Урок русского языка по теме: «Заглавная буква в именах собственных»
2 класс
Ход урока:
Пальчиковая гимнастика.
Минутка чистописания.
А И К Т
Анна Ирина Кирилл Татьяна
Повторение пройденного.
Волчья, лисьи, заячьи, беличьи, соловьиная, радостное.
Определить тему повторения (разделительный ь), найти лишнее слово, списать, вставить пропущенные буквы, подчеркнуть лишнее слово.
Новая тема.
Посмотрите на буквы, которые мы писали на минутке чистописания. Какие они? (заглавные)
С какой буквы записаны слова? (с большой)
Какой частью речи эти слова являются? (существительные)
А если имя существительное записано с заглавной буквы, то какое это им.сущ? (собственное)
Как думаете, какая тема нашего урока? (заглавная буква в именах существительных)
Давайте повторим правила:
Что такое прилагательное? Глагол?
Что такое им.сущ.?
Что такое одушевлённое им.сущ? неодушевлённое? Собственное? Нарицательное?
Сегодня на уроке мы будем повторять правила правописания собственных им.сущ.
Распределите слова на 4 группы: (Фамилия, имя, отчество, нарицательное им.сущ.)
Иванов, Пётр, Олегович, ученик, Пушкин, Сергеевич, Андрей, вата, кенгуру, Нина, Гагарин, Алексеевич.
Фамилия | Имя | Отчество | Нариц. Им.сущ. |
Иванов | Петр | Олегович | ученик |
Пушкин | Андрей | Сергеевич | вата |
Гагарин | Нина | Алексеевич | кенгуру |
Работа по учебнику. (Стр. 54, упр. 92)
Показать картины с изображением богатырей.
Устно: (объясняем, что отчество происходить от имени отца)
Отец Добрыни Никитича – Никита
Отец Микулы Селяниновича – Селянин
Отец Вольги Святославовича – Святослав
Отец Ильи Муромца – Иванович
Прозвище Ильи Муромца произошло от названия города Муром.
Письменно:
Добрыня Никитич, Микула Селянинович, Вольга Святославович, Илья Муромец.
Словарная работа:
Новые слова – отец, фамилия.
Отец – мужчина-родитель по отношению к своим детям.
Фамилия – наследственное имя рода, указывающее на принадлежность человека к одной семье.
Отец, фамилия, январь, февраль, месяц, обезьяна, завод, вдруг, учительница, ученик.
Рефлексия.
На полях проводим вертикальную прямую длиной 2 см, с помощью линейки и карандаша.
Оцениваем свою работу на уроке:
если всё поняли и все задания выполнили правильно, то ставим цветным карандашом вверху линии точку;
если, что-то не получилось, то в середине линии;
если с многими заданиями не справились, то внизу. С этими ребятами мы поработаем индивидуально.
Итог урок.
С какой буквы пишутся собственные им. существительные?
Имена каких богатырей вы запомнили?
Как узнать отчество у человека?
Что такое имя существительное?