СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку "Корень слова", 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку "Корень слова" 2 класс

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Корень слова", 2 класс»

МОУ СОШ №92 г. Могоча







«Начальная школа XXI века»



Конспект урока русского языка

во 2 классе



Тема: «Корень как часть слова»



















подготовила

учитель начальных классов: Расторгуева С.В.



















Конспект урока русского языка во 2 классе

Тема: Корень как часть слова

«Начальная школа XXI века»



Цель: создание условий на уроке для организации деятельности учащихся по усвоению корня как части слова.

Задачи:

Предметные – способствовать формированию понятия «корень»; содействовать формированию умения подбирать однокоренные родственные слова; группировать (классифицировать) однокоренные слова по отличительным признакам, находить общую часть в группах слов; познакомить с новым словарным словом и активизировать его в устной и письменной речи учащихся; содействовать воспитанию внимательного отношения к слову.

Метапредметные – способствовать формированию универсальных учебных действий:

а) регулятивных – принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

б) познавательных – строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

в) коммуникативных – воспринимать другое мнение и позицию.

Личностные УУД – способствовать внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе.

Методы обучения:

· Словесные (беседа, фронтальный опрос);

· Наглядные (демонстрационный материал, карточки для индивидуальной работы);

· Практические (упражнения);

· Поисковые (частично-поисковые);

· Аналитический;

· Самостоятельной работы учеников.

Форма работы: групповая, парная, индивидуальная

Средства обучения: Учебник, карточки для парной работы, карточки для игры, домики, проектор, интерактивная доска.





Ход урока

I. Организационный момент.

1. Проверка готовности к уроку. 



Прозвенел звонок для нас,

Все вошли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.



- Ребята, сегодня на уроке мы продолжим изучать тайны родного языка.

II. Актуализация опорных знаний.



- Какое слово состоит из 7 и буквы Я? (семья)

- Каково значение слова?



Возле школьного крыльца

Посадили деревца.

Петя – клен,

Ольху – Олег,

Роман Иванович - орех,

А бабушка Нина – березу и калину.



- Назовите членов семьи.

-А о какой семейке ещё идёт речь?

-Без чего не может существовать семья людей? (без родственников)

- А семья деревьев?......

- Узнаем, если прочтём слово, написанное через одну букву:

А К Л О Ц Р В Е С Н Я Ь – КОРЕНЬ



- Получается, что без корня деревце жить не сможет.

Так и в русском языке у слова есть часть слова, которая называется корень. Без него слово не сможет существовать.

На доске появляется карточка:

КОРЕНЬ



- Как вы думаете, как будут называться слова, имеющие одинаковый корень? (Однокоренные или родственные)

Родственные слова



III. Каллиграфическая минутка

1.Повторение правил посадки и подготовки руки к письму.

Чтобы буквы ложились на строку красиво мы сделаем пальчиковую гимнастику.

Упражнение «Скалочка»

1. Покатать ручку между ладонями.

2. Покатать ручку между большим и указательным пальцами.

-Запишите число и классную работу.

2. Определение темы минутки чистописания:

- Мы сегодня будем писать букву, которая спряталась в слове корень. Эта буква обозначает парный глухой твердый согласный звук.



(Во время интерактивного показа написания буквы)

Если ручкой я пишу, 
Не верчусь и не спешу,
Буква к букве по линейке 
Аккуратно вывожу.





IV. Формулирование темы урока и постановка целей деятельности урока.

-Какова тема нашего урока? (Корень слова, корень - часть слова). 

КОРЕНЬ

КАК ЧАСТЬ СЛОВА



- Откройте учебники на странице 74 ( сформулируем цели урока.)



1. Работа с учебником. 

- Прочитайте слова под картинками на странице 81. Одинаковое ли значение у этих слов? (Нет, домик – это маленький дом, а домище – очень большой)

- Что их объединяет?

-Можно ли сказать, что дом, домик и домище – это формы одного и того же слова? Объясните, почему.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ



2. - Что же такое корень? (Корень – подземная часть…и.т.д…)

Сколько значений у слова корень? Какой вывод можно сделать?

- Слово «корень» - слово многозначное. Оно хранит тайну русского языка. Хотите раскрыть тайну?!

- Послушайте сказку.



Давным давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись новые слова – веточки и называли их однокоренными. А так как они все были дети одного корня – папы, то ещё их называлиродственными.

Вывод: делают дети: Общую часть родственных слов называют КОРНЕМ.

Обозначается корень вот так:

V. Первичное закрепление изученного.

Сейчас я прочитаю вам стихотворение. Вы его внимательно послушайте и найдите однокоренные слова к слову САД.



Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым,

А был садик - словом.



Это слово,

Слово – корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.



Вот из сада вам рассада,

Вот еще посадка рядом,

И садовый вот цветок,

Садовник посадил в горшок.



Очень интересно

Гулять в саду словесном.



- Какие однокоренные слова вы услышали в стихотворении? Давайте их назовём и запишем. Выделим в них корень. Докажите, что эти слова являются однокоренными к слову сад.

Рассада, посадка, садовый, садовник.

- Прочитайте только корень -сад-. Вам понятно значение этого слова?

Какой вывод отсюда следует?

БЛИЗКИЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ

Вывод: В корне заключен смысл слова. Это главная часть слова. От него “растут” другие слова.

Физкультминутка

Яблоня в моём саду

Гнётся низко на ветру.

Наклонилась вправо, влево.

Покачаться захотела.

Ветки вниз и вверх качнула

И вперёд их протянула.

А как стихнет ветерок

Моя яблонька заснёт.



1. Самостоятельная работа. Работа с учебником.

-Выполнение упр.1. 

- Найдите и назовите общую часть в группах слов. Как она называется? Как называются эти слова? Запишите слова в тетрадь. (ИЛИ УСТНО)

Работу выполняем по рядам:

ПРОВЕРКА

1 ряд – 1-2 строчки

Гриб – грибок – грибник (Общая часть – гриб, это корень слов. Слова являются родственными.)

Город – городок – пригород (Общая часть – город, это корень слов. Слова являются родственными.)



2 ряд -3-4 строчки

Правда – правдивый – неправда (Общая часть – правд, это корень слов. Слова являются родственными.)

Лес – лесной – лесок (Общая часть – лес, это корень слов. Слова являются родственными.)



3 ряд- 5-6 строчки

Бросить – бросок – выбросить (Общая часть – брос, это корень слов. Слова являются родственными.)

Трава – травяной – травушка (Общая часть – трав, это корень слов. Слова являются родственными.)

Вывод: Как называются слова, имеющие общую часть и близкие по значению? Как называется главная часть слова?



Игра «Третий лишний» (работа в паре) 

Учитель. У вас на парте лежит карточка № 1 с заданием. Ваша задача вместе с товарищем по парте составить цепочку родственных слов, исключив лишнее. Запишите данную цепочку однокоренных слов в тетрадь и выделите корень.

1 ряд.

Желток, железо, желтый, желтеть.

Носильщик, нос, носовой, носатый.

2 ряд.

Часовщик, часть, час, часики.

Печурка, печать, печка, выпечка.

3 ряд.

Циркуль, циркач, цирк, цирковой.

Гусь, гусыня, гусёнок, гусеница.

Проверка.

Физкультминутка для глаз

VII. Обобщение изученного

Упражнение в распознавании однокоренных слов.

Слова даны в таблице на карточках.

Игра «Засели домики»

- Одновременно в 3 домика приехали «родственники». Правильно ли «заселились» родственники в домики, нет ли среди них «чужих»?

Поработайте в парах и правильно «заселите» родственников в домики.

Зачеркните лишние слова.

-м--момор-ор-

-лис-

-мор-

-вод-



-лис-

-мор-

-вод-

лиса

морской

вода

лист

моряк

водичка

лисонька

море

водный

лисичка

мороз

подводник

лиственный

мухомор

водитель

лисий

заморский

подводить



Проверка.

- Какие однокоренные слова вы поселили в 1-ый домик? Почему слова «лист» , лиственный не подходят? (У него другое значение, поэтому оно не является родственным).

- Какие слова «заселили» во 2-ой домик? Какое слово «лишнее»? Почему?

-Какие слова будут жить в 3-ем домике? Какое «лишнее»? Докажите.

VIII. Словарно-орфографическая работа

Знакомство с новым словарным словом «корзина».

Словарное слово, с которым мы познакомимся на уроке, вы узнаете, отгадав загадку:

Она удобна и легка,

Её название недлинно,

В хозяйстве служит нам века,

Есть в слове этом имя ЗИНА.

С ней можно по грибы ходить,

А можно ягоды собрать,

Её не тяжело носить,

И очень запросто сломать!

Из прутьев, лыка их плетут,

Скажите, как её зовут?

КОРЗИНА



Запишите в тетрадь новое словарное слово, обозначьте ударение и безударную гласную, которую нужно запомнить.

Подберите однокоренные слова к слову корзина, выделите в них корень. (Корзинка, корзиночка)

Скажите, как можно использовать корзину в жизни?

(Собирать в корзину фрукты)



XI. Рефлексия.

Наше дерево принесло нам в конце урока плоды. 

Прочитаем пословицы о плодах.

На доске карточки:

Дерево ценят по плодам, а человека — по делам.

Какие труды, такие и плоды.

Продолжите фразы:

Сегодня на уроке

1. Я научился…

2. Я смог…

3. Мне понравилось…

4. Было трудно…



У вас на партах лежат яблоки разного цвета. Положите своё яблоко в нашу корзину так:

-яблоко красного цвета, если вы считаете, что очень хорошо поработали; яблоко оранжевое, если думаете, что могли поработать лучше;

-яблоко зеленое, если есть такие ребята, которые не довольны своей работой.

Домашнее задание: “Вырастить словесное дерево” из слова-корня: 1) -стол- 2) -лес-.

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам.

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились.