Дата 13. 04. 2023 УРОК РУССКИЙ ЯЗЫК №
Класс 4-…
Учитель ….
Тема: 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе.
Цели: познакомить с окончаниями глаголов 2-го лица; формировать умение писать мягкий знак в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа.
Планируемые результаты: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Оборудование: учебник, презентация, карточки для работы в группах.
Ход урока
I. Организационный момент
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Произноси слова внятно,
Чтобы все было понятно.
Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
А помочь захочешь другу,
Подними спокойно руку.
II. Проверка домашнего задания
— Назовите тему текста. (Пеликан — интересная птица.)
— Как вы озаглавили текст? («Рыбалка пеликанов».)
— Какой отрывок вы списали? Докажите, что он описательный. (В этой части много имён прилагательных.)
— Какая часть речи преобладает в повествовательной части? (Глаголы.)
III. Актуализация знаний
- Послушайте строки! Подумайте, о какой части речи идет речь.
Что без меня предметы? Лишь названия.
А я приду – всё в действие придет.
Летит ракета, люди строят здания,
Цветут сады, и хлеб в полях растет.
- О какой части речи говорится? (О глаголе). Как вы узнали?
- Что обозначает глагол?
- На какие вопросы отвечает глагол?
- Как называется начальная форма глагола? (Неопределенная форма).
- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме? (Что делать? Что сделать?)
- Какие окончания имеют глаголы неопределенной формы? ( - ть, - ти, - чь)
- Как изменятся глагола? (Глаголы изменяются по числам и по временам).
- Глаголы какого времени мы начали изучать? (Глаголы настоящего и будущего времени).
-На какие вопросы отвечают глаголы настоящего и будущего времени?
(Глаголы настоящего времени отвечают на вопросы: Что делает? Что делают? Глаголы будущего времени отвечают на вопросы: Что будет делать? Что будут делать? Что сделает? Что сделают?)
- Как изменяются глаголы настоящего и будущего времени? (По лицам и числам).
- Как называется изменение глаголов по лицам и числам? (Спряжением).
IV. Самоопределение к деятельности
— Определите лицо глаголов.
Рисую, рисуешь, рисует; полечу, полетишь, полетит; улыбаюсь, улыбаешься, улыбается.
— Как определяли лицо? (По личным местоимениям, по окончаниям.)
— Что общего вы заметили в написании окончаний глаголов 2-го лица единственного числа?
— Сформулируйте задачи урока. (Научиться распознавать глаголы 2-голица и правильно их писать.) Сформулируйте тему урока.
-Тема урока: Глаголы 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени.
Какие цели перед собой поставим?
-узнать…
-познакомиться…
-повторить…
-узнать больше о…
-упражняться в…
- Желаю вам удачи в достижении ваших целей!
V. Работа по теме урока
(слайд 4)
1. Работа по учебнику
Упр. 171 (с. 85).
(Устная работа по вопросам и заданиям упражнения.)
— Прочитайте ниже сведения о языке.
— Почему мягкий знак в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа — это орфограмма?
(слайд 5)
2. Упражнение в правописании глаголов 2-го лица единственного числа
(Запись слов под диктовку.)
Знаешь, лаешь, бежишь, молчишь, шумишь, говоришь, читаешь жуёшь.
— Выделите окончания глаголов, определите их лицо и число.
— В чём их особенность? (На конце пишется мягкий знак.)
Работа по учебнику
Упр. 172 (с. 85).
— Прочитайте текст.
— О каких цветах вы прочитали? Видели ли вы их когда-нибудь? Какого они цвета?
— Что они напоминают Э. Шиму?
— Выполните задания. (Проверка.)
— Что общего у всех выписанных глаголов? (Это глаголы 2-го лица единственного числа.)
— Какие окончания имеют глаголы 2-го лица единственного числа?
Упр. 173 (с. 86).
— Прочитайте.
— Что нужно помнить при выполнении задания? (Глаголы 2-го лица единственного числа имеют окончания -ешь, -ишь и пишутся с мягким знаком на конце.)
— Выполните задания. (Взаимопроверка, взаимооценка.)
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику
Упр. 174 (с. 86).+ (слайд 6)
— Прочитайте диалог. О чём он? (О том, как хорошо послушать тишину.)
— В каких словах встретился мягкий знак? На что указывает мягкий знак в этих словах? (В слове тишь мягкий знак указывает на то, что это существительное женского рода, в слове молчишь — на то, что это глагол 2-го лица единственного числа.)
— Выполните разбор слова тишь как части речи. (Один ученик работает у доски.) (слайд 7)
Упр. 175 (с. 86). (слайд 8)
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— На какие группы можно разделить все слова? (Существительные женского рода с шипящими на конце — мягкий знак пишем, существительные мужского рода с шипящими на конце — мягкий знак не пишем, глаголы 2-го лица единственного числа — мягкий знак пишем.)
(Самооценка.)
VIII. Рефлексия
Работа с пословицами в группах .
Вставь в пословицы глаголы 2 лица единственного числа настоящего или будущего времени. Выделите окончания глаголов. Умейте объяснить смысл пословицы.
Тише . . . , дальше … .
Раньше …. , раньше и ….. .
Что …. пером, не … и топором.
Руки не …. , так и ложки не ….. .
… минуту, … часы.
Конь вырвется - …. , а слова сказанного не …. .
… - людей …. .
Корову не … , молока не …. .
Слова для справок: поспешишь – насмешишь, едешь – будешь, напишешь – не вырубишь, не протянешь – не достанешь, упустишь – потеряешь, начнёшь – кончишь, догонишь – не воротишь, поспешишь – насмешишь, не накормишь – не получишь.
Каждый ученик списывает пословицы со своей карточки, затем дети меняются карточками с соседом по парте.
Выполнив работу, проверяют в группе .
Тише едешь, дальше будешь.
Раньше начнёшь, раньше и кончишь.
Что напишешь пером, не вырубишь и топором.
Руки не протянешь, так и ложки не достанешь.
Упустишь минуту, потеряешь часы.
Конь вырвется – догонишь, а слова сказанного не воротишь.
Поспешишь – людей насмешишь.
Корову не накормишь, молока не получишь.
(Самопроверка по образцу на доске.)
— Оцените свою работу на уроке.
Рефлексия. ( На доске нарисовано дерево)
Если ты понял материал и можешь объяснить другому – прикрепи на дерево плод.
Если ты не понял – прикрепи цветок.
Если ты ничего не понял – прикрепи листок.
IX. Подведение итогов урока
— Какие окончания имеют глаголы 2-го лица единственного числа?
— О чём ещё нужно помнить при написании таких глаголов?
Домашнее задание
Упр. 177 (с. 87).