Урок 22. Русский язык класс:3-Б дата:01.10.24
Тема: Непроизносимые согласные
Цель: обобщить знания учащихся о написании непроизносимых согласных.
Планируемые результаты: учащиеся научатся писать слова с буквами непроизносимых согласных; строить устные ответы — рассуждения; аргументированно отвечать и доказывать свое мнение.
- Личностные УУД: формулировать и аргументировать собственное мнение; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Регулятивные УУД :высказывать свое предположение на основе учебного материала; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции; осуществлять самоконтроль.
Познавательные УУД: проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения (моделируют процессы) и осуществлять их экспериментальную проверку; выстраивать логическую цепь рассуждений– анализ объектов с целью выделения признаков; контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; формулирование и аргументация своего мнения и позиции; уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование: карточки с заданиями.
Ход урока
1.Организационный момент
2.Актуализация знаний
Словарная работа
— Из стихотворных строк и загадок выпишите имена собственные.
По улице Чайковского,
Широкой и прямой,
Шел с площади Восстания
Автобус голубой.
Ленива сытая хозяйка,
И такса Кнопочка — лентяйка!
Бесстрашен пограничник-воин,
И пес Руслан его достоин.
Хозяин пса — кулак и скряга,
Под стать ему Репей — дворняга.
— Прочитайте, какие словосочетания выписали. Подчеркните орфограммы. Допишите еще по три словосочетания на это правило.
— Какие слова относятся к именам собственным? Как они пишутся?
3.Самоопределение к деятельности
- Прочитайте слово, написанное на доске в транскрипции.
[Сонцэ]
— Сколько в этом слове звуков? Интересно, а сколько букв?
— Подберите однокоренные слова. (Солнышко, солнечный.)
— Запишите их. Какой корень в этих словах? (-СОЛН-.)
— Произносится ли в слове солнце звук [л]? А буква Л пишется?
— Как называете звук, который не произносится, но пишется?
(Непроизносимый согласный.)
4.Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 72 (с. 49) (По заданиям.)
— В каких случаях в слове могут оказаться непроизносимые согласные? (Когда есть сочетания нескольких согласных. Две или три согласные подряд очень трудно произносить, поэтому одну из них мы не говорим, то есть упрощаем произношение.)
— Прочитайте «Узелки на память» на с. 49 и узнаете правило проверки непроизносимых согласных.
Есть еще согласные —
Шутники ужасные,
Очень любят играть в прятки
И загадывать загадки.
В слове СЕРДЦЕ буква Д,
В слове СОЛНЦЕ буква Л
Замаскировались классно,
Только все это напрасно.
Им не спрятаться от нас —
Мы отыщем их сейчас.
Подберем такое слово,
Чтоб открылась буква снова:
Солнышко, сердечко — тут
Наши буковки живут.
Отыскались, милые
Непроизносимые.
К парному согласному
Мы подставим гласную.
И загадка решена,
Что за буква здесь нужна.
Упр. 73 (с. 49)(Комментированное письмо.)
Ученики проговаривают:
Сердце. Слышу стечение согласных [рц].
Проверяю, есть ли в слове непроизносимый согласный. Проверочное слово — сердечко. Появился звук [д] перед гласным Е.
Пишу — сердце.
Упр. 74 (с. 50)(Ученики составляют устные ответы — рассуждения при объяснении слов с пропущенной орфограммой, затем выписывают слова, подбирают проверочные.)
— О какой орфограмме идет речь в отрывке?
— Как вы понимаете выражение «сомнительные и скрытые»?
— Прочитайте, как советовала Зоя Филипповна их проверять.
5.Физкультминутка
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет.
(Наклоны, руки за голову, ноги на ширине плеч)
Раз — наклон, Два — наклон,
Зашумел листвою клен. (Кружатся, руки вверх.)
6.Продолжение работы по теме урока
С.50 упр.75
7.Рефлексия
— Выпишите слово с непроизносимой согласной, запишите рядом проверочное слово.
Глядь — поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный.
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?» —
Говорит она ему.
8.Подведение итогов урока
— В каких случаях надо проверять, есть ли в слове непроизносимый согласный?
— Как его надо проверять?
9.Домашнее задание
Выполнить упр. 70(2) (с. 48) в учебнике.