СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку на тему: "Местоимение как часть речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот урок может понадобиться учителю в своей работе. Предназначен для учащихся 4 класса.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему: "Местоимение как часть речи"»

Конспект урока по русскому языку на тему «Местоимение как часть речи»
4 «Г» класс (2019-2020 уч.год)
учитель:Седёлкина И.П.

Дидактическая цель: создать условия для осмысления, осознания и первичного закрепления новой учебной информации средствами ИКТ.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Задачи урока:

познакомить с особенностями местоимениями как часть речи;

учить распознавать местоимения среди других частей речи;

формировать УуД: личностные , познавательные, коммуникативные , регулятивные;

работать над развитием речи, орфографической грамотностью;

воспитывать интерес к предмету.

Формируемые УУД:

познавательные- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения их признаков;

коммуникативные- инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

регулятивные- постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;

- личностные- нравственно- этическое оценивание усваеваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выборна основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока.

1. Организационный момент

Начнем наш урок с улыбки. Подарим друг другу хорошее настроение.

2. Актуализация знаний . Слайд 1

Отгадайте загадки, запишите отгадки.

Отгадай загадку: у кого за носом пятка? ( Обувь)

Сижу верхом, не ведаю на ком. ( Шапка)

Вспушит она свои бока,

Свои четыре уголка,

И тебя, как ночь настанет,

Всё равно к себе притянет. ( Подушка)

На чужой спине едет, а на своей груз везёт. ( Седло)

Хоть сама и снег и лёд,

А уходит- слёзы льёт. ( Зима)

Частый, зубастый,

Вцепился в чуб вихрастый. ( Гребешок)

А ну-ка , ребята, кто угадает: На десять братьев двух шуб хватает? ( Варежки)

- Н а какие группы можно разделить слова отгадки?

Слова с безударными гласными и с парными согласными в корне)

- Подберите проверочные слова.

3 . Самоопределение к деятельности

Скажите ребята, чем вы любите заниматься вместе? ( Ответы детей)

А вот я знаю одного ученика, который очень любит смотреть кино .Послушайте об этом стихотворение А. Л. Барто. .

Заранее, заранее

Всё было решено:

У школьников собрание,

Потом у них кино.

Домой придёт

Мой старший брат,

Он мне расскажет

Всё подряд, Он объяснит мне, Что к чему.

А я большая!

Я пойму.

И вот он начал

Свой рассказ:

- Они ползут,

А он им – раз!

А тут как раз

Она ползла,

А он как даст ему

Со зла!

Они- ей- раз!

Она им- раз!

Но тут как раз

Её он спас,

Он был с ней

Заодно…

Ух, сильное кино!

Нет, видно, я ещё мала:

Я ничего не поняла .

А. Барто.

- Почему девочка ничего не поняла?

Брат не называл имена героев , а заменял их местоимениями.)

- С какими местоимениями вы уже знакомы? ( С личными)

- Сформулируйте задачи урока.

Вспомнить , что такое местоимение, каковы особенности личных местоимений, научиться распознавать личные местоимения)

4. Открытие нового знания Слайд 2

Работа на интерактивной доске .

- Прочитайте текст.

- Определите какой в нём есть недостаток.

Сова- хищная птица. Из всех видов хищников сова считается лучшим охотником.

У совы мощные когти и чуткие уши.

( В каждом предложении повторяется слово сова)

Как можно исправить этот недостаток?

Слова сова можно заменить другими словами)

Прочитайте текст, заменив во втором и третьем предложении слово сова другими словами.

Сова - хищная птица. Из всех видов хищников она считается лучшим охотником.

У неё мощные когти и чуткие уши.

- Вместо какой части речи вы употребили слова она, у неё?

( Слова она, у неё мы употребили вместо имени существительного )

Часть речи, которая употребляется вместо имени существительного , называется местоимением. Слова она, у неё являются местоимениями.

-Называют ли местоимения она, у неё на конкретный предмет или только указывают на него?

- Что же такое местоимение?

( Местоимение- часть речи, которая не называет предмет, а только указывает на него. )

5.Первичное закрепление изученного.

Работа по учебнику

Упр .108 с. 52. (Устная работа по вопросам и заданиям упражнения)

-Убедимся в правильности наших выводов, прочитав сведения о языке на с. 52 уч.

Чтение сведений о местоимении.

Упр. 109 с. 52

- Назовите личные местоимения

Словарная работа .

Найдите в толковом словаре значение слова личный Слайд 3

-Придумайте предложения, употребив слово личный.

Слайд 4

Обобщите наши рассуждения по плану:

- Что такое местоимение?

- Как называют местоимения , которые указывают на лица?

- Какие местоимения относятся к личным?

6. Физкульминутка

Я буду называть слова, относящиеся к различным частям речи. Если назову местоимение, вы хлопаете в ладоши. Если услышите другую часть речи, то топаете.

Ребята, они, дело, оно, она, метла, снег, он, горка, учитель, я, ты, друг, вы, метель.

7. Закрепление изученного материала.

1.)Работа по учебнику .

Упр 110 учебника с. 52

– Прочитайте первое предложение

-Назовите личное местоимение, которое в нем употреблено.

-Вместо какого слова оно употреблено?

( Он - сом)

– Прочитайте второе предложение.

-Назовите личное местоимение, которое в нем употреблено, Вместо какого слова оно употреблено? ( Она - ящерица)

- С какой целью в загадках используют местоимения?

Выполните письменно второе задание к упражнению.

2.)Задание на интерактивной доске Слайд 5.

Внимательно рассмотрите рассыпанные буквы:

р о е к к у а н ь

к о о г з о ё р л о д

м м а е л д и в е н д а ь

Используя их, отгадайте загадки:

Только этот водоём, для него родимый дом.

Кого куда-то запустили, ущерб огромный допустили?

Какой кустарник каждый день кому- то посещать не лень?

Справка: озеро, окунь, козёл, огород, малина, медведь.

Слова- отгадки замените подходящими по смыслу местоимениями..

Запишите отгадки и местоимения , которые их заменяют.

( Озеро- оно, козёл – он, малина- она )

3.)Самостоятельная работа

Работа по карточкам . (Разноуровневые задания)




  1. уровень




Задание: При написании предложений одинаковые существительные заменяйте подходящими по смыслу местоимениями. Раскройте скобки. Вставьте пропущенные буквы.

. В ( Аа) фрике есть птич…ка, которая умеет н…х…дить гн…зда диких пчёл. Птич…ку з..вут м…доуказчиком

. Ч…й нельзя считать тр…вой. Ч..й делается ( из) лист…ев ч…йного дер…ва

Мангуст ловко истребляет змей. Мангуста специально держат ( в ) тех местах, где змеи з…п…лзают ( в) д…ма.




2 уровень

Задание: В каждой паре предложений одно обозначает причину какого либо явления, а другое является следствием этой причины . Определите, в какой роли выступает каждое предложение, и напишитеих в следующем порядке: причина- следствие. При написании предложений одинаковые существительные заменяйте подходящими по смыслу местоимениями. Раскройте скобки. Вставьте пропущенные буквы.

Птич…ку з..вут м…доуказчиком. В ( Аа) фрике есть птич…ка, которая умеет н…х…дить гн…зда диких пчёл.

Ч..й делается ( из) лист…ев ч…йного дер…ва. Ч…й нельзя считать тр…вой.

Мангуста специально держат ( в ) тех местах, где змеи з…п…лзают ( в) д…ма. Мангуст ловко истребляет змей.

  1. уровень

Задание . Прочитайте текст . используя материал для справок, добавьте в указанные абзацы последние предложения . По смыслу они должны быть следствием того, о чём говорится в предыдущих предложениях. Напишите. Вставьте нужные буквы. На какие группы вы можете разделить пропущенные орфограммы?



Сотни тысяч лет назад, з(а,о)долго до п(о,а)явления ч(е,и)л(о,авека на З(е,и)мле, в ( а,о) кеанах уже плавали рыбы. В то время они были самыми высокоразвитыми с(а,о)зданиями.

Обычно у рыбы удл(и,е)ненная и суживающаяся к хвосту форма.____________________. Кроме одного вида рыб. Все остальные дышат при пом(а,о)щи жабр. Рыба з( о,а) глатывает ртом воду, которая пр(а,о) ходит через жабры.и выл (е,и) вается через сп(е,и)циальное (о,а)тверстие._______________. Кровь у рыб холодная. __________________. Рыбы имеют тёмную (а,о)краскусверху,и светлую снизу.

:_________________-.



Справка:

Они тоже чувствительны к боли.

В воде содержится кислород, и он через жабры попадает в кровь рыбы.

Это помогает им защищаться от своих врагов. Которые, глядя сверху, видят тёмный свет.; а снизу кажется, что это светлая поверхность воды.

Она способствует передвижению рыб в воде.




8. Рефлексия

Графический диктант (+,-)

( Один обучающийся у доски) Слайд 6

1..Местоимение- часть речи.

2. Здесь написаны только местоимения: мы, он, ох, она, они, ты.

3.Он- местоимение.

4.Местоимение не называют предмет и не указывают на него.

5.Личные местоимения заменяют имена существительные.

Проверка с доски Слайд7

Поднимите руку кто выполнил правильно

-Поднимите руку кто допустил одну ошибку.

- Кто не справился сз аданием?

Оцените свою работу на уроке смайликами.




9.Подведение итогов урок а.

– Что нового узнали сегодня на уроке?

- Какое задание было интересно выполнять?

- Что показалось вам трудным?

10 Дом. задание.

С. 53 упр 111