Конспект урока по русскому языку: «Собирательные числительные в нашей речи». 11-й класс.
Цель урока: подготовить учащихся 11 класса к ЕГЭ по русскому языку с отражением морфологических норм литературного языка.
Задачи:
повторить тему “Собирательные числительные”;
познакомиться с нормами употребления собирательных числительных в речи, с их синтаксической ролью, способами их образования;
учиться правильно применять числительные в речи и выполнять задания, аналогичные заданиям ЕГЭ.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: семинар-практикум.
Структура: модель урока для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ.
Средства обучения: интерактивная доска, компьютеры.
Имеющиеся умения учащихся:
употреблять числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными (на уровне 6 класса).
Умения, которые обучаемые приобретут в ходе данного урока:
уметь оценивать речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм, соблюдать нормы употребления форм слов.
Ход урока
I. Введение.
Учитель:
Книга жизни на моём столе –
Глубина и мудрость в каждом слове…
Двое жили на одной земле –
Братья не по духу, а по крови.
Оба стать героями могли.
Но один им был.
Другой – казался…
Двое оторвались от земли,
Но взлетел один.
Другой – остался.
(В.Т. Дорожкина)
И пройдут такие трое суток,
И столкнут в такую пустоту,
Что за этот страшный промежуток
Я до воскресенья дорасту.
(Б. Пастернак)
Учитель: Уважаемые ребята, вы заметили, что с точки зрения грамматики, эти стихотворения объединяют собирательные числительные. Мастера слова сумели показать нам, как эта часть речи благозвучна и значима в раскрытии смысла поэтического текста.
II. Учитель: Cегодня тема нашего урока “Собирательные числительные в нашей речи”. (
Кто-то из великих сказал: “Хочешь понравиться – умей владеть родным языком”.
Цель урока: научиться грамотно употреблять собирательные числительные в речи. Вам предстоит сдача ЕГЭ по русскому языку и знание этой темы поможет вам справиться с заданиями, связанными с нарушением морфологических норм и не допускать грамматических ошибок.
Задачи:
повторить всё, что мы знаем о собирательных числительных;
познакомиться с правилами сочетания собирательных числительных с именами существительными;
учиться выполнять задания, связанные с нарушением морфологических норм и помнить правила употребления собирательных числительных в речи.
III. Проверка начальных знаний и владения базовыми умениями по данной теме у учащихся.
Учащимся представляется презентация по теме “Собирательные числительные”. (Презентация 2). Данная презентация поможет обучающимся вспомнить пройденный материал, закрепить его, узнать что-то новое для себя, что пригодится в дальнейшем при сдачи ЕГЭ по русскому языку.
IV. Изучение “нового” материала.
Лабораторная работа в парах.
Задания и инструкцию по их выполнению
В итоге данной работы должна получиться таблица о сочетаемости и несочетаемости собирательных числительных с именами существительными.
VI. Подведение итогов работы по предложенному исследованию
Таблица “Собирательные числительные”.
сочетаются | не сочетаются |
с сущ. м. и общ. рода, называющими лиц двое друзей трое сирот | с им. сущ. женского рода четыре ученицы (но не четверо учениц) |
с сущ., имеющими только форму мн. ч. двое суток | с названиями животных три волка (но не трое волков) |
с суш. дети ребята, люди шестеро ребят | |
с личными местоимениями нас было пятеро | |
с названиями детёнышей животных семеро щенят | |
с названиями парных предметов трое рукавиц двое сапог | |
VII. Закрепление знаний, умений и навыков. (Практическая работа, тестирование)
Учитель: Сегодня мы говорим о "коварной" части речи — имени числительном. Почему "коварной"? Да потому что с ней связан целый ряд грамматических и стилистических ошибок в нашей речи. Вот, уважаемые ребята, несколько предложений, в которых пропущены числительные, вам нужно вставить одно из предложенных числительных, не забывая при этом дописать окончания у существительных. Попробуйте, проверьте свою грамотность.
Задания.
Насыпь возводилась с помощью (двоих, двух) бульдозер….
(Шесть, шестеро) девушек поступили на курсы секретарей.
Недоставало (четыре, четверо) нож.. и (три, трое) щипц.. .
(Четверо, четыре) сут.. продолжалась метель.
По (оба, обе) сторонам улицы устроены газоны.
Город расположен на (оба, обе) берегах реки.
У (оба, обе) сестёр были одинаковые платья.
Мы гордилис ь(оба, обе) братьями.
Лингвистическая задача.
А теперь решите такую лингвистическую задачу с 22 сутками. Все обстоит благополучно, пока перед нами сочетания 20 (двадцать) суток, 21 (двадцать одни) сутки. Но стоит добавить еще одни сутки, и мы окажемся в трудном положении. Как же сочетать числительное 22 и существительное “сутки”?
Тестирование
Учащимся предлагается занять свои места за компьютером, где каждому ученику предстоит выполнить тест по изучаемой теме.
VIII. Рефлексия. Осмысление результатов работы.
Книга жизни на моём столе –
Глубина и мудрость в каждом слове…
Двое жили на одной земле –
Братья не по духу, а по крови.
Оба стать героями могли.
Но один им был.
Другой – казался…
Двое оторвались от земли,
Но взлетел один.
Другой – остался.
(В.Т. Дорожкина)
И пройдут такие трое суток,
И столкнут в такую пустоту,
Что за этот страшный промежуток
Я до воскресенья дорасту.
(Б.Пастернак)
Учитель: Ребята, прочитайте, пожалуйста, строчки из первого стихотворения, в которых есть собирательные числительные. Скажите, в какой форме они здесь использованы? А Б.Пастернак, какое использовал правило в употреблении собирательного числительного?
Итак, урок подошёл к концу, подведём итоги.
Что сегодня повторили?
Какое исследование проводили?
Какие задания мы выполняли?
Выполняли задания, связанные с нарушением морфологических норм, аналогичных тестовым заданиям в формате ЕГЭ.
IX. Домашнее задание.
Первый уровень: Тестовые задания типа А и В в формате ЕГЭ.
Второй уровень: Составить для всего класса задания, содержащие заведомые ошибки по изученной теме.
Оценивание.
Оценивание ваших знаний будет осуществляться следующим образом: заполните оценочный листок.