СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих" 3 класс УМК "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия нового знания.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих" 3 класс УМК "Школа России"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БАСОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ЖЕЛЕЗНОГОРСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ»





УМК «Школа России» Русский язык 3 класс Тема: "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих". Учитель: Н. А. Князева























2021 год.







Конспект урока по русскому языку в 3 классе.

Тема: «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»

Тип урока: открытие нового знания.

Цель: Познакомить с новой орфограммой « Правописание ь знака на конце имён существительных после шипящих»

Задачи:

Образовательные:выявить грамматическую функцию ь знака, как показателя существительных женского рода; выявить алгоритм написания ь на конце существительных после шипящих;

Развивающие:развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

Воспитывающие: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, взаимопомощь, самостоятельность.

Планируемые результаты:

Предметные:

- знать грамматическую функцию ь у существительных, оканчивающихся на шипящий;

- уметь пользоваться алгоритмом написания ь на конце существительных после шипящих.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

- развивать умение сравнивать, выполнять анализ и синтез, формулировать обобщение.

Коммуникативные:

- формировать умение работать в паре, группе, самостоятельно, высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения.

Регулятивные:

- учить контролировать свою речь при выражении своей точки зрения.

- формировать умение выполнять действия по образцу.

Личностные:

-формировать умение адекватно оценивать свою работу;

- воспитывать толератное отношение друг к другу, уважение к мнению других.

Оборудование: учебник русского языка для 3 класса В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Москва. Просвещение,2020 год ( программа «Школа России»), презентация .

Методы: словесный, наглядный, проблемно – диалогический, частично – поисковый, практический.













Ход урока.

I. Организационный момент.

- Добрый день, ребята! Сегодня наш урок я хотела бы начать с пословицы: «Каждый день прибавляет нам частицу мудрости»
- Как вы понимаете её?
- Наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаём эти знания и используем их.
- Давайте улыбнемся друг другу, подарим друг другу хорошее настроение. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.
-Сегодня на уроке, ребята, вам предстоит выполнить много интересных заданий, сделать очень важное открытие, а помощниками вам в этом будут: внимание, находчивость, ваши знания.

-Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.

II. Актуализация знаний.

1.Повторение изученного об имени существительном.

Слайд №2

-Ребята, напомните мне, какую большую тему мы сейчас изучаем? («Имя существительное»).

На доске перед вами «немая схема», помогите мне её расшифровать. Опираясь на схему, составьте рассказ об имени существительном.




ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

часть речи

?

?


отвечает на вопросы и




обозначает


ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ БЫВАЮТ



и ,и ,




изменяются по и имеют .








2. Повторим род имён существительных.

Проверим домашнее задание. Упражнение 45 стр.28.

Прочитайте пословицы. Когда так говорят?

1. Дружба (ж.р.) дружбой (ж.р.), а служба (ж.р.), службой(ж.р.),. 2. За добро (ср.р.), добром (ср.р.) платят. 3. Всякое семя (ср.р.) знает своёвремя(ср.р.). 4. У кольца (ср.р.) нет конца (м.р.). 5. Знай, сверчок (м.р.) ,свой шесток(м.р.). 

  • Выскажите мнение, как определить род имён существительных в данных предложениях.

  • Спишите. Укажите род имён существительных.

3. Запись числа в тетради.

4. Чистописание. Повторение шипящих звуков.

Слайд №3

- Послушайте стихотворение. (Прочитать, выделяя голосом шипящие звуки).

Тетрадь наклонно положу.
Ручку правильно держу.
За посадкою слежу.
С чистотою я дружу, 
На "отлично" напишу.

Посмотрите на буквы: Жж Шш Чч Щщ ъь.
-Что вы можете сказать про них? Какая из них лишняя?

- Какие звуки обозначают эти буквы?

Запишите буквы по образцу: жч, шж, чщ, чь, шь, жь.(образец в тетради)

Списать слова: камыш, печь, рожь, мяч, дочь, малыш, молодёжь.


IIІ. Фиксирование затруднения, сообщение темы и цели урока.

- Что можете сказать про эти слова? (это сущ-е, ед.ч, оканчиваются на шипящие звуки)

- Почему одни слова написаны с ь знаком на конце, а у других ь нет?

Тема сегодняшнего урока: «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»

Сегодня мы поставим перед собой на уроке цель - выяснить когда ь пишется, а когда не пишется.

IV.Открытие нового знания. Отработка способа действия. Построение алгоритма решения орфографической задачи.

Упражнение 51 стр.31.

Прочитайте вслух имена существительные.

Нож, рожь, врач, дочь, вещь, ковш, мышь, товарищ.

- Произнесите звуки, которые вы услышали на конце каждого слова. Скажите, что вы знаете об этих звуках. А что необычного вы заметили в написании данных слов?

- Определите род имён существительных. Запишите слова в две группы.

- На какие группы разделили слова?Работа на доске. Один ребёнок записывает слова с ь, другой без ь.

- Сделайте вывод, когда в именах существительных с шипящим звуком на конце пишется мягкий знак.(После шипящих у существительных женского рода на конце ставится мягкий знак. У существительных мужского рода после шипящих мягкого знака нет).

V. Отработка способа действия. Построение алгоритма решения орфографической задачи.

Прочитайте правило стр.31.

- Что ещё нового узнали из правила? (Мягкий знак в этих словах показывает, что эти имена существительные женского рода).

- А сейчас давайте попробуем составить алгоритм написания мягкого знака в слове.

1. Слышу шипящий звук на конце слова.

2. Определить часть речи.
3. Определить род.
4. Если существительное женского рода- мягкий знак пишется.
5. Если существительное мужского рода- мягкий знак не пишется..

Слайд 4

Детям раздаются памятки.

Памятка


1.Слышу шипящий на конце слов: Ж, Ш, Щ, Ч?


Нет Да


2. Это существительное в н. ф.?


Нет Да


3.Определяю род


М.род Ж.род

(он) (она)

не пишу Ь пишу Ь






VI. Физкультминутка.

Имя существительное –
Очень удивительное: 

Мягкий знак когда писать

Вы должны мне подсказать!

-Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если я назову существительное ж.р., в котором пишется мягкий знак- хлопайте в ладоши, м.р. без мягкого знака– топайте ногами.

Слова: ёж, морж, печь, мышь, кирпич, речь, борщ, ералаш, ландыш, ночь, дочь, багаж, ключ, вещь.

VII. Включение в систему знаний и повторение.

Игра «Группы слов» в электронном приложении к учебнику. Дети распределяют на интерактивной доске имена существительные на 3 группы (Обозначает мягкость , разделяет, указывает на род).

Прочитайте правило стр.32. Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих – это орфограмма.

При написании мягкого знака на конце имён существительных после шипящих пользуемся правилом.

  1. Самостоятельная работа. Упр.53 с.32

Прочитайте.

   Весёлая молодёжь, колючий ёж, скорая помощь, тёплый плащ , хорошая речь, серая мышь, лесная глушь, ночная тишь.

  • Объясните, почему на конце одних имён существительных вы написали мягкий знак, а на конце других нет.

  • Укажите род имён существительных. Подчеркните в словах изученные орфограммы.

  1. Работа с комментированием

-Вспомните, что такое антонимы. ВыполнимУпр.55 с.32 с комментированием.

Прочитайте. Подберите к каждому имени существительному антоним. Запишите слова парами.( День — ночь, правда — ложь, старт — финиш, смех — плач, шум — тишь, полдень — ночь).

Слайд 5

  1. Заучивание стихотворения

Чтобы знать, как писать,

Надо род определять.

Если женский род, то надо

Мягкий знак употреблять.

Если род мужской у слова –

Нету знака никакого!

VIII. Рефлексия. Сочинение синквейна.

Задание выполнить на доске. Составить синквейн из предложенных слов.

Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Оно составляется по определённым правилам.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Мягкий знак.

Хитрый, опасный.

Обозначает мягкость, разделяет, указывает на род.

Мягкий знак пишется после шипящих на конце существительных женского рода.

Орфограмма.

 IX. Обобщение и систематизация знаний и умений.Итоги урока.

- Какова была цель нашего урока?

(Мы должны были узнать, почему в существительных после шипящих в одних случаях пишется мягкий знак, а в других не пишется.)

- Достигли ли мы этой цели?

- Ребята, что нового о правописании имен существительных мужского и женского рода вы узнали на уроке?

- Оцените свою деятельность на уроке.Если было легко, поднимите жёлтую звездочку.(оценка 5),Если было трудно,поднимите синюю звездочку(оценка 3), если и то и другое поднимите жёлтую и жёлтую звездочку звездочки (оценка 4).

X. Домашнее задание.

Слайд 6

Упр.56 стр.33, выучить правила стр. 31, 32.