Этапы урока | Формы, методы методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
осуществляемые действия | формируемые умения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) | Фронтальный. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Инсценировка стихотворения: За окошком снег идёт, По минутам день ползёт. Надоело долго ждать – Буду солнце рисовать. Нарисую солнце – Приклею на оконце, Стало в комнате светлей, Сразу стало веселей. Я скажу вам, не тая, - Жить без солнышка нельзя! Вешает картинку солнца. - Меня зовут Снегурочка. И пришла я к вам из сказочного леса и принесла на ваш урок интересные задания, необычную тетрадь из леса, в которой вы будете работать. За каждый ваш правильный ответ я буду вам дарить ёлочные шары, и в конце урока будем украшать наши ёлочки и сравним, чья ёлка будет краше. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Л – проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
II. Чистописание (воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач) | Фронтальная, индивидуальная. Практический. Письмо | На доске: б п в ф г к у д т ж ш з с - Что записано на доске? (Буквы) - Какая буква лишняя и почему? (у – так как обозначает гласный звук, а все остальные согласные) - Какие это согласные? (звонкие – глухие, парные) В алфавите пары есть Их у нас всего лишь 6. Верхний ряд всегда звенит. Нижний - тихо говорит. -Запишите согласные парами: в верхней строчке – буквы, обозначающие звонкий звук, в нижней - буквы, обозначающие глухой звук. (Проверка. ПРОЧИТАТЬ ЗВУКАМИ) | Выполняют письмо по образцу | Пр. – вырабатывают каллиграфический почерк |
III. Словарно-орфографическая работа. Слово с непроверяемым написанием «мороз» | Фронтальная, индивидуальная. | - Запишем слово мороз. - Найдите ошибкоопасные места. - Какое это слово? - Ещё какую орфограмму обнаружили? Как проверим? – Составьте с этим словом предложение. - Подчеркните грамматическую основу. | Слушают учителя, отвечают на вопросы. Составляют предложения, комментируют удачные предложения своих одноклассников | Пр. – формулируют лексическое значение слова; выполняют задания по развитию речи: составляют предложения с заданным словом, дают оценку предложениям, составленным другими учащимися. Р – принимают учебную задачу |
IV. Постановка учебной задачи* (Мотивация учебной деятельности учащихся.) | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | Снег ложится на дома: К нам опять пришла Зима . - А с приходом зимы мы с нетерпением ждем самый волшебный, сказочный праздник «Новый год». Все заранее готовятся к нему. Мой сосед, маленький Глеб тоже готовится к Новому году и вот какая история приключилась у мальчика Глеба. Он написал письмо деду Морозу, но допустил ошибки в некоторых словах. Он попросил меня о помощи. Поможем Глебу? - Спасибо! Я передам письмо Глебу и он обязательно получит свой подарок. И вы, ребята, напишите письмо Деду Морозу с пожеланиями и поздравлениями. - На какое правило допущены ошибки? Кто помнит это правило? - Исходя из этой проблемы, попробуйте сформулировать тему нашего урока? (СЛАЙД) и Цели СЛАЙД - Знакома ли вам эта тема? - Откроем учебники и прочитаем правило на стр.112. | Слушают учителя. Работают с текстом. Учащиеся по очереди называют слово и проверочное; на слайде исправляются ошибки). Дед-деда, мороз-морозы, игрушки-игрушек, Глеб-Глеба. Определяют, каких знаний недостаточно для решения орфо-графической задачи: необходимо знание правила правописания парных по глухости-звонкости согласных в корне. Предлагают свои варианты формулировки цели урока Правописание слов с парной согласной в корне, на конце слова. Вспомнить парные согласные, правило проверки парных согласных, уметь правильно писать слова с парными согласными. | Пр. – анализируют текст с целью решения орфографических задач. П – сопоставляют изученное и неизученное с целью выявления недостаточности знаний для решения поставленной учебной задачи, определяют цель работы на учебном занятии. Р – принимают учебную задачу, сформулированную учителем. К – строят монологический ответ, используя аргументацию |
V. Актуализация знаний. (Воспроизве- дение знаний о парных по глухости-звонкости согласных звуках (учебник, упр. 211, стр. 112) | Фронтальная, (беседа по во-просам); индивидуальная (выполнение заданий упражнений учебника). Практический | Читает стихотворение наизусть, задаёт вопросы. - Кто написал это стихотворение? - Кто такой А.С.Пушкин? - Великий русский поэт, который жил в 18-19вв. Он написал много произведений. Александр Пушкин еще при жизни стал великим поэтом. Его стихи известны по всему миру и переведены на множество языков. Вам он известен по сказкам «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане». - Как понимаете слово лоно? Лоно(устар.) – перен.: ширь или глубь земли, вод, моря. - Как называет поэт снежинки в этом стихотворении? - Найдите слова на орфограмму «Парная согласная», выпишите эти слова вместе с проверочными. • Что происходит со звонкими согласными, находящимися в слабой позиции? • Какие позиции являются слабыми для звонких согласных? | Называют пары звуков, объясняют, что происходит со звонкими согласными, когда они находятся перед глухими согласными (упр. 209) или в конце слова (упр. 210) | П – наблюдают за текстом с целью анализа изучаемого явления; отрабатывают умение самостоятельно делать выводы, основываясь на самостоятельном исследовании. Р – принимают учебную задачу, сформулированную учителем |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Танец «Мешок деда Мороза» | Выполняют движения под руководством учителя | Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке |
VI. Применение знаний и умений в новой ситуации | Дифференцированная. Индивидуальная. Парна я. | В ваших рабочих тетрадях есть задания трех уровней. Уровень А -лёгкое, на знание и применение , В - задание, где надо больше подумать;а С – приложить все свои умения и старания. А Найдите ошибки. Исправьте их. Хлеп/б, Рыбаг/к, Клюв/ф, Морос/з ,Нож/ш ,Сторош/ж , Суб/п, Эташ/ж, Лёд/т ,Выхот/д В Найдите слова с парной согласной в корне. Подчеркните их. Ночью был легкий мороз. Реки оделись ледяным ковром. Ребята надевают шапку, варежки и бегут играть в снежки. Малыши вылепили снеговика. Вместо носа морковка. В пушистый снег спрятались елочки. С Вставьте в предложения подходящие слова с парной согласной На дворе …. Выпал пушистый … . Маша надела теплую …. Ребята играют в …. | Выполняют задания на карточках, проверяют в парах по эталону, ставят оценку друг другу. | Р – принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития. К – умение договариваться, оценивать вклад в результат общей деятельности. |
VII. Обобщение и систематизация знаний | Фронтальная. Групповая. Словесный. Практический | Интерактивная игра. | Выходят с каждого стола один ученик и выполняют задание. | Пр. – применяют изученное орфографическое правило во время игры, видят изучаемую орфограмму в слове, подбирают проверочное слово, объясняют условия выбора орфограммы. К – соревнуются между группами. |
VIII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Групповая. Индивидуальная. Практиче-ский. Письмо. | - Скажите, ребята? Кому мы сегодня помогли? Можно ли назвать это добрым делом? Почему? А какие пословицы и поговорки вы знаете о добре, дружбе. Работа в группе. (карточки со словами на партах) Спишите. Добрые слова лучше мя…кого пирога. - Какую букву вставили и почему? (мягкий-мягок). | Самостоятельно выполняют упражнение. Представляют результаты работы | Пр. – применяют изученное орфографическое правило на письме |
IX. Домашнее задание | Дифференцированная. Словесный. Объяснение учителя. | 1) с 113 правило, 2) письмо Деду Морозу, 3) карточка, в которой задания разноуровневое. Какое вам понравится задание и вы уверены, что справитесь, то и выполните. | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Р – принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития |
X. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа | - На последней странице ваших рабочих тетрадей отметьте плюсом то, что больше всего вам понравилось на уроке. –Теперь украсьте свои ёлочки. | Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока. Каждая команда украшает ёлочки, заработанными шарами. Сравнивают их. | Р – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке |