Конспект урока по русскому языку (11 класс)
Тема урока: «Обучение написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту. Редактирование сочинения».
Тип урока: урок усвоения новых знаний через редактирование текста
Цели урока: повторение теоретических аспектов написания сочинения-рассуждения по прочитанному тексту, анализ предложенного сочинения с указанием и комментированием ошибок, обучение редактированию текста, отработка умения работать в группе, проведение анализа своей деятельности.
Оборудование: текст сочинения, предназначенный для оценивания и редактирования, критерии оценки сочинения.
Ход урока:
1. Организационный этап
В течение года мы с вами учились писать сочинения по типу ЕГЭ, но не все еще справляются с эти видом работы. Начертите на листе бумаги шкалу самооценки и оцените свое умение писать сочинение - рассуждение. В конце урока вы также поставите себе оценку и сравните ее с предыдущей.
2. Постановка целей урока
3. Актуализация знаний
Повторение теоретических сведений, заполнение таблицы (работа в группе)
Тема текста - это
Проблема текста – это
Комментарий к проблеме – это
Аргументы –
Заключение -
Проблема | Вопрос, поставленный в художественном произведении или в тексте и требующий разрешения, исследования. Сформулировать проблему можно в форме вопроса или названия какого-либо факта в родительном падеже. (Проблема ставится в родительном падеже!). |
Комментарий | Комментарий к проблеме — это объяснение, как избранная проблема раскрывается в предложенном тексте. Пояснения к какому-либо тексту, его толкование, изъяснение. Нужно не просто разъяснить, в чём смысл обсуждаемой проблемы, но и показать, как она разбирается на материале текста, какие использованы примеры. Уместны небольшие цитаты в виде образных словосочетаний или кратких предложений. |
Позиция автора | Это отношение автора к проблеме, его ответ на поставленный вопрос, основная мысль. Возможно, именно в последних предложениях вы сможете прочитать, как автор отвечает на свой вопрос. |
Моя позиция | Это выражение своего мнения по данной проблеме. Своё мнение можно выразить, соглашаясь с точкой зрения автора или оспаривая (частично или полностью) её. Позиция должна содержать ответ на проблемный вопрос! Перечитайте проблемный вопрос. Даже соглашаясь с автором, сформулируйте ещё раз свою позицию иными фразами. |
1-ый аргумент | В.И. Даль: « Аргумент – причина, доказательство, убеждение, довод». Смысл аргументации в том, чтобы показать важность, актуальность, ценность высказываемых идей. Одно доказательство обязательно нужно взять из произведений художественной литературы. (Это требование с 2012 года). Нельзя использовать сказки, даже желательно не использовать сказки Салтыкова-Щедрина. |
2-ой аргумент | В качестве другого аргумента желательно использовать интересные факты общественной жизни, истории, политики, искусства, биографии известных людей (со ссылкой на авторитет). В крайнем случае – из своей жизни. |
Заключение | Вернуться к поставленной проблеме и записать вывод, который должен соответствовать данной проблеме |
4. Чтение текста, определение темы, выявление проблемы и оценка сочинения согласно критериям (таблица с критериями оценки сочинения была предложена учащимся для ознакомления на предыдущих уроках)
Текст
(1)Какие поступки мы считаем героическими? (2)Можно ли отделить подлинно героическое от лжегероизма? (3)Кто в общественном и индивидуальном сознании предстаёт как герой - творец подвига?
(4)Об этом давно задумываются люди. (5)Давно задают вопросы и пытаются на них отвечать. (6)Для каждой эпохи эти ответы были своими, соответствующими мировоззрению, которое в ту пору господствовало. (7)Ведь люди привязаны к галере своего времени. (8)Взгляды на мир, общество, мышление и, естественно, на человеческие поступки отражают доминирующие в обществе социальные и моральные установки и характер отношения ко злу, добру, справедливости, благородству, мужеству.
(9)У древних греков, например, героем считался тот, кто обладал огромной физической силой, благородством и был способен одерживать верх в сражениях, битвах, войнах. (10)А вот средневековое общество поэтизировало представителей военного сословия - рыцарей, состоявших на службе у феодалов. (11)Для защиты владений, споров с соседями, удержания в повиновении нужна была военная сила. (12)Значительно позднее Ф. Ницше утверждал, что героем может быть тот, кто ближе к идеалу «сверхчеловека» - человеческому уникуму, способному властвовать над «рабской моралью», «предрассудками», «дряблыми идеалами». (13)«Слабые и неудачные, - писал Ницше, - должны погибнуть. (14)Такова альфа нашего человеколюбия». (15)Герой для Ницше - это «полубог, полузверь, получеловек с крыльями ангела, злое демоническое существо».
(16)Каковы же сегодня критерии героического? (17)Некоторое время назад на Западе был широко разрекламирован безрассудно смелый поступок двух молодых парашютистов-американцев, напоминающий игру в кошки-мышки со смертью. (18)Один из молодых парней выпрыгнул из люка самолёта без парашюта, а через точно рассчитанное время - другой, с двумя парашютами. (19)В воздухе второй парашютист «догнал» первого, передал ему парашют, который тот пристегнул во время продолжающегося падения. (20)В итоге оба благополучно приземлились. (21)Исключительный случай? (22)Да. (23)Необычный поступок? (24)Конечно. (25)Но во имя чего был нужен этот бессмысленный риск? (26)Отдавая должное личной смелости парашютистов, следует сказать, что их поступок нельзя назвать героическим. (27)Действия, не несущие прогрессивной социальной нагрузки, даже будучи совершёнными в экстремальной ситуации, отношения к героическому не имеют. (28)В противном случае пришлось бы считать (что нередко и делается), что героями могут быть дерзкие преступники, авантюристы, грабители и т. д. (29)«Голая» исключительность не может являться критерием принадлежности поступка, действия, явления к героическому свершению. (30)Герой - не сверхъестественный феномен, а обыкновенная личность, которая исключительна лишь в одном: она способна к совершению в нужный момент такого поступка, который жизненно необходим людям.
(По Д. А. Волкогонову)
*Волкогонов Дмитрий Антонович (1928-1995) – русский публицист, историк, философ, государственный деятель.
Информация о тексте
Основные проблемы | Позиция автора |
Проблема героического. (Какие поступки, поведение, свершения можно считать героическими?) | Героическими считают те действия, подвиги, свершения, которые несут «прогрессивную социальную нагрузку», которые жизненно необходимы людям. |
Проблема героизма и лжегероизма. (Как различить подлинно героическое и лжегероизм?) | Необычный, дерзкий, исключительный поступок не может считаться героическим, если совершён не на благо людям. |
Проблема выделения критериев героического. (Каковы сегодня критерии героического?) | Критерии героического зависят от времени, от эпохи; в современном обществе герой - человек, совершающий поступок на пользу общества. |
Сочинение для редактирования
Какие поступки мы считаем героическими?Д.А. Волкогонов рассказывает в тексте о смелых американских парнях-парашютистах.
Эта проблема нравственная, злободневная и актуальная, так как смелость нужна была человеку во все времена.
Не знаю почему, но Волкогонову не нравится поступок американцев. Он осуждает парней за безрассудство.
Я не разделяю точки зрения Волкогонова. Пацаны – молодцы! Один из них, выпрыгивая из самолета, не имел парашюта. Его ему передал напарник. Разве это не герои!? Я считаю, что эти парни – настоящие герои.
У нас в городе тоже есть подобные группы ребят, которые ночью устраивают гонки без правил на автомобилях. Да, уже были среди них жертвы. Но считаю, что возможность проверить свою силу воли, пощекотать нервы на трассе – это здорово!
Можно бы привести пример из книги В. Распутина «Повесть о настоящем человеке». Там молодой летчик в годы войны теряет ноги и учится заново ходить, плясать, а потом даже и полетит…Но что-то я мало верю в этот рассказ.
По-моему, настоящий герой – это тот, кто очертя голову бросается в пламя пожара, не боится пройти по карнизу многоэтажки, испытывает свою силу воли, бросаясь в пропасть на «тарзанке».
К1 | К2 | К3 | К4 | К5 | К6 | К7 | К8 | К9 | К10 | К11 | К12 | Итого |
| | | | | | | | | | | | |
5. Беседа по тексту
Охарактеризуйте проблему, поставленную автором.
1. Что такое героизм – вот нравственный вопрос, над которым рассуждает автор.
2. Д. А. Волкогонов размышляет в тексте над вопросом, какие поступки людей мы можем считать героическими.
Какова позиция автора?
1.По мнению Д.А. Волкогонова, герой – это обыкновенная личность, способная к совершению поступка, который жизненно необходим людям. Игры парней-американцев к таким не относятся.
2.Герой, по мнению автора, это тот, кто способен совершить смелый поступок, жизненно необходимый людям.
3. Считает ли Д.А. Волкогонов парашютистов героями?
Нет, т.к. молодые люди совершили необдуманный поступок, рискуя жизнями.
6. Беседа по тексту сочинения
Какие мысли вызывает это сочинение? Сделайте прогноз, сколько примерно баллов поставят эксперты за подобную работу?
Результаты беседы:
Сочинение, хотя и превышает по количеству 150 слов, получит минимальное количество баллов, потому что в нем мы находим много ошибок:
- Проблема текста не определена.
- Неграмотно прокомментирована проблема.
-Не понята авторская позиция.
- Аргументы, приведенные в сочинении, неубедительны.
- Ученик допустил фактические ошибки: роман Бориса Полевого присвоил Валентину Распутину и не поверил автору повести, основанной на реальных событиях.
- Допущены речевые ошибки: синонимы «актуальный» и «злободневный» используются в одном предложении. Неоправданно включен фразеологизм «очертя голову». В четвертом абзаце повторяется слово «герой».
- Этическая ошибка: для сочинения на ЕГЭ неоправданно использовать слово «пацаны».
- Неточно приведен аргумент по случаю на пожаре. Если парень бросился туда, чтобы спасти людей, - это подвиг, а если решил пощекотать нервы, то это глупость.
Редактирование сочинения, исправление ошибок
Работая в группах, отберите лучшую, на ваш взгляд, формулировку проблемы, характеристику поставленного вопроса, авторскую позицию и ваши аргументы. Соедините все материалы в одно целое.
Отредактированное сочинение
Д. А. Волкогонов размышляет в тексте над вопросом, какие поступки людей мы можем считать героическими.
Автор, рассказывая о «подвиге» американских парней, один из которых выпрыгнул из самолета без парашюта, а потом принял его от напарника, соглашается с тем, что парашютисты – смелые люди. Но за героев он их не считает.
Герой, по мнению Д. А. Волкогонова, это тот, кто способен совершить смелый поступок, жизненно необходимый людям.
Я разделяю позицию автора.
Вспомним героя повести Бориса Полевого Алексея Мересьева. Настоящего героя! Оказавшись в тылу врага, летчик в зимнюю пору полз к своим. Он чуть не погиб, отморозил ноги, которые в госпитале из-за гангрены были ампутированы. Но летчик вернулся в небо! Он продолжил свой бой с фашистами!
В марте 2012 года вся страна была восхищена героическим поступком майора Сергея Солнечникова. Во время учений на полигоне в окоп, где находился Сергей со своими солдатами, упала боевая граната без чеки. Недолго думая, офицер накрыл её своим телом. Комбат погиб, но спас жизни десяти рядовым. Вот это, на мой взгляд, настоящий герой!
Таким образом, могу сделать вывод, что настоящие герои – это те, кто совершают отважные поступки, необходимые людям, а не те, кто испытывают свою смелость, неоправданно рискуя жизнью.
Подведение итогов урока:
Сравните нашу коллективную работу с тем сочинением, которое мы редактировали.
Кто понял, как необходимо дорабатывать черновики собственных сочинений?
Кто еще испытывает затруднения?
Домашнее задание: написать сочинение по данному тексту.