Тема урока: «Звук [ч`], буквы Ч, ч»
Ход урока
Организация класса. Активизация внимания.
Повторение изученного.
Вопросы.
Что обозначают буквы? (Звуки)
Какие бывают звуки? (Гласные и согласные)
Произнесите гласные звуки.
Произнесите согласные.
Чем гласные отличаются от согласных? (Можем тянуть, петь, язычок внизу)
Каким цветом обозначаются гласные звуки? (Красным). Согласные? (Синим и зеленым). Почему для обозначения согласных нужно 2 цвета? (Согласные бывают твердыми – синий цвет и мягкими - зеленый)
Классификация букв.
Сообщение цели урока.
Ознакомление со звуком [ч`]
Отгадывание загадок («Доскажи словечко!»)
Идёт спокойно, не спеша –
Пусть видят все как хороша!
Удобна и прочна рубаха,
В которой ходит … (черепаха)
Он дружок зверям и детям,
Он живое существо,
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного.
Потому что он не птица,
Не тигрёнок, не лисица,
Не котёнок, не щенок,
Не волчонок, не сурок,
Но заснята для кино
И известна всем давно
Эта милая мордашка
И зовётся … (Чебурашка)
Характеристика звука.
Какое положение занимает язык при произнесении звука? (Прижимается к небу). Может ли воздух проходить свободно? (Нет). Можем ли этот звук тянуть, петь? (Нет). Какой он? (Согласный)
Произнесите слово «Чебурашка» еще раз. Какой звук [ч`], твердый или мягкий. (Мягкий). Прикрепляем рядом с картинкой зеленый квадратик.
А, может, в слове «черепашка» этот звук произносится твердо? (Нет). Прикрепляем зеленый квадратик.
Звук [`ч] необычный. Он всегда мягкий, не бывает твердым, строгим. Не умеет сердиться.
Назвать слово со звуком [`ч] самостоятельно.
Подбор антонимов и синонимов.
Будем называть слова, противоположные по смыслу, слова-наоборот. Все они начинаются со звука [`ч]
В шахматах есть фигуры белые, а есть … (чёрные)
Помыли руки, и они из грязных стали … (чистыми)
Грустный человек смеется редко, а весёлый … (часто)
Есть вещи свои, их брать можно, а есть … (чужие), их брать нельзя
Ознакомление с буквами Ч, ч.
Вывод.
Обобщение, подведение итогов.
С какой буквой мы познакомились? (используется плакат)
Какого цвета заглавная печатная «Ч»?
А письменная строчная?
Какой звук обозначает?
Что в нем особенного?
Какие слова запомнили?
Что понравилось?
Учитель отмечает внимательных, активных детей.