СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку "Устойчивые сочетания слов" 3 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коспект урока по русскому языку. УМК: Школа Росии. 3 класс

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Устойчивые сочетания слов" 3 класс»


Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Постановка проблемы, формулирование учебной задачи.

Однажды осенним пасмурным деньком поссорились на перемене трое ребят

  • Я тебе покажу, где раки зимуют! А второй ему:

  • Ишь, разошёлся, прямо из кожи вон лезет!

Тут подбежал к ребятам дежурный и давай их расталкивать. А они на него напустились:

  • Всё следишь! Наверное и спишь с открытыми глазами. А дежурный вдруг как крикнет:

  • Стойте, ребята! Разгадайте-ка свои загадки!

  • Какие такие загадки? - удивились ребята и разжали кулаки.

  • А вот какие, слушайте. Первая: «Где раки зимуют?» Вторая: «Кто из кожи вон лезет?» Третья: «Кто спит с открытыми глазами?»

-Какие загадки загадали ребята?

Вы слышите эти выражения в первый раз ?

- От кого вы слышали эти выражения? Вы слышали их от бабушки, от учителя , в сценке.

В русском языке такие сочетания называются устойчивыми.

Какова же тема нашего урока?

Тема урока: «Устойчивые сочетания слов»

-Но ученые – лингвисты называют эти выражения по-другому . Хотите узнать?

Зачеркни лишнюю букву в каждой строчке и из этих букв составь слово. 
Запиши его__________________________________ 
(фразеологизм) 



Ставят цели, уточняют тему урока.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Давайте составим план нашего урока!

1.Что такое фразеологизм

2Историческая справка фразеологизмов

3Для чего в речи нужны фразеологизмы;


-Как вы думаете, что такое фразеологизмы?

-Где мы можем узнать ответ на вопрос?

Работа с учебником

-Прочитайте текст в учебнике стр.49, найдите ответ на мой вопрос.


-И действительно, фразеологизм - это устойчивое сочетание слов, в котором нельзя заменить или пропустить какое-либо слово, иначе изменится смысл.


-А как вы думаете, зачем создали фразеологизмы? Для чего они в жизни нам нужны?


Фразеологизмы украшают нашу речь, делают ее выразительной и яркой. Позволяют передавать мысли и эмоции с наибольшей точностью.


-V.Историческая справка


А теперь давайте вспомним и ответим на загадки, которые задали нам ребята.


И так первое устойчивое выражение, где раки зимуют? -Запишем этот фразеологизм к себе в тетрадь.

Выражение «Я покажу , где раки зимуют» связанно с историей нашего народа. Ловить зимой раков посылали провинившихся крестьян. Это было дело очень трудным, приходилось много часов доставать их со дна ледяной реки. Не мудрено, что после этого многие не только заболевали, но и умирали от переохлаждения. Отсюда и пошло это выражение. Если кого-то хотели очень сильно наказать, говорили: «Я покажу тебе, где раки зимуют». 


-Следующее устойчивое сочетание

-Запишем к себе в тетрадь
Два других выражения - «лезть вон из кожи» и «спать с открытыми глазами» - связаны с животным миром.

Животные линяют, то есть вылезают из своей кожи, раки и змеи.


Спят с открытыми глазами рыбы, как будто даже во сне всё видят. Но на самом деле пленочка, прикрывающая их глаза, совсем тоненькая, прозрачная.

 

-Где можно узнать значение фразеологизмов?

Существуют специальные словари, которые так и называются «Фразеологические словари»


Составляют план достижения цели и определяют алгоритм выполнения задания


V.Актуализация знаний

Работа в группе

-А сейчас я предлагаю вам следующее задание: найти значение фразеологизмов. Перед вами 2 столбика -в правом столбике записан фразеологизмы, в левом их значения .Вам нужно соединить фразеологизм с его значением.

(работа в группах )


Фронтальная проверка


VI. Закрепление ранее изученного материала


- А сейчас выполним следующее задание. Перед вами записано стихотворение. Найдите и подчеркните в этом стихотворении фразеологизмы.


Кирилл у доски повесил нос ,

Краснеет до корней волос.

Он в этот час , как говорится

Готов сквозь землю провалиться.

О чем же думал он вчера?

Когда баклуши бил с утра?


Домашнее задание


VII. Рефлексия.

Теперь давайте подведем итог нашего урока.

-Оцените свою работу

Я переливал из пустого в порожнее…

Я устал и вышел из себя…

Я устал, но взял себя в руки….

Я смотрел на работу класса в оба глаза…