Учитель: Ребята, смотрите сколько можно допустить ошибок в словосочетании. И сколько нам необходимо знать, чтобы этого не произошло. А ещё больше ошибок в какой единице синтаксиса можно допустить? Ученики: В предложении. Учитель: Верно. В предложении. Давайте обратимся к предложению и посмотрим, какие грамматические ошибки в нём могут встречаться. СЛАЙД 5 Учитель: ?Кто может определить грамматические ошибки в первом предложении и исправить их? Семен Петрович помыл голову ароматной шампунью, аккуратно причесался, одел парадный костюм и с удовольствием притопнул каблуками начищенных туфлей. Ученик (Оля Осипенко): Неправильно употреблено слово ШАМПУНЬЮ, произошло нарушение категории рода имени существительно, так как это слово имеет только мужской род. Соответственно и имя прилагательное, поскольку зависит от имени существительного, должно стоять в мужском роде – АРОМАТНЫМ ШАМПУНЕМ. Слово ОДЕЛ тоже употреблено неправильно, так как с одушевлёнными именами существительными сочетается НАДЕТЬ. ТУФЛЕЙ является грубой ошибкой, так как во множественном числе родительного падежа правильно будет ТУФЕЛЬ. Следовательно, правильно будет так: Семён Петрович помыл голову ароматным шампунем, аккуратно причесался, надел парадный костюм и с удовольствием притопнул каблуками начищенных туфель. Учитель: ?Оля, спасибо! Кто нашёл ошибки во втором предложении? Ученик (Таня Мальцева): Сквозь прозрачную тюль в распахнутое окно прорывались лучи утреннего солнца, с кухни доносился аппетитный запах куры. В данном предложении в неправильной форме стоит имя прилагательное, которое относится к слову ТЮЛЬ. Это слово имеет в русском языке мужской род, поэтому правильно будет КРАСИВЫЙ ТЮЛЬ. Кроме того, неправильно сочетание имени существительного с предлогом: с кухни – это разговорный вариант употребления, правильно ИЗ КУХНИ. Запах КУРЫ тоже неправильный, так как правильно КУРИЦЫ. Следовательно, правильно будет так: Сквозь прозрачный тюль в распахнутое окно прорывались лучи утреннего солнца, из кухни доносился аппетитный запах курицы. Учитель: ?Таня, спасибо! Кто нашёл ошибки в третьем предложении? Ученик (Арсений Киселёв) В своё день рожденье Семен Петрович договорился, чтобы знакомые бухгалтера заменили его на работе. В данном предложении неправильно употреблена форма местоимения СВОЁ, поскольку оно относится к имени существительному день, то должно тоже иметь мужской род – СВОЙ. И не РОЖДЕНЬЕ, а РОЖДЕНИЯ. Неправильно употреблять и БУХГАЛТЕРА, правильно БУХГАЛТЕРЫ. Следовательно, правильно будет так: В свой день рождения Семен Петрович договорился, чтобы знакомые бухгалтеры заменили его на работе. Учитель: ?Арсений, спасибо! Кто нашёл ошибки в четвёртом предложении? Ученик ( Милена Костромина): Заключенные раньше договора с заказчиками тоже способствовали приподнятому настроению именинника. В этом предложении неправильно употреблено слово ДОГОВОРА. Необходимо говорить ДОГОВОРЫ. Правильно так: Заключенные раньше договоры с заказчиками тоже способствовали приподнятому настроению именинника. Учитель: ?Милена, спасибо! Кто нашёл ошибки в пятом предложении? Ученик ( Женя Сотников) В гостиной на обеденном столе стояли блюда с яркими шариками консервированных помидор, возвышались горки пирожков с повидлой и щедро нарезанные куски торта со сливовым джемом. В этом предложении неправильно употреблено слово ПОВИДЛОЙ. Необходимо его заменить на правильную форму ПОВИДЛОМ. Правильно будет так: В гостиной на обеденном столе стояли блюда с яркими шариками консервированных помидоров, возвышались горки пирожков с повидлом и щедро нарезанные куски торта со сливовым джемом. Учитель: ?Женя, спасибо! Кто нашёл ошибки в шестом предложении? ?Есть ли ошибки в данном предложении? Учащиеся: в данном предложении ошибок нет. Учитель: ?Кто определил ошибки в седьмом предложении? Ученик ( Хмелевская Снежана): Семен Петрович, поискав в обоих карманах, достал около шестиста рублей Здесь неправильно употреблено имя числительное, необходимо написать ШЕСТИСОТ рублей. Правильно предложение будет так: Семен Петрович, поискав в обоих карманах, достал около шестисот рублей. Учитель: ?Снежана, спасибо! Кто нашёл ошибки в восьмом предложении? Ученик( Ксения Пустовит) Торопясь к выходу, Семёну Петровичу представлялась улыбка Валентины Никитичны. В этом предложении неправильно употреблен деепричастный оборот. Получается, что улыбка Валентины Никитичны торопилась. Необходимо из деепричастного оборота, употребив подчинительный союз, сделать сложноподчинённое предложение. Когда Семён Петрович торопился к выходу, ему представлялась улыбка Валентины Никитичны. Учитель: ?Ксения, спасибо! Кто нашёл ошибки в девятом предложении? Ученик( Тихонова Вика) Он знал, что клубничное мороженое, которое любит Валентина Никитична, будет более вкуснее, если добавить взбитые сливки, а к свекле нужен чеснок, так что похода в магазин не миновать. Здесь неправильная форма вкуснее. Слово БОЛЕЕ указывает на сравнительную степень и ВКУСНЕЕ тоже на сравнительную степень. Необходимо так: БОЛЕЕ ВКУСНЫМ. Предложение будет таким: Он знал, что клубничное мороженое, которое любит Валентина Никитична, будет более вкусным , если добавить взбитые сливки, а к свекле нужен чеснок, так что похода в магазин не миновать. Учитель: Ребята, спасибо. Вы неплохо потрудились. И теперь видите, сколько грамматических ошибок можно допустить в предложении. ? А где грамматических ошибок можно допустить ещё больше, чем в предложении? В какой единице синтаксиса? Учащиеся: в тексте. Учитель: ?Ребята, а если мы с вами сейчас соединим эти предложения, у нас с вами получится текcт? Ученики: Нет. Учитель: А что такое текст? Ученики: Текст – это два и более предложения, связанные между собой по смыслу и грамматически. Учитель: То есть нужна смысловая и грамматическая связь между предложениями. А для этого мы должны их распределить в правильной последовательности. Пожалуйста, поработайте сейчас в парах. Расставьте номера предложений так, чтобы они были в правильной последовательности и у нас получился текст. РАБОТА В ПАРАХ – 2 минуты. Учитель: ?Ребята, давайте проверим, что у вас получилось? Ученик: 162534798 Учитель: Ребята, вы абсолютно правы. Именно в такой последовательности эти предложения станут текстом. Я заранее подготовила его на листах. Сейчас я вам их раздам. А вы ещё раз внимательно его прочитайте и попробуйте определить: к какому стилю речи он относится. Учащиеся: К публицистическому. Учитель: Определите, пожалуйста, тип речи. Учащиеся: Повествование. Учитель: Ребята, а какую проблему поднимает автор текста? Ученики: Проблему того, что Семён Петрович заботился и думал о своих гостях. Учитель: Ребята, дома вам необходимо написать сочинение – рассуждение по типу 9.3 – что такое забота, использовав в качестве примера из текста то, как Семён Петрович заботился о своих гостя. |