СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку "Работа со словарями" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Работа со словарями" 3 класс»

Тема урока: Работа со словарями

Предмет: русский язык

Класс: 3

Цели и задачи урока: уточнить представления учащихся о частях речи; развивать навыки связной устной и письменной речи учащихся, внимательность, умение делать выводы и обобщения; воспитывать доброжелательность, аккуратность, толерантность.

План урока.

Организация деятельности учащихся, объявление темы, целей урока.

Минутка чистописания: Пп (запись слогов с буквой, фонетический анализ, обозначение цветными карандашами гласных звуков, мягких и твёрдых согласных). Выполняется с комментированием.

Работа над словами из словаря учебника: пальто, памятник, пенал, песок, платок. Определение части речи, к которой относятся слова, вопросы к ним, запись слов, обозначение ударения, орфограмм, фонетический анализ звука “п”, разбор слов по составу.

Работа над этимологией слова “платок”. Поиск слова в толковом и зтимологическом словарях. ( “Плат” – полотно, кусок ткани.). Беседа о видах платков (носовых, головных, шейных и др.), необходимости их использования.

Подбор учащимися однокоренных слов: платок, платочек, платочный. Работа выполняется с комментированием. Запись слов, разбор по составу, определение частей речи, составление предложений с одним из слов, запись наиболее удачных предложений, определение частей речи.

Работа с учебником: с. 145, упр. 386. Выполнение упражнения: Что такое имя существительное, прилагательное, глагол? Что обозначает каждая из этих частей речи, на какой вопрос отвечает? Как отличить одну часть речи от другой? Докажи на примерах.

Как изменяется имя существительное, прилагательное, глагол? Докажи. Какая часть речи членом предложения не бывает?

Работа с детским журналом (ксерокопия страницы у каждого ученика):

История вещи.

Носовой платок

Многие века нос жил на человеческом лице совсем без друга. Некому было его утешить в тяжёлые дни ужасного насморка…. Впервые друг появился у китайского носа. Во II веке нашей эры китайцы придумали маленький бумажный платочек для носа. На нём даже писали стихи! На Руси платочки вышивали золотыми и серебряными нитями, жемчугом, украшали кружевами. Но о том, чтобы такой франт подружился с носом, не могло быть и речи. Такие платки использовали как украшения и у нас, и в Европе. Расшитый красавец платочек прятался от носа за поясом и в рукаве. В XVIII веке многие увлеклись нюханьем табака. Тут уж носу стало совсем невмоготу. Ему на помощь поспешил простой носовой платок. Сначала он был овальным, потом треугольным…. Но французский король Людовик XVI издал указ делать квадратные носовые платки.

Чтение текста, поиск непонятных слов, работа над словами с использованием толковых словарей русского языка, работа над словарным запасом и выразительными средствами языка. – Как автор называет платок? С чем (кем) сравнивает?

Работа в группах. Оглашение правил работы в группах, ограниченное время работы, доброжелательное, отношение к партнёрам, уважительное отношение к их мнению, выбор представителя для представления результата работы, выставление одинаковых оценок либо всей группе, либо в зависимости от решения группы (по выбору детей). Задача: составление для первоклассников памятки пользования платком, представление работ

Итог работы, оценка работ.

Памятка, представленная группой учащихся 3-го класса.

  1. Платок – это твоя личная вещь. Никому не давай свой носовой платок.

  2. Платок должен быть всегда чистым. Им можно вытереть яблоко или свою чашку.

  3. Можешь взять бумажные платки, которые продаются в аптеке или магазине. Такие платки надо потом выкидывать

Итог урока.

Методический приём “Незаконченный тезис”: “На этом уроке я узнал (-а), вспомнил (-а), что…”.

Домашнее задание (дифференцированное): 1 уровень – выписать прилагательные из текста журнала, 2 уровень – составить связный текст, используя эти прилагательные.

Оценка знаний, умений, навыков.

Также в 3-м классе учащимся предлагаются фразеологические словари. Отрывочные, фрагментарные сведения о фразеологических оборотах учащиеся получали и раньше. Теперь же, когда темп чтения детей стал существенно выше, а словарный запас больше, учащиеся знакомятся с яркими и выразительными средствами языка. Для этого учащимся предлагаются следующие приёмы и формы работы:

Галерея фразеологических оборотов”

Методическое обеспечение приёма: учащиеся выполняют рисунки или коллажи, иллюстрируя известные фразеологические обороты, выставляют их в классе и предлагают друг другу угадать фразеологизм. По итогам выставки оформляется альбом фразеологизмов.

Телеграмма”

Методическое обеспечение приёма: учитель просит детей передать телеграмму, но поясняет, что в связи с технологическими сложностями на телеграфе придётся сократить количество слов, не изменяя смысла. Учащимся предлагается текст с фразеологизмами.

В 4 классе учащимся помимо уже известных предлагаются для работы словари иностранных слов.

Переводчики”

Методическое обеспечение приёма: учащиеся с помощью словарей иностранных слов дают объяснение предложенным словам.

В качестве итогового занятия по теме учащимся предлагаются различные словарные статьи. Задача детей – определить, из какого словаря взята статья.

Проводимая из урока в урок работа со словарями, на наш взгляд, не только даёт возможность расширить активный словарный запас учащихся, уточнить их знания о значении, правописании и происхождении слов, но и позволяет употреблять слова в новых контекстах, повышать грамотность.