СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме «Правописание сложных имен прилагательных»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок направлен на усвоение правил написания сложных прилагательных

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме «Правописание сложных имен прилагательных»»

Урок № 106 Русский язык 6 класс 16.01.2019.

Тема: «Правописание сложных имен прилагательных».

Планируемые результаты:

Предметные:

- умение отличать простые прилагательные от сложных;

- усвоение правила написания сложных прилагательных (в каких случаях пишется слитно, в каких – через дефис);

- понимание алгоритма действий при выборе правильного написания прилагательного; умение обосновать свой выбор;

- умение применять на практике полученные на уроке знания;

Метапредметные:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- выработка умений работать с учебной информацией;

- готовность к сотрудничеству с одноклассниками;

- формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку;

- стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы на основе сравнения.

Личностные: Положительное отношение к учению, осознанная необходимость к самосовершенствованию, способность к самооценке своих действий.

Тип урока: закрепление пройденного материала.

Вид урока: урок-игра.

Технология: игровая

Оборудование: раздаточный материал; ноутбук, телевизор; картинки.


Ход урока:

1. Мотивирование к учебной деятельности.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Игра «Да - нет»

Имя прилагательное – это часть речи? (да)

Имена прилагательные отвечают на вопросы: что делать? что сделать? (нет)

Имена прилагательные обозначают признак предмета? (да)

Имя прилагательное связано с именем существительным? (да)

Имена прилагательные в предложении являются только сказуемыми? (нет)

Слово «ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ» - это имя прилагательное? (да)

- Что вы можете сказать о слове «железнодорожный»? Что это за слово?

ЧТО ТАКОЕ СЛОЖНЫЕ СЛОВА? (выберите верный ответ на вопрос)

  1. Все непонятные слова называются сложными.

  2. Все длинные слова называются сложными.

  3. Слова, в которых два корня, называются сложными.

3. Постановка учебной задачи.

- А как правильно написать это слово?

Сегодня мы отправимся путешествовать по ЖЕЛЕЗНО(?)ДОРОЖНОМУ полотну на паровозике. Вот вам маршрутные билеты, где вы будете проставлять заработанные баллы. Но люди обычно перед тем, как отправиться в путешествие собирают багаж! Для обычного путешественника – это самые необходимые вещи. А для нас, для нашего необычного путешествия – это знания.

Словарный диктант

Паровоз, юго-восток, северо-западный, сельскохозяйственный, чёрно-белый, умный-преумный, четырехэтажный, литературно-музыкальный, горнолыжный, красный-красный, русско-немецкий, злой-презлой, ярко-желтый.

-При написании этих слов, какие правила пришлось вспомнить? (правописание сложных имен существительных)

4. Целеполагание.

- Но люди обычно отправляются путешествовать не просто так, а с какой-то целью. Попробуйте теперь, зная тему урока, сформулировать цель

Чтобы ехать, нужно купить билет. Билеты получат те, кто будет активно работать, отвечая на вопросы по повторению. (за правильный ответ получают жетоны-билеты)



5. Реализация построенного проекта.

Остановка 1 «Собираем рюкзак».

- Образуйте все возможные сложные прилагательные. Красный, черный, яркий, белый, светлый, синий, голубой, темный.

Остановка 2 «В вагоне». Люди в поезде знакомятся, что-то рассказывают друг другу. Вот одна такая история. Запишем её.

«А у нас растет брусника, кроваво-красная ягода, листики темно-зеленые, плотные, не желтеют даже под снегом. В глухих местах, где живет глухарь, встречается костяника, темно-фиолетовая ягода»

(Брусника – это вечнозеленый полукустарник семейства брусничных, в высоту он достигает 20—25 см, имеет очередные, кожистые, толстые, зимующие листья. Цветки брусники очень мелкие, колокольчатые, бело-розового цвета с приятным слабым запахом. Плоды имеют правильную шаровидную форму, достигают 8 мм в диаметре. Ягодки ярко-красные, с блестящей глянцевой поверхностью.
Эта красивая красная ягодка любит смешанные хвойные сухие леса, торфяные болота и кустарники, реже ее можно встретить в болотистых лесах северной России.)


Остановка 3 «Творческая». Подбери к выделенным словам сложные прилагательные.


Настали весенние дни. В прошлогодней траве проглядывают свежие стебельки. Ветер разносит аромат разогретой земли. Раскрываются почки на березах.Кроны сосен темнеют на фоне неба. Со всех сторон слышится пение птиц.

Настали весенние дни. В прошлогодней желто-коричневой траве проглядывают свежие ярко-зеленые стебельки. Юго-восточный ветер разносит аромат разогретой земли. Раскрываются почки на белоствольных березах.Кроны вечнозеленых сосен темнеют на фоне ярко-голубого неба. Со всех сторон слышится разноголосое пение птиц.

Остановка 4 «Станция»

Опять вокзал. Перрон и суета.

Шипенье пара, крики паровозов.

И где-то за пролетами моста

Закат вечерний золотисто-розов.

- Что вы можете сказать о прилагательном «золотисто-розов»?

6. Самостоятельная работа.

(Темно)синяя туча, (задумчивая и мечтательная) девушка, (военный и полевой) госпиталь, (проводит нефть) труба, (пепельно)серый дым, (высокая гора) ущелье, (двадцать пять этажей) дом.

7. Включение в систему знаний и проверка знаний.





Тест

1. Выбери правильный ответ:

1) Сложные прилагательные могут быть написаны как раздельно, так и слитно.

2) Сложные прилагательные никогда не пишутся раздельно.

3) Сложные прилагательные могут быть написаны слитно, раздельно и через дефис.

2. Дефис не пишется в слове:

1) (полу) месяц;

2)(пол) аршина;

3) (северо) восточный;

3. Слово пишется через дефис:

1) (глубоко) уважаемый;

2) (плодово) ягодный;

3) (бледно) лицый.

4. Слова пишутся только слитно:

1) (бледно) розовый, (кино) фестиваль, (темный) темный;

2) (ближне) восточный, (полу)оборот, (вагоно) ремонтный;

3) (кисло) сладкий, (широко) экранный, (дальне) восточный.

5. Слова пишутся только через дефис:

1) (микро) район, (Санта) Круз, (пол) часа;

2) (юго) восточный, (лесо) руб, (пол)огурца;

3) (премьер) министр, (русско) английский, (хитрый) прехитрый.


6. Какое словосочетание в каждом ряду лишнее?

1) (Сельско)хозяйственный труд, (русско)удмуртский словарь, (железно)дорожный путь.

2) (Древне)русские города, город (Санкт)Петербург, на (северо)западе страны.

3) (Культурно)хозяйственный план, (дет)садовский дворик, (тысяче)летний юбилей.


Ответы:

1. (2) 4. (2)

2. (1) 5. (3)

3. (2) 6. 1. Русско-удмуртский словарь

2. Древнерусские города

3. Культурно-хозяйственный план

8. Рефлексия.

Темно-русый паренек

Шел на северо-восток.

Так он к вечеру устал

Аж лимонно-желтым стал,

Но зато успел понять,

Где в словах дефис вставлять.

Будешь помнить наш урок,

Скажет каждый педагог:

«Этот парень – голова,

Знает сложные слова»!

- Подсчитайте количество полученных в ходе урока билетиков! (данные внесите в билет)

9. Домашнее задание на карточках.

- Образуйте из предложенных слов сложные имена прилагательные и составьте с ними словосочетания.

  • Светлый, синий

  • Дерево обрабатывать

  • Север, восток

  • Кровь носить

  • Древняя Греция

  • Каменный уголь

  • Серые глаза

  • Русский, немецкий

  • Черные брови

  • Зеленоватый, бурый

  • Военные, морские

  • Простодушный, наивный

  • Тусклый, серый

  • Хлопчатая бумага

  • Тест

  • 1. Выбери правильный ответ:

  • 1) Сложные прилагательные могут быть написаны как раздельно, так и слитно.

  • 2) Сложные прилагательные никогда не пишутся раздельно.

  • 3) Сложные прилагательные могут быть написаны слитно, раздельно и через дефис.

  • 2. Дефис не пишется в слове:

  • 1) (полу) месяц;

  • 2)(пол) аршина;

  • 3) (северо) восточный;

  • 3. Слово пишется через дефис:

  • 1) (глубоко) уважаемый;

  • 2) (плодово) ягодный;

  • 3) (бледно) лицый.

  • 4. Слова пишутся только слитно:

  • 1) (бледно) розовый, (кино) фестиваль, (темный) темный;

  • 2) (ближне) восточный, (полу)оборот, (вагоно) ремонтный;

  • 3) (кисло) сладкий, (широко) экранный, (дальне) восточный.

  • 5. Слова пишутся только через дефис:

  • 1) (микро) район, (Санта) Круз, (пол) часа;

  • 2) (юго) восточный, (лесо) руб, (пол)огурца;

  • 3) (премьер) министр, (русско) английский, (хитрый) прехитрый.

  • 6. Какое словосочетание в каждом ряду лишнее?

  • 1) (Сельско)хозяйственный труд, (русско)удм уртский словарь, (железно)дорожный путь.

  • 2) (Древне)русские города, город (Санкт)Петербург, на (северо)западе страны.

  • 3) (Культурно)хозяйственный план, (дет)садовский дворик, (тысяче)летний юбилей.

  • - Образуйте из предложенных слов сложные имена прилагательные и составьте с ними словосочетания.

  • Светлый, синий

  • Дерево обрабатывать

  • Север, восток

  • Кровь носить

  • Древняя Греция

  • Каменный уголь

  • Серые глаза

  • Русский, немецкий

  • Черные брови

  • Зеленоватый, бурый

  • Военные, морские

  • Простодушный, наивный

  • Тусклый, серый

  • Хлопчатая бумага