Артамошкина Елена Александровна,
учитель русского языка
и литературы 1 квалификационной категории
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Береговская основная общеобразовательная школа»
муниципального образования – Путятинский
муниципальный район Рязанской области
Урок русского языка в 5 классе.
Тема урока: «Повторение. Буквы И,У,А после шипящих»
Цель урока: актуализировать и восстановить знания о правописании гласных и, у, а после шипящих; отработать умения правильно писать гласные и, у, а после шипящих.
Вид урока: урок систематизации ЗУН.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать правила написания букв и, у, а после шипящих, слова -исключения, уметь правильно писать слова с буквами и, у, а после шипящих и слова исключения, графически обозначать условия выбора правильных написаний, пользоваться орфографическим словарем.
Метапредметные: способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения, оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, гордость за него, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, раздаточный материал по теме.
Ход урока
Орг. момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня урок русского языка проведу у вас я, а зовут меня Елена Александровна.
Эмоциональный настрой на урок (под музыку)
Закройте глаза. Представьте себе яркое солнышко, зелёный луг, полевые цветы. Вдохните аромат этого луга. Сделайте глубокий вдох, а теперь медленно выдохните. (Данное упражнение стимулирует работу лёгких).
Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали добрее. Присаживайтесь.
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Учитель: - Задумывались ли вы, ребята, над вопросом «Хорошо ли быть грамотным человеком?»( Ответы учащихся)
- А легко ли быть грамотным человеком?
- А что нужно делать, чтобы вырасти грамотными людьми?
Учащиеся: - Много читать, учить правила, не лениться, не забывать
уже изученного, повторять, если забыли.
Учитель: - Правильно. На все мои вопросы можно ответить кратко, вспомнив две пословицы: «Грамоте учиться – всегда пригодится» и «Повторение – мать учения».(СЛАЙД 1)
Актуализация знаний.
Учитель: - Вот и сегодня на уроке мы продолжим повторять материал, изученный вами в начальной школе.
- Открываем тетради, записываем число, классная работа (Запись на доске).
- Мы с вами будем сегодня вспоминать правило , известное вам с 1 класса. А какое – вы, я думаю, догадаетесь сами.
Мы с вами проведём диктант-молчанку. Я буду загадывать вам загадки, вы внимательно слушать, а отгадки писать в тетрадях через запятую.
1. Он ходит, голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он… / Жираф/ (СЛАЙД 2)
2. Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной. /Ёжик/ (СЛАЙД 3)
3. Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает./Щука/ (СЛАЙД 4)
4. Покружилась звёздочка
В воздухе немножко.
Села и растаяла на моей ладошке. /Снежинка/ (СЛАЙД 5)
5. Она всем очень нравится
На блюдечке красавица,
С одной рукой милашка
Красненькая … /чашка/ (СЛАЙД 6)
На слайде для проверки появляются рисунки: жираф, ёжик, щука, снежинка, чашка. (СЛАЙД 7)
Учитель: - Зачитайте слова, какие вы записали.
- Что общего у этих слов?
- На какую они орфограмму?
- Подчеркните её. Напомните, пожалуйста, что такое орфограмма?
Учащиеся: - Орфограмма – это правильное написание по соответствующему правилу или по традиции.
Целеполагание.
Учитель: - А вы можете назвать тему урока и его цель? (тема - буквы И, А, У после шипящих; цель – повторить правописание букв и, а, у после шипящих) (СЛАЙД 8)
- Давайте вспомним правило, известное нам с 1 класса.
- Как пишутся сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ? (Ответы уч-ся)
- Вы, наверное, заучивали это правило, как стихотворение. Давайте вспомним его. Прочитаем все вместе с доски. (Читают хором)
В сочетаниях ЖИ-ШИ
Только И всегда пиши.
В сочетаниях ЧА-ЩА
Пишем только букву А.
В сочетаниях ЧУ-ЩУ
Пишем только букву У. (СЛАЙД 9)
Учитель: - При произношении этих сочетаний мы слышим Ы, Ю, Я, а почему же пишем И,У ,А? (Ответы учащихся)
- Буквы Ю,Я после согласных обозначают мягкость этихсогласных . Но Ч и Щ и так всегда мягкие, поэтомудополнительное обозначение мягкости им не требуется.
- Ж и Ш были мягким в далёком прошлом. Они претерпелиотвердение. Этот процесс происходил с 14 века. Нонаписание ЖИ-ШИ с И сохраняется по традиции.
- Об этом нам говорит историческая грамматика русского языка К.В.Горшковой. (СЛАЙД 10)
Учитель: - А как вы думаете, всегда ли после шипящих пишутся буквы И,У,А? (Ответы учащихся)
- Правильно, не всегда. Есть слова-исключения , которые этому правилу не подчиняются.
- Это 3 слова, которые надо запомнить : ЖЮРИ, БРОШЮРА, ПАРАШЮТ (СЛАЙД 11)
- Значение всех ли слов вам понятно? (Ответы учащихся)
V. Словарная работа.
- В русском языке есть специальный словарь, в котором объясняется значение слова – это толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова (показываю словарь).
ЖЮРИ - группа экспертов, определяющая призовые места, присуждающая премии, награды на выставках, конкурсах, состязаниях.
БРОШЮРА – небольшая (до 50 страниц) книжка, обычно общественно-политического или научно-популярного содержания.
ПАРАШЮТ -устройство с раскрывающимся в воздухе куполом и стропами для прыжка с самолёта или спуска с высоты груза, космического аппарата, а также для уменьшения пробега при посадке самолёта, торможения гоночного автомобиля.(СЛАЙД 12)
Учитель: - Все эти слова пришли в русский язык из французского языка.
Брошюра – от « брошь» (игла)
Парашют – «пара» –против(греч), «шют» - падение, т.е. предотвращай падение.
Жюри – «жюри» -клятва, присяга на верность.(СЛАЙД 13)
- Откроем стр.29 учебника и посмотрим на орфоэпические нормы произношения этих слов.(Слова эти в рамке)
- А также обратим внимание на графическое обозначение орфограммы.
VI. Работа по учебнику.
Учитель: - Открываемучебник настр.29упражнение 51.(Работа у доски и в тетрадях)
VII. Физминутка (под музыку)
Учитель: -Ребята, мы с вами много уже проделали работы, пришло время отдохнуть. Встаньте из-за своих мест.
Представьте, что вы сегодня художники. Возьмите в одну руку воображаемую палитру, а в другую – кисть. Я буду говорить слова, а вы в воздухе будите изображать то, что я называю. (Машина, ёжик, чайка, туча, щука, чулок, куст шиповника, жираф, чашка)
VIII. Закрепление.
Учитель: - А сейчас выполним упр. 54 на стр. 29 (работа с толковым словарем учебника)
Задание «Кто быстрее». У каждого ученика на столе задание. Вставить пропущенные буквы и обозначить изученную орфограмму. (КАРТОЧКА №1)
Щ...риться от солнца, ч...шка кофе, ч...десное утро, радостное ч...вство, ш...рь полей, моя ж...знь,поч...ять недоброе, клавиш... рояля; прыжок с параш...том, полезная брош...ра, беспристрастное ж...ри.
Проверка задания. На слайде записаны словосочетания. Учащиеся выполняют самопроверку и оценивают себя. (СЛАЙД 14)
Задание «Угадай слово». Дано толкование лексического значения слов, которое нужно заменить одним словом. (СЛАЙД 15)
Зимний вид спорта –(лыжи)
60 минут – (час)
Инструмент для прокалывания отверстий – (шило)
Сосуд с ручкой и носиком – (чайник)
Из чего делают тяжёлые сковородки –(чугун)
Дикая роза с ярко-красными ягодами, лекарств. растение – (шиповник)
Небольшая книжка, листы которой скреплены или сшиты – (брошюра)
Группа судей на соревнованиях – (жюри)
Учитель: - Теперь немного отдохнём. Послушайте историю возникновения фразеологизма «бить баклуши». (СЛАЙД 16)
- В старину кустари делали посуду из дерева. Для этого надо было отколоть от бревна чурку – баклушу. Это было легкое дело. Готовить такие чурки и называлось «бить баклуши».
- Давайте запишем этот фразеологизм в тетрадях и запомним его значение.
Итак, бить баклуши – бездельничать, заниматься пустяками.(СЛАЙД 17)
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учитель: - Какую тему мы сегодня повторили?
- Что нового узнали на уроке?
- Расскажите о правописании букв И, У, А после шипящих.
- Назовите слова исключения.
- Вспомните цель нашего урока?
- Мы достигли ее?
Ребята, оцените свой уровень понимания материала сегодняшнего урока.
-У вас на столах КАРТОЧКА №2. Подчеркните предложение, которое вы считаете нужным.
Рефлексия «Выбери предложение» (СЛАЙД 18):
Мне было интересно на уроке.
Мне было трудно на уроке.
Я сегодня разобрался в теме.
Я доволен своей работой.
Учитель: - Какое предложение вы выбрали?
X. Домашнее задание (СЛАЙД 19)
Вычить правило и слова – исключения стр. 29
Упр.52