Тема урока. «Правописание безударных гласных в корне».
Цель: учить видеть орфограмму, способствовать закреплению знаний учащихся о правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне; развивать орфографическую зоркость, обогащать словарный запас, развивать связную речь, каллиграфические навыки, мышление, внимание, память учащихся; воспитывать интерес к русскому языку.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Повторение изученного.
Слова на доске:
Голова, сторожить, золотой, волосок, далеко.
- Найдите в словах корень.
- Поставьте ударение.
- Назовите безударные гласные, устно сделайте проверку данных орфограмм.
- Как проверить правописание безударной гласной в корне?
- Кто назовёт тему сегодняшнего урока?
Значит, тема урока: «Правописание безударных гласных в корне»).
3. Минутка чистописания.
-На минутке чистописания мы напишем буквы, которые являются проверяемыми безударными гласными в данных словах.
- Какие это буквы? (а, о, е, и, я)
- Запишите этот ряд букв в указанной последовательности до конца строки.
4.Составить свою цепочку из данных букв.
Как понимаете смысл записанной на доске пословицы?
(Умная г…л…ва не скажет пустые сл…ва).
-Какие буквы пропущены в словах? Объясните их написание.
-Как проверить безударную гласную в корне?
- Как понимаете смысл записанных пословиц?
5. Словарно-орфографическая работа.
- Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Узнаете вы его, если решите кроссворд. А чтобы его решить нужно отгадать загадки.
1. Это кто с длиннющей шеей
Здесь под солнцем рожки греет?
У него спокойный нрав,
Сверху вниз глядит … (жираф)
2. Распускает хвост павлином,
Ходит важным господином,
По земле ногами стук,
Как зовут его - …(индюк)
3. По пустыне он идёт,
Груз несёт, не ест, не пьёт.
Передать бы два три блюда
Для несчастного … (верблюда)
4. Трав копытами касаясь
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Олень)
5. Как большая кошка он
Грациозен и умён.
Но не любит разных игр
Полосатый грозный … (тигр)
6. Он толстокож и неуклюж,
Ему река не глубже луж.
Всю жизнь несёт свой мощный рог
За что ж наказан - … (носорог)
7.У него большие уши,
Он хозяину послушен.
И хотя он невелик,
Но везёт как грузовик. (осёл)
8. Симпатичен, сер, усат,
Хвост – шлагбаум полосат.
Пищу грязной не грызёт –
Моет всё в воде - … (енот)
- Какое это слово?
- Объясните значение этого слова?(Работа с толковым словарём)
(Это живое существо, которое может двигаться и чувствовать.)
- Запишите это слово, поставьте ударение.
- Какую орфограмму вы ещё увидели в этом слове?
- Составьте предложение с этим словом.( В лесу живут дикие животные.)
6. Закрепление изученного.
1.На доске записано предложение:
-Прочитайте примету , написанную на доске.
Прохладная ос /и/ нь – к холодной з /и /ме
- Объясните орфограммы в предложении, написанном на доске.
-Прочитайте и другие приметы.
Мягкая осень - к долгой зиме.
Берёзовые листья ложатся изнанкой – зима будет холодной.
7. Вспоминаем правила проверки безударных гласных
- Как проверить безударную гласную?
( вывешивается таблица)
Алгоритм проверки безударных гласных :
*поставить ударение в слове
*найти безударную гласную
*подобрать однокоренное слово или изменить форму слова
8. Прочитайте предложения. Напишите предложение, в котором все слова (кроме предлогов) имеют безударную гласную, подчеркните ее, устно подберите проверочное слово.
Журавли летели через поля, леса, города.
Качает ветвями косматая седая сосна.
Вечерняя тишина висит над рекой.
7.Физкультминутка.
-Встаньте, пожалуйста, выйдите из-за парт. Я буду называть слова с безударной гласной. Если в слове есть безударная гласная а, вы хлопаете над головой. Если в слове есть любая другая безударная гласная, вы приседаете.
Слова: вода, река, шаги, трава, леса, село, земля, моря, скала, шары, дела, сады.
8. Работа по карточкам.
Прочитайте. Исключите в цепочках «лишние» слова. Ответ обоснуйте. Напишите «лишние» слова, подчеркивая безударные гласные.
М…рской, с…довый, сп…ртивный, х…лодный (садовый, т.к. безударная гласная а)
Зв…зда, в…сло, в..дро, сп…шить, (спешить, т.к. глагол)
Св… тлячок, л..сной, кр…чать, сн…говик (кричать, т.к. глагол и безударная гласная и)
Т…желый, пр…мой, в…селый, гл…дит. (веселый, т.к. безударная гласная е, глядит, т.к. глагол)
-Как проверить безударную гласную в корне?
-На какие две группы можно разделить выписанные слова? (Глаголы и имена прилагательные)
9. Словарная работа.
а)(картинки леса и лисы, слова л/и/ са, л /и /са)
- Докажите, какую букву нужно писать в словах?
(леса - лес, лиса – лисы)
б)(картинки мальчика, который поёт и дедушки, который пьёт чай, слова зап /и/ вать, зап /и /вать )
- Докажите, какую букву нужно писать в словах?
(запевать – петь, запивать = пить)
-Придумайте предложения по картинкам.
10. Итог урока.
-Над какой орфограммой мы работали сегодня на уроке?
-Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне?
11. Рефлексия
Сегодня на уроке мы повторили…
Мне было трудно… Я сомневался…
Мне понравилось…Я доволен…