МБОУ Новомеловатская СОШ с. Медвежье
Конспект урока
по русскому языку в 4Б классе
по теме «Сочинение по картине
И.И. Левитана «Золотая осень»

Подготовила и провела:
учитель начальных классов, ВКК
Каплина Любовь Павловна
2018 г.
Тема урока: Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень».
Цель: развивать умения употреблять в речи предложения с однородными членами, составлять текст — описание картины.
Формируемые УУД: познавательные — осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
коммуникативные — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
регулятивные — составление плана и последовательности действий; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия;
личностные — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Оборудование: портрет И.И. Левитана, фоторепродукции работ художника или презентация.
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания
(Один ученик выполняет на доске звуко-буквенный разбор слова юг.)
Письмо по памяти
Славная осень!
Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит;
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно — покой и простор!
Листья поблёкнуть ещё не успели,
Желты и свежи лежат, как ковёр.
Н. Некрасов
Подчеркните в словах изученные орфограммы.
Выпишите из текста по три слова с проверяемыми безударными гласными в корне и проверяемыми парными согласными в корне, подберите проверочные слова.
Выполните звуко-буквенный разбор слова свежи. (Коллективная проверка.)
IV. Работа по теме урока
1. Рассказ учителя об И.И. Левитане.
(Сопровождается фотопрезентацией.)
Будущий живописец Исаак Ильич Левитан родился 30 августа 1860 г. в небольшом литовском городке Кибарты.
(Слайд 1 — портрет художника.)
Отец его был мелким служащим, семья была большой и жила небогато.
Отец художника не только всеми силами стремился обеспечить семье относительный достаток, но и старался дать детям достойное образование. Поэтому в конце 1860-х гг. перевёз семью в Москву. После переезда семья Левитанов жила очень бедно, перебиваясь грошовой платой за уроки французского языка, которые давал отец.
Тем не менее родители с пониманием отнеслись к увлечению своих сыновей искусством, проявившемуся уже в ранние годы, и не возражали, когда 12-летний Исаак выразил желание стать художником и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
(Слайд 2 — здание Московского училища.)
Исаак был талантлив и начал получать награды. В 17 лет молодой студент остался сиротой, стал терпеть нужду и лишения, был исключён из училища за неуплату. Но товарищи-студенты собрали и внесли за него деньги, и Исаак продолжил обучение.
В сентябре 1876 г. Левитан обучается в пейзажной мастерской А.К. Саврасова, а позже его учителем становится В.Д. Поленов.
(Слайды 3, 4 — портреты А.К. Саврасова и В.Д. Поленова.)
Благодаря своему таланту и трудолюбию Левитан отлично закончил училище. После этого он принимал участие в выставках, его картины пользовались большим успехом.
Уже в 1880 г. произведение начинающего художника «Осенний день. Сокольники» было высоко оценено русским меценатом, коллекционером, основателем художественной галереи П.М. Третьяковым.
(Слайды 5,6 — репродукция картины «Осенний день. Сокольники», портрет П.М. Третьякова, здание Московской Третьяковской галереи.)
В 1880—1884 гг. И.И. Левитан пишет с натуры в Останкине. В это время написаны такие его известные полотна, как «Сосны», «Дубовая роща. Осень», «Дуб».
(Слайды 7—9 - репродукции картин.)
В 1887 г. И.И. Левитан отправляется на Волгу. Волжская природа дала вдохновение на создание полотен «Вечер. Золотой Плёс», «После дождя. Плёс», «Вечер на Волге».
(Слайды 10—12 — репродукции картин.)
Весной 1894 г. художник приезжает в Тверскую губернию. Здесь им были написаны картины «Весна. Последний снег», «Март», «Золотая осень». В 1898 г. Исаак Левитан удостаивается звания академика пейзажной живописи.
(Слайды 13—17 — репродукции картин.)
Левитан меньше чем за четверть века написал около тысячи картин, этюдов, рисунков, эскизов.
Беседа по картине
Сегодня вам предстоит написать сочинение по картине «Золотая осень». Рассмотрите репродукцию картины в «Картинной галерее» учебника.
Какие чувства вызывает у вас пейзаж?
Как вы думаете, о чём хотел рассказать нам автор картины, какие мысли хотел нам передать?
Почему она так называется?
(Далее беседа по вопросам и заданиям упр. 48 (с. 34).)
Обсуждение структуры сочинения
Вспомните, из каких основных частей состоит текст. (Вступление, основная часть, заключение.)
Как это построение текста соотносится с планом, данным в учебнике? (Вступление — пункт 1, основная часть — пункты 2—4, заключение — пункт 5.)
Какими предложениями можно начать вводную часть? (Я рассматриваю картину И. И. Левитана «Золотая осень». Художник описал пору золотой осени... И.И. Левитан написал замечательную картину о той поре осени, которую поэты назвали золотой. Он её так и назвал — «Золотая осень»...)
Как можно начать заключение? (Рассматривая картину «Золотая осень», я вспоминал строчки стихотворения ... Картина «Золотая осень» вызвала у меня воспоминания о...)
Физкультминутка
Продолжение работы по теме урока
(Написание сочинения на черновике.)
Рефлексия
(Чтение и анализ нескольких сочинений.)
VIII. Подведение итогов урока
Чем интересен был для вас сегодняшний урок?
Какие знания и умения вам пригодились?
О чём бы вам хотелось рассказать дома?
Домашнее задание
Переписать сочинение на чистовик.
Познакомиться с другими картинами И.И. Левитана.