Конспект урока родного русского языка в 6 классе
Выполнила: учитель русского языка и литературы Фаизова Люция Рафитовна
Тип урока: урок изучения нового материала
Тема урока: Фразеологизмы. Роль фразеологизмов в речи
Цель: Сформировать представление о фразеологизмах
Задачи урока:
Познавательная: знать определение фразеологизмов; развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи;
Развивающая: формировать навыки определения специфических особенностей фразеологических оборотов, отличать их от других речевых единиц в потоке речи; развивать творческие способности и образное мышление школьников; обогащать словарный запас школьников;
Воспитательная: воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности.
Тип урока: Введение новой темы
Ход урока
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Объявление темы, задач и целей урока.
Слово учителя.
Наверное, нет человека, который бы не слышал в свой адрес: «Не валяй дурака!», «Не бей баклуши!» или «Заруби себе на носу!»
Каждый хорошо владеющий родным языком прекрасно понимает, о чём идёт речь, и не удивляется ни “сидоровой козе”, ни дождику, который почему-то идет в четверг. А помогает нам в этом изучение сегодняшней темы.
Итак, не будем бить баклуши. Вы засучите рукава. Задания приготовьтесь слушать, Чтоб не кружилась голова.
Работа над новым материалом. Работа с учебником – прочитать материал учебника.
«Фразеология – от греч. фразис – «выражение» и логос – «учение» – раздел науки о языке, изучающий фразеологизмы».
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, равные по значению словосочетанию либо целому предложению.
Задание: найдите (устно) и запишите запомнившиеся фразеологические обороты в тексте стихотворения В. Суслова и объясните их значение.
Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмём хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж немало воды утекло.
О смелом мы вправе сказать наперёд:
«Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!»
А гуси и утки-сухие всегда.
Заметили люди: «Как с гуся вода».
Случилось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе! Воды в рот набрал!
Лентяй отдыхает, а время идёт-
Под камень лежачий вода не течёт.
Сказать болтуну мы порою не прочь:
«Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай!»
Работать впустую!... Что скажут потом?
На дело, мол, воду носить решетом!
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтобы вы не сказали: «В стихах-то вода».
История появления фразеологизма.
Во всю ивановскую значит «что есть мочи, изо всех сил».
Очень давно, в XVI – XVII веках, указы русских царей зачитывались на городских площадях. В Москве указы русских царей зачитывались на Ивановской площади в Кремле (у колокольни Ивана Великого). Площадь была шумная, многолюдная. Дьяки, читавшие царёвы указы, старались своим голосом заглушить гомон толпы. Им приходилось не читать, а кричать на всю площадь, во всю Ивановскую. С тех пор и пошло выражение: кричит во всю ивановскую.
Основная часть
1.Я вам прочитаю сказку, а вы должны найти и выписать 10 фразеологизмов
Кашу маслом не испортишь.
- Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама.
А Саша стучит.
- Прекрати стук! – сказал папа.
А Саша стучит.
- Как об стенку горох, - говорит бабушка. Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё. Отберу молоток!
Стучит. Сказано – сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.
- Отдай!
- Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!
- Я машину чиню, - заплакал Саша.
А бабушка:
- Всему своё время.
- Зачем молоток унесла?
- Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят. Марш в кровать.
Папа сказал:
- Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка.
А бабушка говорит:
- Кашу маслом не испортишь.
2.Задание: творческий диктан
Без задних …; брать себя в …; бросать слова на …;взять голыми …; водить за …; не разольёшь …; вывести на чистую …; делать из мухи …; держать язык за …; держать камень за …; ждать у моря …; за тридевять …; зарубить себе на …; гроша медного не …; днём согнём не …; в ежовых рукавицах …; палец о палец не …
3.Дополните их, соединяя стрелками. Взаимопроверка
Хитёр как лиса
Труслив как заяц
Голоден как волк
Здоров как бык
Изворотлив как уж
Надут как индюк
Нем как рыба
Грязный как свинья
Упрям как осёл
Болтлив как сорока
Колючий как ёж.
хоть пруд пруди куда глаза глядят
кто во что горазд в двух шагах
как снег на голову куры не клюют
ни рыба ни мясо кто в лес, кто по дрова
рукой подать как гром среди ясного неба
куда ноги несут ни то ни сё
с пустыми руками приводить в бешенство
ни кровинки в лице несолоно хлебавши
доводить до белого каления как мел
4. Подобрать к данным фразеологизмам антонимы из другого столбика:
рукой подать мастер на все руки
на вес золота спустя рукава
семи пядей во лбу у черта на куличках
песок сыплется взять себя в руки
в час по чайной ложке грош цена
мастер кислых щей хоть кол на голове теши
засучив рукава молоко на губах не обсохло
душа в душу одержать победу
засучить рукава на всех парах
5. Закончить фразеологизмы
Без задних …; брать себя в …; бросать слова на …;взять голыми …; водить за …; не разольёшь …; вывести на чистую …; делать из мухи …; держать язык за …; держать камень за …; ждать у моря …; за тридевять …; зарубить себе на …; заговаривать …; гроша медного не …; днём с огнём не …; в ежовых рукавицах …; палец о палец не … ; впросак ….
6. Выполнение упр. 144, стр. 82.
Найдите фразеологизмы. Объясните их значение. Почему девочка не поняла слов, сказанных матерью?
7. Подведение итогов
1. Что такое фразеологизм?
2. Чем отличается свободное словосочетание от несвободного?
3. Можно ли при синтаксическом разборе разбивать фразеологизм на члены предложения?
4. Что нового вы узнали из истории фразеологизмов?
5. Для чего в нашей речи нужны фразеологизмы?
Домашнее задание. Упр. 147, стр. 83-84. Найдите фразеологизмы в басне И. Крылова. Как вы понимаете их значение? Для чего автор их использует?
Выставление оценок.
Используемая литература
- Русский язык. 6 класс. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. Учебник для общеобразовательных организация. В 2 ч. Ч.1. М.: Просвещение, 2016.
- Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. – М.: Дрофа, 2006.
- https://urok.1sept.ru/статьи/567574/
- https://multiurok.ru/index.php/files/prakticheskie-uprazhneniia-frazeologizmy-6-klass.html
- https://edu.gospmr.org/mod/page/view.php?id=2018