые слова – веточки и называли их однокоренными. А так как они все были дети одного корня – папы, то ещё их называлиродственными.
Вывод: делают дети: Общую часть родственных слов называют КОРНЕМ.
Обозначается корень вот так:
V. Первичное закрепление изученного.
Сейчас я прочитаю вам стихотворение. Вы его внимательно послушайте и найдите однокоренные слова к слову САД.
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым,
А был садик - словом.
Это слово,
Слово – корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада,
Вот еще посадка рядом,
И садовый вот цветок,
Садовник посадил в горшок.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
- Какие однокоренные слова вы услышали в стихотворении? Давайте их назовём и запишем. Выделим в них корень. Докажите, что эти слова являются однокоренными к слову сад.
Рассада, посадка, садовый, садовник.
- Прочитайте только корень -сад-. Вам понятно значение этого слова?
Какой вывод отсюда следует?
БЛИЗКИЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ
Вывод: В корне заключен смысл слова. Это главная часть слова. От него “растут” другие слова.
Физкультминутка
Яблоня в моём саду
Гнётся низко на ветру.
Наклонилась вправо, влево.
Покачаться захотела.
Ветки вниз и вверх качнула
И вперёд их протянула.
А как стихнет ветерок
Моя яблонька заснёт.
1. Самостоятельная работа. Работа с учебником.
-Выполнение упр.1.
- Найдите и назовите общую часть в группах слов. Как она называется? Как называются эти слова? Запишите слова в тетрадь. (ИЛИ УСТНО)
Работу выполняем по рядам:
ПРОВЕРКА
1 ряд – 1-2 строчки
Гриб – грибок – грибник (Общая часть – гриб, это корень слов. Слова являются родственными.)
Город – городок – пригород (Общая часть – город, это корень слов. Слова являются родственными.)
2 ряд -3-4 строчки
Правда – правдивый – неправда (Общая часть – правд, это корень слов. Слова являются родственными.)
Лес – лесной – лесок (Общая часть – лес, это корень слов. Слова являются родственными.)
3 ряд- 5-6 строчки
Бросить – бросок – выбросить (Общая часть – брос, это корень слов. Слова являются родственными.)
Трава – травяной – травушка (Общая часть – трав, это корень слов. Слова являются родственными.)
Вывод: Как называются слова, имеющие общую часть и близкие по значению? Как называется главная часть слова?
Игра «Третий лишний» (работа в паре)
Учитель. У вас на парте лежит карточка № 1 с заданием. Ваша задача вместе с товарищем по парте составить цепочку родственных слов, исключив лишнее. Запишите данную цепочку однокоренных слов в тетрадь и выделите корень.
1 ряд.
Желток, железо, желтый, желтеть.
Носильщик, нос, носовой, носатый.
2 ряд.
Часовщик, часть, час, часики.
Печурка, печать, печка, выпечка.
3 ряд.
Циркуль, циркач, цирк, цирковой.
Гусь, гусыня, гусёнок, гусеница.
Проверка.
Физкультминутка для глаз
VII. Обобщение изученного
Упражнение в распознавании однокоренных слов.
Слова даны в таблице на карточках.
Игра «Засели домики»
- Одновременно в 3 домика приехали «родственники». Правильно ли «заселились» родственники в домики, нет ли среди них «чужих»?
Поработайте в парах и правильно «заселите» родственников в домики.
Зачеркните лишние слова.
-м--момор-ор-
-лис-
-мор-
-вод-
-лис-
-мор-
-вод-
лиса
морской
вода
лист
моряк
водичка
лисонька
море
водный
лисичка
мороз
подводник
лиственный
мухомор
водитель
лисий
заморский
подводить
Проверка.
- Какие однокоренные слова вы поселили в 1-ый домик? Почему слова «лист» , лиственный не подходят? (У него другое значение, поэтому оно не является родственным).
- Какие слова «заселили» во 2-ой домик? Какое слово «лишнее»? Почему?
-Какие слова будут жить в 3-ем домике? Какое «лишнее»? Докажите.
VIII. Словарно-орфографическая работа
Знакомство с новым словарным словом «корзина».
Словарное слово, с которым мы познакомимся на уроке, вы узнаете, отгадав загадку:
Она удобна и легка,
Её название недлинно,
В хозяйстве служит нам века,
Есть в слове этом имя ЗИНА.
С ней можно по грибы ходить,
А можно ягоды собрать,
Её не тяжело носить,
И очень запросто сломать!
Из прутьев, лыка их плетут,
Скажите, как её зовут?
КОРЗИНА
Запишите в тетрадь новое словарное слово, обозначьте ударение и безударную гласную, которую нужно запомнить.
Подберите однокоренные слова к слову корзина, выделите в них корень. (Корзинка, корзиночка)
Скажите, как можно использовать корзину в жизни?
(Собирать в корзину фрукты)
XI. Рефлексия.
Наше дерево принесло нам в конце урока плоды.
Прочитаем пословицы о плодах.
На доске карточки:
Дерево ценят по плодам, а человека — по делам.
Какие труды, такие и плоды.
Продолжите фразы:
Сегодня на уроке
1. Я научился…
2. Я смог…
3. Мне понравилось…
4. Было трудно…
У вас на партах лежат яблоки разного цвета. Положите своё яблоко в нашу корзину так:
-яблоко красного цвета, если вы считаете, что очень хорошо поработали; яблоко оранжевое, если думаете, что могли поработать лучше;
-яблоко зеленое, если есть такие ребята, которые не довольны своей работой.
Домашнее задание: “Вырастить словесное дерево” из слова-корня: 1) -стол- 2) -лес-.
Урок наш окончен
И выполнен план.
Спасибо, ребята,
Огромное вам.
За то, что упорно,
Усердно трудились!
И знания ваши
Нам всем пригодились.