Конспект урока по русскому языку в 7классе по теме
«Правописание НЕ с причастиями»
Подготовила учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №20 г.о. Химки
Жирнова Т.А.
Цели: дать представление о правиле написания не с причастиями; повторить правописание не с другими частями речи; расширить представления учащихся в области орфографии; способствовать выработке орфографического навыка; совершенствовать навыки работы по систематизации полученных знаний. Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: доска, мел, учебник, ручка, тетрадь.
Оформление доски: на доске написать тему урока.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Звонок. Учитель и ученики приветствуют друг друга. Ученики записывают тему урока в тетради.
2. Повторение.
1) Образуем действительное причастие настоящего времени. Купаться – купаются - … Спать – спят – спящий
2) Образуем страдательное причастие настоящего времени. Волновать – волнуют - … Рекомендовать – рекомендуют - …
3) Образуем действительное причастие прошедшего времени. Смириться – Протянуться – Свалиться – Обрати внимание! Привести – приведший, истечь – истёкший
4) Образуем страдательное причастие прошедшего времени. Подсластить – подслащ...нный Обидеть – обиж…нный Бросить – брош…нный
В словарик записать слова из учебника: выровненный, прекратить, претензия, претендовать, страшный, устрашающий, ужасающий, ужасный, чудовищный, жуткий, зловещий, грозный.
3. Объяснение нового материала.
Чтение учителем стихотворения:
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица НЕ.
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И во всём была разбериха
, И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная
И, виляя хвостом, уклюже
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шёл умытый, причёсанный ряха,
А за ряхой по травке свежей
Шли суразные дотёпа и вежа.
А из школы, взявшись за ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
И навстречу им утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы НЕ. –
Как не позавидовать жителям выдуманной страны из стихотворения С.Бондаренко: с исчезновением приставки НЕ- и частицы НЕ они избавились от сложной орфографической проблемы! - Но мы не будем недоучками и недотёпами и сделаем всё по правилам.
Учитель:
Как пишутся с НЕ имена существительные и прилагательные?
Приведите примеры.
- А как пишется НЕ с глаголами? Всегда раздельно? (Слитно, если не употребляются без не - негодовать, неистовствовать).
Задания на повторение.
непоседа; не друг, а враг; нелепый поступок; нечем удивить; не широкая, а узкая река; ничем не удивишь; небольшой, но глубокий овраг; не в чем сознаваться; недлинная дорога; не терпит неправды; невысоко прыгает; книга небольшая, а интересная; ненавидишь ложь –
А сегодня мы познакомимся с правописанием Не с причастиями и закрепим навык применения этого правила при выполнении различных упражнений
Откройте § 24 учебника стр.67. Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями
. Не с причастиями слитно
1. Полные причастия без Не не употр-ся. Недоумевающий взгляд.
2. Нет зависимых слов. Незакончившееся собрание
Не с причастиями раздельно:
1. С краткими причастиями не скошена трава
2. Если есть зависимые слова Трава не скошенная крестьянами.
3. Противопоставление с союзом а. Не скошенная, а зеленеющая трава.
4. Работа по теме
. Задание 1.
Подобрать к фразеологизмам синонимы. Валять дурака - притворяться непонимающим; Бездонная бочка - нескончаемые материальные затраты Не от мира сего - не приспособленный к жизни Справка: (не)скончаемые материальные затраты; (не)приспособленный к жизни; притворяться (не)понимающим;
Задание 2. Объяснительный диктант.
1. Тут обогнул он кусты невысокой калины, ронявшей ягоды в снег, и поглядел на рощу. 2. Вся белая от шелковистых каменных берёзок и молодого снега, она показалась ему вымыслом, никогда не снившимся ему, всегда окружённому лесом. 3. Каждая ветвь была резка, словно отчёркнута мелом, стволы как бы дымились, светлые искры пробегали по их коре. 4. И в этой серебряной роще, среди неподвижных деревьев, неподвижно стояла Таня и плакала. (Р.Фраерман «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»). 3. Комментированное письмо. Оленин был юноша, нигде не кончивший курса, нигде не служивший, промотавший половину своего состояния и до двадцати четырех лет не избравший себе никакой карьеры и никогда ничего не делавший.
4. Упражнение 132.
Ты говоришь, Петя, что наша спортивная площадка будет через день-два готова. Я с тобой не согласен. До полной готовности еще далеко. В сектор для прыжков не_привезен (кр. прич.) песок. Беговая дорожка не_выровнена (кр. прич.) и не размечена (кр. прич.). Щиты к столбам на баскетбольной площадке не_прикреплены (кр. прич.). Строительный мусор не убран (кр.прич.). При самой энергичной работе мы со всеми этими недоделками едва справимся за неделю.
5. Упражнение 133.
5. Подведение итогов.
6. Домашнее задание с комментированием к нему.
Параграф 24 (у)., упр. 135 (п.).