ФИО педагога | Билецкая Светлана Владимировна |
Предмет | Русский язык |
Класс | 2 класс |
Общая информация о занятии |
Дата: | Тема: Одушевленные и неодушевлённые имена существительные. | Цель: освоить понятия «одушевлённые и неодушевлённые имена существительные» и способа определения одушевлённых и неодушевлённых имён существительных. Задачи: - стимулировать активную познавательную деятельность учащихся; - развивать умения самостоятельно делать выводы на основе наблюдений и сравнений; - воспитывать доброжелательность, ответственность, любовь к русскому языку, к Родине. |
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Освоение понятия «одушевлённые и неодушевлённые имена существительные» и способа определения одушевлённых и неодушевлённых имён существительных. | Познавательные УУД Осуществлять поиск нужной информации, высказываться в устной форме и письменной форме, ориентироваться на разные способы решения задач, анализировать объекты, выделять главное, проводить сравнение, классификацию по разным критериям, строить рассуждения об объекте, обобщать. Коммуникативные УУД Допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения. Стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия, владеть монологической и диалогической формой речи. Регулятивные УУД Самостоятельно добывать и формулировать тему и цель урока, планировать свои действия. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль, оценивать свои действия, вносить коррективы в действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. | Сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке. |
Тип урока: ОНЗ | Материально- технические средства: раздаточный материал (карточки для работы в парах, для самостоятельной работы), сигнальные карточки для самооценки, интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку. | Технология (авторская методика): проблемно – поисковая, алгоритмизированная |
Структурные параметры |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Задания, направленные на достижение результатов | УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности Цель: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Приветствует обучающихся Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, а также атмосферу доброжелательности. Эмоциональный настрой. | Приветствуют учителя. | Раннею весною Дома не сидится. Хочется ребятам Многому учится. И бегут нарядные В школу на урок. Там зовёт их к знаниям Радостный звонок! (Слайд 1) - Сегодня замечательная погода, так как на улице весна и настроение у всех сегодня хорошее. - А нас ждут новые открытия. Готовы? | Личностные: мотивация к учебной деятельности и самоопределение. Коммуникативные: слушать и понимать речь других. |
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие Цель: побуждение детей к активной мыслительной деятельности; | Предлагает вспомнить, что уже знают дети об имени существительном ( по алгоритму). Организует работу в парах. | Работают в парах. Самостоятельно формулируют ответы на поставленные вопросы. Делают выводы. | Прочитайте слова: Учитель, торт, медведь, дерево, кот, лиса, книга, жук, ручка, стол. (Слайд 2) - К какой части речи относятся эти слова? - Давайте вспомним, что мы уже знаем об имени существительном по алгоритму. Алгоритм «Части речи» (Слайд 3 ) - Что такое имя существительное? - Что обозначает имя существительное? - На какие вопросы отвечает? -А хотели бы вы ещё больше знать об имени существительном? - Молодцы! Теперь вы легко справитесь со следующим заданием. Работа в парах. - Разделите эти слова на группы. Проверка. (Слайд 4) | Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в материальной громкоречевой и умственной форме. Коммуникативные: слушать и понимать речь других. Использовать речь для регуляции своего действия. |
3.Выявление места и причины затруднения Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации, выявить места и причины затруднения, осознать то, чем именно поможет ранее изученный материал для выполнения нового задания | Нацеливает детей на формулирование темы урока учащимися и постановку учебной задачи | Осуществляют действия, которые приведут к формулированию темы и цели урока. | - По какому признаку вы сгруппировали слова? (В одном столбике имена существительные, которые отвечают на вопрос что? В другом столбике имена существительные, которые отвечают на вопрос кто?) -Как они могут называться? - В чём наше затруднение? | Познавательные: формировать умение анализировать объекты, выделять главное, строить рассуждения. Регулятивные: целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и неизвестно. Коммуникативные: формулировать в рамках учебного диалога фиксацию места , вызвавшего затруднение. |
4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения Цель: постановка целей учебной деятельности, выбор способа и средств их реализации. | Подводит детей к определению темы и цели урока. | Формулируют тему урока. Составляют план достижения цели и определяют средства, аргументируют свои высказывания, делают выводы. | -Кто догадался, что мы будем исследовать на уроке? (Имена существительные) - Какова цель нашего урока? (Узнать новое об имени существительном) - Что нам не6обходимо сделать для реализации поставленной цели? (Вывести правило) - Как чаще всего мы выводим правило? ( На основе сравнения и наблюдения) | Познавательные: формулировать тему и цели. Регулятивные: планирование – составление плана действий (с помощью учителя). Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия, строить монологическое высказывание. |
5.Реализация построенного проекта. Первичное закрепление во внешней речи Цель: построение учащимися нового способа действия; усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | Организует исследовательскую деятельность детей. Подводит учащихся к выводу с помощью наводящих вопросов. Контролирует выполнение работы. | Отвечают на наводящие вопросы учителя. Находят признаки, делают вывод. | -Вернемся к нашим словам. Что можно сказать о первой группе слов? И о второй группе слов? - Почему они отвечают на вопрос кто? что? - Что обозначают эти слова? ( Они обозначают людей и животных, т.е. живые предметы) - Правильно. Это живые существа, которые сами могут передвигаться, дышать, питаться, а ещё, можно сказать и так, они обладают душевными переживаниями. - Подумайте, как могут называться такие имена существительные? - А как будут называться имена существительные, называющие неживые предметы и не обладающие душевными переживаниями? - В русском языке такие имена существительные называются одушевлёнными и неодушевлёнными. (Слайд 5) - А теперь давайте обобщим всё, что мы сказали. - Дайте определение, какие имена существительные называются одушевлёнными, какие неодушевлёнными? (Слайд 6-7) | Предметные: проводить наблюдение за именами существительными. Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия, строить монологическое высказывание. |
6.Физминутка | Организует двигательную физминутку | Дети выполняют движения. | - А теперь поиграем в игру «Кто или что?» и отдохнём. - Если услышите одушевлённые имена существительные, то шагаете на месте, если неодушевлённые имена существительные, присаживаетесь на корточки. - Как будите определять одушевлённые и неодушевлённые имена существительные? (по вопросу) - На какие вопросы отвечают одушевлённые имена существительные? (кто?) Неодушевлённые? (что?) Кофта, мальчик, мама, дождь, ветер, ученик, строитель, цветок, машина, собака, щука, берёза, черепаха. | |
7.Самостоятельная работа. Взаимопроверка в парах. Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. | Организует самостоятельную работу детей по карточкам (по вариантам). | Дети читают наизусть стихи поэта-земляка А.М.Кузнецова. Определяют главную мысль произведений. Учатся находить в поэтических произведениях одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (по вариантам). Делают выводы. Осуществляют взаимопроверку. | - Послушаем стихотворения. - Кто является автором стихотворений? Определите главную мысль произведений. 1 вариант – подчеркнёт в стихотворении одушевлённые имена существительные Во сне мне видится дорога – Зовут родимые края – И женщина с причёской строгой, Жена, ровесница моя. И те, кому я столь же дорог, Но по – другому, - дочка, сын. Кому б теперь игрушек ворох И сказок короб не один! 2 вариант – подчеркнёт в стихотворении неодушевлённые имена существительные. (Слайд 8-9) Вот одуванчик робкий Расцвёл в саду у тропки. Раскрыл свои густые Ресницы золотые: На всё кругом дивится – Глядит – не наглядится. - Поднимите руку те, у кого были ошибки. - Не расстраивайтесь, в следующий раз у вас всё получится. | Предметные: развивать умение работать самостоятельно. Регулятивные: действие по намеченному плану, сохранение учебной задачи урока на каждом этапе. Коммуникативные: контролировать действия партнёра, владеть речью. |
8.Рефлексия учебной деятельности. Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. Самооценка учащимися собственной учебной деятельности. | Предлагает вспомнить тему и цели урока. Оценить их выполнение. Предлагает оценить деятельность учащихся на уроке. Предлагает дифференцированное домашнее задание (на зелёных карточках – задания, в которых есть слова для справок, на жёлтых – самостоятельное выполнение, на красных – задания повышенной сложности) | Отвечают на вопросы учителя. Оценивают результаты своей деятельности на уроке (показывают сигнальные карточки: жёлтый – «Я всё понял у меня всё получается», зелёный – «Я всё понял, но иногда ошибаюсь», красный – «Я пока ещё не всё понял, поэтому много ошибался» | - Подведём итоги. -Какая была тема урока? -Какую мы ставили перед собой цель? -Удалось ли нам её достигнуть? - Чему научились на уроке? - Оцените свою деятельность на уроке с помощью сигнальных карточек. | Предметные: умение делать выводы, формулировать определение. Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, формирование границ собственного знания и «незнания» Коммуникативные: строить монологические высказывания. |
Список использованной литературы.
Анащенкова С.В., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Бойкина М.В., Волкова С.И., Горецкий В.Г. и др. Сборник рабочих программ «Школа России» 1- 4 классы. – М.: Просвещение, 2011.
Жиренко О.Е., Гайдина Л.И., Кочергина А.В., Яровая Л.Н. Учим русский с увлечением: Часть речи. Предложение. Текст. Развитие речи: 1-4 класс.- М.: 5 за знания, 2005. – 240с.- ( Методическая библиотека).
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В двух частях. Часть 1. – М.: Просвещение, 2012.
Кузнецов А. Жаворонок в поднебесье. Сборник стихотворений. – Воронеж: Кварта, 2016. – 144 с., ил.
Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по русскому языку: 2 класс.- М.: ВАКО,2012. – 368с. – ( В помощь школьному учителю)