СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку «Правописание слов с непроизносимым согласным. Правописание двойных согласных в словах»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку «Правописание слов с непроизносимым согласным. Правописание двойных согласных в словах»»

Класс: 4

Тема: «Правописание слов с непроизносимым согласным. Правописание двойных согласных в словах»

Цели:

Образовательные:

  • познакомить понятиями с «непроизносимый согласный в корне слова», «двойные согласные в коне слова»;

  • учить видеть особенность слов с непроизносимыми согласными и двойными согласными, находить такие слова среди других слов.

Развивающие:

  • развивать орфографическую зоркость, внимание, память, наблюдательность, любознательность, силу воли, речь детей.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к русскому языку, уважительное отношение друг к другу.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Оборудование: карточки с заданиями














Хронометраж урока


  1. Организация начала урока (4 мин)
    1.1. Приветствие (1 мин)
    1.2.Создание позитивной мотивации(1мин)

1.3. Минутка чистописания (2 мин)

  1. Сообщения ученикам темы, цели и задач урока (4 мин)

  2. Воспроизведение и обобщение понятий и усвоение соответствующей системы знаний

3.1. Работа со словами на доске (2 мин)

3.2. Сообщение правила (3 мин)

3.3. Работа с учебником (упр. 94) (3 мин)
3.4. Работа с учебником (упр. 96) (3 мин)

Физкультминутка (1 мин)

  1. Обобщение и систематизация основных теоритических положений
    4.1 Работа по учебнику (упр. 95) (4 мин)
    4.2 Работа по учебнику (упр. 98) (3 мин)

4.1 Работа на индивидуальных карточках (3 мин)

  1. Итоги урока (4 мин)

  2. Сообщение домашнего задания (2 мин)



















Содержание урока


1.Организация начала урока
1.1 Приветствие

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Иуния Васильевна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я.


1.2Создание позитивной мотивации

- Давайте с вами представим, что наши ладони – это солнышки, а пальцы – лучики! Давайте подарим темпо ладошек друг другу, улыбнемся и продолжим урок!


1.3 Минутка чистописания

- Ребята, посмотрите внимательно на доску. Данные буквосочетания и слова вам необходимо прописать.

ст сч рдц вст

сердце

здравствуй

- Есть ли в данных словах орфограммы?(да)

- Какие? (буквы д и в пишутся, но не произносятся)

-Правильно, молодцы.


2.Сообщения ученикам темы, цели и задач урока

- Прочитайте слова, записанные на доске про себя, вслух, медленно, друг другу: здравствуйте, грустный, солнце, прелестный, радостный, звездный, сердце.

- Что интересного заметили? (не произносится согласный звук)

- В какой части слова он находятся? – в корне.

- Итак, тема нашего урока – «Непроизносимые согласные в корне слова».

- Чему мы должны научиться сегодня? (писать правильно слова с непроизносимыми согласными в корне)


3. Воспроизведение и обобщение понятий и усвоение соответствующей системы знаний
3.1 Работа со словами на доске

- Запишите слова столбиком:

звездный

грустный

солнце

здравствуй

прелестный

радостный

сердце

Почему же не все согласные произносятся? Что интересного заметили? (подряд стоят несколько согласных, их трудно произносить: здн, стн, лнц, вств, рдц).

Где стоит непроизносимый звук? (между двумя согласными или в начале звукосочетаний). Подчеркнем их карандашом.

- В сочетаниях из трех согласных звуков один не произносится. Такое сочетание называется стечением согласных.

- Можем ли мы утверждать, что такие согласные являются орфограммами? (написание их расходится с произношением) – Да!

- Что же делать в таких случаях? – Проверять.

- И сейчас мы с вами узнаем как именно.


3.2. Сообщение правила

- Посмотрите внимательно на данные слова:

звездный звезда

грустный грусть

солнце солнечный

здравствуй здравие

прелестный прелесть

радостный радость

сердце сердечный

- Какие это слова? – однокоренные. Выделим корень. Вывод:


Чтобы проверить непроизносимые согласные, надо подобрать однокоренные слова, в которых эти звуки произносятся четко.

(правило на доске)

- Прочитай правило.

- А теперь хором.

- Молодцы.

3.3.Работа по учебнику (упр. 94 с. 59)

- Теперь откройте ваш учебник на странице 59 и обратите внимание на упражнение 94.
- Прочитайте загадку.

- Отгадайте загадку. Что это? (утюг)

- Спишите ,обозначая выделенный звук буквой или буквами. Объясните свой выбор.

- Докажите, что вы записали упражнение с однородными членами. Подчеркните в нем грамматическую основу.

- Молодцы.


3.4 Работа по учебнику (упр. 96 с. 59)

- Следующее упражнение 96.

- Что необходимо сделать в данном упражнении? (произнести слова по их звуковым обозначениям (цепочкой))

- Какие правила нужно знать, чтобы записать эти слова буквами?

- Запишите данные слова.

Физминутка

4. Обобщение и систематизация основных теоритических положений
4.1 Работа по учебнику (упр. 97 с. 60)

- Переверните страницу учебника. Страница 60, упражнение 97.

-Прочитай загадку.

- Запишите слово перрон, подчеркните двойной согласный в корне.

- Что обозначает слово вокзал? (здание для пассажиров)

- А теперь назовите слово, которое имеет значение «поезд, идущий на большие расстояния с большой скоростью». Проверьте себя по толковому словарю. Запишите это слово, запомните его написание. (экспресс).

- Составьте по рисунку предложения, используя в них слова вокзал, пассажиры, пассажирский, перрон, экспресс.(у доски)

- Отлично, молодцы.


4.2. Работа по учебнику (упр. 98 с. 60)

- Следующее упражнение 98.

-Что необходимо сделать в данном упражнении?(прочитайте слова)

- Какая орфограмма их объединяет?(удвоенный согласный в коре слова)

- Объясните значение слов.


Коллектив – группа людей.

Колледж – учебное заведение.

Программа -  план намеченной деятельности.

Территория – земельное пространство с определенными границами.

Телеграмма – сообщение, посланное по телеграфу.

Бассейн – искусственный водоем.

Терраса - горизонтальная площадка естественного или искусственного происхождения, образующая уступ на склоне местности.

Антенна - устройство, предназначенное для излучения или приёма радиоволн. 

Аппетит - ощущение, связанное с потребностью в пище


- Запишите слова по алфавиту, подчеркните в них удвоенные согласные(на доске).

4.3 Работа на индивидуальных карточках

- Найдите и подчеркните только те слова, в которых есть непроизносимый согласный в корне (на карточках):

Трубка, стена, вестник, капустный, костный, лесник, тростник, участник, зарядка, земля, завистливый, соседка, яростный, устный.

прочитай

проверь

напиши

ме[сн]ость

место

местность

че[сн]ый



хру[сн]уть



ве[сн]ик



сви[сн]уть




5.
Итоги урока
-
Какая же орфограмма любит играть с нами в прятки?

- Какие согласные называются непроизносимыми? – Согласные, которые в слове пишутся, но не произносятся.

- Что такое стечение согласных? (в середине слова имеется не менее трех согласных).

- Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными?(проверять)

-Как? (Чтобы проверить непроизносимые согласные, надо подобрать однокоренные слова, в которых эти звуки произносятся четко)

6. Сообщение домашнего задания
- Дома вам необходимо будет выполнить упражнение 99, страница 60.

- Что необходимо сделать в данном упражнении?(определить тему и главную мысль произведения, записать по памяти, подчеркнуть орфограммы)