Тема: «Имя прилагательное» Цель — создание условий для общения знаний об имени прилагательном. Задачи: 1) Закрепить знания о прилагательном, как части речи. 2) Развивать внимание, мышление, устную связную речь, орфографическую зоркость. 3) Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру. Здоровьесберегающий аспект: работа по предупреждению и сохранению здоровья учащихся – профилактика зрения, осанки, снижение утомляемости. Оборудование: карточки со словами, проектор, презентация с видео- и музыкальными слайдами. Ход урока: 1. Орг момент Игра «Здравствуй» — Добрый день, мой милый друг (рукопожатие) — Посмотри— ка ты вокруг (участники поворачивают головы из стороны в сторону). Здесь есть ты (игроки кладут правую руку на плечо соседа). Здесь есть я (правую руку участники кладут себе на грудь). Будем вместе (каждый игрок обе руки ладонями соединяет с руками партнёра, руки необходимо держать на уровне груди) Жить (каждый участник хлопает в ладоши), Друзья (партнёры соединяют руки ладонями, держа их на уровне груди). Когда мы улыбаемся, мы реже ошибаемся. И чаще награждаемся подарками судьбы. Когда мы улыбаемся, мы самоисцеляемся. И силой наполняем мы дарующей успех! -Я дарю свою улыбку всем вам, поделитесь и вы своими улыбками друг с другом, ощутите тепло и свет, радость и счастье. Песня « Улыбка» Шаинского В. Настрой на урок. -Покажите умные глазки, ровные спинки. Сколько правил! Правил сколько! С непривычки бросит в дрожь. Будь старательным и только! Будь внимательным и только! Все запомнишь, все поймешь! Медитация. Прикрыли глазки и мысленно сказали: “Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен и уверен в себе”. Я желаю вам успехов на уроке. 2. Минутка чистописания: Самомассаж пальцев. Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. Будем массировать каждый палец, старайтесь уделить внимание каждому суставчику, тщательно его растирая. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, указательного – улучшает работу желудка, среднего – кишечник и позвоночник, безымянного – печени, мизинец помогает работе сердца. Встряхните руки, словно сбрасываете с них капельки воды. Стихотворение о букве «д». (Слайд 2) Д – стоит, и очень твердо! Голову задрала гордо. Видны за окнами дома И дети на дорожках А вот и буква Д сама На самоварных ножках. -Пишем в тетрадях. (Дети говорят хором) Я тетрадочку открою, Уголочком положу, И от вас, друзья, не скрою, Ручку я, «вот-так» держу, Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь ! 3. Определение темы и целей урока (слайд 5) -Какие части речи вы знаете? На доске и вокруг класса расположены карточки с именами -прилагательными и существительными. (слайд 3-4) -Прочитайте слова на доске. Сформулируйте тему урока. «Имя прилагательное» -Запишите тему урока в тетрадь. -Продолжите цели урока: Закрепить знания о … Развивать…. Воспитывать …. 4. Повторение: - Что такое имя прилагательное? Чтение стихотворений. 1 ученик. Имя прилагательное – часть речи увлекательная! О предмете знает все, – чей? какой? какой ещё? Уточняет, украшает, образ всем нам создает! Веселится и ликует Морфологии народ! 2 ученик. У существительных подчас Не жизнь, а просто скука. Ни цвета нет у них без нас, Ни запаха, ни звука! Но если нас к ним приложить, Им веселее станет жить: Вот громкий стук, Вот желтый шар, Вот сокрушительный удар, Вот звонкий колокольчик, А вот и сладкий пончик. 5. Словарно-орфографическая работа: - С какой частью речи связано имя прилагательное в речи? Выйдите все из-за парт, найдите кто быстрее в классе имена прилагательные. Подобрать к именам существительным имена прилагательные, составить словосочетания. (Слова развешаны по стенам класса, на шкафах, и дети, поворачиваясь, их ищут). Длинная коса, меховая шапка, несчастный трус, большой живот, глубокий овраг, душистый запах, новые сапоги. -Запишите слова, обменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку. Зрительная гимнастика Расширение поля зрения. Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причем за каждым пальчиком следит свой глаз: за правым пальцем - правый глаз, за левым - левый. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их... и направить в противоположные стороны на чужие места: правый пальчик (и с ним правый глаз) в левую сторону, а левый пальчик (и с ним левый глаз) в правую сторону. Вернуться на свои места. Вращаем правый пальчик по часовой стрелке, а левый – против и следим за ними глазками. Закрыть глаза и сосчитать до 10. 6. Закрепление знаний об имени прилагательном: 2) Работа с учебником, с. 204 упр. 519. Чтение текста стоя. Этот зверь живет в норе. У него небольшие ушки и длинный пушистый хвост. Тело покрыто желтой шерстью. Есть острые зубы. В русских народных сказках этот зверь всегда хитрый и коварный. Угадайте, о каком звере идет речь? Какие слова помогли вам догадаться? Какую роль в нашей речи играют имена прилагательные? Игра-пантомима. -Изобразите животное с помощью мимикой, жестами, движениями, голосом. Релаксация под музыку. Закройте глаза. Представьте себя в осеннем лесу. Что вы увидели? Что вы услышали? Беседа о правилах поведения в лесу. Чтение стихотворения. Нам жить в одной семье. Нам петь в одном кругу. Идти в одном строю. Лететь в одном полете. Давайте сохраним: Ромашку на лугу, Кувшинку на реке, И клюкву на болоте! Физминутка. А) Стоя. Хлоп руками! Топ ногами! Головой туда – сюда! А теперь сильней локтями Поработаем, друзья! А теперь остановитесь И в кого-то превратитесь. Дети изображают названных животных. Слоненок. Тигренок. Зайчонок. Б) Сидя. – Для глаз (по Базарному). – Для хорошей работы головного мозга (Потереть носик ладошкой, потереть влево 5–10 раз, вправо – 5–10 раз). -Что вы знаете о лисице? Прием, направленный на снятие усталости. -Сейчас я расскажу вам что-то интересное… Рассказ учителя о лисице. Показ слайдов. Лисица степная или корсак. Корсак – очень мелкая, тусклоокрашенная лисичка. Летняя шубка окрашена в желто-серые, красновато-желто-серые или песчаные тона. Зимой мех желтовато-серого цвета, становится густым, мягким и шелковистым. Хвост пушистый, серо-бурый; сверху заметен черноватый налет низ хвоста – светлый. Кончик его – темный, почти что черный. Наиболее красивой шубка становится в конце ноября – в начале февраля. Длина тела корсака – 50 – 60 см, а хвоста – 25 – 35 см; высота – 28 – 30 см. Вес – 2,5 – 5 кг. Продолжительность жизни колеблется от 3 до 6 лет в природных условиях, и до 12 – в неволе. Корсак приносит немалую пользу, истребляя много вредных грызунов. Занесён в международную Красную Книгу. Опишите животное при помощи прилагательных, составьте словосочетания (имя существительное + имя прилагательное). Музыкальная физминутка. - Поднимите плечи вверх, стараясь достать до ушей. - Опустите свободно. - Теперь поочерёдно одно плечо вверх, другое – вниз. - Разотрите шейный отдел позвоночника. - Погладьте себя по головке и скажите: “Какие мы хорошие. Всё сможем”. Сядьте за парты, поменявшись местами. 7. Самостоятельная работа по выбору (тест или списывание с заданием). I ВАРИАНТ. 1. Имя прилагательное – это _______________, которая обозначает _______________ и отвечает на вопросы _______________. 2. Укажи группу слов, которая является именами прилагательными. а) дождь, школьный, молоко; б) молочный, дождливая, школьное; в) школа, дождь, молочный. 3. Прилагательные изменяются _______________________________________________ 4. Допишите подходящие по смыслу имена существительные. стройная __________________ душистые _________________ голубое ___________________ сосновый _________________ II ВАРИАНТ. Спиши текст. Выпиши словосочетания прилагательное+ существительное. Поб_лели осенние п_ля и пригорки. Тонким льдом покрылась спокойная р_ка и уснула. Ходит ранняя з_ма по горам и поглядывает по ст_р_нам. Укутывает д_ревья и кусты в тёплые шубы. Прием «Выбрасывание усталости» Скиньте усталость! 8. Домашнее задание на выбор (сдайд 13) Споем любимую песню и запишем домашнее задание 9. Итог урока (слайд 14-18): - Назовите тему сегодняшнего урока. Чему учились на уроке? Самооценка личная Ребята, попробуйте сами оценить свою работу. |