СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку в соответствии с требованиями ФГОС по теме: «Глагол как часть речи»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели данной разработки.  Личностные:  •    развивать устную научную речь учащихся  •    воспитывать стремление к речевому самосовершенствованию; •    развивать внимание, память во время словарной работы  •    овладеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях,  Регулятивные  •    организовать работу по развитию умений анализировать языковой материал по данной теме,  сопоставлять его по заданным признакам. •    развивать умение слушать друг друга. уметь сформулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.  Предметные формировать умение выделять глаголы в тексте; определять время, спряжение,    разбирать глаголы по составу; писать глаголы с изученными орфограммами;  

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в соответствии с требованиями ФГОС по теме: «Глагол как часть речи»»

Конспект урока по русскому языку в соответствии с требованиями ФГОС по теме: «Глагол как часть речи»

Ф.И.О. учителя: Малюга Екатерина Мирославовна

МБОУ Матвеево-Курганская сош №3 им. Героя Советского Союза А.М. Ерошина

Предметная область: русский язык

Класс: 5 класс

Учебник:   Русский язык. 5 класс.  Учебник для образовательных учреждений под редакцией А.Д.Шмелёва. Москва. Издательский центр  «Вентана-Граф».    2013 г

Тип урока: урок изучения нового материала

Формы работы учащихся: коллективная и индивидуальная  работа, самостоятельная работа с учебником и другими источниками  

Цели.

Личностные: 

  • развивать устную научную речь учащихся 

  • воспитывать стремление к речевому самосовершенствованию;

  • развивать внимание, память во время словарной работы 

  • овладеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях,

Регулятивные 

  • организовать работу по развитию умений анализировать языковой материал по данной теме,  сопоставлять его по заданным признакам.

  • развивать умение слушать друг друга.

уметь сформулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

 Предметные

формировать умение выделять глаголы в тексте; определять время, спряжение,    разбирать глаголы по составу; писать глаголы с изученными орфограммами;

Учебные задачи:

1.Учебные задачи, направленные на достижение  личностных  результатов:

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости

Планируемые результаты: личностные

-Формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе;

-Овладеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях,
-Уметь избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

-Определять общие для всех правила поведения;

-определять правила работы в парах;

2 .Учебные задачи, направленные  на достижение  метапредметных  результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):

Регулятивные:

-формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

- уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;

Познавательные:

-общеучебные :использовать рисунки для решения учебной задачи; извлекают информацию
из учебного текста;

-логические :осуществлять сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию по родовидовым признакам; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; строить рассуждения; соотносить с известными понятиями, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Коммуникативные:

-формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные высказывания,

-уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;

3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- формирование умения различать части речи, выделять орфограмму, определять ее место в слове, применять правило проверки орфограммы.

Планируемые результаты предметные

-уяснить значение глаголов в речи;

-распознавание морфологических признаков глаголов;

-выполнение морфологического разбора глагола по схеме;

Необходимое техническое оборудование. Компьютер, проектор, экран.



Структура и ход урока

Этапы урока

Цель этапа

Действия учителя

Действия обучающихся

Формируемые УУД

Этап 1

Организационный этап

Включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.


  1. Учитель организует обучающихся, взаимодействует с классом,  предлагает отгадать загадку.

Он отвечает на вопрос «Что делать?».

Часть речи это. Например, «пошел».

Обозначает действие предмета

И гордо называется... (глагол)

- О какой части речи говорится в этой загадке?

Личностные УД: 

  • Самооценка готовности к уроку.

Учащиеся включаются в учебную деятельность, настраиваются на работу,  выразительно читают  загадку.

Учебно-познавательный интерес к данному уроку.

Этап 2

 Мотивационный этап

Планирование своей деятельности, формулирование задач урока

-мотивация учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

-осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.


Учитель подводит обучающихся к теме урока 

Создание проблемной ситуации.

Видео. Проектор.

- Ребята, перед вами набор слов. Найдите «лишнее» слово.

Стол, крем, воздух, читать, книга, шнур, пейзаж

Учитель организует обсуждение темы урока:

- Какое слово «лишнее»?

- Почему вы так решили?

- Сформулируйте тему нашего урока.

- Как вы считаете, какие задачи стоят перед нами сегодня на уроке?

- Какова цель нашей работы на этом уроке?

    Учитель обобщает точку зрения учащихся и предлагает сформулировать тему урока и его цель, организует общее обсуждение, помогает преодолеть проблемную ситуацию

 Фронтальная работа.

Приводят свои варианты цели и задач урока.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, выделяют информацию, определяют тему урока.

Регулятивные: целеполагание; выполнять задание в соответствии с поставленной целью

Коммуникативные: ответы на  вопросы. умение слушать и слышать друг друга;

- высказывать свои мысли.

Познавательные: поиск и выделение информации, уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу.

Личностные :

Осознание ценности изучаемого материала и практической его важности; самоопределение; - выражать положительное отношение к одноклассникам;

Метапредметные УД:

Самостоятельное формулирование учебных задач и цели урока, умение выявлять проблему, выбирать действия по достижению цели.

Этап 3.

Усвоение новых знаний и способов действия
































































Формирование базовых понятий глагола как части ;

актуализация учебного содержания, необходимого для изучения нового материала;

актуализация мыслительных операций: сравнение, анализ, обобщение.


Учитель организует формирование базовых понятий глагола как части речи (с помощью учебника). Взаимодействует с обучающимися, создает условия для оптимального усвоения материала.

  1. Зрительный диктант.

  • в предложение, записанное на доске, необходимо вставить пропущенные слова.

Глагол - это часть речи, которая отвечает на вопросы _________________________ , обозначает _____________________, в предложении является _______________________________

Игра «Грамотей».

- Чтобы стать грамотным человеком, нужно много трудиться. Назовите глаголы, которые описывают ваш труд в школе.

Теоретическая минутка.

- Сравните общую характеристику глагола с общей характеристикой существительного и прилагательного. Как вы думаете, у какой из этих частей больше разных форм?

Посмотрите текст параграфа.


-Что нужно сделать, чтобы правильно написать личное окончание глагола?

-Какая особенность написания возвратных глаголов?


– Прочитайте.

Сейчас зима, а на дворе самый лютый месяц зимы – февраль. На доске записано стихотворение С. Маршака.

Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой вьется по земле
Легкая поземка.


Над Кремлевскою стеной -
Самолетов звенья.
Слава армии родной
В день ее рожденья!

- Можно ли сразу прочитать стихотворение? (Нет)

- Почему? (Не хватает слов)

_______ ветры в феврале
_______ в трубах громко.
Змейкой _________ по земле
Лёгкая позёмка.

Работа в паре.

Работа по учебнику.

- Действие – это общее название для всего, что может обозначать глагол, но значение действия можно уточнить. Найдите соответствие между группами глаголов и их общим значением, упр.8, с.256

Познавательные УД:

  • Устная работа по заявленным вопросам;

  • Работа с текстом;

  • Работа с учебником;

  • Выполнение практических упражнений

Регулятивные УД:

  • Работа в группах

Коммуникативные УД:

Учащиеся рассуждают и выражают свои точки зрения, учитель обобщает ответы учащихся.

Учащиеся дают ответы, учитель подводит учащихся попробовать самостоятельно сформулировать определение глагола.

Учащиеся формулируют полное определение глагола, подтверждая каждый его тезис с примерами.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше; - знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности)

Предметные: формирование базовых понятий глагола как части речи;

Метапредметные:

Научиться правильно строить свои ответы и высказывания, извлекать необходимую для выполнения упражнений информацию, отбирать и систематизировать материал по теме урока

Коммуникативные:

- взаимодействие, умение общаться в паре;

- участвовать в коллективном обсуждении вопросов,

высказывать и обосновывать свое мнение, дополнять и контролировать друг друга.


Этап 4.

Закрепление материала

Закрепление умений по определению базовых понятий глагола как части речи

воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого.                       

Групповая работа

Организует работу с упраж-
нением, контролирует его
выполнение

Задание. Вам надо в группе обсудить, какими действиями можно показать движения данных спортсменов, а мы потом попытаемся угадать, какой вид спорта вы представляли и какие действия выполняли.

Карточки.

1 группа. Фигуристы. (рисунок)

2 группа. Лыжники. (рисунок)

3 группа. Хоккеисты. (рисунок)

4 группа. Биатлонисты(рисунок)

После обсуждения дети угадывают вид спорта и говорят слова, называющие действия предметов.

Познавательные УД:

Индивидуальная работа.

Работа в группах

Развитие  коммуникативных  УД, обеспечивающих возможность сотрудничества.

Регулятивные УД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Осознание качества и уровня усвоения темы урока.

Личностные:

1.Успешно выполненные задания.

2.Самооценка и адекватное реагирование на свои результаты.

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.



Этап 5.

Рефлексия

Организация рефлексии:

- оценить результаты собственной деятельности

-повторить способ нового знания


- Итак, подошел к концу наш урок, где мы с вами познакомились с такой частью речи, как глагол.

Закончите предложения:
• Урок помог мне…

• Для меня было сложным…

• Мне понравилось…- Что нового узнали на уроке?

- На какие вопросы отвечают глаголы?

- Какое задание было наиболее интересным?

Оценки учителя.

Спасибо! Молодцы!

- достигли ли мы цели нашего урока?

- что вам понравилось на уроке, какие задания?

- Что не понравилось? Какие виды работы вы хотели бы выполнить на следующем уроке?

Личностные:

  • Самостоятельно выбрать тему домашней работы.

Развитие  регулятивных  УД.

  • Выполнить все требования к домашней работе

Коммуникативные:

  • Обсудить возникающие затруднения по домашней работе

Личностные:

1.Осознание обучающимися своей учебной деятельности

2.самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе.

Регулятивные:

- осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.

- выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные:

-структурирование знаний; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Этап 6. Домашнее задание

Домашнее задание

с.255 , упр. 7 (2 и 3 зад.)