СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку по теме «Правописание гласных и согласных в приставках. Гласные ы-и после приставок». 10 класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку по теме «Правописание гласных и согласных в приставках. Гласные ы-и после приставок». 10 класс.»

Конспект урока по русскому языку

по теме «Правописание гласных и согласных в приставках.

Гласные ы-и после приставок».

10 класс.

Преподаватель Шарова Наталья Валериевна.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Цель урока: повторить, обобщить  и закрепить знания и умения учащихся по теме 

«Правописание гласных и согласных в приставках. Гласные ы-и после приставок»   

Задачи урока:

  • Актуализировать и систематизировать теоретические знания по теме урока;

  • Развивать умение контролировать свою деятельность путём сличения результата действия (выполнения упражнений и тестовых заданий по теме) с эталоном (выводится на экран) с целью обнаружения и исправления отклонений от него; умение выполнять целеполагание на уроке;

  • Развивать умение работать с заданиями ЕГЭ.


ХОД УРОКА

1. Организационный момент. (2 мин). Слайд 1

- Здравствуйте! Сегодня у нас необычный урок. У нас гости, педагоги нашей школы. Надеюсь, наше занятие будет всем интересно и полезно.

- В качестве эпиграфа к уроку я взяла слова великого классика Л. Н. Толстого «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли…».

- Как вы понимаете это высказывание? (нельзя опираться в учебе только на память, надо добывать знания усилиями мысли).

- Верность слов великого классика мы и проверим на сегодняшнем уроке. 

- Откройте тетради, запишите дату, классная работа. Слайд 2

    1. Орфоэпическая разминка. Слайд 3

- Л. Н. Толстой говорил «Ошибочно думать, что многознание есть достоинство. Важно не количество, а качество знания». Сейчас я предлагаю проверить качество ваших знаний в области «Орфоэпия».

- Слайд 4.Перед вами орфоэпическая разминка. В ЕГЭ это задание № 4.

- Но задание сегодня несколько иное, чем те, с которыми вам приходилось сталкиваться на уроках русского языка. Из предложенных на слайде слов вы должны выписать только те, в которых правильно выделена буква, обозначающая ударный слог.

- На выполнение задания у вас 3 минуты. ….

- Ваше время истекло. Обменяйтесь работами с соседом по парте, проверьте результаты по предложенному на слайде ключу…слайд 5

- Оцените работу ваших одноклассников.

- А теперь давайте расставим знаки препинания в остальных словах. Слайд 6

- Молодцы. Продолжим работу.

3. Формулировка темы, цели и задач урока. Слайд 7

- Вашему вниманию предлагается слайд с вариантом задания ЕГЭ № 9.

- Прочитайте задание.

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

1. прИвстать, прЕмилый

2. подОбрать, рАзослал

3. раСкидать, иСпугать

4. прИуныл, прЕрвать

5. розыгрыш, дезинформация

- Какие теоретические сведения нужны нам для решения этих заданий? (правописание приставок, правописание гласных И и Ы после приставок).

- Сформулируйте, пожалуйста, тему сегодняшнего урока. (Правописание приставок. Буквы ы-и после приставок). Слайд 8

- Запишите в тетрадях тему урока «Правописание приставок. Буквы ы-и после приставок».

- Какую цель вы перед собой поставите на этот урок? ( Нам нужно вспомнить, что такое приставка, как пишутся в словах приставки и гласные после приставок, узнать формулировки задания на ЕГЭ, научиться выполнять их правильно с минимальной затратой времени).

3. Актуализация знаний.

- Давайте и мы вспомним все то, что вы знаете о приставке и её правописании, но прежде …

- Дайте определение термина «Морфемика»? (Раздел науки о языке, который изучает морфемы (значимые части слова).

- Какие морфемы (значимые части слова) вы знаете? (приставка, корень, суффикс, окончание)

- Сегодня мы говорим о приставках. Как вы думаете, сколько приставок в русском языке?

- Вспомните и запишите столько приставок, сколько сможете.

- Сколько приставок у вас получилось? …

- На самом деле в русском языке более 50 активно работающих приставок. Посмотрите на них.

Слайд 9.  без-, бес-; в-, во-; вз-, взо-; вне-; внутри-; вс-; вы-; до-; еже-; за-; из-; изо-; ис-; между-, меж-; на-; над-, надо-; наи-; не-; ни-; низ-, нис-; о-, об-, обо-; около-; от-, ото-; па-; пере-; по-; под-, подо-; после-; пра-; пре-; пред-, предо-; при-; про-; противо-; раз-; разо-; рас-; роз-; рос-; с-; со-; сверх-; су-; у-; через-, чрез-, черес-.

- В зависимости от того, какие проблемы возникают при их написании, все приставки можно разделить на четыре группы.

Слайд 10. Первая группа – самая беспроблемная.: в-; во-; взо-; вы-; до-; за-; изо-; на-; недо-; о-; об-; от-; па- (только под ударением - паводок, пасынок); пере-; по-; под-; подо-; пред-; предо-; раза-; с-; со-; су-; у- и другие.

- Что вы можете сказать о правописании этих приставок? (Это приставки, которые пишутся всегда одинаково)

Слайд 11. Вторая группа – без — бес-; вз- — вс-; воз- — вос-; из- — ис-; низ- — нис; раз- — рас-; роз- — рос-; через - черес-.

- Вы, конечно, помните, как они меняются при письме. Сформулируйте это правило сами. Слайд 12

(Если корень начинается с глухой согласной пиши в приставке -, если корень начинается со звонкого согласного пиши в приставке -З-. Запомни слова исключения: Здесь, здание, здоровье, ни зги)

Слайд 13. Третья группа – приставки, правописание которых зависит от смысла. Это при- и пре-.

- Вспомните, в каких случаях пишется приставка ПРИ, а в каких случаях – ПРЕ.

Слайд 14. Четвёртая группа  - Приставки РАЗ (РАС) – РОЗ (РОС).

- В каких случаях в данных приставках пишется А, а в каких О. Посмотрите на следующий слайд (расписать – рОспись, раздать - рОзданный), и постарайтесь сформулировать правило. (В приставках РАЗ (РАС) – РОЗ (РОС) под ударением пишется О, без ударения А.) Слайд 16.

Итак, четыре группы приставок.

Слайд 15.

- Теперь поговорим о том, в каких случаях после приставки пишется буква И, а в каких Ы. Слайд 16.

- Откройте учебник, параграф 28, стр. 106. Самостоятельно прочитайте теоретический материал.

- Приготовьте ответ на вопрос, в каких случаях после приставок пишется буква И, а в каких – Ы?

Слайд 17

4. Задания на проверку сформированных умений.

- «Теория без практики — мертва, практика без теории — слепа». Виктор Алексеевич Зубков

- Теорию мы повторили, теперь проверим, как вы усвоили материал на практике.

- Внимание на следующий слайд. Слайд 18. Перед вами слова, ваша задача вставить пропущенные буквы, переписать слова в тетрадь, распределив по колонкам.

Дошел, приехать, розыгрыш, возвратить, прибытие, подбил, дезинформация, отбирать, перебирать, сделать, прибрежный, привстать, контригра, оттолкнуть, изжога, низвергнуть, испечь, безыдейный, преобладать, спортинвентарь, истолочь, нисходить,  подытожить, исчезать, чересчур, подделка, преступник, выгладить, россказни, преобразовать, пресильный.

5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. (Звучит музыка). Слайд 19

- А сейчас я приглашаю вас в комнату психологической разгрузки.

«Сядьте удобнее, закройте глаза. Представьте, что вы лежите на красивой поляне. Сделайте глубокий вдох и медленно - медленно делайте выдох, пусть всё напряжение уходит. Вокруг зелёная трава, вдалеке большой лес, поют птицы. Вы чувствуете, какая тёплая земля. Светит яркое солнышко. Один тёплый лучик упал на ваше лицо. Лицо стало тёплым и расслабилось. А луч света пошёл гулять дальше по вашему телу. Вам хорошо и приятно греться на солнышке. Вокруг зелёная трава, вдалеке большой лес, поют птицы. Вы чувствуете, какая тёплая земля. Земля вам даёт силу и уверенность. Сделайте глубокий вдох и медленно делайте выдох, пусть всё напряжение уходит. Ещё раз вдох и выдох... На счёт 5 вы вернётесь обратно. 1 – вы чувствуете, как хорошо лежать и отдыхать. 2,3,4 – у вас открываются глаза, 5 – вы возвращаетесь к уроку полные сил и уверенности.


- Вернёмся к заданию. Проверьте свою работу по предложенному на слайде ключу. (Самопроверка). Слайд 20


Неизменяемые приставки

Приставки на З и С

Приставки ПРЕ И ПРИ

И и Ы после приставок

Дошел, подбил,  отбирать, перебирать, сделать, оттолкнуть, подделка, выгладить. 

Возвратить, изжога, низвергнуть, испечь, истолочь, нисходить, исчезать, чересчур.

приехать, прибытие, прибрежный, привстать, преобладать, преступник, преобразовать, пресильный.

розыгрыш, дезинформация, контригра

безыдейный, спортинвентарь, подытожить.


- Вернёмся к заданию, которое прозвучало в начале урока. Решите его. Слайд 21

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

1. прИвстать (неполнота действия), прЕмилый (в значении «очень»)

2. подОбрать (традиционное написание), рАзослал (А без ударения)

3. раСкидать, иСпугать (К и П глухие)

4. прИуныл (неполнота действия), прЕрвать (Близка к значению «пере»)

5. розыгрыш, дезинформация

- Объясните правописание остальных слов.

- Молодцы!

- У кого остались ещё вопросы по теме урока?

7 . Работа по вариантам.

- Слайд 22. «Что пользы в том, что ты многое знал, раз ты не умел применять твои знания к твоим нуждам» - утверждал Франческо Петрарка.

- Где вам могут пригодиться, полученные сегодня знания. (при решении ЕГЭ).

- У вас на столах листы с тестовыми заданиями, возьмите свой вариант задания, подпишите его и решите. Слайд 23

Вариант 1

1. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

  1. О..чуждённый, пре..сказать, о..бить

  2. Во..пылать, бе..крайний, во..двигнуть

  3. На..облачный, пре..видеть, на..кусить

  4. Пр..противный, пр..крыть, пр..воротное зелье

2. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

  1. Пр..забавный, пр..вратник, пр..красный

  2. Ра..щедрились, бе..крайний, и..царапать

  3. Меж..нститутский, воз..меть, об..скать

  4. Двух..этажный, д..явол, ин..екция

3. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

  1. Дез..нформация, об..ндеветь ,под..тожить

  2. Без..языкая, в..юга, об..ективно

  3. Пр..мьера, пр..стиж, пр..вилегия

  4. Ра..жать, ра..жечь, бе..граничный

4. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

  1. ВоСхождение, раСчётный, беЗграничный

  2. Камень прЕткновения, прЕзрительный, прЕзентабельно

  3. СпортИгра, отЫскать, межИгровой

  4. МежЪярусный, подЪячий, подЬём

5. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

  1. БеЗлекарственный, раСпаковать, беЗбрежный

  2. ПрЕвосходный, прИвивка, без прЕкрас

  3. ВзЫскать,безЫдейный,безЫнвентарный

  4. ИнтервЬю, лосЬон, грузоподЪёмник

Вариант 2

1. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

  1. СверхИнтересный,возЫметь,разЫгрывать

  2. СошЬёт, трансЪевропейский, медалЬон

  3. ПроиСшедший, раСпланировать, Сгинуть

  4. ПрИбор, прИбаутка, прЕтендовать

2. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

  1. ПрЕвратиться, прИтворщица, прИручить

  2. ИзЫскание, безЫскусный, изЫмать

  3. ИзЬян, пенЬюар, сЪездить

  4. Сдельщина, иСцарапать, раЗбавить

3. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

  1. ПрИмитивный, прЕвозмочь,прИбрежный

  2. БеЗгрешный, раСшуметься, раЗжать

  3. ПанЪевропейский, обЪемлет, трёхЪязычный

  4. ОТбойный, наДстроить, поДножка

4. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

  1. Сделка, неСгибаемый, иЗбрать

  2. ШампинЬон, пЬеса, барЬерный

  3. ПоДкладывать, наДлежит, оТмыть

  4. ПрИвидение (таинственное), прИгожий, прЕкрасный

5. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1. беспр..страстный, пр..баутка, пр..обрел
2. пред..стория, сверх..звестный, р..зыграть

3. под..грать, меж..нститутский, контр..гра
4. бе..жалостный, ра..твориться, бе..шовный

Самопроверка, выставление оценок. Слайд 24

- Кто справился без ошибок?...

Сдайте свои работы.

- Ребята, на протяжении урока вы услышали несколько афоризмов . Слайд 25

- Давайте вспомним их…

1. «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли…». Л. Н. Толстого

2. «Ошибочно думать, что многознание есть достоинство. Важно не количество, а качество знания». Л. Н. Толстой

3. «Теория без практики — мертва, практика без теории — слепа». В. А. Зубков

4. «Что пользы в том, что ты многое знал, раз ты не умел применять твои знания к твоим нуждам». Франческо Петрарка.

- Где могут пригодиться вам эти слова.

- Найдите в данных фразах слова на изучаемую сегодня тему, объясните их правописание.

9 . Этап рефлексии.

- Следующий этап нашего урока «Подведение итогов». Слайд 26

- Что было в центре нашего внимания на уроке? (Приставки и их правописание)

- Важна ли для вас информация, полученная на уроке? (Да, она пригодится при подготовке к ЕГЭ).

- Достигли вы цели, которую поставили в начале урока?

- Тема следующего урока «Употребление Ъ.Ь. Употребление прописных букв. Правила переноса слов». В связи с этим вы получаете следующее домашнее задание

10. Домашнее задание на выбор: Слайд 27

1. Параграфы 29, 30, 31- знать теоретический материал

Для закрепления темы сегодняшнего урока на выбор упр.133 или вам предлагается составить словарный диктант на изученные правила (40 слов).


Слайд 28







Правописание гласных и согласных в приставках.

Гласные ы-и после приставок.

Вариант 1

1. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

  1. О..чуждённый, пре..сказать, о..бить

  2. Во..пылать, бе..крайний, во..двигнуть

  3. На..облачный, пре..видеть, на..кусить

  4. Пр..противный, пр..крыть, пр..воротное зелье

2. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

  1. Пр..забавный, пр..вратник, пр..красный

  2. Ра..щедрились, бе..крайний, и..царапать

  3. Меж..нститутский, воз..меть, об..скать

  4. Двух..этажный, д..явол, ин..екция

3. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

  1. Дез..нформация, об..ндеветь ,под..тожить

  2. Без..языкая, в..юга, об..ективно

  3. Пр..мьера, пр..стиж, пр..вилегия

  4. Ра..жать, ра..жечь, бе..граничный

4. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

  1. Во..хождение, ра..чётный, бе..граничный

  2. Камень пр..ткновения, пр..зрительный, пр..зентабельно

  3. Спорт..гра, от..скать, меж..гровой

  4. Меж..ярусный, под..ячий, под..ём

5. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

  1. Бе..лекарственный, ра..паковать, бе..брежный

  2. Пр..восходный, пр..вивка, без пр..крас

  3. Вз..скать,без..дейный,без..нвентарный

  4. Интерв..ю, лос..он, грузопод..ёмник


----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Правописание гласных и согласных в приставках.

Гласные ы-и после приставок.

Вариант 2

1. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

  1. Сверх..нтересный, воз..меть, раз..грывать

  2. Сош..ёт, транс..европейский, медал..он

  3. Прои..шедший, ра..планировать, ..гинуть

  4. Пр..бор, пр..баутка, пр..тендовать

2. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

  1. Пр..вратиться, пр..творщица, пр..ручить

  2. Из..скание, без..скусный, из..мать

  3. Из..ян, пен..юар, с..ездить

  4. ..дельщина, и..царапать, ра..бавить

3. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

  1. Пр..митивный, пр..возмочь,пр..брежный

  2. Бе..грешный, ра..шуметься, ра..жать

  3. Пан..европейский, об..емлет, трёх..язычный

  4. О..бойный, на..строить, по..ножка

4. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

  1. ..делка, не..гибаемый, и..брать

  2. Шампин..он, п..еса, бар..ерный

  3. По..кладывать, на..лежит, о..мыть

  4. Пр..видение (таинственное), пр..гожий, пр..красный

5. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1. беспр..страстный, пр..баутка, пр..обрел
2. пред..стория, сверх..звестный, р..зыграть

3. под..грать, меж..нститутский, контр..гра
4. бе..жалостный, ра..твориться, бе..шовный

Правописание гласных и согласных в приставках.

Гласные ы-и после приставок.


1. Орфоэпическая разминка. Выпишите слова, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный слог.

бантЫ, жАлюзи, крАны, красИвее, клалА, сливОвый, бралА, тОрты, откупОрить, плодонОсить, нАчавшись, воврЕмя, согнУтый, исчЕрпав, диспАнсер.

2. Перед вами слова, ваша задача вставить пропущенные буквы, переписать слова в тетрадь, распределив по колонкам.


Д..шел, пр..ехать, роз..грыш, во..вратить, пр..бытие, по..бил, дез..нформация, о..бирать, пер..бирать, ..делать, пр..брежный, пр..встать, контр..гра, о..толкнуть, и..жога, ни..вергнуть, и..печь, без..дейный, пр..обладать, спорт..нвентарь, и..толочь, ни..ходить, подытожить, исчезать, чересчур, по..делка, пр..ступник, в..гладить, ро..сказни, пр..образовать, пр..сильный.


Неизменяемые приставки

Приставки на З и С

Приставки ПРЕ И ПРИ

И и Ы после приставок













Правописание гласных и согласных в приставках.

Гласные ы-и после приставок.


1. Орфоэпическая разминка. Выпишите слова, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный слог.

бантЫ, жАлюзи, крАны, красИвее, клалА, сливОвый, бралА, тОрты, откупОрить, плодонОсить, нАчавшись, воврЕмя, согнУтый, исчЕрпав, диспАнсер.

2. Перед вами слова, ваша задача вставить пропущенные буквы, переписать слова в тетрадь, распределив по колонкам.


Д..шел, пр..ехать, роз..грыш, во..вратить, пр..бытие, по..бил, дез..нформация, о..бирать, пер..бирать, ..делать, пр..брежный, пр..встать, контр..гра, о..толкнуть, и..жога, ни..вергнуть, и..печь, без..дейный, пр..обладать, спорт..нвентарь, и..толочь, ни..ходить, подытожить, исчезать, чересчур, по..делка, пр..ступник, в..гладить, ро..сказни, пр..образовать, пр..сильный.


Неизменяемые приставки

Приставки на З и С

Приставки ПРЕ И ПРИ

И и Ы после приставок













13