СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку по теме- Язык и человек. 5 класс Ладыженская

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку по теме- Язык и человек. 5 класс Ладыженская

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку по теме- Язык и человек. 5 класс Ладыженская»

Тема: Язык и человек. Язык и речь. § 1—2

ЦЕЛЬ: Познакомить с учебником и его структурой. Дать представление о ведущей роли языка как средства общения и получения знаний в жизни человека. Повторить написание словарных слов.



Ход урока

1. Организационный момент.



2. Слово учителя.

1) Знакомство с учебником, условными обозначениями (стр. 4; стр. 299—303). Прочитайте информацию на стр. 299—303. Какие разделы лингвистики вы будете изучать? Запишите в столбик название тех разделов, которые вам известны.



2) Для чего служит язык? Анализ смыслового значения предложения.

Язык — это удивительное орудие, с помощью которого люди, общаясь между собой, передают друг другу любые мысли.

(Л. Успенский)



-Прочитайте предложение, записанное на доске.

- Как вы понимаете эти слова?

-Запишите его в тетрадь.

-Укажите известные вам части речи в этом предложении.



3) Чтение и осмысление лингвистического текста из упр. 1.

Б е с е д а с у ч а щ и м и с я:

- О чем говорится в упражнении?

-Как вы определите тему этого текста?

-Прочитайте последний абзац текста.

-Попробуйте доказать справедливость этой мысли.

-Подумайте, что изменится в нашей жизни, если язык исчезнет.



4) Самостоятельная работа. Чтение лингвистического текста (упр. 2).



Б е с е д а с у ч а щ и м и с я:

- О каких трех функциях языка в нем говорится?

-Запишите в тетрадь ответ на этот вопрос.

(Язык — это средство общения, государственный язык и средство межнационального общения.)



5) Знакомство с понятием «речь». Наблюдение над рисунками из упр. 4, ответы на вопросы к ним.

К о м м е н т а р и й : чтобы сказать что-то другому человеку, мы обращаемся к языку и с помощью его средств строим речь.

В ы в о д: речь — это язык, используемый для общения людей.



4. Закрепление изученного.



а) Поиграем.

Вы пришли в библиотеку.

Охарактеризуйте условия общения:

С кем вы будете говорить?

Зачем вы пришли?

О чем будете говорить?

На каком языке?

Какое общение будет в этой ситуации?



б) Чтение и анализ пословиц из упр. 5. Какая из них больше понравилась? Распределите пословицы (устно) на две группы (по заданию в упражнении).



5.Домашнее задание.

Прочитать текст упражнения 6.

Выучить наизусть и подготовиться писать его под диктовку.

Для желающих: устно подготовить сообщение на тему «Зачем человеку нужен язык?»