СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Действительные и страдательные причастия"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по программе Ладыженской и Баранова.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Действительные и страдательные причастия"»

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме:

«Действительные и страдательные причастия».

Класс : 7.

Дата проведения : 21.10.2022г.

Учитель : Савикова З.С.

Тип урока : урок усвоения новых знаний.

ЦЕЛИ УРОКА:
    • познакомить ребят с действительными и страдательными причастиями;

    • научить отличать действительные и страдательные причастия друг от друга;

    • отработать навыки синтаксического разбора;

    • продолжить работу по развитию памяти у учащихся, способности сосредоточиться и слушать друг друга;

    • р/р. Уметь конструировать тексты, используя действительные и страдательные причастия.*


ХОД УРОКА
  1. Организационный момент


  1. Словарный диктант


Завёрнутый в пакет, свисающие гирлянды, отражающий наступление, открывающий калитку, вышедший на террасу, замыкающие колонну, искрящийся на солнце снег, присутствовавшие на совещании, созданное мировоззрение, приехавший троллейбус, собравший коллекцию, создающий подлинное искусство.


  • В каждом словосочетании обозначьте определяемые слова.


  1. Синтаксический разбор предложений


Создавать такие шедевры — подлинное искусство, направленное во благо народа.


  • Определите лексическое значение слова шедевр.

  • Как вы понимаете фразу: во благо народа?

  • Объясните постановку знаков препинания. Синтаксический разбор второго предложения.


Митя, собравший коллекцию старинных монет, был очень доволен собой.


*— Какие особенности сказуемого вы видите в данном предложении?

  • Объясните постановку знаков препинания, графически покажите схему второго предложения.


  1. Новая тема

Выписывание себе в тетрадь причастных оборотов (из первого и второго предложений) вместе с зависимыми словами.

Митя, собравший коллекцию; Искусство, направленное во благо народа.


  • Сравните значение причастия в первом и во втором столбиках.

  • Причастия какого столбика обозначают признак того, кто сам действует.

  • А признак того, что кто-то совершает над ним действие?

  • Подумайте, какое из данных причастий вы смогли бы назвать действительными, а какие — страдательными?

  • Почему?

  • Выделите основу и суффиксы у причастий, входят ли в основу данные суффиксы?

Наблюдение в учебнике, стр. 38. Чтение правила о действительных и страдательных причастиях.


  1. Закрепление

Задание 1. Упр. 83. На доске выполняют работу два ученика. Слово паром выписывается в словарь; объясняется его лексическое значение; с данным словом составляется предложение.


Задание 2. Упр. 86 (устно).


*3адание 3. На доске записаны словосочетания с причастиями. Составьте с ними связный текст, над действительными причастиями поставьте букву д, а над страдательными — с.


Надвигающаяся опасность, корабль, потерпевший крушение, волна, нахлынувшая с левого борта, терпящие бедствие матросы, теряющий управление штурман, движимый чувством долга, плот, увлекаемый быстрым течением, выкачанная из трюма вода, разрушенный корабль, в бушующем океане.


Задание 4. Перестройте и запишите предложения так, чтобы вместо глагола стояло действительное причастие или страдательное (а если возможно — то и то, и другое).


Автобус выезжает по маршруту. Мама пригласила соседей в гости. Врач лечит больных. Мальчик бежит по дороге. Пришла весна, и снег растаял. Библиотекарь рекомендует книгу, Весь сад засыпали сухие листья.


Вывод 1. Причастия всегда сохраняют вид того глагола, от которого они образованы.


Задание 5. От данных глаголов образуйте причастия, укажите их вид.


Собирать — собрать; писать — написать; читать — прочитать; молчать замолчать; качаться — закачаться; преодолевать — преодолеть.


Вывод № 2. От глаголов несовершенного вида нельзя образовать причастия прошедшего времени совершенного вида, а от глаголов совершенного вида нельзя образовать причастий настоящего времени.


  1. Выводы по уроку
  • Что нового узнали на сегодняшнем уроке?

  • Чему научились?


  1. Домашнее задание

Выучить правило на стр. 38; упр. 85, *84.