Тема: Местоимение.
Цель: обобщение и систематизация знаний детей о части речи – местоимении, формировать умение правильно употреблять и писать личные местоимения.
Задачи:
Формировать умение учащихся в различении написания местоимении;
Развивать логическое мышление, орфографическую зоркость, внимание, память;
Воспитывать аккуратность, умение работать сообща.
Оборудование: учебник, видеоматериал, жетоны для оценивания, наглядный материал на доске, показ слайда.
Ход урока.
Орг. момент: (2 мин)
- Приветствие:
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Начинаем мы опять
Думать, рассуждать, смекать!
-Желаю вам работать на уроке активно, аккуратно и найти путь к новому секрету русского языка.
- Сядьте ровно. Посмотрите на доску. Оглашение правила работы на уроке. (Наглядность на доске)
- А теперь откройте тетради и запишите сегодняшнюю дату.
Минутка чистописания: (3мин)
Начинаем урок с чистописания. Для этой работы нужно подготовить пальчики:
Меж еловых мягких лап (поглаживание пальчиком по столу)
Дождик: кап-кап-кап (постукивание по столу)
Где сучок к сучку прилип (хлопки в ладоши)
Вырос гриб, гриб, гриб (поднимают руки над столом)
Кто его нашел, друзья, а? (разгибают пальчики из кулачков)
Это я,я,я! (загибают пальчики от мизинцев)
- Сегодня будем прописывать соединение букв ял, ям, ян.
Кто работу выполнил ручки на локоточек.
Словарная работа: (прописываем под диктовку) яблоко, якорь, ягода, язык, январь, … .
Изучение нового материала: (15 мин)
Раздача жетонов за правильный ответ.
а) – В некотором царстве, в некотором государстве жили – были МЕСТОИМЕНИЯ.
Местоимения – это маленькие словечки, которые очень часто используются в нашей речи, вместо имен или вместо названия предмета. Однажды в этом Царстве провели перепись населения, - и местоимений оказалось 96. Жили они на разных улицах, которые назывались: личные, указательные, вопросительные, притяжательные, отрицательные.
Местоимения жили дружно и весело. Я и МЫ, ТЫ и ВЫ, ОН, ОНА, ОНО, ОНИ. А утром, когда они просыпались, сразу бежали на улицу. Их можно было увидеть и на радуге, и на полянке и в речке. Они даже могли превращаться в капельки дождя и с веселым смехом падать на землю. А вечером местоимения собирались все вместе, напевали свою любимую песенку:
Я, ТЫ, ОН, ОНА –
Вместе целая страна,
Вместе дружная семья,
В слове «МЫ» сто тысяч Я!
И вот однажды имена существительные услышали их веселую песенку и решили пригласить местоимения к себе в гости. Они подружились, потому что отвечали на те же вопросы: КТО? ЧТО? ( кто?- Я, кто?- ТЫ)
А еще местоимения любят загадывать всем загадки. И загадки не простые. Они не называли предмет, а только на него указывали. Послушайте одну!
(загадка записана на доске)
ТЫ ЗА НЕЙ, А ОНА ОТ ТЕБЯ, ТЫ ОТ НЕЕ, А ОНА ЗА ТОБОЙ.
- Что это такое? Догадались? (тень)
- Прочитайте выделенные слова. Все выделенные слова – это местоимения.
Работа над сказкой.
- Вам понравилась сказка?
- Что обозначает слово местоимение? (вместо имени)
- Сколько местоимений было в царстве после переписи? (96)
- С кем подружились местоимения? (с именем сущ.)
- Что общего между именами существительными и местоимениями? (отвечают на одни и те же вопросы).
- Какие местоимения вы уже можете назвать?
б) – Обратите внимание на правило в желтой рамочке. Прочитайте его про себя (один ученик читает вслух).
- Кто прочитал, сядьте ровно!
- Что такое местоимение? На какие вопросы отвечает?
в) Вывешивание на доске название темы.
Стих о местоимении:
Я о себе такого мнения
Огромна роль местоимения
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена!
У личного местоимения есть мн. и ед. число. (посмотрите на доску )
К 1-лицу ед.ч. относятся местоимение –Я, а мн.ч. – МЫ.
2 – лицо ед.ч. относится местоимение – ТЫ, а мн.ч. – ВЫ.
3- лицо ед.ч. относится местоимение – ОН, а мн.ч. – ОНИ.
Закрепление нового материала. (17 мин)
- Обратите внимание на упр.283, прочитать вслух, выписать личные местоимения и определить число и лицо. У доски комментировано.
- Ребята, какие личные местоимения используются в разговоре героев? (он-3лицо, ед.ч.,его – возвратное местоимение, 3 лицо, ед.ч., я- 1лицо,ед.ч.,мне- 1 лицо, ед.ч.(работа у доски по цепочке, комментировано).
Физминутка (3 мин)
- Ребята, обратите внимание на таблицу. У местоимения есть 3 лица (1,2,3). В первом лице ед.ч. местоимение Я, а во мн.ч. МЫ. Во втором лице ед.ч. местоимение ТЫ, мн.ч. – ВЫ, в третьем лице ед.ч. – ОН,ОНА,ОНО, во мн.ч. – ОНИ. Обратите внимание на правило на стр.94 местоимение 3 лица ед.ч.
- Ребята, какую особенность вы заметили?
Упр.284. Устно. Прочитайте задание и разгадайте. Кто отгадает, поднимает руку. Ребята, обратите внимание, как автор указывает на предмет, но не называет его. Кто скажет, какие местоимения он взял? Определите их род. (ОНО -ср.р., ОН -м.р., ОНА- ж.р.)
Упр.287. Спишите. Определите род выделенных сущ. Замените существительное местоимением 3өго лица, ед. или мн. числа.
Например: за окном запел соловей. Он пел такую чудесную песню. (Он- м.р.,ед.ч.)
Рефлексия: (3 мин)
- Ребята, давайте сыграем в игру «Снежный ком». Я начинаю, предложение вы заканчиваете:
Сегодня на уроке русского языка …
Оценивание и Д/з.: (2 мин)
- Запишите в дневниках упр. 288 на стр. 94 (записано на доске)
- У кого жетончики получают хорошую оценку.