СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку: «Собирательные числительные в нашей речи». 11-й класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку: «Собирательные числительные в нашей речи». 11-й класс.»



Конспект урока по русскому языку: «Собирательные числительные в нашей речи». 11-й класс.

Цель урока: подготовить учащихся 11 класса к ЕГЭ по русскому языку с отражением морфологических норм литературного языка.

Задачи:

  • повторить тему “Собирательные числительные”;

  • познакомиться с нормами употребления собирательных числительных в речи, с их синтаксической ролью, способами их образования;

  • учиться правильно применять числительные в речи и выполнять задания, аналогичные заданиям ЕГЭ.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: семинар-практикум.

Структура: модель урока для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ.

Средства обучения: интерактивная доска, компьютеры.

Имеющиеся умения учащихся:

  • употреблять числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными (на уровне 6 класса).

Умения, которые обучаемые приобретут в ходе данного урока:

  • уметь оценивать речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм, соблюдать нормы употребления форм слов.

Ход урока

I. Введение.

Учитель:

Книга жизни на моём столе –
Глубина и мудрость в каждом слове…
Двое жили на одной земле –
Братья не по духу, а по крови.
Оба стать героями могли.
Но один им был.
Другой – казался…
Двое оторвались от земли,
Но взлетел один.
Другой – остался.

(В.Т. Дорожкина)

И пройдут такие трое суток,
И столкнут в такую пустоту,
Что за этот страшный промежуток
Я до воскресенья дорасту.

(Б. Пастернак)

Учитель: Уважаемые ребята, вы заметили, что с точки зрения грамматики, эти стихотворения объединяют собирательные числительные. Мастера слова сумели показать нам, как эта часть речи благозвучна и значима в раскрытии смысла поэтического текста.

II. Учитель: Cегодня тема нашего урока “Собирательные числительные в нашей речи”. (

Кто-то из великих сказал: “Хочешь понравиться – умей владеть родным языком”.

Цель урока: научиться грамотно употреблять собирательные числительные в речи. Вам предстоит сдача ЕГЭ по русскому языку и знание этой темы поможет вам справиться с заданиями, связанными с нарушением морфологических норм и не допускать грамматических ошибок.

Задачи:

повторить всё, что мы знаем о собирательных числительных;

познакомиться с правилами сочетания собирательных числительных с именами существительными;

учиться выполнять задания, связанные с нарушением морфологических норм и помнить правила употребления собирательных числительных в речи.

III. Проверка начальных знаний и владения базовыми умениями по данной теме у учащихся.

Учащимся представляется презентация по теме “Собирательные числительные”. (Презентация 2). Данная презентация поможет обучающимся вспомнить пройденный материал, закрепить его, узнать что-то новое для себя, что пригодится в дальнейшем при сдачи ЕГЭ по русскому языку.

IV. Изучение “нового” материала.

Лабораторная работа в парах.

Задания и инструкцию по их выполнению

В итоге данной работы должна получиться таблица о сочетаемости и несочетаемости собирательных числительных с именами существительными.

VI. Подведение итогов работы по предложенному исследованию 

Таблица “Собирательные числительные”.

сочетаются

не сочетаются

с сущ. м. и общ. рода, называющими лиц

двое друзей

трое сирот

с им. сущ. женского рода

четыре ученицы (но не четверо учениц)

с сущ., имеющими только форму мн. ч.

двое суток

с названиями животных

три волка (но не трое волков)

с суш. дети ребята, люди

шестеро ребят

 

с личными местоимениями

нас было пятеро

 

с названиями детёнышей животных

семеро щенят

 

с названиями парных предметов

трое рукавиц

двое сапог

 

VII. Закрепление знаний, умений и навыков. (Практическая работа, тестирование)

Учитель: Сегодня мы говорим о "коварной" части речи — имени числительном. Почему "коварной"? Да потому что с ней связан целый ряд грамматических и стилистических ошибок в нашей речи. Вот, уважаемые ребята, несколько предложений, в которых пропущены числительные, вам нужно вставить одно из предложенных числительных, не забывая при этом дописать окончания у существительных. Попробуйте, проверьте свою грамотность.

Задания.

  1. Насыпь возводилась с помощью (двоих, двух) бульдозер….

  2. (Шесть, шестеро) девушек поступили на курсы секретарей.

  3. Недоставало (четыре, четверо) нож.. и (три, трое) щипц.. .

  4. (Четверо, четыре) сут.. продолжалась метель.

  5. По (оба, обе) сторонам улицы устроены газоны.

  6. Город расположен на (оба, обе) берегах реки.

  7. У (оба, обе) сестёр были одинаковые платья.

  8. Мы гордилис ь(оба, обе) братьями.

Лингвистическая задача.

А теперь решите такую лингвистическую задачу с 22 сутками. Все обстоит благополучно, пока перед нами сочетания 20 (двадцать) суток, 21 (двадцать одни) сутки. Но стоит добавить еще одни сутки, и мы окажемся в трудном положении. Как же сочетать числительное 22 и существительное “сутки”?

Тестирование

Учащимся предлагается занять свои места за компьютером, где каждому ученику предстоит выполнить тест по изучаемой теме.

VIII. Рефлексия. Осмысление результатов работы.

Книга жизни на моём столе –
Глубина и мудрость в каждом слове…
Двое жили на одной земле –
Братья не по духу, а по крови.
Оба стать героями могли.
Но один им был.
Другой – казался…
Двое оторвались от земли,
Но взлетел один.
Другой – остался.

(В.Т. Дорожкина)

И пройдут такие трое суток,
И столкнут в такую пустоту,
Что за этот страшный промежуток
Я до воскресенья дорасту.

(Б.Пастернак)

Учитель: Ребята, прочитайте, пожалуйста, строчки из первого стихотворения, в которых есть собирательные числительные. Скажите, в какой форме они здесь использованы? А Б.Пастернак, какое использовал правило в употреблении собирательного числительного?

Итак, урок подошёл к концу, подведём итоги.

Что сегодня повторили?

  • Повторили тему “Собирательные числительные”.

Какое исследование проводили?

  • Исследовали употребление собирательных числительных с именами существительными.

Какие задания мы выполняли?

  • Выполняли задания, связанные с нарушением морфологических норм, аналогичных тестовым заданиям в формате ЕГЭ.

IX. Домашнее задание.

Первый уровень: Тестовые задания типа А и В в формате ЕГЭ.

Второй уровень: Составить для всего класса задания, содержащие заведомые ошибки по изученной теме.

Оценивание.

Оценивание ваших знаний будет осуществляться следующим образом: заполните оценочный листок.