СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку в 8 классе на тему "Соблюдение грамматических норм"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 8 классе на тему "Соблюдение грамматических норм"»

Конспект урока русского языка в 8 классе

15.12.2020


Этап

урока

Цель этапа урока

Деятельность учащихся и учителя

время

1

Организационный момент.

Проверить готовность учащихся к работе на уроке

Учитель:

ребята, доброе утро. Рада вас всех видеть в полном здравии! Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Давайте поздороваемся, улыбнёмся друг другу и настроимся на серьёзную и, надеюсь, продуктивную работу. Садитесь, пожалуйста!


Учащиеся: приветствуют гостей и друг друга. Садятся на места.

1 минута

2

Определение цели урока.

Постановка цели урока через проблемную ситуацию.

Учитель:

Ребята, меня всю просто переполняют эмоции. Я хочу с вами сегодня обсудить вот что: так получилось, что в эту пятницу, после работы, я поехала домой на 105 – м автобусе. Вот зашла я в салон автобуса, нашла свободное место и вдруг кондуктор обращается ко мне с такой фразой:


ОПЛАТИТЕ ЗА ПРОЕЗД


Эта фраза представлена у нас с вами на экране. Давайте обратимся к ней. СЛАЙД 1


? Скажите, пожалуйста, всё ли в ней правильно, с точки зрения грамматики русского языка?


Учащиеся:


Сочетание ОПЛАТИТЕ ЗА ПРОЕЗД - не является правильным, так как оплатить (кого, что?) проезд, лишним будет предлог за. Это сочетание уместно, если ты являешься владельцем транспортного средства и платишь деньги за разрешение проехать.


Когда человек платит за билет в транспортном средстве, нужно употреблять глагол не "оплатить", а "заплатить". Но ЗАПЛАТИТЬ (за что?) ЗА ПРОЕЗД.

То есть, если есть приставка за, то уместно употребление предлога за. Заплатить за проезд. СЛАЙД 2


Учитель: молодцы, ребята. Правильно. Не в коем случае, нельзя говорить так как обратился ко мне кондуктор.


? Ребята, а какой вид ошибки допустил кондуктор?


Учащиеся:

Он нарушил грамматическую связь между слова в словосочетании. То есть допустил грамматическую ошибку.


Учитель:

Верно. Кондуктор допустил грамматическую ошибку. А скажите, пожалуйста, мы с вами не допускаем подобных ошибок?


Учащиеся:

Мы часто допускаем подобные ошибки в своей речи.


Учитель:

Действительно, мы с вами часто допускаем грамматические ошибки. А на ВПР и других контрольных работах часто не видим, что в предложении есть грамматическая ошибка или затрудняемся её исправить.


? Поэтому, как вы думаете, над чем мы с вами сегодня будем работать?


Учащиеся:

Мы будем работать над грамматическими ошибками, их исправлять в соответствии с грамматическими нормами.


Учитель:

Верно. Над грамматическими ошибками.

Давайте сформулируем тему нашего урока.


Учащиеся:

Соблюдение грамматических норм.


Учитель:

Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число. Сегодня у нас СЛАЙД 3


ПЯТНАДЦАТОЯ ДЕКАБРЯ.

КЛАССНАЯ РАБОТА.

СОБЛЮДЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ НОРМ.



? А чему мы должны сегодня научиться на уроке?



Ученики:

Мы должны научиться находить грамматические ошибки, определять их вид и исправлять в соответствии с грамматическими нормами.


Учитель:

? Ребята, скажите, пожалуйста, эта тема для нас новая или мы с по ней уже работали?


Ученики:

Мы уже работали над этой темой.


Учитель:

?Тогда давайте уточним и откорректируем цели нашего урока.

Ученики:

- отработать навык нахождения грамматических ошибок;


- отработать навык определения их вида;


- отработать навык исправления грамматических ошибок в соответствии с грамматическими нормами.

СЛАЙД 4

Учитель:

Верно. Именно эти цели должны быть нами достигнуты в ходе урока.

А сейчас вернёмся к нашему словосочетанию, вернее, уже к двум, так как при исправлении грамматической ошибки, у нас получились уже два варианта. А почему вы решили, что это словосочетания? Может, и не словосочетания вовсе?


Учащиеся: это можно доказать.


Учитель:

Как?


Ученики:

Необходимо выполнить их синтаксический разбор.


Учитель:

Давайте попробуем это сделать.

( вызывается к доске Лапин Егор)

7 минут

3

Работа по теме урока

( словосочетание)

Отработка навыков определения грамматической ошибки, умения её исправлять

Учитель:

Егор, как нам доказать, что это словосочетания?


Ученик (Лапин Егор):


Необходимо выполнить их синтаксический анализ с указанием типа подчинительной связи слов в словосочетании и речевой принадлежности компонентов данного словосочетания, так как, например, подлежащее и сказуемое не могут быть словосочетанием, однородные члены предложения, предлоги со словами, сочетания слов в составе фразеологизма.


Учитель:

Хорошо. Давай выполним синтаксический разбор этих словосочетаний.


Ученик (Егор Лапин):


ОПЛАТИТЬ ПРОЕЗД


Главное слово- оплатить, его обозначаем крестиком. Задаём от него вопрос: оплатить ЧТО? Проезд. От каждого слова ставим стрелочки и определяем части речи. ОПЛАТИТЬ – это глагол, ПРОЕЗД – имя существительное.

Открываем скобку, чертим схему словосочетания ГЛАГОЛ + ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ и определяем тип подчинительной связи слов в данном словосочетании, это УПРАВЛЕНИЕ, так как главное слово управляет падежом зависимого.



ЗАПЛАТИТЬ ЗА ПРОЕЗД


Главное слово- заплатить, его обозначаем крестиком. Задаём от него вопрос: заплатить ЗА ЧТО? За проезд. От каждого слова ставим стрелочки и определяем части речи. ЗАПЛАТИТЬ – это глагол, ЗА ПРОЕЗД – имя существительное с предлогом.

Открываем скобку, чертим схему словосочетания ГЛАГОЛ + ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ С ПРЕДЛОГОМ и определяем тип подчинительной связи слов в данном словосочетании, это УПРАВЛЕНИЕ, так как главное слово управляет падежом зависимого.


Учитель:

Хорошо. Теперь мы видим, что действительно это словосочетание.

? Егор, скажи, пожалуйста, а можем мы из этих словосочетаний, с типом подчинительной связи управление, сделать словосочетания с другим типом подчинительной связи?


Ученик (Егор Лапин):

Первом словосочетание, ОПЛАТИТЬ ПРОЕЗД, мы можем перестроить так, чтобы из управления получилось согласование.

Учитель:

Давай попробуем это сделать. ОПЛАЧЕННЫЙ ПРОЕЗД.


Учитель:

?Хорошо. А со вторым словосочетанием мы можем это сделать?


Ученик (Егор Лапин):

Нет. Мы не можем сказать ЗАПЛАЧЕННЫЙ ПРОЕЗД – это тоже будет грамматической ошибкой.


Учитель:

? Хорошо. Егор, скажи, пожалуйста, какие орфограммы нам встретились в словах из словосочетания ОПЛАТИТЬ ПРОЕЗД и ОПЛАЧЕННЫЙ ПРОЕЗД?


Ученик (Егор Лапин):


ОПЛАТИТЬ ПРОЕЗД – в слове оплатить нам встретилась безударная проверяемая гласная в корне слова – проверим словом ОПЛАТА. Приставка будет О, так как в русском языке приставка «А» обозначает отрицание. На конце пишу мягкий знак, так как это неопределённая форма глагола.


В слове ПРОЕЗД – приставка «ПРО», так как приставка ПРА имеет временнОе значение. На конце слова мы слышим Т, проверяем словом ПРОЕЗДЫ.


В слове ОПЛАЧЕННЫЙ добавилась орфограмма НН в суффиксе. Поскольку это страдательное причастие прошедшего времени, то в его суффиксе пишем НН.


Учитель:

Егор, спасибо за работу. Садись, пожалуйста.



5 Минут


Работа по теме урока

( предложение)


Отработка навыков определения грамматической ошибки, умения её исправлять

Учитель:

Ребята, смотрите сколько можно допустить ошибок в словосочетании. И сколько нам необходимо знать, чтобы этого не произошло. А ещё больше ошибок в какой единице синтаксиса можно допустить?


Ученики:

В предложении.


Учитель:

Верно. В предложении. Давайте обратимся к предложению и посмотрим, какие грамматические ошибки в нём могут встречаться.

СЛАЙД 5


Учитель:

?Кто может определить грамматические ошибки в первом предложении и исправить их?


Семен Петрович помыл голову ароматной шампунью, аккуратно причесался, одел парадный костюм и с удовольствием притопнул каблуками начищенных туфлей.


Ученик (Оля Осипенко):

Неправильно употреблено слово ШАМПУНЬЮ, произошло нарушение категории рода имени существительно, так как это слово имеет только мужской род. Соответственно и имя прилагательное, поскольку зависит от имени существительного, должно стоять в мужском роде – АРОМАТНЫМ ШАМПУНЕМ. Слово ОДЕЛ тоже употреблено неправильно, так как с одушевлёнными именами существительными сочетается НАДЕТЬ. ТУФЛЕЙ является грубой ошибкой, так как во множественном числе родительного падежа правильно будет ТУФЕЛЬ.

Следовательно, правильно будет так:


Семён Петрович помыл голову ароматным шампунем, аккуратно причесался, надел парадный костюм и с удовольствием притопнул

каблуками начищенных туфель.


Учитель:

?Оля, спасибо! Кто нашёл ошибки во втором предложении?


Ученик (Таня Мальцева):


Сквозь прозрачную тюль в распахнутое окно прорывались лучи утреннего солнца, с кухни доносился аппетитный запах куры.


В данном предложении в неправильной форме стоит имя прилагательное, которое относится к слову ТЮЛЬ. Это слово имеет в русском языке мужской род, поэтому правильно будет КРАСИВЫЙ ТЮЛЬ. Кроме того, неправильно сочетание имени существительного с предлогом: с кухни – это разговорный вариант употребления, правильно ИЗ КУХНИ. Запах КУРЫ тоже неправильный, так как правильно КУРИЦЫ.

Следовательно, правильно будет так:


Сквозь прозрачный тюль в распахнутое окно прорывались лучи утреннего солнца, из кухни доносился аппетитный запах курицы.


Учитель:

?Таня, спасибо! Кто нашёл ошибки в третьем предложении?


Ученик (Арсений Киселёв)

В своё день рожденье Семен Петрович договорился, чтобы знакомые бухгалтера заменили его на работе.


В данном предложении неправильно употреблена форма местоимения СВОЁ, поскольку оно относится к имени существительному день, то должно тоже иметь мужской род – СВОЙ. И не РОЖДЕНЬЕ, а РОЖДЕНИЯ. Неправильно употреблять и БУХГАЛТЕРА, правильно БУХГАЛТЕРЫ.


Следовательно, правильно будет так:


В свой день рождения Семен Петрович договорился, чтобы знакомые бухгалтеры заменили его на работе.


Учитель:

?Арсений, спасибо! Кто нашёл ошибки в четвёртом предложении?


Ученик ( Милена Костромина):


Заключенные раньше договора с заказчиками тоже способствовали приподнятому настроению именинника.


В этом предложении неправильно употреблено слово ДОГОВОРА. Необходимо говорить ДОГОВОРЫ.


Правильно так:


Заключенные раньше договоры с заказчиками тоже способствовали приподнятому настроению именинника.


Учитель:

?Милена, спасибо! Кто нашёл ошибки в пятом предложении?


Ученик ( Женя Сотников)


В гостиной на обеденном столе стояли блюда с яркими шариками консервированных помидор, возвышались горки пирожков с повидлой и щедро нарезанные куски торта со сливовым джемом.

В этом предложении неправильно употреблено слово ПОВИДЛОЙ. Необходимо его заменить на правильную форму ПОВИДЛОМ.

Правильно будет так:


В гостиной на обеденном столе стояли блюда с яркими шариками консервированных помидоров, возвышались горки пирожков с повидлом и щедро нарезанные куски торта со сливовым джемом.


Учитель:

?Женя, спасибо! Кто нашёл ошибки в шестом предложении?


?Есть ли ошибки в данном предложении?


Учащиеся: в данном предложении ошибок нет.


Учитель:

?Кто определил ошибки в седьмом предложении?


Ученик ( Хмелевская Снежана):


Семен Петрович, поискав в обоих карманах, достал около шестиста рублей


Здесь неправильно употреблено имя числительное, необходимо написать ШЕСТИСОТ рублей.


Правильно предложение будет так:


Семен Петрович, поискав в обоих карманах, достал около шестисот рублей.


Учитель:

?Снежана, спасибо! Кто нашёл ошибки в восьмом предложении?


Ученик( Ксения Пустовит)


Торопясь к выходу, Семёну Петровичу представлялась улыбка Валентины Никитичны.


В этом предложении неправильно употреблен деепричастный оборот. Получается, что улыбка Валентины Никитичны торопилась. Необходимо из деепричастного оборота, употребив подчинительный союз, сделать сложноподчинённое предложение.


Когда Семён Петрович торопился к выходу, ему представлялась улыбка Валентины Никитичны.


Учитель:

?Ксения, спасибо! Кто нашёл ошибки в девятом предложении?


Ученик( Тихонова Вика)


Он знал, что клубничное мороженое, которое любит Валентина Никитична, будет более вкуснее, если добавить взбитые сливки, а к свекле нужен чеснок, так что похода в магазин не миновать.


Здесь неправильная форма вкуснее. Слово БОЛЕЕ указывает на сравнительную степень и ВКУСНЕЕ тоже на сравнительную степень. Необходимо так: БОЛЕЕ ВКУСНЫМ.


Предложение будет таким:


Он знал, что клубничное мороженое, которое любит Валентина Никитична, будет более вкусным , если добавить взбитые сливки, а к свекле нужен чеснок, так что похода в магазин не миновать.


Учитель:

Ребята, спасибо. Вы неплохо потрудились. И теперь видите, сколько грамматических ошибок можно допустить в предложении.


? А где грамматических ошибок можно допустить ещё больше, чем в предложении? В какой единице синтаксиса?


Учащиеся:

в тексте.


Учитель:

?Ребята, а если мы с вами сейчас соединим эти предложения, у нас с вами получится текcт?


Ученики:

Нет.

Учитель:

А что такое текст?


Ученики:

Текст – это два и более предложения, связанные между собой по смыслу и грамматически.


Учитель:

То есть нужна смысловая и грамматическая связь между предложениями. А для этого мы должны их распределить в правильной последовательности.


Пожалуйста, поработайте сейчас в парах. Расставьте номера предложений так, чтобы они были в правильной последовательности и у нас получился текст.


РАБОТА В ПАРАХ – 2 минуты.


Учитель:

?Ребята, давайте проверим, что у вас получилось?


Ученик:

162534798


Учитель:

Ребята, вы абсолютно правы. Именно в такой последовательности эти предложения станут текстом. Я заранее подготовила его на листах. Сейчас я вам их раздам. А вы ещё раз внимательно его прочитайте и попробуйте определить: к какому стилю речи он относится.


Учащиеся:

К публицистическому.


Учитель:

Определите, пожалуйста, тип речи.


Учащиеся:

Повествование.


Учитель:

Ребята, а какую проблему поднимает автор текста?


Ученики:

Проблему того, что Семён Петрович заботился и думал о своих гостях.


Учитель:


Ребята, дома вам необходимо написать сочинение – рассуждение по типу 9.3 – что такое забота, использовав в качестве примера из текста то, как Семён Петрович заботился о своих гостя.




25 минут

4

рефлексия

Рефлексия учебного занятия

Учитель:

Ребята, выразите, пожалуйста, своё отношение к нашему сегодняшнему занятию, выбрав и продолжив одно из предложений


  1. Сегодня мне было интересно узнать…

  2. Я никогда раньше не задумывался над тем…

  3. На следующем уроке мне пригодится…

  4. На уроке у меня возникла проблема…

Для этого у вас на столах есть карточки.

1 минута

5

Окончание урока

Завершить урок

Учитель:

Ребята, спасибо за урок.




1