Конспект урока по математике на тему: « Синонимы»
Предмет: русский язык (ПНШ)
Класс: 4 класс
Авторы урока: Морозова А.С. (учитель начальных классов).
Образовательное учреждение: МОУ «Средняя школа №10»
Цель: создать условия для освоения детьми понятия «синоним», особенностей употребления синонимов.
Задачи урока: знать определение синонимов, научить находить в тексте слова-синонимы, определять их назначение.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование: презентация, словари, оценочные листы.
1) Оргмомент.
2)Откройте тетради, запишите: Двадцать шестое января. Классная работа.
3) 1. Отгадайте загадку: Без рук, без ног, а рисовать умеет. (моро́з)
На какой слог падает ударение? Правописание какой буквы надо запомнить?
Почему? (Непроверяемое написание, словарное слово)
А какая орфограмма ещё встретилась в этом слове, как её проверить?
(Парный согласный на конце слова [с] мороз- морозы). Запишите это слово.
2. Закончите стихотворение:
Всё лицо и руки Залепил мне снег... Мне в сугробе горе, а (……) смех.
Запишите слово ребЯта.(Непроверяемое написание, сл.сл.)
На какой слог падает ударение? Правописание какой буквы надо запомнить?
4. Посмотрите на рисунок и скажите, что здесь изображено, назвать одним словом? (одЕжда) На какой слог падает ударение? Правописание какой буквы надо запомнить? Почему?(Непроверяемое написание ,сл. сл.) Запишите это слово.
5.Составьте предложения с этими словами. (Ребята в мороз вышли на улицу в тёплой одежде. Все одеты в тёплую одежду. и т.д.) Тёплая одежда спасает ребят от мороза.
6. Введение в новую тему.
-Что вы сейчас записали? (Предложение, т.к содержит законченную мысль)
-Что можно составить из предложений? (Текст, т.к. предложения связаны между собой по смыслу, текст можно озаглавить)
-Чем текст отличается от предложения?
7.Ребята, у вас перед глазами у каждого лежит листок с текстом . Взять себе.
Можно ли назвать прочитанное текстами? Докажите.
8. Поработайте в парах над вопросами:
-Чем отличаются тексты? Какой интереснее? Почему?(Ответы учащихся.)
-Выпишите только те слова, кот. эти тексты различаются. Измените, если нужно, форму слова так, чтобы слова отвечали на вопрос Кто?, т.е. поставьте в нач. ф. Малыши, дети, детвора.
-Допишите слово, которое чаще всего употребляется во втором тексте. Ребята.
-Что вы можете сказать об этих словах? (Слова близкие по значению.)
-Как мы называем такие слова? (Синонимы)
Ф.М. Я иду и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.)
Я пою и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)
Мы идем и мы поем — раз, два, три. (Прыжки на месте.)
Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Шагаем на месте.)
9.Откройте учебники (стр.18), прочитайте тему урока «Синонимы» повторение
-Как вы думаете, для чего вам нужно изучать эту тему?
Школьникам надо ответить на вопрос Евдокии Васильевны: «Какие слова называются синонимами?» (Синонимы – слова одной части речи, которые имеют одинаковое или близкое значение, но звучат и пишутся по-разному.)
10. Наблюдение со значением слов-синонимов
Устно Упражнение 12. В этом упражнении учащиеся работают со словами-синонимами, которые близки по значению, но одно из слов в каждой
паре называет более сильное проявление данного предмета.
тьма-мрак ветер-ураган гнев-беспокойтво
(В науке такие синонимы называются НЕПОЛНЫМИ СИНОНИМАМИ.)
11. Упражнение 13. Здесь ребята работают с парами синонимов, одно из которых считается устаревшим, то есть не употребляется в современной речи.
Они объединяются близостью, схожестью значения
12.Письменно Упражнение 14. Научить различать полные синонимы
(обозначающие одно и то же) и неполные синонимы (в значении которых есть разница). К 1группе: азбука – алфавит, врач – доктор, везде – всюду.
Ко 2группе: мёрзнуть – коченеть, грустить – горевать, дорогой – драгоценный, любить – обожать. (Второе слово в каждой паре второй группы называет более сильное проявление названного. )
13. Работа заканчивается тем, что школьники иллюстрируют вывод на с. 20 своими примерами.
14. Выполнение задания в тестовой форме.
Запишите через запятую нужное слово:
1. слово с непроверяемой орфограммой, которое начинается на звонкий согл. холод стужа мороз
2. Каким словом лучше всего назвать учеников 2-3 класса, которое начинается на парный согласный (по звонкости/глухости ) дети ребята малыши
3. синоним к слову школьник. ученик сосед приятель
4. синоним к слову одежда. пальто наряд ткань
5. синоним к слову дом. здание театр кухня
Проверка. (Правильные ответы открываются на доске). Поставьте на полях букву «С», проверял сам
У кого все ответы выбраны верно – поставьте себе “5”.
У кого четыре правильных ответа – поставьте “4”.
Остальным нужно будет ещё раз внимательно подумать и исправить ошибки.
15 Домашнее задание: ТПО упражнение 9
16. Итог урока.
Что нового вы узнали на уроке? Свой ответ начните со слов: Сегодня на уроке я...
1) С самого утра во дворе слышны веселые крики малышей. Ребята строят ледяную горку. Дети сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет детворе кататься с горки.
2) С самого утра во дворе слышны веселые крики ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки.
1) С самого утра во дворе слышны веселые крики малышей. Ребята строят ледяную горку. Дети сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет детворе кататься с горки.
2) С самого утра во дворе слышны веселые крики ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки.
1) С самого утра во дворе слышны веселые крики малышей. Ребята строят ледяную горку. Дети сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет детворе кататься с горки.
2) С самого утра во дворе слышны веселые крики ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки.
1) С самого утра во дворе слышны веселые крики малышей. Ребята строят ледяную горку. Дети сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет детворе кататься с горки.
2) С самого утра во дворе слышны веселые крики ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки.
1) С самого утра во дворе слышны веселые крики малышей. Ребята строят ледяную горку. Дети сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет детворе кататься с горки.
2) С самого утра во дворе слышны веселые крики ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки.
1) С самого утра во дворе слышны веселые крики малышей. Ребята строят ледяную горку. Дети сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет детворе кататься с горки.
2) С самого утра во дворе слышны веселые крики ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки.
Выполнение задания в тестовой форме. Выдели нужное: | Выполнение задания в тестовой форме. Выдели нужное: |
1. Слово с непроверяемой орфограммой. холод стужа мороз 2. Каким словом лучше всего назвать учеников 2-3 класса. дети ребята малыши 3. Синоним к слову школьник. ученик сосед приятель | 4. Синоним к слову одежда. пальто наряд ткань 5. Синоним к слову дом. здание театр кухня | 1. Слово с непроверяемой орфограммой. холод стужа мороз 2. Каким словом лучше всего назвать учеников 2-3 класса. дети ребята малыши 3. Синоним к слову школьник. ученик сосед приятель | 4. Синоним к слову одежда. пальто наряд ткань 5. Синоним к слову дом. здание театр кухня |
мороз
ребята
одежда
мороз
ученик
дети
пальто
наряд
здание